Урок з природознавства на тему: "Тварини. Різноманітність тварин в природі"

Про матеріал
Конспект уроку з природознавства розроблений для 3 класу з російською мовою навчання з використанням інтерпктивних технологій навчання, зокрема технологією колективно-групового навчання. В розробці використовуються методи роботи для розвитку критичного мислення учнів.
Перегляд файлу

План-конспект урока  по природоведению для 3 класса
Тема: «   ЖИВОТНЫЕ. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»

Тип урока: усвоение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с классификацией животных; выявить отличительные групповые признаки; расширить знания о животном мире, в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос, работать  коллективно, развивать умение детей работать с текстом, развитие познавательной активности , коммуникативных способностей детей, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, воспитывать  чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока

I. Организационный момент. (сделать пазлы семейств из царства растений)

А). - Дорогие ребята, я рада вас приветствовать. Улыбнемся и подарим друг другу улыбки.

И сразу разделимся на группы. Для этого раздам вам карточки с фрагментами картинки. Вы собираете картинку. Кому выпала карточка с буквой Л, тот и является лидером группы. (Дети формируют рабочие группы)

Перед вами памятки поведения в группе, озвучьте их.

Памятка поведения в группе:

  • не покидать группу;
  • говорить тихо и спокойно;
  • соблюдать очередность;
  • сознательно пользоваться жестами;
  • обращаться по имени;
  • вести себя неконфликтно (не задираться).
  • работать дружно.

Б). проверка домашнего задания.

- Какие семейства из царства растений вы собрали на картинках?- водоросли, - мхи, - папоротниковые, - хвойные растения, - цветковые растения. Расскажите, что вы знаете про эти семейства.

 II. Мотивация учебной деятельности.

Проблемный вопрос:

- Ребята, а сегодня нам предстоит ответить на вопрос:  что такое или кто такой  ВЕТАПУНГА?

 ( вывешивается табличка). Предполагаемые ответы учащихся.  Приём  «Мозговой штурм». На этот и многие другие интересные вопросы мы сегодня найдём ответы на уроке. Например:  - сколько сердец у осьминога? – каракатица – это рыба или животное? – почему крокодилы плачут, когда съедают свою жертву?

III. Актуализация знаний.

1.Сейчас поиграем в игру «Да» или «Нет». На вопрос отвечаем быстро -да или нет.

1.Зимой сутки короче, чем летом?

2.Все ли животные важны для природы?

3.Пиявки живут в водоемах?

4.Тритоны относятся к рыбам?

5.У насекомых 6 ног?

6.У паукообразных 6 ног?

7.Каракурт – это насекомое?

8.Крабы и креветки -это ракообразные?

9.Клещи –это насекомые?

10. Я на все вопросы знал ответ?

-Если вам интересен мир животных, как вы можете его изучать?(Слайд1)

(изучать на уроке природоведения, спрашивать у взрослых, прочитать в книге,

найти информацию в интернете, смотреть телепередачи о животных)

2.Найдите «лишнее» слово:

Слон, моллюск, гибискус, страус, червь, краб, лиса.

Назовите одним словом остальные слова. Животные.

Это флора или фауна?

- А какая наука изучает жизнь животных?(Слайд 2)

Как вы думаете, над какой темой будем работать? Уточните тему урока.

Итак, тема урока «Разнообразие животных».

3.Вы уже многое знаете о животных. Разделите всех представителей животного мира - на 2 группы – по отношению к человеку (дикие и домашние),

- на 3 группы- по месту обитания – (в воде, в воздухе, на земле),

- Что мы знаем о животных? ( они –часть природы, рождаются, питаются, растут, умирают, передвигаются, размножаются, дышат, участвуют в цепи питания и т.д.)

IV .Открытие новых знаний.

А). Учитель: - Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна.  Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое. Сегодня мы переходим к изучению другого царства – Фауны – царства животных.  У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей - групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую» книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок.- Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Чтобы выполнить это задание, нужно найти информацию. Где можем её найти, если её нет в учебнике.(Энциклопедии, интернет.)

Б). Работа в группах. Я эту информацию взяла в Википедии. Чтобы узнать что-то новое по теме урока, вам надо прочитать тексты в группах и подготовить сообщение о том, какие животные населяют нашу планету, какие общие отличительные черты каждой группы животных.  Ответить на вопросы письменно на листочках. Каждая группа узнает что-то новое и расскажет товарищам. Задания в конвертах,  на карточках.

  1. Группа. (С фотографиями)

Черви. Моллюски

Черви, сборная группа  беспозвоночных животных с вытянутым телом, объединяющая плоских, кольчатых червей. Существенным признаком является мягкое вытянутое тело. Передвигаются черви изгибая мягкое тело.  Живут в почве,  в водоемах, морях. Дождевые черви помогают улучшать почву, пиявки служат в медицине, морские черви служат кормом для рыб. Это полезные черви. Но есть много вредных червей, с ними надо бороться.

Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и одной ноги. У плавающих моллюсков нога преобразована в плавник. Почти все моллюски защищены раковиной. У кальмара раковина спрятана под кожей. Их можно встретить на поверхности и внутри земли, в морях и реках. Питаются моллюски растениями и мелкими животными.

Сведения о червях и моллюсках:

  1. Их называют беспозвоночные. Почему?_______________________________________
  2. Представителями этих групп являются:______________________________________
  3. Существенные черты группы ЧЕРВИ : ______________________________________________
  4. Существенные черты группы МОЛЛЮСКИ: ___________________________ ________________________________
  5. Среда обитания этих групп: ______________________________________________

 

  1. Группа. (С фотографиями)

Иглокожие. Ракообразные

Иглокожие - малоподвижные животные. Многие из них - хищники, некоторые питаются растительной пищей. При нападении врага или неблагоприятных условиях могут отбрасывать части тела, и даже внутренние органы с последующим их восстановлением.

Ракообразные -

Тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка. На голове расположены 2 пары усиков - антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Глаза расположены непосредственно на голове или на стебельках. Органы дыхания - жабры. Некоторые из них процесс дыхания осуществляют через кожу. Питаются водорослями, водными животными, бактериями.

Сведения о иглокожих и ракообразных:

1. Их называют беспозвоночные. Почему?_____________________________________

 

2. Представителями этих групп являются:____________________________________

     3. Существенные черты группы  ИГЛОКОЖИЕ_____________________

 

     4. Существенные черты группы РАКООБРАЗНЫЕ   _____________________________________________

    5.Среда обитания этих групп:________________________________________

  1. Группа. (С фотографиями)

Паукообразные. Насекомые

Среди животных есть беспозвоночные. У них нет внутреннего скелета. К беспозвоночным животным относятся пауки, насекомые, ракообразные, моллюски.

Насекомые – самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни. Существенным признаком есть наличие 6 лап – 3 пары. Тело защищено плотным хитиновым покровом и разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием..

У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготавливали перчатки.

Сведения о насекомых и паукообразных:

1. Их называют беспозвоночные. Почему?_____________________________________

 

2. Представителями этих групп являются:____________________________________

      3. Существенные черты группы  НАСЕКОМЫЕ:_________________________________

 

     4. Существенные черты группы ПАУКООБРАЗНЫЕ   _____________________________________________

4 группа. (С фотографиями)

Земноводные. Пресмыкающиеся

Земноводные -  это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска, тело голое, влажное.

Пресмыкающиеся -  это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

Сведения о земноводных и пресмыкающихся:

1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________

 

2. Представителями этих групп являются:____________________________________

     3. Существенные черты группы    ЗЕМНОВОДНЫЕ:______________________________

 

  1. Существенные черты группы ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ:   ___________________________________________

5 группа. . (С фотографиями)

Рыбы - это животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу. Среда их обитания – пресные и соленые водоемы.

Сведения о рыбах:

1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________

 

2. Представителями этой группы являются:____________________________________

     3. Существенные черты группы рыб:_______________      ______________________________________________

 

4.Среда их обитания:__________________________

6 группа.  (С фотографиями)

Птицы - это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями, имеют клюв. . Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

Сведения о птицах:

1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________

 

2. Представителями этой группы являются:____________________________________

    3. Существенные черты группы птицы:________________________________________  ______________________________________________

 

4.Среда их обитания:__________________________

7 группа.  (С фотографиями)

Звери - это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади - 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.

Сведения о зверях:

1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________

 

2. Представителями этой группы являются:____________________________________

3. Существенные черты группы звери:________________________________________  ______________________________________________

 

4.Среда их обитания:____________________________

В). Музыкальная физкультминутка.»Дружба»

 

V. Первичное закрепление.

- Представители (спикеры)  каждой группы выступают у доски и рассказывают о своём задании. Выступление сопровождается демонстрацией слайдов.(Слайды)

 

VI. Обобщение и систематизация знаний (Групповая работа)

1. Оформите свой ответ в технике кластер. (Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.) Используйте разноцветные фломастеры.

- Давайте все вместе оформим с помощью технологии КЛАСТЕР все, что узнали о  многообразии животных

( учитель оформляет схему на доске, опираясь на ответы учащихся)

2) Просмотр видеоролика «Многообразие животных»

- Представителей каких групп животных увидели?

3) Групповая работа. Работа на карточках.

Игра “Животное заблудилось”

- Найдите из перечисленных лишнее и обоснуйте свой ответ.

улитка, кальмар, слизень, дождевой червь (моллюски – черви);

щука, окунь, карась, лягушка (рыбы – земноводные);

жук, бабочка, пчела, паук (насекомые – паукообразные);

лиса, медведь, кабан, сова (звери – птица);

ласточка, орел, дятел, белка (птицы – звери).

 

3.Игра «Проверь себя» ( проводится фронтально с помощью слайдов)

4. Зарядка для глаз.

- Представители каких групп животных помогли нашим глазкам отдохнуть?

- К какой группе животных относится осьминог?

VII. Рефлексия:- Что же новое и интересное узнали на уроке? - Какие животные называются позвоночными и беспозвоночными?

- Давайте же ответим на вопрос: кто же такой ВЕТАПУНГА? (перевернуть карточку – на обратной стороне фото кузнечика, самое большое насекомое на земле)

Разнообразие животных восхищает и поражает: сегодня известно почти 2 млн. их видов. И каждый год открывают сотни и тысячи новых.

Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. От глубин океана, где очень холодно, до жерла вулкана, где очень жарко.

Самое большое животное – голубой кит.

Самое маленькое животное – амёба.

VIII Итог урока: -На какие 2 большие группы можно разделить животных?

- На какие группы можно разделить позвоночных?

- На какие группы можно разделить беспозвоночных?

-Почему (по какому существенному признаку) группу «Звери»  называют «млекопитающие»?

2.Выберите себе рисунок и раскрасьте, относительно своего настроения.

Рыба (я себя чувствовал на уроке как рыба в воде)

Черепаха (до меня информация доходила долго)

IX Домашнее задание:

-За очень хорошую работу на уроке предлагаю вам самим выбрать домашнее задание, но для этого вы должны собрать «Мозаику» - изображение крокодила.

/выбор домашнего задания/

  • Почему крокодилы плачут?
  • В какой стране с давних времён крокодилы пользуются большим почтением?
  • Назовите причины уменьшения численности крокодилов.
  • Придумайте или найдите загадки о крокодилах.
  • Придумай свой интересный вопрос о любом животном.
  • Подготовь сообщение о любом интересном животном.

-Ребята, спасибо за урок.  Оценивание работы учащихся.

 

 

hello_html_838a522.gif

 

hello_html_m7dd0b181.jpg

hello_html_838a522.gifhello_html_838a522.gif

hello_html_838a522.gif

 

hello_html_m7dd0b181.jpghello_html_m7dd0b181.jpg

 

hello_html_m7dd0b181.jpghello_html_m7dd0b181.jpg

 

 

 

 

docx
Додано
12 січня 2020
Переглядів
976
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку