План-конспект урока по природоведению для 3 класса
Тема: « ЖИВОТНЫЕ. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»
Тип урока: усвоение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с классификацией животных; выявить отличительные групповые признаки; расширить знания о животном мире, в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос, работать коллективно, развивать умение детей работать с текстом, развитие познавательной активности , коммуникативных способностей детей, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Ход урока
I. Организационный момент. (сделать пазлы семейств из царства растений)
А). - Дорогие ребята, я рада вас приветствовать. Улыбнемся и подарим друг другу улыбки.
И сразу разделимся на группы. Для этого раздам вам карточки с фрагментами картинки. Вы собираете картинку. Кому выпала карточка с буквой Л, тот и является лидером группы. (Дети формируют рабочие группы)
Перед вами памятки поведения в группе, озвучьте их.
Памятка поведения в группе:
Б). проверка домашнего задания.
- Какие семейства из царства растений вы собрали на картинках?- водоросли, - мхи, - папоротниковые, - хвойные растения, - цветковые растения. Расскажите, что вы знаете про эти семейства.
II. Мотивация учебной деятельности.
Проблемный вопрос:
- Ребята, а сегодня нам предстоит ответить на вопрос: что такое или кто такой ВЕТАПУНГА?
( вывешивается табличка). Предполагаемые ответы учащихся. Приём «Мозговой штурм». На этот и многие другие интересные вопросы мы сегодня найдём ответы на уроке. Например: - сколько сердец у осьминога? – каракатица – это рыба или животное? – почему крокодилы плачут, когда съедают свою жертву?
III. Актуализация знаний.
1.Сейчас поиграем в игру «Да» или «Нет». На вопрос отвечаем быстро -да или нет.
1.Зимой сутки короче, чем летом?
2.Все ли животные важны для природы?
3.Пиявки живут в водоемах?
4.Тритоны относятся к рыбам?
5.У насекомых 6 ног?
6.У паукообразных 6 ног?
7.Каракурт – это насекомое?
8.Крабы и креветки -это ракообразные?
9.Клещи –это насекомые?
10. Я на все вопросы знал ответ?
-Если вам интересен мир животных, как вы можете его изучать?(Слайд1)
(изучать на уроке природоведения, спрашивать у взрослых, прочитать в книге,
найти информацию в интернете, смотреть телепередачи о животных)
2.Найдите «лишнее» слово:
Слон, моллюск, гибискус, страус, червь, краб, лиса.
Назовите одним словом остальные слова. Животные.
Это флора или фауна?
- А какая наука изучает жизнь животных?(Слайд 2)
Как вы думаете, над какой темой будем работать? Уточните тему урока.
Итак, тема урока «Разнообразие животных».
3.Вы уже многое знаете о животных. Разделите всех представителей животного мира - на 2 группы – по отношению к человеку (дикие и домашние),
- на 3 группы- по месту обитания – (в воде, в воздухе, на земле),
- Что мы знаем о животных? ( они –часть природы, рождаются, питаются, растут, умирают, передвигаются, размножаются, дышат, участвуют в цепи питания и т.д.)
IV .Открытие новых знаний.
А). Учитель: - Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое. Сегодня мы переходим к изучению другого царства – Фауны – царства животных. У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей - групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую» книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок.- Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Чтобы выполнить это задание, нужно найти информацию. Где можем её найти, если её нет в учебнике.(Энциклопедии, интернет.)
Б). Работа в группах. Я эту информацию взяла в Википедии. Чтобы узнать что-то новое по теме урока, вам надо прочитать тексты в группах и подготовить сообщение о том, какие животные населяют нашу планету, какие общие отличительные черты каждой группы животных. Ответить на вопросы письменно на листочках. Каждая группа узнает что-то новое и расскажет товарищам. Задания в конвертах, на карточках.
Черви. Моллюски
Черви, сборная группа беспозвоночных животных с вытянутым телом, объединяющая плоских, кольчатых червей. Существенным признаком является мягкое вытянутое тело. Передвигаются черви изгибая мягкое тело. Живут в почве, в водоемах, морях. Дождевые черви помогают улучшать почву, пиявки служат в медицине, морские черви служат кормом для рыб. Это полезные черви. Но есть много вредных червей, с ними надо бороться.
Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и одной ноги. У плавающих моллюсков нога преобразована в плавник. Почти все моллюски защищены раковиной. У кальмара раковина спрятана под кожей. Их можно встретить на поверхности и внутри земли, в морях и реках. Питаются моллюски растениями и мелкими животными.
Сведения о червях и моллюсках:
Иглокожие. Ракообразные
Иглокожие - малоподвижные животные. Многие из них - хищники, некоторые питаются растительной пищей. При нападении врага или неблагоприятных условиях могут отбрасывать части тела, и даже внутренние органы с последующим их восстановлением.
Ракообразные -
Тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка. На голове расположены 2 пары усиков - антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Глаза расположены непосредственно на голове или на стебельках. Органы дыхания - жабры. Некоторые из них процесс дыхания осуществляют через кожу. Питаются водорослями, водными животными, бактериями.
Сведения о иглокожих и ракообразных:
1. Их называют беспозвоночные. Почему?_____________________________________
2. Представителями этих групп являются:____________________________________
3. Существенные черты группы ИГЛОКОЖИЕ_____________________
4. Существенные черты группы РАКООБРАЗНЫЕ _____________________________________________
5.Среда обитания этих групп:________________________________________
Паукообразные. Насекомые
Среди животных есть беспозвоночные. У них нет внутреннего скелета. К беспозвоночным животным относятся пауки, насекомые, ракообразные, моллюски.
Насекомые – самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни. Существенным признаком есть наличие 6 лап – 3 пары. Тело защищено плотным хитиновым покровом и разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием..
У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготавливали перчатки.
Сведения о насекомых и паукообразных:
1. Их называют беспозвоночные. Почему?_____________________________________
2. Представителями этих групп являются:____________________________________
3. Существенные черты группы НАСЕКОМЫЕ:_________________________________
4. Существенные черты группы ПАУКООБРАЗНЫЕ _____________________________________________
4 группа. (С фотографиями)
Земноводные. Пресмыкающиеся
Земноводные - это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска, тело голое, влажное.
Пресмыкающиеся - это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.
Сведения о земноводных и пресмыкающихся:
1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________
2. Представителями этих групп являются:____________________________________
3. Существенные черты группы ЗЕМНОВОДНЫЕ:______________________________
5 группа. . (С фотографиями)
Рыбы - это животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу. Среда их обитания – пресные и соленые водоемы.
Сведения о рыбах:
1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________
2. Представителями этой группы являются:____________________________________
3. Существенные черты группы рыб:_______________ ______________________________________________
4.Среда их обитания:__________________________
6 группа. (С фотографиями)
Птицы - это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями, имеют клюв. . Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
Сведения о птицах:
1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________
2. Представителями этой группы являются:____________________________________
3. Существенные черты группы птицы:________________________________________ ______________________________________________
4.Среда их обитания:__________________________
7 группа. (С фотографиями)
Звери - это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади - 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.
Сведения о зверях:
1. Их называют позвоночные. Почему?_____________________________________
2. Представителями этой группы являются:____________________________________
3. Существенные черты группы звери:________________________________________ ______________________________________________
4.Среда их обитания:____________________________
В). Музыкальная физкультминутка.»Дружба»
V. Первичное закрепление.
- Представители (спикеры) каждой группы выступают у доски и рассказывают о своём задании. Выступление сопровождается демонстрацией слайдов.(Слайды)
VI. Обобщение и систематизация знаний (Групповая работа)
1. Оформите свой ответ в технике кластер. (Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.) Используйте разноцветные фломастеры.
- Давайте все вместе оформим с помощью технологии КЛАСТЕР все, что узнали о многообразии животных
( учитель оформляет схему на доске, опираясь на ответы учащихся)
2) Просмотр видеоролика «Многообразие животных»
- Представителей каких групп животных увидели?
3) Групповая работа. Работа на карточках.
Игра “Животное заблудилось”
- Найдите из перечисленных лишнее и обоснуйте свой ответ.
улитка, кальмар, слизень, дождевой червь (моллюски – черви);
щука, окунь, карась, лягушка (рыбы – земноводные);
жук, бабочка, пчела, паук (насекомые – паукообразные);
лиса, медведь, кабан, сова (звери – птица);
ласточка, орел, дятел, белка (птицы – звери).
3.Игра «Проверь себя» ( проводится фронтально с помощью слайдов)
4. Зарядка для глаз.
- Представители каких групп животных помогли нашим глазкам отдохнуть?
- К какой группе животных относится осьминог?
VII. Рефлексия:- Что же новое и интересное узнали на уроке? - Какие животные называются позвоночными и беспозвоночными?
- Давайте же ответим на вопрос: кто же такой ВЕТАПУНГА? (перевернуть карточку – на обратной стороне фото кузнечика, самое большое насекомое на земле)
Разнообразие животных восхищает и поражает: сегодня известно почти 2 млн. их видов. И каждый год открывают сотни и тысячи новых.
Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. От глубин океана, где очень холодно, до жерла вулкана, где очень жарко.
Самое большое животное – голубой кит.
Самое маленькое животное – амёба.
VIII Итог урока: -На какие 2 большие группы можно разделить животных?
- На какие группы можно разделить позвоночных?
- На какие группы можно разделить беспозвоночных?
-Почему (по какому существенному признаку) группу «Звери» называют «млекопитающие»?
2.Выберите себе рисунок и раскрасьте, относительно своего настроения.
Рыба (я себя чувствовал на уроке как рыба в воде)
Черепаха (до меня информация доходила долго)
IX Домашнее задание:
-За очень хорошую работу на уроке предлагаю вам самим выбрать домашнее задание, но для этого вы должны собрать «Мозаику» - изображение крокодила.
/выбор домашнего задания/
-Ребята, спасибо за урок. Оценивание работы учащихся.