19 квітня о 18:00Вебінар: Як організувати якісний урок літератури для учнів із кліповим мисленням

Урок з природознавства «Рослини- живі організми. Різноманітність рослин»

Про матеріал

Відкритий урок з природознавства «Рослини- живі організми. Різноманітність рослин»

Мета :

- узагальнити та систематизувати знання учнів про різноманітність рослин;

- дати уявлення про рослину як живий організм;

- розвивати вміння виділяти суттєві ознаки, встановлювати причини і наслідки природних явищ;

- виховувати дбайливе ставлення до рослин.


Перегляд файлу

Міністерство освіти і науки України

Департамент освіти і науки Запорізької ОДА

Відділ освіти, науки, молоді та спорту

Веселівської РДА

 

 

 

 

Відкритий урок

«Рослини- живі організми. Різноманітність рослин»

 

 

 

                                                                                                                                                                                              Виконала

 вчитель початкових класів

 КЗ «Матвіївська ЗОШ

                                                                                                                                   І-ІІІ  ступенів»

 Нестеренко Марина                                                                                                                                                                                                 Вячеславівна

 

 

 

 

с. Матвіївка-2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:  «Растения  - живые организмы. Разнообразие растений».

 

 Предмет: Природоведение

 Класс: 3.

 Тип: Комбинированный

 Тема урока: «Растения  - живые организмы. Разнообразие растений».

Цель:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;

- дать представление о растении как живом организме;

- развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

 

Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями, карточки со схемой.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1мин.) (Слайд1)

 

 Психологический настрой

-Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают рисунок солнышка или тучки). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что на уроке вы будите мне настоящими помощниками.

 

  1. Актуализация базовых знаний.

Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Тестовий контроль( на компьютере)

 

1. По какому признаку все растения делятся на деревья, кусты, травы?
а) по размеру; б) за разновидностью стеблей; в) по возрасту.
2. Какой существенный признак имеют деревья?
а) один мягкий сочный стебель; б) один прочный деревянный ствол; в) несколько крепких деревянных стволов.
3. Растения с мягкими сочными стеблями – это ...
а ) травянистые растения б) цветковые растения;
4. На какие группы делятся деревья по внешнему строению листа?
а) высокие и низкие; б) хвойные и лиственные.
5. Хвойными растениями называют 
а) те, что имеют очень узкие листья, похожие на иголки.
б) те, что растут в лесу; 
6. Травянистые растения могут быть:
а) однолетние б) однолетние, двухлетние и многолетние.
7. Какие деревья называют лиственными?
а) с узкими листьями, похожими на иглы б) с широкими листьями
8. Какой куст является символом Украины?
а) калина; б) сирень

Ключ: 1 б, 2 б, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 а.
Оценивание.

 

  1. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока и постановка целей (2 мин)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о растениях) (слайд 3)

Сегодня мы продолжим путешествие в царство растений, побываем возле рек и морей, в лесах и на болотах, познакомимся с разнообразием растений, окружающих нас повсюду.

- Какие задачи  поставим перед собой? Что мы должны узнать?

- Растения – это живая или неживая природа? (Живая).

 

Слайд 4 «Мозговая атака»

На слайде написан проблемный вопрос: «Растение – живой организм?»

- Подумайте, почему растение – живой организм? Ваши предположения?

- А теперь, давайте докажем наши предположения.

  1. Изучение нового материала. (20 мин)

1.Беседа.

- Что такое растение?

Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.  

- Давайте назовём известные нам группы растений. (Сначала дети называют: деревья, кустарники, травы) (Слайд 5)

  - Деревья, на какие 2 вида делятся. (Сначала дети называют: хвойные и лиственные) 

   - Ребята назовите признаки жизни растений. (Сначала дети называют: питается, дышит, растёт, размножается, умирает) (слайд 6)Работа с карточками(зад 1.)

2.Работа в парах.

  - Поработайте в парах. Работа с карточками.( зад. 3). Подумайте , что нужно растению для жизни? Какие необходимы условия для жизни?

(Сначала дети называют: вода, свет, воздух, тепло, почва). (слайд 7)

  3. Рассказ учителя. Видеоролик.

 Растения растут всюду на Земле, где есть необходимые для их жизни условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, а другие могут расти при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от небольшого мороза. Природа на Земле неодинакова. Различны условия для жизни растений на суше и в воде, в тундре и в пустыне, в долинах и на высоких горах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, парках и заповедниках.

4. Упражнение «Микрофон»

Слайд 8.

  - Как вы считаете, какие растения называют дикорастущими?  Где растут дикорастущие растения.  Дикорастущие растения растут без вмешательства человека.   - Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

 ( Слайд 9.)

- Какие растения называют культурными?   Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.

- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

(Слайд 10)

- В зависимости от строения, размножения, места обитания, т. е. «адреса растений», все они делятся на водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

5. Работа со схемой – ассоциативный куст(Зад.2)

Словарик:

водоросли

мхи

папоротники

хвойные растения

цветковые растения

6.Презентация работы учеников «Справочное бюро»

Учащиеся подготовили сообщение о каждой группе, давайте их послушаем.

Слайд 11

  Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

 

Слайд 12.

Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми они размножаются.

 

Слайд 13. 

 

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

Легенда о папоротнике

С давних времен известно всем, а особенно старым бабушкам, которые любят об этом рассказывать зимними вечерами у печи, что на Ивана Купала, когда бывает самая короткая летняя ночь, в лесу зацветает папоротник. Кто этот цветок найдет, сорвет и спрячет, будет счастье на всю жизнь.

Вот только горе, что такая ночь бывает лишь раз в году, и то очень короткая, да и цветет тогда один-одинешенек куст папоротника во всем лесу. А растет этот куст в таком закоулке, что добраться до него почти невозможно.

(Слайд 14,15,16,17.)

 

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник.

Слайд 18.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым, выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

- Давайте посмотрим, какие бывают цветущие растения.

(Слайд 19)

Релаксация       Видеомозаика «Музыка цветов». 

(Слайд 20)

Физкультминутка

 Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

(Слайд 21.)

7.Практическая работа. (самостоятельная работа. Взаимопроверка.)

  – Подумайте, из каких частей состоит травянистое растение.

 попробуйте определить части растения, из чего состоит растение?

Работа с карточками.(зад.4)

(У травянистого растения корень, мягкий стебель, листья, цветы, плоды с семенами.)    

(Слайд 22) Видеоролик «Какой орган у растения самый важный ?»

Большую роль в жизни человека играют растения. Немало среди них очень ценных полезных растений.

Ребята, а растения нужно беречь? Нуждаются ли растения в охране? Что создали люди, чтобы уберечь от гибели растений? (Красную книгу). Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!

  1. Закрепление учебного материала. (5 мин)

- Чтобы закрепить нам изученный материал, я вам предлагаю заполнить таблицу.

. Выполните задание, вспоминая всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке. Работа с таблицей (зад.5)

Один ученик работает у доски.

Приложение 1

Проверка. Каждая группа отвечает на свой вопрос.

 

 VI. Итог. (4 мин) (Слайд 23)

-Чему учились на уроке?

VII. Домашнее задание (2 мин) (слайд 24)

Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня.)

На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.             

VIII. Рефлексия ( 1мин) (слайд 25)

Оцените себя. Рассмотрите рисунки. Вы видите на нем  человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Выберете   того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и как вы работали на уроке.

Всем спасибо за урок.( В конце урока учитель дарит всем детям цветок папоротника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 задание.

Напишите признаки жизни растений

Растение

 

 

__________

 

 

_________________

 

 

______________

 

 

____________

 

 

________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЗАДАНИЕ

Напишите какие группы растений вы  знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 задание

Напишите, что нужно растению для жизни?

4 задание

             Подпишите органы травянистого растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Задание Заполнить таблицу

 

Группы

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плоды и семена

Водоросли

 

 

 

 

 

Мхи

 

 

 

 

 

Папоротники

 

 

 

 

 

Хвойные

 

 

 

 

 

Цветковые

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
9 липня 2018
Переглядів
873
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку