Урок з теми "Австралія"

Про матеріал
Конспект уроку з географії материків та океанів для 7 класу з теми "Австралія"
Перегляд файлу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Херсонская специализированная школа с углублённым

                                изучением иностранных языков и 

                 информатики І-ІІІ ступеней №27

Херсонского городского совета

 

 

 

 

 

 

«АВСТРАЛИЯ. ФГП, ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЛЬЕФ, ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

 

 

                                                                     Урок по географии материков и океанов

                                                       с использованием ИКТ (7 класс)

 

 

Учитель высшей категории

учитель – методист

Юнчик Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХЕРСОН

2020
ТЕМА: «АВСТРАЛИЯ. ФГП, ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЛЬЕФ, ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ».

ЦЕЛЬ: обучающая – сформировать общее представление о своеобразии природы материка, его открытии и исследовании, об особенностях рельефа, тектонического строения и полезных ископаемых;

      развивающая – развивать и совершенствовать умения и навыки работы по плану, с картами атласа, определением географических координат, умения отыскивать закономерности в размещении форм рельефа и тектонического строения, особенностях размещения полезных ископаемых;

      воспитательная – толерантное отношение к людям других стран.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта мира, Австралии, атласы, учебники, компьютерная программа для 7 класса (г.Ровно).

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.

ХОД УРОКА.

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ІІ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ:

  1. Как называется курс географии в 7 классе?
  2. Какую его часть мы изучили полностью?
  3. Сколько океанов на Земле?
  4. Какие?
  5. Сколько материков?
  6. Какие?
  7. Какой материк мы закончили изучать?

ІІІ. МОТИВАЦИЯ НОВОЙ ТЕМЫ:

Я предлагаю вам название следующего материка разгадать самим. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны догадаться о каком материке идет речь и аргументировать, почему вы так решили.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье …

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

……… - страна наоборот –

Ее исток на лондонском причале,

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

……… - страна наоборот!


АВСТРАЛИЯ!

Правильно!

- Что вы знаете об этом материке?

- Что хотите узнать?

РЕБЯТА! А вы в Австралии бывали?

    Вы Австралию видали?

    Неужели никогда

    Вы не ездили туда?

    А со мною так случилось –

    Мне Австралия приснилась.

    Вы послушайте сейчас

    Мой короткий сон-рассказ.

    «Летела я на вертолете,

    А может быть на самолете.

    Вдруг увидала из окна:

    Внизу зеленая

    Подо мной лежит страна.

    С парашютом я спустилась

    И на суше очутилась.

    Осмотрелась: ни души,

    Все дороги хороши.

    Чтобы не замерзнуть вдруг,

    Я отправилась на юг.

    Только странно: чем южней –

    Холодней и холодней.

    Вот вижу дивный лес:

    Там деревья до небес.

    И «бутылки» там растут,

    И лианы там и тут.

    Очень странная страна –

    Любит пошутить она:

    Эти звери, погляди,

    Носят сумки впереди.

    Ну а этот, ради шутки,

    Нос свой, одолжил, у утки.

    Мишка здешний, как бандит

    Он на дереве сидит.

    Ну, а это кто такой

    Появился предо мной?

    Это местный житель –

    Страны сей долгожитель.

    От него же я узнала,

    Что в Австралию попала».

- Как мы изучаем любой материк?

Смотрим план изучения материка в тетради и называем тему сегодняшнего урока.

- С чего начинаем изучать любой материк?

- ФГП изучается тоже по плану. По какому? Он есть у вас в тетради.

Прежде чем начать изучать тему урока я хочу вам рассказать, какие оценки вы получите при изучении Австралии.

- Первая оценка – за цифровой диктант по теме ФГП – параграф 21.

- Вторая оценка – за практическую работу №8.

- Третья оценка – за самостоятельную работу: «Австралия – самый, самый …».

Поэтому при изучении Австралии вы должны быть внимательными на уроке и при выполнении домашнего задания обращать внимание на то, чем Австралия отличается от других материков и в чем она уникальна, удивительна и единственная во всем мире. Каждые три ответа будут оценены в 1 балл.

- Четвертая оценка – за контрольную работу.

ІУ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Работа в группах по плану изучения ФГП (рекомендуемое количество групп – 3).

Ответы учеников:

  1. Площадь Австралии – 7,7 млн. кв. км; «Аустралус» - южный.
  2. Расположена на юге от экватора. Он ее не пересекает, поэтому широта в географических координатах у всех крайних точек будут – южной.
  3. Расположена на востоке от 0 меридиана, поэтому долгота всех крайних точек будет – восточной и 180 меридиан ее не пересекает.
  4. По середине пересекает южный тропик, поэтому климат будут самым сухим из всех материков.
  5. Воды, омывающие материк:

- на востоке – Тихий океан; на севере, западе и юге – Индийский океан;

моря:

- на севере – Арафурское,                                                                                 

- на северо-востоке – Коралловое,

- на юго-востоке – Тасманово,

- на северо-западе Тиморское;

заливы:

- на севере – Карпентария,

- на юге – Большой Австралийский залив;

проливы:

- Торресов – отделяет о-в, занимающий ІІ место по площади в мире, на котором

   проводил   свои   исследования   и   доказал   равенство   человеческих   рас   наш   

   соотечественник Н.Н.Миклухо-Маклай,

-  Басов – отделяет  о-в  на  юге  материка,  названный  в  честь  исследователя  от

   материка.

ВЫВОД: береговая линия изрезанна слабо, так как и в Африке. Удобных бухт для строительства портов мало.

Суша, омываемая водами:

- о-в Новая Гвинея, на севере материка, занимающий ІІ место в мире по площади, на котором проводил свои исследования наш соотечественник Н.Н.Миклухо-Маклай и доказал равенство человеческих рас,

- архипелаг Новая Зеландия – на юго-востоке материка, одноименный со страной,

- уникальный архипелаг Большой Барьерный риф – расположен на востоке материка, протяженностью более 2000 км,  образованный животными, которые ведут прикрепленный образ жизни и имеют известковый скелет, представляющий собой одновременно и опасность для крупных кораблей и защиту для небольших суден от Тихоокеанских штормов, состоящий из 600 островов и 2425 рифов,

- о-в Тасмания на юге материка, названный в честь исследователя Абеля Тасмана,

- п – ов  Кейп-Йорк – на северо-востоке материка.

6. Крайние точки материка и их координаты:

- северный – мыс Йорк – 11 градусов ю.ш и 142 градуса в.д.,

- южный – мыс Юго-Восточный – 39 градусов ю.ш. и 147 градусов в.д.,

- восточный – мыс Байрон – 28 градусов ю.ш. и 153 градуса в.д.,

- западный – мыс Стип-Пойнт – 26 градусов ю.ш. и 113 градусов в.д.,

- южный мыс о-ва Тасмания – Южный – 43 градуса ю.ш. и 148 градусов в.д.

Проверка правильности выполнения задания проводится при помощи компьютерной программы.

Смотрим в план изучения материка и называем следующую тему.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИКА.

 

 

 

 

 

 

 

Мы эту тему, как всегда изучаем и записываем конспект в виде таблицы.

 

 

Ф.И. исследователя

Что открыл, исследовал?

Виллем Янсзон

1606г. впервые высадился на з. побережье п-ва Кейп-Йорк.

Абель Тасман

1642г. открыл ю. о-в, позже названный его именем, 1644г. описал  с. берега, но эти данные не разглашались.

Джеймс Кук

1770г. открыл и описал в. побережье и архипелаг Большой Барьерный риф и объявил эти земли владением Великобритании.

Мэтью Флиндрес

1814г. впервые обошел материк вокруг и предложил назвать его Австралией, что в переводе с латинского означает «южная», спустя 200 лет после открытия, а утвердили это название Географическое общество Великобритании только в 1824г. До этого эта земля называлась Новой Голландией.

 

Эта тема объясняется компьютерной программой. В ней нет ничего о первооткрывателе Виллеме Янсзоне, поэтому предлагается работать с учебником стр. 123.

Смотрим в план и называем следующую тему.

РЕЛЬЕФ

ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

Простой, т.к. нет высоких гор. Материк не высокий. Преобладают равнины. Средняя высота 215м. – это самый низкий материк из всех материков.

Лежит на одной Австалийской - древней литосферной плите.

 

 

На з. – Западноавстралийское плоскогорье

Щит.

В центре - Центральная низменность.

Осадочный чехол древней платформы (прогиб).

На в. горы – Большой Водораздельный хребет (г. Косцюшко 2228м. – высшая точка), не высокие.

Герцинская складчатость на с. и в центре – древние, на юге каледонския складчатость моложе, поэтому эта часть выше и ее называют Австралийские Альпы.

Вся работа проводится при самостоятельном анализе учащимися карт атласа. Учитель задает наводящие вопросы, ведет работу по сторонам горизонта и корректирует ответы.

ВЫВОД: 1. Австралия – самый низкий материк (средняя высота 215 м.).

       2. Единственный материк, где не бывает землетрясений.

       3. Единственный материк, где нет действующих вулканов.

       4. Единственный материк, где нет современного оледенения.

Смотрим в план изучения материка и называем следующую тему.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Учитель задаем вопросы а ученики отвечают, используя физическую и тектоническую карту атласа стр.25.

- Богата или бедна Австралия полезными ископаемыми?

- Богата, т.к. много значков п/и.

- Где сосредоточенный металлические п\и?

- На западе, т.к. там находится щит, а это выход кристаллического фундамента на поверхность.

- По запасам железа, никеля, полиметаллов, урана, золота, алюминия – Австралия занимает ведущее место в мире.

- Где еще есть металлы?

- На с-з., на п-ве Кейп-Йорк – алюминий (в коре выветривания древней платформы).

- Где есть топливные п\и?

- На в. и ю. материка в осадочном чехле древней платформы и на Большом Водораздельном хребте, но их запасов не достаточно для обеспечения нужд страны.

У. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Проводится при помощи компьютерного тестирования.

 

УІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Проработать параграфы 21 и 22.
  2. Закончить таблицу по исследователям – параграф 21.
  3. Подготовиться к цифровому диктанту – параграф 21.
  4. Закончить І часть практической работы №8 стр. 31-32 (задания 2.1 и 2.2).


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИКА.

 

  1. ФГП.
  2. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ.
  3. РЕЛЬЕФ И ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ.
  4. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
  5. КЛИМАТ.
  6. ВОДЫ СУШИ.
  7. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.
  8. НАСЕЛЕНИЕ.
  9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА.
  10. СВЯЗЬ УКРАИНЫ СО СТАНАМИ МАТЕРИКА.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

 

ПЛАН ФГП.

 

  1. НАЗВАНИЕ И ПЛОЩАДЬ МАТЕРИКА.
  2. ОТНОШЕНИЕ К ЭКВАТОРУ.
  3. ОТНОШЕНИЕ К 0 МЕРИДИАНУ.
  4. ОТНОШЕНИЕ К ТРОПИКАМ И ПОЛЯРНЫМ КРУГАМ.
  5. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА, В КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕН МАТЕРИК.
  6. ВОДЫ, ОМЫВАЮЩИЕ МАТЕРИК.
  7. КРАЙНИЕ ТОЧКИ И ИХ КООРДИНАТЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Коберник С.Г., Коваленко Р.Р. География материков и океанов 7 класс. – Киев: Навчальна книга, 2007.
  2. Думанська Г.В., Назаренко Т.Г. Практичні роботи з географії: Практикум для 7 класу. – Кам”янець – Подільський.: Аксіома, 2007.
  3. Атлас Географія матеріків і океанів для 7 класу. – Київ: Картографія, 2007.
  4. Корнеев В.П. География материков  и океанов 7 класс. Пособие для учителя. – Харьков: Ранок, Веста, 2002.
  5. Крылова О.В. Уроки географии 7 класс: из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1990.

     6.   Б.А. Кондратьев, М.П. Метревели. Уроки географии 6 класс. – Москва:

           Просвещение, 1985.

     7.   Педагогічний програмний засіб. Географія материків і океанів 7 клас. – ПП Контур

           плюс, 2007.  

doc
Пов’язані теми
Географія, Розробки уроків
Додано
28 вересня 2020
Переглядів
668
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку