Урок за романом Пушкіна «Євгеній Онєгін». Гармонія внутрішнього світу, душевна чистота Тетяни Ларіної

Про матеріал
На уроке необходимо продолжить работу над выразительным чтением текста; проанализировать образ Татьяны как нравственный и эстетический идеал Пушкина; показать искренность ее чувств, глубину и благородство натуры; понять тип личности Татьяны, ее принципы; развивать навыки пересказа и анализа стихотворного текста; воспитывать любовь к природе, благородство, верность.
Перегляд файлу

Урок за романом Пушкіна «Євгеній Онєгін».

Гармонія внутрішнього світу, душевна чистота Тетяни Ларіної

9 клас

 

 

Тема: Гармония внутреннего мира. Душевная чистота Татьяны Лариной

Цель: продолжить работу над выразительным чтением текста; проанализировать образ Татьяны как нравственный и эстетический идеал Пушкина; показать искренность ее чувств, глубину и благородство ее натуры; понять тип личности Татьяны, ее принципы; развивать навыки пересказа и анализа стихотворного текста; воспитывать любовь к природе, благородство, верность.

Тип урока: формирование новых знаний, закрепление умений  и навыков.

Оборудование: текст романа «Евгений Онегин»; портрет А. С. Пушкина; изображения Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского; иллюстрации к произведению.

 

Ход урока.

…Я так люблю

                                                                    Татьяну милую мою!

                                                                                     А.С.Пушкин

 

І. Мотивация учебной деятельности. 

На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин».

Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея прекрасных пленительных женских образов в русской литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа!

Татьяна Ларина «милый идеал» автора. Он не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, порядочность и благородство, чистоту.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель. Прежде, чем приступить к анализу образа Татьяны Лариной, поработаем с вопросами теории литературы.

  1. Вопросы теории литературы.

Жанр «Евгения Онегина» социально-психологический роман в стихах.

Что означает социально-психологический? Изображение внутреннего мира героев, их психологии  объединяется с широким показом социальной действительности, эпохи.

Как назвал роман критик Белинский? «Энциклопедия русской жизни»

Какие слои общества изображены в романе?  В романе изображены все слои русского общества: петербургское аристократическое общество, московское дворянство, провинциальное дворянство, народ.

Центральные образы романа: автор. Евгений Онегин. Татьяна Ларина. Ленский.

Учитель. Роман «Евгений Онегин» это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем. На уроке мы поработаем, подумаем  и ответим на проблемные вопросы:

Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?

Почему  Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»?

Может ли быть Татьяна Ларина идеальной девушкой ХХІст.?

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа), об образе жизни, увлечениях, привычках? Начнем с Онегина. (Работа в парах)

  1. Анкета главного героя
  1. Социальное положение. Русский дворянин, аристократ, типичный представитель золотой молодёжи начала ХІХ века.
  2. Финансовое положение. «Наследник всех своих родных».
  3. Место рождения. Петербург, «родился на брегах Невы».
  4. Родители.  Мать рано умерла, отец – разорившийся дворянин. «Долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался, наконец».
  5. Воспитание. Домашнее. Француз-гувернёр «Учил его всему шутя».

француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

  1. Образование.  Поверхностное.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно:

Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил. ..

 

Имел он счастливый талант
Без принуждения в разговоре
Коснуться до всего слегка
С ученым видом знатока…

Он знал довольно по латыни,
Чтоб Эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить uale…

  1. Образ жизни.  Типичная для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому проспекту (праздная жизнь).
    Бывало, он еще в постеле:
    К нему записочки несут.
    Что? Приглашенья? В самом деле,
    Три дома на вечер зовут…

 

Театра злой законодатель…

 

Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет…

 

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт

Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил…

 

Но шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя

  1. Наука, которой овладел в совершенстве. Умение нравиться женщинам. «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь».

Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,…
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной…

  1. Черты характера.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!

Как он язвительно злословил!…

  1. Болезнь, овладевшая Евгением Онегиным. Скука, разочарование, однообразие.

… Русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

 

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…

  1. Занятия Евгения Онегина. Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой. Чтение книг не спасло от тоски. Он не увидел в книгах правды жизни.

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку.

Пытался сделаться писателем. Из попытки писать ничего не вышло. Таланта не было, привычки к труду не было.

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся

Хотел писать, но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его.

 

  1. Причина приезда в село. Болезнь и смерть дяди. Наследство. Разочарование в  аристократическом обществе.

И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман …

  1.  Нововведения Евгения Онегина.  Реформаторская деятельность. Облегчил участь крестьян. Это передовой человек своего времени.

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.

  1. Творческое задание. Евгений Онегин, кто он?

(Образец творческой работы)

Онегин – русский дворянин. Он вырос без матери, отец мало внимания уделял сыну, поручив его воспитание «убогим французам». Онегин вырос эгоистом. Он не обращал внимания на мысли, чувства, страдания других людей.

Способ жизни Евгения – лень, тоска, поиск удовольствий, разочарование в жизни.

Евгению чуждо светское общество, в котором всё однообразно. Он невысокого мнения о нравственности людей света, знает цену их любви и дружбе.

Он уходит в себя, испытывает постоянную хандру.

Онегин скучает, ничто не может развеять его «тоскующую лень». Он не умеет ни любить, ни дружить, ни работать. Я считаю, что это лишний человек своего времени.

ІV. Восприятие материала по теме урока.

Работа над образом Татьяны Лариной.

  1. Индивидуальное задание: сообщения о том, кто был прообразом Татьяны Лариной.

Утверждают, что «та, с которой образован Татьяны  милый  идеал», – это  Мария  Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах.  Поэт наделил свою любимую героиню теми качествами, которые ценились во все времена: благородство, чистота, верность, преданность любви, порядочность.

  1. Интерактивные упражнения. Работа в творческих группах

Задание первой творческой группе:

Татьяна Ларина в детстве и юности. Докажите, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.

  • В какой социальной среде прошло детство Татьяны?

Мелкопоместных провинциальных дворян

  • Как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.

Итак, она звалась Татьяной…

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива.

Как лань лесная боязлива…

  • Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

  •        Черты характера Татьяны.

Задумчивость, её подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей…

…От небес одарена

Воображением мятежным

Умом и волею живой

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным

  •        Любимые занятия Татьяны?

Она любила на балконе предупреждать зари восход…

  • Отношение героини к природе. Природа является важной частью мира Татьяны. Она чувствует единение с природой, живёт в гармонии с ней.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

  •        Какое значение имели для нее книги? Что она читала? Какие романы нравились Татьяне?

Сентиментальные, романтические произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна воспитывалась няней, любила народные сказки, предания, легенды, восхищалась природой, увлекалась чтением. Она задумчива, скромна, мечтательна, любит одиночество…

Задание второй творческой группе:

С какой целью автор вводит в роман образ Ольги? Сравнительная характеристика Ольги и Татьяны.

  • Есть ли у Татьяны внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?

Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную, легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

 

 В чертах у Ольги жизни нет…

 Кругла, красна лицом  она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

  • Что главное в характере Ольги?

  В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность, лёгкость. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.

  •        Для чего необходим в романе образ Ольги?

   Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга – Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.

«Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна. —

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт…»

  •   Как сложилась судьба Ольги? После смерти Ленского выскочила замуж за улана.
  •   Кого напоминает вам Ольга? Ольга, как бабочка, как мотылёк, она легко относится к жизни, не испытывает сильных чувств, не умеет по-настоящему любить.

 Задание третьей творческой группе:

Докажите, что Пушкин прав, утверждая: «Татьяна – русская душою…» Подтвердите примерами из текста.

  • В чем проявилась близость к народу  во взглядах Татьяны?

Татьяна думает о поселянах, помогает бедным, близка к народу.

  •        Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня? 

О своих чувствах говорит не матери, а няне:

«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
— Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... — «Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена».

  • Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини? Распространено в народе.

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим

  • Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям.

Татьяна любила родную природу и народные обычаи. «Страшные рассказы» няни пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

Несмотря на увлечение модными романами, Татьяна не оторвана от народа, его обычаев, родной природы, она «русская душою».

   Задание четвертой творческой группе:

Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения «… любит без искусства», «…Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…».

  • Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?

Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за идеального  героя и влюбилась в него.

  • Как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь.

  • Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (Не соответствовали её мечтам)
  • Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.

В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.

  • Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?

Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный, отважный поступок.

  • Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню?

Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

  • Вспомните немного наивные, но трогательные строки письма Татьяны к Онегину.

Чтение наизусть.

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи…

… Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна

  • Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна?

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке…

Она волнуется, решается её судьба.

  • В чём уверена Татьяна?

Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь, и сердце его отзовётся таким же чувством.

Татьяна искренна, естественна, она любит по-настоящему, «… любит без искусства», «любит не шутя…»

Задание пятой группе:

  • Татьяна и Онегин. Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна?

Письмо пробудило в нём былые чувства. Но выше всего он ценит «вольность и покой», он отвергает любовь. Но он был честен и  порядочен по отношению к Татьяне:

…Обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной…

Но я не создан для блаженства

Ему чужда душа моя…

Я, сколько не любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас…

Учитесь властвовать собою

К беде неопытность ведёт…

  • Назовите положительные и отрицательные черты характера и Онегина, и Татьяны

Татьяна

Онегин

 - решительная

 - у нее открытое, чистое сердце

 - искренняя, чувственная

 - не способна предать,

 - была бы верной женой…

 

- честный, открытый, благородный человек

 - не способен лгать

 - не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

 

 

 

 -   живет в своем придуманном мире

 - создала себе образ идеального мужчины

 - слишком откровенна, не способна сдерживать свои эмоции…

 -  эгоист, причиняет Татьяне боль

 - не желает понять душу влюбленной девушки

 - не дает шанс ни ей, ни себе

 - обрекает себя на одиночество

 

  • Найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным.

Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склонясь.

  • Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина?

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души…

…Увы, Татьяна увядает

Бледнеет, гаснет и молчит!

Ничто её не занимает,

Её души не шевелит…

  • Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается. Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.   Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему?

Сильнее страсть её горит

И об Онегине далёком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нём ненавидеть

Убийцу брата своего…

  • Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков. С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?

  • Как понимать слова Пушкина: «…и ей открылся мир иной»?

Она понимает. Что вряд ли такой человек оценит её чувство. Эта догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку невест.

Задание шестой группе:

Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

  • Какой описывает Пушкин Татьяну на светском рауте?

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней…

  • Изменилась ли она, встретив Онегина?

Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения. Законы светского общества заставили Татьяну носить маску. 

Не то чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась,

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка... иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?

  • Почему же Татьяна так держится?

Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.

  • Охарактеризуйте поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная княгиня» осталась прежней Таней?

Идет, на мертвеца похожий.
Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.

О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений…

  • Что угнетает Татьяну в светской жизни? Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…

  • В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?

…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.

Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов.

3. Творческое задание. Сочинение-миниатюра «Татьяны милый идеал»

Учитель. А счастье было так возможно. Так близко!..

Финал романа открыт. Перед нами проблемные вопросы. Подумайте, что могло бы быть дальше. Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина? Смогли бы они быть счастливы вместе?

Почему  Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»?

Пушкин писал в ХІХст., сейчас ХХІст. Существуют ли в наше время, вокруг нас, в вашем классе такие девушки, как Татьяна Ларина? Скромные, умные, искренние, воспитанные, читающие, могут ли они быть идеалом? Может ли быть Татьяна Ларина идеальной девушкой ХХІст.?

Отрывки из сочинений учеников.

  • …«Я так люблю Татьяну милую мою!»

Лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.

     За то, что она наделена…

     …воображением мятежным, умом и волею живой,

    И своенравной головой,

    И сердцем пламенным и нежным…

    Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.

  • … Я думаю, счастье с Онегиным невозможно для Татьяны. Она не сможет и не захочет обманывать мужа, которого уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и, главное, жизнь другого человека.
  • Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, порядочности. Татьяна верна своему слову и даёт его один раз и на всю жизнь.
  • Татьяна Ларина – скромная, умная, искренняя, воспитанная, читающая. Может ли она быть идеальной девушкой ХХІст.? Наверное, нет! В идеальной девушке должен быть такой шарм, от которого бы не устоял  никто. Общительная девушка гораздо интереснее, чем слишком стеснительная. Я не говорю о том, что нужно быть распущенной. Нет, всего лишь нужно общение, умение преподнести себя, поддержать интересные темы  разговоров, произвести впечатление.
  • Какая она, идеальная девушка ХХІст.?  Я считаю, что, в первую очередь, идеальная девушка должна быть симпатичной. А еще важна аккуратность в быту и в одежде, в своей внешности и по отношению к своему здоровью. Не должно быть вредных привычек. Каждому парню важно, чтобы девушка его ценила и уважала, была порядочной и вела себя достойно в любом обществе и в любой ситуации.
  • Может ли быть Татьяна Ларина идеальной девушкой ХХІст.? Я думаю, да. Почему? Потому что порядочность, искренность, верность, честность не стареют. Для меня красота не главное, хотя и она имеет для девушки значение. Главное это душа человека, который умеет сочувствовать, сопереживать, понимать с полуслова, не предавать.

V. Подведение итогов урока.

       Итак, мы говорили сегодня о гармонии внутреннего мира, душевной чистоте Татьяны Лариной, мы ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

Жизнь изломала, исковеркала Онегина, превратила его в «умную ненужность», но судьба Татьяны также трагична. Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей тоже одни страдания. Близость к народу, сильное влияние няни, воспитали в Татьяне простоту, искренность, нравственность, верность долгу. Именно за эти качества любит и ценит Пушкин свою героиню. Именно поэтому  Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом».

Руководители творческих групп сдают листки оценивания.

VІ. Домашнее задание.

  • Завершите написание сочинения-миниатюры «Татьяны милый идеал».
  • Составьте цитатный план или анкету к образу Татьяны.
  • Индивидуальное задание. Подготовьте сообщения:

а)  образ автора в романе;

б) роль пейзажа в романе.

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
4.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
4.7
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Клименко Валентина Володимирівна
    Загальна:
    4.7
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    4.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
До підручника
Зарубіжна література 9 клас (Волощук Є.В., Звиняцьковський В.Я., Філенко О.М.)
Додано
17 січня 2019
Переглядів
2104
Оцінка розробки
4.7 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку