Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, который стал известным ещё при жизни и оказал большое влияние на развитие всемирной литературы. Многие стихи о любви Лермонтова на слуху у каждого образованного человека. Кому они посвящены? Кто был музой поэта? Мне очень интересна тема любви в творчестве М. Ю. Лермонтова. Хочу показать вам, каким я увидела поэта. ЭТО –МОЙ ЛЕРМОНТОВ!
Первая любовь. Лермонтов начал жить, думать и чувствовать слишком рано. В том возрасте, когда детей тешат игры, он уже изведал безнадёжную любовь, чертил в тетрадях женские профили, а в 10 лет его опалило дыхание страсти. Позже поэт опишет ту свою первую раннюю любовь – 9-летнюю девочку, встреченную на Кавказе у родственников, куда бабушка возила его лечиться на воды: «Кто мне поверит, что я уже знал любовь, имея 10 лет от роду? Белокурые волосы, голубые глаза...никого я так не любил, как в тот раз. И так рано! В 10 лет!...»
Очевидно, к этому эпизоду детской любви относится стихотворение Лермонтова «Первая любовь», написанное в 16 лет: О, этот взор в груди моей живёт. Как совесть, душу он хранит от преступлений. Он — след единственный младенческих видений. И деву чудную любил я, как любитьне мог ещё с тех пор, не стану, может быть...
Но в 12 лет он переживёт ещё одну пылкую влюблённость. Это была 12-летняя Анюта Столыпина, двоюродная сестра Лермонтова, с которой он встретился в селе Васильевском, куда ездил с отцом. Чистые серые глаза девочки заставили его забыть о синих. Они гуляли по саду, ели яблоки, падавшие с веток. А однажды девочка увидела на стволе яблони свежевырезанные буквы «А» и «М». Потом Аня с матерью уехали в Москву. Мальчик одиноко бродил по саду. Ему больно было видеть места, где ещё вчера бывала она, буквы «А» и «М» на коре дерева. Он прижался лбом к этой яблоне. «Ты — свидетельница моей любви, - шептал он ей. - Ты видела нас счастливых. Живи дольше!...»
А потом им было написано стихотворение «Дереву», в котором он вспомнил «два талисмана», то есть те буквы «А и М», вырезанные им на коре яблони. И деревцо с моей любовью. Погибло, чтобы вновь не цвесть;Я жизнь его купил бы кровью,Но как переменить, что есть? Ужели также вдохновенье. Умрет невозвратимо с ним?Иль шуму светского волненья. Бороться с сердцем молодым? Нет, нет, - мой дух бессмертен силой,Мой гений веки пролетит;И эти ветви над могилой. Певца-страдальца освятит.
А. Г. ФИЛОСОФОВА, Урождённая. СТОЛЫПИНААкварель В. Гау, 1843 г. Когда через год Лермонтов снова увидел Анюту — его постигло жестокое разочарование. Она не только совсем не помнила их любви, говорила о ней с насмешкой, как о каком-нибудь пустяке, но и не сохранила в себе ничего от той прелестной девочки. Черты её изменились. Душа тоже. Это была не та милая девочка, а холодная, насмешливая светская девица. В Петербурге родные подыскали ей выгодную партию.
В «Стансах»,которые Лермонтов напишет в тот же день, эта встреча отразилась как одна из самых крупных его жизненных катастроф: Смеялась надо мною ты,И я презреньем отвечал -С тех пор сердечной пустоты. Я уж ничем не заменял. Ничто не сблизит больше нас,Ничто мне не отдаст покой... Хоть в сердце шепчет чудный глас: Я не могу любить другой.
«Люди и страсти»А позже он адресует Анне Столыпиной трагедию «Люди и страсти» со стихотворным посвящёнием ей: Тобою только вдохновенный,Я строки грустные писал,Не знал ни славы, ни похвал,не мысля о толпе презренной. Одной тобою жил поэт,Скрываючи в груди мятежной. Страданья многих, многих лет,Свои мечты, твой образ нежный;Назло враждующей судьбе. Имел он лишь одно в предмете: Всю душу посвятить тебе,И больше никому на свете!.. Его любовь отвергла ты,Не заплативши за страданье. Пусть пред тобой сии листы…
ЛЕРМОНТОВАкварель М. Дурнова, 1914 г. Но, хотя Лермонтов и «похоронил» свою любовь под сухой яблоней, однако оставаться с незанятым сердцем было не в его характере. Он вновь увлёкся, правда, опять ненадолго. Летом 1830 года он напишет: Никто, никто, никто не усладил. В изгнанье сем тоски мятежной!Любить? -- три раза я любил,Любил три раза безнадежно.
Она не скрывала своего удивления, увидев поэта там, где не рассчитывала увидеть.- Бежите от себя и от своего «Демона»? От своих милых печалей к этому холодному веселью?- Нет, не бегу. Но Вы здесь, и это мирит меня с толпой.- Я — совсем другое! Мне нечего терять. Это моё место. А вот Вас может погубить этот вздорный мир. Ваша печаль рождает прекрасные стихи, - продолжала она. - Не знаю, родит ли что-нибудь веселье. Она посмотрела ему в глаза своими близорукими голубыми глазами.- Вы должны мыслить, желать и жить только сердцем. Она возвращала его к тишине, к одиночеству, но тем самым приближала его к самому себе. Он почувствовал, что она — единственная, кто понимает его, принимает всерьёз, кто не считает его мальчишкой, как другие.
Он любил её тайно…Я, веруя твоим словам,глубоко в сердце погрузился,однако же нашёл я там,что ум мой не по пустякамк чему-то тайному стремился,к тому, чему даны в залогс толпою звёзд ночные своды,к тому, что обещал нам Боги что б уразуметь я могчерез мышления и годы. Он любил её тайно. Никто, даже кузины Лермонтова, даже Сашенька Верещагина не догадывались. Они не встречались. Ничего реального не происходило в их отношениях. Но он и в разлуке видит её, слышит её голос. Позже Лермонтов умными разговорами и светскими манерами очаровал мать и отчима Натальи и был приглашён в дом. Его любовь к ней перестала быть тайной.
Натали доставляла ему по своему произволу то радость, то страдание… Она то кокетничала с ним, то была подчёркнуто холодна. И тогда он не находил в ней уже того, что в ней любил. И уже сам не понимал, почему его любовь так сильна. И ему делалось всё больнее. Мать Натальи не скрывала, что ищет для неё жениха. Девушка посмеивалась, говоря, что замуж не собирается. Но под разными предлогами отказывала влюблённому поэту, когда он приглашал её танцевать. И танцевала только с военными, предпочтительно с усами и шпорами. Лермонтов тогда был всего лишь студентом. В гневе он адресует возлюбленной оскорбительное стихотворение, которое прочитал в кружке молодёжи на маскараде под одобрительный смех и аплодисменты молодых повес. Дай бог, чтоб вечно вы не знали,Что значат толки дураков,И чтоб вам не было печали. От шпор, мундира и усов;Дай бог, чтоб вас не огорчали. Соперниц ложные красы,Чтобы у ног вы увидали. Мундир, и шпоры, и усы!
А после маскарада, наедине с собой, он пишет ей совсем другие слова: Как я хотел себя уверить,Что не люблю ее, хотел. Неизмеримое измерить,Любви безбрежной дать предел. Мгновенное пренебреженье. Ее могущества опять. Мне доказало, что влеченье. Души нельзя нам побеждать... Раньше он читал в её глазах — ну, если не любовь, то что-то близкое ей — участие, внимание, живой интерес. Ему казалось, она понимала его, чувствовала его стихи. И вдруг всё изменилось. Обида, безысходность сменялись надеждой: а может быть, она притворяется в своей холодности?Но если ты ко мне любовь хотела скрыть,казаться хладною и в тишине любить,но если ты при мне смеялась надо мною,тогда как внутренне полна была тоскою...
Драма «Странный человек» Он пишет драму «Странный человек» - как объяснение того, чего она, может быть, не понимает, как укор в том, что она обманула, предала человека, который только один и любил её по-настоящему. Чтобы показать ей, как убивает странного человека всё то, что он любит: родные, друзья, близкая женщина. Арбенин — не Лермонтов, но Лермонтов дал Арбенину многие свои черты, некоторые поступки, свою любовь к Наталье и — свои стихи. А Наталья изображена здесь под именем Наталья Фёдоровны Загорскиной. Из драмы Лермонтова «Странный человек»: «Во всей ледяной России нет сердца, которое отвечало бы моему! Всё, что я люблю, убегает меня... Я похож на чумного!» Этот вопль души Арбенина принадлежит, конечно, самому Лермонтову.
Каждый вторник поэт посещал Благородное собрание. Здесь он иногда встречал Наталью, но эти встречи уже не приносили радости. Всё, что их некогда сближало — исчезло. Она больше не интересовалась его стихами, а давний, почти случайный и единственный их поцелуй стал казаться ему сном. Он отчаянно отталкивал от себя измучивший его образ с ледяными глазами, ненавидел его и — не мог выбросить из сердца. Он всё ещё любит, хотя эта любовь стала похожа на ненависть раба, потерявшего надежду освободиться. И душа его возмущена, она вспоминает о своей гордости, она бунтует: К ***Я не унижусь пред тобою;Ни твой привет, ни твой укор. Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы. Для заблужденья не отдам;И так пожертвовал я годы. Твоей улыбке и глазам,И так я слишком долго видел. В тебе надежду юных дней. И целый мир возненавидел,Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,Что протекли у ног твоих,Я отнимал у вдохновенья!А чем ты заменила их? Быть может, мыслию небесной. И силой духа убежден,Я дал бы миру дар чудесный,А мне за то - бессмертье он? Зачем так нежно обещала. Ты заменить его венец,Зачем ты не была сначала,Какою стала наконец! Я горд! - прости! люби другого,Мечтай любовь найти в другом;Чего б то ни было земного. Я не соделаюсь рабом. К чужим горам, под небо юга. Я удалюся, может быть;Но слишком знаем мы друг друга,Чтобы друг друга позабыть…
«В ней была таинственная прелесть…»Загадка аббревиатуры Н. Ф. И. заслонила на некоторое время внимание исследователей к другому, самому сильному чувству Лермонтова — ибо, бесспорно, что самый глубокий след в жизни и творчестве поэта оставила Варвара Бахметева, урождённая Лопухина. Когда-то Лермонтов знал Вареньку ещё девочкой. Она была младшей сестрой его друга А. Лопухина, двоюродной сестрой Саши Верещагиной и Аркадия Столыпина. Она была не так красива, как Н. И., но во всём её облике, который хотелось бы назвать ангельским, было столько таинственной прелести, что её нельзя было не заметить в толпе. В ней не было кокетства, но была удивительная природная грация, мягкость движений... Шелковистые волосы, тонкие черты, задумчивые чёрные глаза, родинка над губою...
Чувство к Вареньке было безотчётно, но истинно и сильно. Лермонтов смотрел на неё, не в силах оторвать глаз. И в нём, словно от какого-то кошмарного сна, пробуждалась душа... Это было радостно, как если бы увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо. Он даже сам не понимал, что в ней так пленяет его. Она не гордой красотою. Прельщает юношей живых,Она не водит за собою. Толпу вздыхателей немых. И стан ее не стан богини,И грудь волною не встает,И в ней никто своей святыни,Припав к земле, не признает;Однако все ее движенья,Улыбки, речи и черты. Так полны жизни, вдохновенья,Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает. Как вспоминанье лучших дней,И сердце любит и страдает,Почти стыдясь любви своей.
Чувство к Вареньке было безотчётно, но истинно и сильно, и он сохранил его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения. Лопухиной посвящено множество стихотворений Лермонтова, поэма «Демон», послание «Валерик»: Я к вам пишу случайно, — право,Не знаю как и для чего. Я потерял уж это право. И что скажу вам? — ничего!Что помню вас? — но, боже правый,Вы это знаете давно;И вам, конечно, всё равно. […]С людьми сближаясь осторожно,Забыл я шум младых проказ,Любовь, поэзию, — но Вас. Забыть мне было невозможно.
Он тщательно скрывал от всех своё чувство. У маменьки Вареньки была одна забота — выдать дочь замуж, не прозевать жениха. А Лермонтов, конечно же, был не жених. Мальчик. Лопухина была его ровесницей, но она уже считалась невестой, в то время как «Мишель» ещё считался ребёнком. Сопоставлял себя с нею и находил себя гадким, некрасивым, сутулым. В неоконченной юношеской повести «Вадим» в Вадиме — уродливом горбуне — он изобразил себя, как бы утрируя свои физические недостатки, а в прекрасной Ольге - Вареньку. Образ этой девушки, а потом — замужней женщины, являлся во многих произведениях поэта, он раздваивался в образах княжны Мэри и особенно Веры в «Герое нашего времени», в «Княгине Лиговской»... Однако Лермонтов относился к Вареньке с такой деликатностью чувства, что нигде не упоминал её имени в черновых тетрадях. Много раз набрасывал её профиль, но тут же пририсовывал ей усы и превращал в мужчину.
Я не хочу, чтоб свет узнал. Мою таинственную повесть;Как я любил, за что страдал,Тому судья лишь бог да совесть!.. Им сердце в чувствах даст отчет;У них попросит сожаленья;И пусть меня накажет Тот,Кто изобрел мои мученья; Укор невежд, укор людей. Души высокой не печалит;Пускай шумит волна морей,Утес гранитный не повалит; Его чело меж облаков,Он двух стихий жилец угрюмый,И кроме бури да громов. Он никому не вверит думы... Я издали смотрел, почти желая,Чтоб для других очей твой блеск исчез;Ты для меня была как счастье рая. Для демона, изгнанника небес...
Лермонтов посвящает Лопухиной благословляющие, любовно-молитвенные стихи, так и названные - «Молитва», в котором поэт обращается к образу Богородицы, Матери Божией, заступницы. Этот лирический шедевр многим принёс отраду и утешение в жизни, его заучивали и твердили, как молитву. Я, матерь Божия, ныне с молитвою. Пред твоим образом, ярким сиянием,Не о спасении, не перед битвою,Не с благодарностью, иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную,За душу странника в свете безродного;Но я вручить хочу деву невинную. Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную;Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному. В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,Ты восприять пошли к ложу печальному. Лучшего ангела душу прекрасную.
«Опять, опять она — и все она!»Вскоре случилось то, чего так боялся Лермонтов — родные выдали Вареньку за богатого пожилого человека — Бахметева. Лермонтов не мог простить ей измены. Он пытался рассердиться, подумать о ней с презрением — и не мог. Однажды они встретились у Столыпиных. Он чувствовал, что она его ещё любит... Невыносимое страдание охватило его душу. Хотя душа её стремится нему — им никогда не бывать вместе: Твоей любви нельзя не верить,а взор не скроет ничего. Ты не способна лицемерить. Ты слишком ангел для того.
Но в час ночной, когда воспоминанье. Приводит к нам минувшего скелет,И оживляет прежние страданья,И топит в них всё счастье прежних лет,Тогда, тогда порою нахожу я. В душе, как бога в храмине пустой,Тот милый взор, с улыбкою святой;И мнится, я храним ее рукой,И жду, безумец! ласки, поцелуя... Бледнеют грезы мрачные мои,Всё исчезает, кроме дум любви;Но с ней, хоть образ узнаю прекрасный,Сравнить мечту стараюсь я напрасно;Заснул? — передо мной во время сна. Опять, опять она — и все она!
Автопортрет Лермонтова, нарисованный им акварелью в зеркало. Перед отъездом на Кавказ Лермонтов решит поехать к Варе и подарить ей этот портрет. Что с того, что Бахметев — ревнивец и не потерпит этот портрет у себя в доме, главное — дать ей в руки. Она посмотрит и запомнит. И портрет этот, даже если Бахметев его сожжёт или растопчет, всегда будет с ней. И он поехал, и так и сделал. Она посмотрела на портрет, побледнела и положила его в уголок дивана. Муж нахмурился и быстро вышел из комнаты. Лермонтов и Варенька смотрели в глаза друг другу. «Я не хочу без тебя жить», - говорили её глаза. «И я без тебя», - читала она в его помрачённом тоской взоре. Они прощались. И оба чувствовали, что навсегда…
В 1841 году Лермонтов пишет стихотворение «Оправдание», адресованное Вареньке. Это скорее моленье о прощении. Как бы предчувствуя возможность близкой смерти, поэт видит и горькую участь, которая может постичь предмет его любви. Когда пред общим приговором. Ты смолкнешь, голову склоня,И будет для тебя позором. Любовь безгрешная твоя, —Того, кто страстью и пороком. Затмил твои младые дни,Молю: язвительным упреком. Ты в оный час не помяни. Но пред судом толпы лукавой. Скажи, что судит нас иной,И что прощать святое право. Страданьем куплено тобой. Лопухина пережила Лермонтова на 10 лет. Томилась долго и тихо скончалась в 1851 году (в 37 лет).
Нет, Лермонтов не умер. Он ушёл в вечность… И будет жить в сердцах и душах людей до тех пор, пока будут читаться его прекрасные стихотворения. Михаил Лермонтов любил, страдал, верил в свои чувства. Его ранимая душа искала свою половинку. Нашла… Но не судилось им быть вместе. Лермонтова и Лопухину соединила поэзия…ЛЕРМОНТОВ – ПОЭТ, ГЕНИЙ, ЧЕЛОВЕК!