УРОК РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАГЛАВИЕ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ТЕКСТЕ. СТРУКТУРА ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И АБЗАЦЕВ В ТЕКСТЕ
ЦЕЛЬ:
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, дидактические иллюстрации.
ХОД УРОКА
І. ОРГМОМЕНТ
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Характеристика темы урока
- Подберите определение к нашей теме и обоснуйте выбор (ответы: длинная, знакомая, простая…)
- А как можно ее сократить? (Убрать второстепенную/ повторяющуюся информацию)
Запись сокращённого варианта темы и сравнение с вариантом со слайда 1.
2. Повторение изученного о тексте
а) узнавание главного героя урока
- Посмотрите на слайд 2 и определите, можно ли его назвать нашим героем урока?
- Какое отношение ткань имеет к тексту?
- Как разнообразны ткани, так разнообразны и тексты. С разными текстами мы будем работать и сегодня на уроке. Но для начала давайте проверим ваши знания с помощью ряда утверждений.
Во время выполнения следующего задания у доски работают отдельно 2 ученика:
б) задание «Верю – не верю»
1. Текст – это несколько предложений, объединенных одной темой.
2. Текст обязательно должен иметь заголовок.
3. В тексте есть основная мысль.
4. Он должен быть в одном стиле.
5. Текст может быть диалогом или монологом.
6. Все предложения в нем связаны.
7. Все предложения в нем расположены в определенной последовательности.
8. В заголовке текста всегда отражается его тема.
9. Текст имеет определенную структуру.
10. Текст может содержать в себе описание, повествование, рассуждение или объединять несколько типов речи.
11. Текст – понятие, относящееся как к письменной, так и к устной речи.
12. Текст может быть в одно предложение.
в) сравнение с образцом на доске
г) работа в парах: решение проблемных вопросов, где возможно два ответа
д) анализ иллюстраций
-Можно ли их считать аргументами?
е) Самооценка начальных знаний урока
- Поставьте себе оценку за те знания, какими вы обладаете на начальном этапе урока.
ІІІ. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. Самостоятельная исследовательская деятельность (выполняется по рядам)
- Прочитайте материалы соответствующего параграфа, самостоятельно выбирая, что именно читать. Можете посоветоваться с соседями по ряду. Но в результате у каждого из вас должно получиться небольшое высказывание по теме, которая отражена в названии параграфа (63, 64, 65)
2. Характеристика заголовка
а) слушание высказывания (результат работы с параграфом)
б) определение роли заголовка
- Послушайте текст и скажите, о чем он? (упражнение 321, стихотворение «У памятника Пушкину»)
в) различение заголовков, отражающих тему или основную мысль
- Выпишите из учебника 4 заголовка текстов разных упражнений, распределяя их в столбики
тема основная мысль
- Почему, по-вашему, они чаще отражают именно тему?
- Подберите к тексту упражнения 319 два заголовка: один должен отражать тему, второй - основную мысль.
г) игра «12 за 12»
- Запишите названия изученных произведений, названных именем героя («Станционный смотритель», «Мцыри», «Лобо», «Волк и Ягнёнок», «Руслан и Людмила», «Ворона и Лисица», «Три пальмы», «Тучи», «Парус», «Снежная королева», Мальчик-Звезда», «Светлана» и др.)
3. Характеристика структуры
а) слушание высказывания (результат работы с параграфом)
б) анализ ошибок плана (со слайда 3) и текста
- С каким пунктом плана вы не согласны? Почему?
- Что можете сказать об этом письме?
https://youtube.com/watch?v=hEhxgahbgCE&feature=share
(Письмо из Простоквашино: разные авторы, нарушение единства темы)
в) сравнение планов (со слайда и составленный учеником)
- Это планы к одному тексту?
- На что указывает различие чисел для нумерации? (3 части)
- А для какого типа речи предпочтительнее простой план? Почему?
в) восстановление последовательности предложений
- Последовательность предложений – важный признак текста. Задания на определение правильного порядка предложений вы выполняли так часто, что это кажется несложным. Проверьте себя.
Анализ выполнение задания на определение последовательности предложений, выполненный учеником, работавшим у доски.
(верный ответ 4,2,5,1,3)
4. Характеристика средств связи
а) слушание высказывания (результат работы с параграфом);
б) построение схем связи
в) обоснование повторов в предложениях упражнения 334.
5. Выполнение самостоятельной работы
а) Самооценка конечных знаний урока
- Поставьте себе оценку за те знания, какими вы обладаете теперь.
- А насколько ваша самооценка верна нам поможет понять последняя работа урока.
б) практическая работа по тексту
(1 вариант текст из упражнения 128, 2 вариант - из упражнения 129)
Прочитайте текст и выполните задания (каждое оценивается в 2 балла).
1. Подберите заголовок и укажите, что в нем отражено: тема или основная мысль.
2. Сформулируйте тему текста.
3. Сформулируйте основную мысль текста.
4. Составьте простой план.
5. Запишите 2 схемы-примера связи предложений в тексте.
6. Выпишите 2 причастия и укажите, они страдательные или действительные.