Урок "ЗАГЛАВИЕ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ТЕКСТЕ. СТРУКТУРА ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И АБЗАЦЕВ В ТЕКСТЕ"

Про матеріал
Урок речевой деятельности в 7 классе на тему «ЗАГЛАВИЕ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ТЕКСТЕ. СТРУКТУРА ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И АБЗАЦЕВ В ТЕКСТЕ» проводится с целью обобщить знания учащихся о тексте, его признаках и особенностях; расширять представления о функциях заголовков; совершенствовать навык коллективной работы и самостоятельной исследовательской деятельности по материалам учебника; проверить практические навыки характеристики текстов; учить различать средства связи, выбирать оптимальные, предупреждать речевые ошибки; формировать понимание связи между типом речи и структурой текста, учить выбирать оптимальный вариант плана. К моменту урока у учащихся достаточный багаж знаний о тексте, полученный за несколько предыдущих лет, и задача педагога – систематизировать эти знания таким образом, чтобы они стали действенным инструментом как для работы с чужими текстами, так и для создания своего. На уроке учащиеся работают с учебником для 7 классах (авторы Е.И.Быкова и др.)
Перегляд файлу

УРОК РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАГЛАВИЕ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ТЕКСТЕ. СТРУКТУРА ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И АБЗАЦЕВ В ТЕКСТЕ

ЦЕЛЬ:

  • обобщить знания о тексте, его признаках и особенностях;
  • расширять представления о функциях заголовков; 
  • совершенствовать навык коллективной работы и самостоятельной исследовательской деятельности по материалам учебника;
  • проверить практические навыки характеристики текстов;
  • учить различать средства связи, выбирать оптимальные, предупреждать речевые ошибки;
  • формировать понимание связи между типом речи и структурой текста, учить выбирать оптимальный вариант плана

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, дидактические иллюстрации.

ХОД УРОКА

І. ОРГМОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Характеристика темы урока

    - Подберите определение к нашей теме и обоснуйте выбор (ответы: длинная, знакомая, простая…)

    - А как можно ее сократить? (Убрать второстепенную/ повторяющуюся информацию)

Запись сокращённого варианта темы и сравнение с вариантом со слайда 1.

 

2. Повторение изученного о тексте

а) узнавание главного героя урока

    - Посмотрите на слайд 2 и определите, можно ли его назвать нашим героем урока?

    - Какое отношение ткань имеет к тексту?

    - Как разнообразны ткани, так разнообразны и тексты. С разными текстами мы будем работать и сегодня на уроке. Но для начала давайте проверим ваши знания с помощью ряда утверждений.

    Во время выполнения следующего задания у доски работают отдельно 2 ученика:

  • над составлением сложного плана к тексту упражнения 138
  • над восстановлением последовательности предложений в фразе В.Сухомлинского (упражнение 331)

 

б) задание «Верю – не верю»

1. Текст – это несколько предложений, объединенных одной темой.

2. Текст обязательно должен иметь заголовок.

3. В тексте есть основная мысль.

4. Он должен быть в одном стиле.

5. Текст может быть диалогом или монологом.

6. Все предложения в нем связаны.

7. Все предложения в нем расположены в определенной последовательности.

8. В заголовке текста всегда отражается его тема.

9. Текст имеет определенную структуру.

10. Текст может содержать в себе описание, повествование, рассуждение или объединять несколько типов речи.

11. Текст – понятие, относящееся как к письменной, так и к устной речи.

12. Текст может быть в одно предложение.

в) сравнение с образцом на доске

г) работа в парах: решение проблемных вопросов, где возможно два ответа

д) анализ иллюстраций

    -Можно ли их считать аргументами?

 

Табличка "открыто-закрыто" зеленый/красный + белый: продажа, цена в Сумах.  Готовые информационные таблички и вывески от "Полиграфический центр  "Илюзион"." - 684636633     Осторожно злая собака (58 фото)

е) Самооценка начальных знаний урока

    - Поставьте себе оценку за те знания, какими вы обладаете на начальном этапе урока.

 

ІІІ. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. Самостоятельная исследовательская деятельность (выполняется по рядам)

     - Прочитайте материалы соответствующего параграфа, самостоятельно выбирая, что именно читать. Можете посоветоваться с соседями по ряду. Но в результате у каждого из вас должно получиться небольшое высказывание по теме, которая отражена в названии параграфа (63, 64, 65)

2. Характеристика заголовка

а) слушание высказывания (результат работы с параграфом)

б) определение роли заголовка

     - Послушайте текст и скажите, о чем он? (упражнение 321, стихотворение «У памятника Пушкину»)

в) различение заголовков, отражающих тему или основную мысль

      - Выпишите из учебника 4 заголовка текстов разных упражнений, распределяя их в столбики

тема                                                      основная мысль

       - Почему, по-вашему, они чаще отражают именно тему?

       - Подберите к тексту упражнения 319 два заголовка: один должен отражать тему, второй - основную мысль.

г) игра «12 за 12»

       - Запишите названия изученных произведений, названных именем героя («Станционный смотритель», «Мцыри», «Лобо», «Волк и Ягнёнок», «Руслан и Людмила», «Ворона и Лисица», «Три пальмы», «Тучи», «Парус», «Снежная королева», Мальчик-Звезда», «Светлана» и др.)

3. Характеристика структуры

а) слушание высказывания (результат работы с параграфом)

б) анализ ошибок плана (со слайда 3) и текста

       - С каким пунктом плана вы не согласны? Почему?

       - Что можете сказать об этом письме?

 

https://youtube.com/watch?v=hEhxgahbgCE&feature=share 

 

(Письмо из Простоквашино: разные авторы, нарушение единства темы)

в) сравнение планов (со слайда и составленный учеником)

       - Это планы к одному тексту?

       - На что указывает различие чисел для нумерации? (3 части)

       - А для какого типа речи предпочтительнее простой план? Почему?

в) восстановление последовательности предложений

      - Последовательность предложений – важный признак текста. Задания на определение правильного порядка предложений вы выполняли так часто, что это кажется несложным. Проверьте себя.

Анализ выполнение задания на определение последовательности предложений, выполненный учеником, работавшим у доски.

(верный ответ 4,2,5,1,3)

4. Характеристика средств связи

а) слушание высказывания (результат работы с параграфом);

б) построение схем связи

  • по упражнению 329 (1,2) коллективно;
  • по упражнению 333 – в парах по рядам;

в) обоснование повторов в предложениях упражнения 334.

 

5. Выполнение самостоятельной работы

а) Самооценка конечных знаний урока

    - Поставьте себе оценку за те знания, какими вы обладаете теперь.

    - А насколько ваша самооценка верна нам поможет понять последняя работа урока.

б) практическая работа по тексту

(1 вариант текст из упражнения 128, 2 вариант - из упражнения 129)

Прочитайте текст и выполните задания (каждое оценивается в 2 балла).

1. Подберите заголовок и укажите, что в нем отражено: тема или основная мысль.

2. Сформулируйте тему текста.

3. Сформулируйте основную мысль текста.

4. Составьте простой план.

5. Запишите 2 схемы-примера связи предложений в тексте. 

6. Выпишите 2 причастия и укажите, они страдательные или действительные.

 

 

 

docx
Додано
28 листопада 2021
Переглядів
460
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку