5 класс
Тема. Закаливание, его значение. Комплексное закаливание водой, солнцем и воздухом
Цель:
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, плакаты, позволяющие иллюстрировать виды закаливания, листы бумаги формата А4, раздаточный материал, карандаши, маркеры, фломастеры
Базовые понятия и термины: закаливание, комплексное закаливание, закаливание солнцем, закаливание водой, закаливание воздухом
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный этап
- Добрый день, дорогие ребята, и уважаемые гости.
Приветствую всех, кто время нашёл
И в школу на урок здоровья пришёл.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
- Назовите правила предупреждения искривления позвоночника:
- Как проверить правильность формирования стопы? (По мокрому отпечатку)
Я хочу рассказать вам одну сказку:
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было 3 сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными, трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – дети часто болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?».
- А как думаете вы?
Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит во многом от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
3. Технология «Мозговой штурм»
- Так что же такое здоровье и какие ассоциации у вас вызывает? (Дети высказывают свои мысли, а педагог записывает на доске).
4. Робота у группах
5. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня с вами говорить о закаливании, его видах, правилах.
(Записать в тетради план урока)
Ш. Изучение нового материала
Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.
Закаливание – это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.
Любое совершенствование – это длительная тренировка. Следовательно, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.
Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.
Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.
Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека.
Необходимо соблюдать ряд правил:
Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры) и др.
Принципы закаливания:
а) Систематичность использования закаливающих процедур.
б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.
в) Последовательность в проведении закаливающих процедур.
г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.
д) Комплексность воздействия природных факторов.
2. Работа в группах
Ученики объединены в 3 группы:
1 группа - солнце
2 группа - воздух
3 группа - вода
Задание 1.
Ученикам предлагается составить правила закаливания по своему виду: солнцем, воздухом, водой.
Задание 2. «Ассоциации»
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З –
Д –
О –
Р –
О –
В –
Ь
Е –
Например:
З – зарядка, закалка, загар, задор.
Д – диета, доктор, душ.
О – отдых, обед.
Р – режим, работа.
О – Олимпиада.
В – вода, витамины, выносливость.
Ь
Е – еда, езда.
Задание 3.
Исправь ошибки. Каждая группа получает задание. Прочитав его, попробуйте исправить ошибки:
Задание 4.
Назовите как можно больше пословиц о человеке и его здоровье.
Здоровый человек – богатый человек.
Здоровье – дороже золота.
Крепок телом – богат делом.
В здоровом теле здоровый дух.
Кто ходит больше, тот живет дольше.
Кто рано встает, тот долго живет.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Ролевая игра. Сценка «Крепыш и куталки»
Крепыш. Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.
Утром – бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас во век не одолеет. Не послушались – болеют.
Куталки. Поздно поняли мы, мы братцы, как полезно закаляться!
Кончим кашлять и чихать – станем душ мы принимать.
Из водицы ледяной!
Крепыш. Погодите! Ой – ой – ой!
Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйся постепенно!
- Сегодня к нам в гости пришел доктор Айболит. Давайте послушаем его наказ.
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по 10 раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать.
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
Работу с текстом учебника можно организовать в группах, предложив каждой группе свой вопрос для обсуждения.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
V. Самостоятельная работа учащихся
- Рассмотрите схему «Основные способы закаливания». Распределите по четырем основным типам закаливания следующие примеры:
(дети заполняют таблицу)
сон в теплое время года при открытых окнах, принятие солнечных ванн, обливание, обтирание, чередующееся пребывание на солнце и в тени, купание, воздушные ванны, душ, зимние виды спорта (коньки, лыжи). Добавь свои примеры.
Основные способы закаливания |
|||
Закаливание солнцем |
Закаливание воздухом
|
Закаливание водой |
Комплексное закаливание (сочетание всех типов) |
|
|
|
|
1. Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна ... (зарядка)
2. Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ)
3. Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (спорт)
4. Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками. (рюкзак)
5. В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло пробито,
На ночь вставлено. (прорубь)
6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса
У загадки есть ответ:
Это мой…. (Велосипед)
7. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (коньки)
8. Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно, … (тренировка)
|
1 з |
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 д |
|
|
|||||||||
|
3 |
|
о |
|
|
|
|||||
|
4 р |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
о |
|
|
|
|
|
||||
|
6 в |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
|
|
ь |
|
|
|
|||||
|
8 |
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Домашнее задание
VII. Подведение итогов урока
- Закаливание – необходимое посильное условие сохранения и укрепления здоровья, которое достигается собственными усилиями. А что вы думаете по этому поводу?
- Какие основные средства закаливания ты знаешь?
- Какие правила закаливания ты сегодня запомнил?
- Что ещё необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
- Напоследок, пусть каждый из вас пожелает своему соседу по парте здоровья.
- В завершение нашего урока я предлагаю вам спеть вместе известную песню из кинофильма «Первая перчатка – «Если хочешь быть здоров».
Если хочешь быть здоров
Музыка: В.Соловьёв-Седой
Слова: В.Лебедев-Кумач
Закаляйся,
Если хочешь быть здоров,
Постарайся
Позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров
Нам полезней
Солнце, воздух и вода.
От болезней
Помогают нам всегда.
От всех болезней нам полезней
Солнце, воздух и вода.
Закаляйся,
Если хочешь быть здоров,
Постарайся
Позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.