Урок "Закаливание, его значение. Комплексное закаливание водой, солнцем и воздухом"

Про матеріал
Урок з основ здоров’я для учнів 5 класу "Загартовування, його значення. Комплексне загартовування водою, сонцем і повітрям". До уроку додається презентація, роздатковий матеріал, тест
Перегляд файлу

5 класс

 

Тема.   Закаливание, его значение. Комплексное закаливание водой, солнцем и воздухом

 

Цель:

  1. Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.
  2. Показать преимущества здорового образа жизни.
  3. Рассказать о влиянии закаливания на организм человека.
  4. Ознакомить учащихся с принципами и методами закаливания.
  5. Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.
  6. Развивать важные жизненные навыки, в частности навыки выполнения закаливающих процедур.
  7. Воспитывать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.

 

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, плакаты, позволяющие иллюстрировать виды закаливания, листы бумаги формата А4, раздаточный материал, карандаши, маркеры, фломастеры

 

Базовые понятия и термины: закаливание, комплексное закаливание, закаливание солнцем, закаливание водой, закаливание воздухом

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Ход урока

 

I. Организационный этап                 

    - Добрый день, дорогие ребята, и уважаемые гости.

                         Приветствую всех, кто время нашёл

                         И в школу на урок здоровья пришёл.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

  1. Проверка домашнего задания

- Назовите правила предупреждения искривления позвоночника:

  • занимайся физическими упражнениями, закаляйся;
  • спи на твердой постели с невысокой подушкой;
  • правильно сиди за партой или столом;
  • не сутулься при ходьбе;
  • носи учебники в ранце.

         - Как проверить правильность формирования стопы? (По мокрому отпечатку)

 

  1. Обсуждение проблемной ситуации

    Я хочу рассказать вам одну сказку:

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было 3 сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными, трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – дети часто болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?».

         - А как думаете вы?

Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит во многом от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».               

     

     3. Технология «Мозговой штурм»

         - Так что же такое здоровье и какие ассоциации у вас вызывает? (Дети высказывают свои мысли, а педагог записывает на доске).

 

     4. Робота у группах

  • Чтобы узнать тему занятия, вам необходимо выполнить задание. У вас на партах лежат картинки. Попробуйте описать их и назвать тему нашего урока.
  • Попробуйте определить цели нашего урока.

 

     5. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня с вами говорить о закаливании, его видах, правилах.

 (Записать в тетради план урока)

 

Ш.  Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя с элементами беседы

 Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.

Закаливание – это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Любое совершенствование – это длительная тренировка. Следовательно, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

  Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека.

Необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.
  2. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма человека.
  4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры) и др.

Принципы закаливания:

а) Систематичность использования закаливающих процедур.

б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

в) Последовательность в проведении закаливающих процедур.

г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

д) Комплексность воздействия природных факторов.

 

       2. Работа в группах

            Ученики объединены в 3 группы:

            1 группа - солнце

            2 группа - воздух

            3 группа - вода

 

      Задание 1.

      Ученикам предлагается составить правила закаливания по своему виду: солнцем, воздухом, водой.

 

            Задание 2. «Ассоциации»

           На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что  делает человека здоровым.

З –

Д –

О –

Р –

О –

В –

Ь

Е –                                      

Например:

З – зарядка, закалка, загар, задор.

Д – диета, доктор, душ.

О – отдых, обед.

Р – режим, работа.

О – Олимпиада.

В – вода, витамины, выносливость.

 Ь

Е – еда, езда.

 

      Задание 3.

       Исправь ошибки. Каждая группа получает задание. Прочитав его, попробуйте исправить ошибки:

 

  1. Благоприятное время для закаливания солнцем – с 12.00 до 14.00. На­чинать можно сразу с одного часа пребывания на солнце и до тех пор, пока не надоест.
  2. Закаливание воздухом надо проводить, одевшись в костюм из плотной ткани, полностью закрывающий руки и ноги.
  3. Закаливание водой лучше всего начинать зимой (обливание водой на морозе, купание в проруби), тогда организм быстрее закалится.

 

             Задание 4.

             Назовите как можно больше пословиц о человеке и его здоровье.

Здоровый человек – богатый человек.

Здоровье – дороже золота.

Крепок телом – богат делом.

В здоровом теле здоровый дух.

Кто ходит больше, тот живет дольше.

Кто рано встает, тот долго живет.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

       1. Ролевая игра. Сценка «Крепыш и куталки»

   Крепыш. Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.

Утром – бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать!

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас во век не одолеет. Не послушались – болеют.

Куталки. Поздно поняли мы, мы братцы, как полезно закаляться!

Кончим кашлять и чихать – станем душ мы принимать.

Из водицы ледяной!

Крепыш. Погодите! Ой – ой – ой!

Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйся постепенно!

 

  1. Советы Доктора Айболита

        - Сегодня к нам в гости пришел доктор Айболит. Давайте послушаем его наказ.

                    Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,

                    Того не надо по утрам будить по 10 раз.

                    И он не станет говорить, что лень ему вставать.

                    Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.

                    Успеет он одеться в срок, умыться и поесть.

                    И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

                                

  1. Работа с учебником

               Работу с текстом учебника можно организовать в группах, предложив каждой группе свой вопрос для обсуждения.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

 

V. Самостоятельная работа учащихся

  1. Работа в парах

- Рассмотрите схему «Основные способы закаливания». Распределите по четырем основным типам закаливания следующие примеры:

(дети заполняют таблицу)

сон в теплое время года при открытых окнах, принятие солнечных ванн, обливание, обтирание, чередующееся пребывание на солнце и в тени, купание, воздушные ванны, душ, зимние виды спорта (коньки, лыжи). Добавь свои примеры.

 

Основные способы закаливания

Закаливание солнцем                                              

Закаливание воздухом

 

Закаливание водой

Комплексное закаливание

(сочетание всех типов)

 

 

 

 

 

  1. Разгадывание кроссворда

  1. Утром раньше поднимайся,              

      Прыгай, бегай,  отжимайся                       

                Для здоровья, для порядка                        

Людям всем нужна ... (зарядка)

            2. Дождик тёплый и густой,

 Этот дождик не простой  

Он без туч, без облаков  

 Целый день идти готов  (душ)  

            3. Хочешь ты побить рекорд?                  

 Так тебе поможет … (спорт)

            4. Он с тобою и со мною     

  Шёл лесными стёжками     

  Друг походный за спиною       

  На ремнях с застёжками.  (рюкзак)


            5. В новой стене,                                           

 В круглом окне

 Днём стекло пробито,                                

 На ночь вставлено. (прорубь) 

            6. Ясным утром вдоль дороги 

 На траве блестит роса.       

 По дороге едут ноги        

 И бегут два колеса 

 У загадки есть ответ:

 Это мой…. (Велосипед)                                                                   

            7. Есть, ребята, у меня                                   

 Два серебряных коня.                                

 Езжу сразу на обоих,                                 

 Что за кони у меня?   (коньки)               

            8. Чтоб большим спортсменом стать,

 Нужно очень много знать.

 И поможет здесь сноровка

                И, конечно, … (тренировка)

 

                            

                            

1   з

 

 

 

 

 

 

 

2   д

 

 

    

   

            

3

 

     о

 

 

 

              

4   р

 

 

 

 

 

 

 

5

 

     о

 

 

 

 

 

             

6   в

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

     ь

 

 

 

           

8 

 

     е

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание

  1. По учебнику  прочитать § 3, стр. 33-34, ответить на вопросы после па­раграфа.
  2. Подберите интересные исторические факты или народный фольклор про пользу закаливания.

 

VII. Подведение итогов урока

  1. Метод «Микрофон»

   - Закаливание – необходимое посильное условие сохранения и укрепления здоровья, которое достигается собственными усилиями. А что вы думаете по этому поводу?

- Какие основные средства закаливания ты знаешь?

- Какие правила закаливания ты сегодня запомнил?

- Что ещё необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?

По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

     - Напоследок, пусть каждый из вас пожелает своему соседу по парте здоровья.

 

  1. Слово учителя

             -  В завершение нашего урока я предлагаю вам спеть вместе известную песню из кинофильма «Первая перчатка – «Если хочешь быть здоров».

 Если хочешь быть здоров

Музыка: В.Соловьёв-Седой

Слова: В.Лебедев-Кумач

Закаляйся,
Если хочешь быть здоров,
Постарайся
Позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров

 

Нам полезней
Солнце, воздух и вода.
От болезней
Помогают нам всегда.
От всех болезней нам полезней
Солнце, воздух и вода.

 

Закаляйся,
Если хочешь быть здоров,
Постарайся
Позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров.

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

 

docx
Додано
29 листопада 2020
Переглядів
1222
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку