Уважаемые коллеги! Предлагаю вам урок логики в 1 классе по курсу «Логический калейдоскоп». Программу и учебное пособие утверждено для использования в общеобразовательных учебных заведениях Институтом инновационных технологий и МОН Украины (письмо № 14/18 Г-37 от 26.01.2011.) Данный курс является пропедевтическим для изучения со второго класса логики по программе и учебными пособиями «Логика» (автор А.Митник).
Данный урок проводится третьим в теме «Последовательность и закономерность». Урок учит детей работать по определенному плану, воспитывает культуру общения, учит использовать полученные знания в практической повседневной деятельности.
КУ «Мариупольская
общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 47»
Урок по курсу «Логика»
в 1 классе
Тема: Закономерности
Урок разработала:
Чекмак Виктория Константиновна
Учитель начальных классов,
специалист 1 категории,
педагогический стаж: 23 года.
Мариуполь, 2018
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам урок логики в 1 классе по курсу «Логический калейдоскоп». Программу и учебное пособие утверждено для использования в общеобразовательных учебных заведениях Институтом инновационных технологий и МОН Украины (письмо № 14/18 Г-37 от 26.01.2011.) Данный курс является пропедевтическим для изучения со второго класса логики по программе и учебными пособиями «Логика» (автор А.Митник).
Данный урок проводится третьим в теме «Последовательность и закономерность». Урок учит детей работать по определенному плану, воспитывает культуру общения, учит использовать полученные знания в практической повседневной деятельности.
Урок логики в 1-м классе
Тема: "Закономерности "
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня нам предстоит ещё одно увлекательное путешествие в царство Логики. Тему нашего урока вы определите сами. А в конце урока постараетесь ответить на вопрос: зачем мы развиваем своё логическое мышление? Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём, как всегда, с “мозговой гимнастики”.
II. Мозговая гимнастика
(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)
– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
III. Разминка
– А сейчас небольшая подготовка к активной работе – разминка. Вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на мои вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Будьте внимательны!
IV. Развитие концентрации внимания
– Сегодня бабочка будет нашей помощницей. Она приготовила для вас интересные задания.
Игра “Внимание”: в течение 3 секунд я показываю вам одну за другой карточки. Вы должны запомнить и нарисовать то, что увидели. (Рис. 1)
Рис. 1
– Я покажу вам карточки ещё раз, а вы проверьте, всё ли правильно нарисовали. Если все ваши рисунки правильные – нарисуйте рядом ещё одну бабочку. Встаньте те, к кому “прилетела” дополнительная бабочка.
– Теперь пересчитайте бабочек: руки сцепите за спиной в “замочек”. Не водя рукой по линиям, а лишь водя глазами, сосчитайте бабочек и впишите ответ. (Рис. 2)
Рис. 2
– Проверьте. (На доске переворачивается бабочка, на которой написан ответ “10”.)
Поднимите руку те, у кого получился такой же ответ.
– Бабочка не сидит на месте. Она перелетает с цветка на цветок. Нам нужно проследить за её полётом. Игра “Куда перелетела бабочка?” Посмотрите на квадрат. В одной из клеток сидит бабочка – исходный пункт работы. Я говорю, как из этой клетки по полю перелетает бабочка, а вы, не прикасаясь рукой к таблице, глазами отслеживаете её путь. По команде “стоп” в последней клетке ставите цифру. Затем из той же исходной точки следите за другим полётом. Начали! (1 ученик работает у доски.)
1) От исходной клетки – 1 клетка вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз – стоп.
2) От исходной клетки – 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх – стоп.
3) От исходной клетки – 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево – стоп. (Рис. 3)
Рис. 3.
– А сейчас бабочки помогут узнать тему нашего урока. Перед вами “Лабиринт”. Соедините цифру и букву. Что получилось? (Рис. 4)
Рис. 4
V. Весёлая переменка
– Перед новыми заданиями немного отдохнём. (физминутка)
Утром бабочка проснулась, (протираем глазки)
Потянулась, улыбнулась. (Из положения упор присев постепенно выпрямляем туловище, руки вперёд, вверх.)
Раз – росой она умылась, (умываемся)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела. (машем руками, как крыльями)
У цветка остановилась, (присели)
Над цветочком закружилась.
VI. Работа с числами, числовыми рядами и закономерностями
– Цветочки, над которыми мы сейчас кружились, как бабочки, не простые, а с числовыми закономерностями. Внимание!
Работа с учебником «Логический калейдоскоп» с. 64-65 № 2,3,4, 5.
-Бабочка принесла вам ещё задания:
1.Установите закономерность. Продолжи её.
А Б А Б А Б …
2. Установите закономерность. Продолжи её.
1 2 3 1 2 3 ….
3. Установите закономерность. Продолжи её.
….
4. Установите закономерность. Вместо вопросительных знаков впишите числа.
1 2 3 4
3 1 4 2
4 3 2 1
2 4 ? ?
5.Разделите числа на группы: 4, 15, 49, 50, 7, 20, 3, 36.
6.Какое число лишнее? Почему?
2, 15, 5, 6, 9.
7.Найдите закономерность и продолжите ряд чисел:
1, 2, 4, 7, 11, … (+ 1, + 2, +3, ..)
– Ребята из другого класса тоже хотят научиться решать закономерности. Чтобы им было легче, они просили вас составить правило – алгоритм их решения. Посмотрите, в классе развешены таблицы с этапами этого алгоритма. Соберите их последовательно так, как вы рассуждаете при решении числовых закономерностей.
1.Число – цифра.
2.Сравнение .
3.Группа (классификация).
4.Предположение (гипотеза).
5.Проверка.
VII. Зрительная гимнастика
– Вы много работали, решали, и ваши глаза устали. Поэтому мы сейчас проведём для них гимнастику. Вы должны, не поворачивая головы, выполнять задания.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где крыльцо, а где окно.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
VIII. Работа в группах
– Чтобы помочь ребятам из другого класса научиться разгадывать числовые закономерности, составим для них интересные задания. Образуйте 3 группы. Для каждой группы – карточка.
Карточка 1
Продолжите ряд ещё на три числа:
1, 2, 5, 6 …
Составьте свой ряд чисел, подчиняющийся некоторой закономерности.
Карточка 2
Разделите числа на две группы:
8, 5, 20, 13, 15, 6, 17, 1
Составьте своё задание на классификацию чисел.
Карточка 3.
Зачеркните лишнее число:
6, 12, 14, 15, 18
Составьте своё задание на исключение лишнего числа.
(Свои работы дети оформляют маркерами на листах бумаги. После выполнения лидер группы защищает числовую закономерность у доски.)
IX. Итог урока
– Понравилось вам работать с закономерностями? Почему? Произошли ли в вас какие-то изменения? Так зачем нам развивать логическое мышление?
– У вас на столах лежат бабочки. Раскрасьте свою бабочку в такой цвет, который соответствует вашему настроению, и прикрепите её на букет.
– Спасибо за урок!
Мариупольская
общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 47
Урок по курсу «Логика»
в 1 классе
Тема: Закономерности
Урок разработала:
Чекмак Виктория Константиновна
учительначальных классов,
специалист 1 категории,
педагогический стаж: 17 лет.
Мариуполь, 2012