Урок "Закономірність" з курсу "Логічний калейдоскоп" 1 клас за програмою А. Митника

Про матеріал

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам урок логики в 1 классе по курсу «Логический калейдоскоп». Программу и учебное пособие утверждено для использования в общеобразовательных учебных заведениях Институтом инновационных технологий и МОН Украины (письмо № 14/18 Г-37 от 26.01.2011.) Данный курс является пропедевтическим для изучения со второго класса логики по программе и учебными пособиями «Логика» (автор А.Митник).

Данный урок проводится третьим в теме «Последовательность и закономерность». Урок учит детей работать по определенному плану, воспитывает культуру общения, учит использовать полученные знания в практической повседневной деятельности.

Перегляд файлу

 КУ «Мариупольская

общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 47»

 

 

 

 

Урок по курсу «Логика»

в 1 классе

Тема: Закономерности

 

 

 

Урок разработала:

Чекмак Виктория Константиновна

Учитель начальных классов,

специалист 1 категории,

 педагогический стаж: 23 года.

 

 

 

 

Мариуполь, 2018

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам урок  логики в 1 классе по курсу «Логический калейдоскоп». Программу и учебное пособие утверждено для использования в общеобразовательных учебных заведениях Институтом инновационных технологий и МОН Украины (письмо № 14/18 Г-37 от 26.01.2011.) Данный курс является пропедевтическим для изучения со второго класса логики по программе и учебными пособиями «Логика» (автор А.Митник).

 Данный урок проводится третьим в теме «Последовательность и закономерность». Урок учит детей работать по определенному  плану, воспитывает культуру общения, учит использовать полученные знания в практической повседневной деятельности.

 

Урок логики в 1-м классе

 

 Тема: "Закономерности "

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием “ закономерности”.
  • Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
  • Вырабатывать навыки последовательного мышления.
  • Развивать концентрацию внимания.
  • Продолжать учить работать в группах.
  • С помощью заданий заинтересовать детей, побудить их творчески мыслить.

Оборудование:

  1. Таблицы с рисунками.
  2. Карточки для индивидуальных заданий.
  3. Бабочка с ответом.
  4. Цветы с числами.
  5. Карточки с алгоритмом.
  6. Таблица для зрительной гимнастики.
  7. Карточки для групповой работы.
  8. Бумага, маркеры.
  9. Бабочка для каждого ученика.
  10. Рисунок букета.

 

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня нам предстоит ещё одно увлекательное путешествие в царство Логики. Тему нашего урока вы определите сами. А в конце урока постараетесь ответить на вопрос: зачем мы развиваем своё логическое мышление? Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём, как всегда, с “мозговой гимнастики”.

 

II. Мозговая гимнастика

(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)

– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

 

III. Разминка

– А сейчас небольшая подготовка к активной работе – разминка. Вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на мои вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Будьте внимательны!

  • Какое сегодня число? А день недели?
  • Наименьшее однозначное число. (0)
  • 5 + 3 – 4 + 0 – 1 = ..? (3)
  • Сколько гласных звуков в русском языке? (6) а букв? (10)
  • Во дворе куры. У всех кур 10 лап. Сколько кур во дворе? (5)
  • В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5)
  • У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3)
  • Как называются числа при сложении?
  • Какая буква пятая с начала алфавита? (д) а пятая с конца? (ы)
  • Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
  • Над цветком мелькает, пляшет,
  • Веерком узорным машет. (Бабочка)

 

 

IV. Развитие концентрации внимания

– Сегодня бабочка будет нашей помощницей. Она приготовила для вас интересные задания.

Игра “Внимание”: в течение 3 секунд я показываю вам одну за другой карточки. Вы должны запомнить и нарисовать то, что увидели. (Рис. 1)

 

 

Рис. 1

– Я покажу вам карточки ещё раз, а вы проверьте, всё ли правильно нарисовали. Если все ваши рисунки правильные – нарисуйте рядом ещё одну бабочку. Встаньте те, к кому “прилетела” дополнительная бабочка.

– Теперь пересчитайте бабочек: руки сцепите за спиной в “замочек”. Не водя рукой по линиям, а лишь водя глазами, сосчитайте бабочек и впишите ответ. (Рис. 2)

Рис. 2

– Проверьте. (На доске переворачивается бабочка, на которой написан ответ “10”.)

Поднимите руку те, у кого получился такой же ответ.

– Бабочка не сидит на месте. Она перелетает с цветка на цветок. Нам нужно проследить за её полётом. Игра “Куда перелетела бабочка?” Посмотрите на квадрат. В одной из клеток сидит бабочка – исходный пункт работы. Я говорю, как из этой клетки по полю перелетает бабочка, а вы, не прикасаясь рукой к таблице, глазами отслеживаете её путь. По команде “стоп” в последней клетке ставите цифру. Затем из той же исходной точки следите за другим полётом. Начали! (1 ученик работает у доски.)

1) От исходной клетки – 1 клетка вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз – стоп.

2) От исходной клетки – 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх – стоп.

3) От исходной клетки – 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево – стоп. (Рис. 3)

  Рис. 3.

 

– А сейчас бабочки помогут узнать тему нашего урока. Перед вами “Лабиринт”. Соедините цифру и букву. Что получилось? (Рис. 4)

IMG_NEW.jpgРис. 4

V. Весёлая переменка

– Перед новыми заданиями немного отдохнём. (физминутка)

Утром бабочка проснулась, (протираем глазки)

Потянулась, улыбнулась. (Из положения упор присев постепенно выпрямляем туловище, руки вперёд, вверх.)

Раз – росой она умылась, (умываемся)

Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела. (машем руками, как крыльями)

У цветка остановилась, (присели)

Над цветочком закружилась.

VI. Работа с числами, числовыми рядами и закономерностями

– Цветочки, над которыми мы сейчас кружились, как бабочки, не простые, а с числовыми закономерностями. Внимание!

Работа с учебником «Логический калейдоскоп» с. 64-65 № 2,3,4, 5.

 

-Бабочка принесла вам ещё задания:

1.Установите  закономерность. Продолжи её.

А Б А Б А Б …

2. Установите закономерность. Продолжи её.

1 2 3 1 2 3 ….

3. Установите закономерность. Продолжи её.

    ….

 

4. Установите закономерность. Вместо вопросительных знаков впишите числа.

1 2 3 4

3 1 4 2

4 3 2 1

2 4 ? ?

5.Разделите  числа на группы: 4, 15, 49, 50, 7, 20, 3, 36.

6.Какое  число лишнее? Почему?

2, 15, 5, 6, 9.

7.Найдите  закономерность и продолжите ряд чисел:

1, 2, 4, 7, 11, … (+ 1, + 2, +3, ..)

 

– Ребята из другого класса тоже хотят научиться решать закономерности. Чтобы им было легче, они просили вас составить правило – алгоритм их решения. Посмотрите, в классе развешены таблицы с этапами этого алгоритма. Соберите их последовательно так, как вы рассуждаете при решении числовых закономерностей.

1.Число  – цифра.

2.Сравнение .

3.Группа (классификация).

4.Предположение (гипотеза).

5.Проверка.

 

VII. Зрительная гимнастика

– Вы много работали, решали, и ваши глаза устали. Поэтому мы сейчас проведём для них гимнастику. Вы должны, не поворачивая головы, выполнять задания.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где крыльцо, а где окно.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

 

VIII. Работа в группах

– Чтобы помочь ребятам из другого класса научиться разгадывать числовые закономерности, составим для них интересные задания. Образуйте 3 группы. Для каждой группы – карточка.

 

 

Карточка 1

Продолжите ряд ещё на три числа:

1, 2, 5, 6 …

Составьте свой ряд чисел, подчиняющийся некоторой закономерности.

 

Карточка 2

Разделите числа на две группы:

8, 5, 20, 13, 15, 6, 17, 1

Составьте своё задание на классификацию чисел.

 

Карточка 3.

Зачеркните лишнее число:

6, 12, 14, 15, 18

Составьте своё задание на исключение лишнего числа.

 

(Свои работы дети оформляют маркерами на листах бумаги. После выполнения лидер группы защищает числовую закономерность у доски.)

 

IX. Итог урока

– Понравилось вам работать с закономерностями? Почему? Произошли ли в вас какие-то изменения? Так зачем нам развивать логическое мышление?

– У вас на столах лежат бабочки. Раскрасьте свою бабочку в такой цвет, который соответствует вашему настроению, и прикрепите её на букет.

– Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариупольская

общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 47

 

 

 

 

Урок по курсу «Логика»

в 1 классе

Тема: Закономерности

 

 

 

Урок разработала:

Чекмак Виктория Константиновна

учительначальных классов,

специалист 1 категории,

 педагогический стаж: 17 лет.

 

 

 

 

Мариуполь, 2012

 

docx
Додано
31 липня 2018
Переглядів
1256
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку