ОДЕСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА №61
I – III СТУПЕНІВ СУВОРОВСЬКОГО РАЙОНУ
ОДЕСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ОДЕСЬКОЇ ОБЛАСТІ
Внеклассный урок
на тему:
«В гостях у С.Я.Маршака»
Підготувала:
вчитель початкових класів,
спеціаліст вищої категорії,
звання «вчитель-методист»
Тіліпалова Наталія Володимирівна
м.Одеса-2014
Цели:
Оборудование:
Мультимедийная презентация, видео-презентация, детские рисунки к произведениям С.Я.Маршака, картинки - пазлы, карточки с кроссвордом, карточки с отрывками из произведений, звукозапись песни «Поросята», стихотворения «Пожелание друзьям»
Ход мероприятия
I.Организационный момент.
Учитель.
-Ребята, давайте начнём наш урок с прослушивания интересной песни, музыку к которой написал Юрий Чичков, а стихи - Яков Халемский.
(демонстрация видеозаписи «Из чего же…» )
-Скажите, какое произведение сразу вспомнилось вам, прослушав эту песню?
(С.Я. Маршака «О мальчиках и девочках»)
(слайд 1)
-Правильно, мы познакомились с вами со многими произведениями С.Я.Маршака, просматривали видеоматериалы, читали стихотворения и даже инсценировали сказку «12 месяцев».
II.Сообщение темы.
(Слайд 2)
-А сегодня я предлагаю вашему вниманию урок – путешествие по произведениям С.Я. Маршака . Встреча с ними - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
III. Обобщение темы, закрепление знаний о произведениях
С.Я.Маршака.
1.Разгадывание загадок. (слайд 3)
- Все вы любите загадки разгадывать. Есть загадки и у Маршака. Давайте попробуем их разгадать.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (очки)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (пила)
Бьют его рукой и палкой. Всегда шагаем мы вдвоём,
Никому его не жалко. Похожие, как братья,
А за что беднягу бьют? Мы за обедом- за столом,
А за то, что он надут! (мяч) А ночью- под кроватью. (тапки)
Перед тобой пятёрка братьев, Под Новый год пришёл он в дом
Дома все они без платья, Таким румяным толстяком.
А на улице зато Но с каждым днём терял он вес
Нужно каждому пальто. (пальцы) И наконец совсем исчез. (календарь)
2.Восстановить стих (работа в парах).
- Ребята, у вас на парте лежать отрывки из известных стихотворений Маршака, но с ними произошла беда- их погрызли мыши. Давайте восстановим недостающие слова.
(слайд 4)
«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной
Это он,
Это он,
Ленинградский
-Из какого произведения строки? («Почта»)
«Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по
Стены дымом заволок,
Лижет пол и
-Из какого произведения строки? («Пожар»)
Жил человек
На улице
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку
В рукава просунул руки –
Оказалось, это
Надевать он стал пальто –
Говорят ему:
-Из какого произведения строки? («Вот какой рассеянный…»)
3.Исправить ошибки в названиях произведений (5 слайд)
- Вы знаете, человек Рассеянный побывал в библиотеке и перепутал названия всех произведений. Давайте поможем ему их правильно назвать.
«Детки в зоопарке» - «Детки в клетке»
«Семнадцать месяцев» - «Двенадцать месяцев»
«Откуда стул пришёл?» - «Откуда стол пришёл?»
«Дом, который построил Джон» - «Дом, который построил Джек»
«Почтальон» - «Почта»
«Вещи» - «Багаж»
«Усатый - мохнатый» - «Усатый - полосатый»
«Мышкин дом» - «Кошкин дом»
Музыкальная пауза( произведение «Цирк» дети слушают,закрыв глаза)
4.Разгадать кроссворд.
( индивидуальная работа - карточки) (слайд 6)
-Ребята, у вас на партах лежат листочки с кроссвордами. Я буду зачитывать вопросы, а вы записывайте ответы.
1.Кто сдавал багаж: диван, чемодан, саквояж?..
2. О ком из жителей зоосада эти стихи:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
3.Кто вместо урока попал на каток?
4.Глупый маленький зверек, которому не нравилась мамина колыбельная песня.
5.Кто жил на улице Бассейной?
6.Кто чуть не проглотил воробья?
Ответы: 1. Дама. 2. Жираф. 3. Лодыри. 4. Мышонок. 5. Рассеянный.
6. Крокодил.
Физминутка(звучит звукозапись «Поросята» С.Я.Маршака) (слайд 7)
5.Сложить пазлы.
-А теперь поработаем в группах. У вас на партах есть 8 частей пазла, который надо сложить в единую картинку и ответить на вопрос «Как называется произведение С.Я.Маршака?»
Где обедал воробей? Кошкин дом Теремок
6.Блиц-турнир.
-Ребята, о многих произведениях мы сегодня не успели упомянуть, да и это не возможно. Хотела бы провести напоследок с вами блиц - турнир по произведениям С.Я.Маршака, с которые мы успели познакомиться.
Я буду называть первый слог названия произведения, а вы будете продолжать.
(слайд 9)
Ска… (Сказка о глупом мышонке)
Кот… (Кот-скорняк)
Ро… (Робин-Бобин)
Дом…(Дом,который построил Джек)
Дет…(Детки в клетке)
Уса…(Усатый-полосатый)
Ба…(Багаж)
Кот…(Кот и лодыри)
Где…(Где обедал воробей)
Кош…(Кошкин дом)
Те…(Теремок)
О маль…(О мальчиках и девочках)
По…(Почта)
По…(Пожар)
Вот…(Вот какой рассеянный)
12…(12 месяцев)
От…(Откуда стол пришёл)
7.Игра «Угадай мультфильм» (по отрывку мультфильма дети угадывают название произведения С.Я.Маршака)
IV. Итог урока.
-Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, вы хорошо поработали на нём, были активными, внимательными, давали правильные ответы на вопросы в заданиях. Мы вспомнили много произведений Самуила Яковлевича Маршака. Они очень интересны и поучительны для детей.
-А закончить наш урок я бы хотела словами самого автора, его произведением «Пожелание друзьям» (звучит звукозапись С.Я.Маршака).
(слайд 10)