Праздник родного языка
в 6-х классах
Цели:
ХОД
1 слайд – Заставка День родного языка
Музыка – автоматически (до конца)
І Оргмомент
2 слайд
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи
И уникальность среди равных масс.
ІІ Сообщение темы и целей мероприятия
ІІІ Основная часть
Предыстория праздника.
3 слайд
21 февраля отмечается Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17ноября 1999 года.
4 слайд
Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
5 слайд
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
Праздник проводится в форме игры.
Участвуют 3 команды по 6 человек (6-А, 6-Б, 6-В классы).
Представление команд, жюри.
1. Ребусы.
6 слайд
Лексикология.
2. Четвертый лишний.
7 слайд
Орфография.
Каждая команда получает карточку со словами на правило правописания непроизносимых согласных, среди которых нужно найти четвертое лишнее.
Честный, звездный, небесный, доблестный.
Прелестный, поздний, местный, чудесный.
Ужасный, страстный, радостный, крестный.
3. Найди пару.
8 слайд
Фразеология. Знание пословиц и поговорок.
Даны начала и концы пословиц, командам нужно их собрать правильно.
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Землю солнце красит, а человека труд.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Делу время, потехе час.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Труд кормит, а лень портит.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Перевертыши.
Мышка в босоножках
Дождливый король
Служанка в тыкве
Собачья гостиница
Синяя бейсболка
Бодрствующее чудовище
Джимми Короткий носок
История про живую крестьянку
с 14 слабаками
(Кот в сапогах)
(Снежная королева)
(Принцесса на горошине)
(Кошкин дом)
(Красная шапочка)
(Спящая красавица)
(Пеппи Длинный чулок)
(Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях
5. Тот самый суффикс
10 слайд
Словообразование.
Суффиксы, так же, как и слова, имеют значение. Например, суффикс -арь имеет значение принадлежности к профессии (звонарь, аптекарь). Давайте попробуем подобрать синонимы с суффиксом –арь к словам и словосочетаниям:
народный целитель (знахарь)
хлебороб (пахарь)
хлебопёк (пекарь)
средневековый воин (рыцарь)
работник библиотеки (библиотекарь)
6. Фразеологизмы знай, в речи их употребляй!
11 слайд
Фразеология. Лексикология.
Каждой команде даны 3 рисунка. По ним надо отгадать фразеологизм и объяснить его, подобрать синоним.
Чесать языками – болтать ни о чем, сплетничать.
Клевать носом – засыпать.
Развесить уши – слушать с увлечением, быть обманутым.
Делать из мухи слона – преувеличивать.
Строить глазки – показывать симпатию, заигрывать.
Прикусить язык – держать в секрете.
Быть не в своей тарелке – чувствовать себя некомфортно.
Точить зуб – злиться на кого-то.
7. Рассказ на одну букву.
12 слайд
Лексикология.
На одном из научных симпозиумов встретились четыре лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский. Ну и, естественно, заговорили о языках. Чей, мол, язык лучше, богаче и какому языку принадлежит будущее?
Англичанин сказал:
— Англия — страна великих завоеваний, мореплавателей и путешественников, которые разнесли славу её языка по всем уголкам мира. Английский язык — язык Шекспира, Диккенса, Байрона, несомненно, лучший язык мира.
— Ничего подобного, — заявил немец, — наш язык — язык науки и философии, медицины и техники. Язык Канта и Гегеля, на котором написано лучшее произведение мировой поэзии — «Фауст» Гёте.
— Вы оба неправы, — вступил в спор итальянец. Подумайте, весь мир, всё человечество любит музыку, песни, романсы, оперы. На каком языке звучат лучшие любовные романсы, самые чарующие мелодии и гениальные оперы? На языке солнечной Италии.
Русский долго молчал, скромно слушал и, наконец, промолвил:
— Конечно, я мог бы так же, как каждый из вас сказать, что русский язык — язык Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова — превосходит все языки мира. Но я не пойду по вашему пути. Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета и концовкой, причём, чтобы все слова этого рассказа начинались с одной и той же буквы?
Это очень озадачило собеседников и все трое заявили:
— Нет, на наших языках это сделать невозможно.
— А вот на русском языке вполне возможно, и мы сейчас это докажем!
Итак, задание командам:
Сочинить рассказ, включающий не менее 15 слов на одну букву С.
Пример:
Сегодня снова снег. Сыпало славно.
Собрались сходить слепить снеговика. Скатали снежные составляющие. Собрали. Снеговик стоял скучный. Слетелись синички, смотрят сверху. Стрекочут с сосны сороки.
Скоро собрались сорванцы с салазками. Сотню снежков слепили. Снег, счастье, снежки, слёзы…
Солнце спряталось. Синева спустилась. Скоро спать.
Снятся сорванцам сладкие сны.
Команды зачитывают составленные тексты.
13 слайд – Заключительный
Музыка
Жюри подводит итоги.
ІV Итоги
Награждение команд.