Заняття для батьків першокласників "«Самооцінка школяра як складова готовності дітей до навчання в школі».

Про матеріал
Подготовить ребенка к школе – это не только научить его читать, считать и писать, не только приобрести в магазине необходимые школьные вещи. Это еще и психологическая подготовка ребенка к обучению, которая предполагает определенный уровень развития интеллектуальной, личностной и социальной сфер. Именно личностная и социальная готовность ребенка к обучению в школе означает адекватность его поведения в социальной среде, способность жить и развиваться в определенном социальном окружении, иметь соответствующие навыки коммуникации, быть ответственным, настойчивым, выполнять требования, отстаивать личную позицию, проявлять толерантность. Умение ребенка самостоятельно, последовательно и настойчиво выполнять школьные требования поможет ему преодолеть любые трудности в обучении и стать успешным человеком в дальнейшей жизни.
Перегляд файлу

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

«Самооценка школьника как составляющая готовности детей

к обучению в школе».

 

Содержание занятия.

 

Открытие занятия.

Время: 10 мин.

Приветствие участников, сообщение цели, заданий, регламента.

Цель: ознакомить родителей детей-первоклассников с понятием «самооценка» и определить роль родителей в формировании адекватной самооценки ребенка.

 

Знакомство и определение ожиданий участников по методике «Дерево».

 

Цель: познакомить участников, содействовать сплоченности группы и созданию комфортной обстановки для работы; выяснить ожидания участников.

Время: 10 мин.

Ресурсы: заготовить бумагу в форме листочков по количеству участников, лист бумаги формат А - 1, на котором изображено дерево.

       Ход проведения.

 Вам предлагается взять по одному листочку и на протяжении 2 минут написать на нем свое имя, имя своего ребенка, а также те качества, которые радуют и беспокоят вас как родителей. Ваше время истекло. Прокомментируйте свои записи и приклейте их на дерево.

  Что дало нам выполнение этого упражнения?

  О чем свидетельствуют наши ожидания?

 

     Принятие правил работы в группе

Цель: обсудить условия взаимодействия для продуктивного сотрудничества во время занятия.

  Время: 10 мин.

  Ресурсы: Плакат «Правила работы группы», маркер, скотч.

       Ход проведения.

Предлагаем вам задуматься над вопросом: «Каких норм поведения нам необходимо придерживаться, чтобы комфортно себя чувствовать и продуктивно работать? Ваши предложения должны иметь форму норм и правил поведения, а не личностных характеристик (не толерантность, а быть толерантным; не активность, а быть активным и т.д.). Если вы согласны с данным предложением, предлагаю записать их на плакате. Эти правила неизменны до окончания нашего занятия. Мы будем к ним возвращаться в случае их нарушения.

 

    Информационное сообщение: «Что такое самооценка».

 

Цель: ознакомить участников с понятием «самооценка» и акцентировать внимание на роли родителей в формировании самооценки ребенка.

  Время: 10 мин.

  Ресурсы: опорный конспект лекции, плакат с определением понятия «самооценка», «факторы, которые влияют на самооценку».

 

Подготовить ребенка к школе – это не только научить его читать, считать и писать, не только приобрести в магазине необходимые школьные вещи. Это еще и психологическая подготовка ребенка к обучению, которая предполагает определенный уровень развития интеллектуальной, личностной и социальной сфер. Именно личностная и социальная готовность ребенка к обучению в школе означает адекватность его поведения в социальной среде, способность жить и развиваться в определенном социальном окружении, иметь соответствующие навыки коммуникации, быть ответственным, настойчивым, выполнять требования, отстаивать личную позицию, проявлять толерантность. Умение ребенка самостоятельно, последовательно и настойчиво выполнять школьные требования поможет ему преодолеть любые трудности в обучении и стать успешным человеком в дальнейшей жизни.

Готовность ребенка к школе предполагает отношение к себе, к своим способностям, обязанностям, результатам своей деятельности, поведению, т.е. определенному развитию самосознания. Самооценка как один из структурных компонентов самосознания является регулятором поведения и деятельности человека. Самооценка влияет на все стороны жизни ребенка, его эмоциональное самочувствие, взаимоотношения с окружающими людьми, развитие творческих способностей, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.

Особенно важно осторожно относится к самооценке ребенка, поскольку он еще только формируется и именно поэтому в большей степени, чем взрослые поддается влиянию и изменениям.

Итак, самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Самооценка влияет на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – ее преобразование путем воспитательных воздействий на личность.

Вопросы для обсуждения:

 - Была ли данная информация новой для вас?

 - Что означает адекватная самооценка?

 - Можете ли вы сказать, что у вашего ребенка адекватная самооценка?

 - Как вы это определяете?

 

 

 

 

Упражнение «Ярлыки».

 

Цель: ознакомить участников с ярлыками, которые могут использоваться по отношению к детям; дать возможность почувствовать переживания, которые возникают во время общения, когда их вынуждают действовать в соответствии стереотипов.

Время: 10 минут.

Ресурсы: наборы разрезанных картинок по количеству групп, наборы картинок. На каждой «короне» написан один из предложенных выражений:

«Улыбайся мне», «Буды хмурым», «Корчи мне гримасы», «Игнорируй меня», «Разговаривай со мной так, как будто мне 5 лет», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», «Подбадривай меня».

    

Ход упражнения.

Мы вам предлагаем объединиться в группы по признаку «зима, весна, лето, осень». Каждому из вас предлагается в течение 5 минут собрать целую картинку из разрезанных. Во время работы друг к другу так, как написано на «короне».

  

Вопросы для обсуждения:

- Чем в реальной жизни могут быть «короны»?

- Как влияет наличие подобных ярлыков на ребенка?

- Как часто мы сталкиваемся с ситуациями навешивания ярлыков?

- Как вы чувствовали себя в реальной жизни, когда кто-нибудь навешивал на вас ярлык?

- Легко ли избавиться от ярлыка, когда его уже навесили? Как это сделать?

 

 

    Упражнение «День из жизни ребенка».

Цель: помочь родителям понять, каким образом их оценка и суждения влияют на самочувствие и самооценку ребенка.

Ресурсы: стикеры.

Время: 10 минут.

    Ход упражнения.

Один из тренеров садится в круг и крепит на себе 8 стикеров.

Стикеры – это самооценка ребенка, с которой Денис  проснулся утром. Вам предлагается снимать или крепить стикеры на мальчика по мере того, как он будет рассказывать историю об одном дне из своей жизни в зависимости от того, как он будет себя чувствовать.

«Меня зовут Денис. Мне шесть с половиной лет. Когда я проснулся сегодня утром, у меня было очень хорошее настроение, ведь сегодня долгожданный день – у моего друга день рождения. Я быстро умылся, сделал зарядку и сразу побежал на кухню, где мама уже готовила мне завтрак. Я радостно подбежал и поцеловал ее. Она обняла меня и поцеловала. Я был очень возбужден, подбежал к столу и перекинул тарелку с завтраком. Мама рассердилась и сказала: «Ты такой невнимательный – всегда все переворачиваешь и ломаешь!»

В дверь позвонили – это была наша соседка, мама моей подруги, с которой мы вместе ходим в школу. Она зашла за мной, чтобы вести нас вместе в школу. Соседка увидела, что я еще не готов и сказала: «Ты как всегда последний, а Юля уже давно ждет тебя». Мама помогла мне одеться, обняла и сказала: «Я зайду за тобой, заберу из школы и мы вместе пойдем покупать Вове подарок».

На уроках в школе я был невнимательный, мне совсем не хотелось сидеть на месте и меня наказали. После уроков пришла мама, и мы пошли покупать Вове подарок.

На дне рождения Вовы все веселились и радовались. Мне тоже было весело, и когда мама пришла меня забирать, я совсем не хотел идти домой. Мама рассердилась, потому что была уставшей и сердито сказала: «Быстро собирайся, я не буду тебя долго ждать, потому что я очень устала и хочу домой. Если ты сейчас быстро не оденешься, то я уйду, а ты будешь идти домой сам». Я поторопился и быстро собрался. Мама обрадовалась и похвалила меня.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. С каким чувством шел Денис на день рождения к другу?
  2. Что влияло на самооценку мальчика в течение дня?
  3. Как чувствовал себя мальчик под  влиянием слов, которые ему говорили?
  4. Какие сведения о себе получил мальчик в течение дня?

 

 

 

Упражнение «Комплименты»

 

Цель: акцентировать внимание участников на позитивном влиянии комплиментов на самооценку человека.

Время: 10 минут.

     

 

Ход упражнения.

Вам предлагается сказать друг другу комплименты. Делать это мы будем по кругу. Я начинаю.

 

   Вопросы для обсуждения:

  1. Когда последний раз вам говорили комплименты?
  2. Как вы себя при этом чувствовали?
  3. Что вы отвечали, когда вам делали комплименты?

 

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, когда и какие комплименты вы делали своему ребенку, и как ребенок реагировал на них. Пожалуйста, поделитесь своими воспоминаниями с группой.

 

 

   Подведение итогов по методике «Я чувствую, что…»

 

Цель: подведение итогов занятия и получить от участников обратную связь.

 

Ресурсы: плакат с нарисованным на нем солнышком, стикеры.

Время: 10 минут.

 

     Ход проведения.

Вам предлагаются стикеры на которых вам необходимо продолжить предложение «Я чувствую, что …». На эту работу вам отводится 2 минуты. По окончанию предлагаем зачитать свои предложения и прикрепить стикеры на плакат, таким образом, чтобы образовались лучики солнышка.

 

 Большое спасибо за сотрудничество. Надеемся, что наша совместная работа дала возможность определить важность роли родителей в формировании адекватной самооценки, что является одним из условий эффективной деятельности ребенка и дальнейшего развития его личности.

 

docx
Додано
24 вересня 2019
Переглядів
1424
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку