ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Самооценка школьника как составляющая готовности детей
к обучению в школе».
Содержание занятия.
Открытие занятия.
Время: 10 мин.
Приветствие участников, сообщение цели, заданий, регламента.
Цель: ознакомить родителей детей-первоклассников с понятием «самооценка» и определить роль родителей в формировании адекватной самооценки ребенка.
Знакомство и определение ожиданий участников по методике «Дерево».
Цель: познакомить участников, содействовать сплоченности группы и созданию комфортной обстановки для работы; выяснить ожидания участников.
Время: 10 мин.
Ресурсы: заготовить бумагу в форме листочков по количеству участников, лист бумаги формат А - 1, на котором изображено дерево.
Ход проведения.
Вам предлагается взять по одному листочку и на протяжении 2 минут написать на нем свое имя, имя своего ребенка, а также те качества, которые радуют и беспокоят вас как родителей. Ваше время истекло. Прокомментируйте свои записи и приклейте их на дерево.
Что дало нам выполнение этого упражнения?
О чем свидетельствуют наши ожидания?
Принятие правил работы в группе
Цель: обсудить условия взаимодействия для продуктивного сотрудничества во время занятия.
Время: 10 мин.
Ресурсы: Плакат «Правила работы группы», маркер, скотч.
Ход проведения.
Предлагаем вам задуматься над вопросом: «Каких норм поведения нам необходимо придерживаться, чтобы комфортно себя чувствовать и продуктивно работать? Ваши предложения должны иметь форму норм и правил поведения, а не личностных характеристик (не толерантность, а быть толерантным; не активность, а быть активным и т.д.). Если вы согласны с данным предложением, предлагаю записать их на плакате. Эти правила неизменны до окончания нашего занятия. Мы будем к ним возвращаться в случае их нарушения.
Информационное сообщение: «Что такое самооценка».
Цель: ознакомить участников с понятием «самооценка» и акцентировать внимание на роли родителей в формировании самооценки ребенка.
Время: 10 мин.
Ресурсы: опорный конспект лекции, плакат с определением понятия «самооценка», «факторы, которые влияют на самооценку».
Подготовить ребенка к школе – это не только научить его читать, считать и писать, не только приобрести в магазине необходимые школьные вещи. Это еще и психологическая подготовка ребенка к обучению, которая предполагает определенный уровень развития интеллектуальной, личностной и социальной сфер. Именно личностная и социальная готовность ребенка к обучению в школе означает адекватность его поведения в социальной среде, способность жить и развиваться в определенном социальном окружении, иметь соответствующие навыки коммуникации, быть ответственным, настойчивым, выполнять требования, отстаивать личную позицию, проявлять толерантность. Умение ребенка самостоятельно, последовательно и настойчиво выполнять школьные требования поможет ему преодолеть любые трудности в обучении и стать успешным человеком в дальнейшей жизни.
Готовность ребенка к школе предполагает отношение к себе, к своим способностям, обязанностям, результатам своей деятельности, поведению, т.е. определенному развитию самосознания. Самооценка как один из структурных компонентов самосознания является регулятором поведения и деятельности человека. Самооценка влияет на все стороны жизни ребенка, его эмоциональное самочувствие, взаимоотношения с окружающими людьми, развитие творческих способностей, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Особенно важно осторожно относится к самооценке ребенка, поскольку он еще только формируется и именно поэтому в большей степени, чем взрослые поддается влиянию и изменениям.
Итак, самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Самооценка влияет на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – ее преобразование путем воспитательных воздействий на личность.
Вопросы для обсуждения:
- Была ли данная информация новой для вас?
- Что означает адекватная самооценка?
- Можете ли вы сказать, что у вашего ребенка адекватная самооценка?
- Как вы это определяете?
Упражнение «Ярлыки».
Цель: ознакомить участников с ярлыками, которые могут использоваться по отношению к детям; дать возможность почувствовать переживания, которые возникают во время общения, когда их вынуждают действовать в соответствии стереотипов.
Время: 10 минут.
Ресурсы: наборы разрезанных картинок по количеству групп, наборы картинок. На каждой «короне» написан один из предложенных выражений:
«Улыбайся мне», «Буды хмурым», «Корчи мне гримасы», «Игнорируй меня», «Разговаривай со мной так, как будто мне 5 лет», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», «Подбадривай меня».
Ход упражнения.
Мы вам предлагаем объединиться в группы по признаку «зима, весна, лето, осень». Каждому из вас предлагается в течение 5 минут собрать целую картинку из разрезанных. Во время работы друг к другу так, как написано на «короне».
Вопросы для обсуждения:
- Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
- Как влияет наличие подобных ярлыков на ребенка?
- Как часто мы сталкиваемся с ситуациями навешивания ярлыков?
- Как вы чувствовали себя в реальной жизни, когда кто-нибудь навешивал на вас ярлык?
- Легко ли избавиться от ярлыка, когда его уже навесили? Как это сделать?
Упражнение «День из жизни ребенка».
Цель: помочь родителям понять, каким образом их оценка и суждения влияют на самочувствие и самооценку ребенка.
Ресурсы: стикеры.
Время: 10 минут.
Ход упражнения.
Один из тренеров садится в круг и крепит на себе 8 стикеров.
Стикеры – это самооценка ребенка, с которой Денис проснулся утром. Вам предлагается снимать или крепить стикеры на мальчика по мере того, как он будет рассказывать историю об одном дне из своей жизни в зависимости от того, как он будет себя чувствовать.
«Меня зовут Денис. Мне шесть с половиной лет. Когда я проснулся сегодня утром, у меня было очень хорошее настроение, ведь сегодня долгожданный день – у моего друга день рождения. Я быстро умылся, сделал зарядку и сразу побежал на кухню, где мама уже готовила мне завтрак. Я радостно подбежал и поцеловал ее. Она обняла меня и поцеловала. Я был очень возбужден, подбежал к столу и перекинул тарелку с завтраком. Мама рассердилась и сказала: «Ты такой невнимательный – всегда все переворачиваешь и ломаешь!»
В дверь позвонили – это была наша соседка, мама моей подруги, с которой мы вместе ходим в школу. Она зашла за мной, чтобы вести нас вместе в школу. Соседка увидела, что я еще не готов и сказала: «Ты как всегда последний, а Юля уже давно ждет тебя». Мама помогла мне одеться, обняла и сказала: «Я зайду за тобой, заберу из школы и мы вместе пойдем покупать Вове подарок».
На уроках в школе я был невнимательный, мне совсем не хотелось сидеть на месте и меня наказали. После уроков пришла мама, и мы пошли покупать Вове подарок.
На дне рождения Вовы все веселились и радовались. Мне тоже было весело, и когда мама пришла меня забирать, я совсем не хотел идти домой. Мама рассердилась, потому что была уставшей и сердито сказала: «Быстро собирайся, я не буду тебя долго ждать, потому что я очень устала и хочу домой. Если ты сейчас быстро не оденешься, то я уйду, а ты будешь идти домой сам». Я поторопился и быстро собрался. Мама обрадовалась и похвалила меня.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение «Комплименты»
Цель: акцентировать внимание участников на позитивном влиянии комплиментов на самооценку человека.
Время: 10 минут.
Ход упражнения.
Вам предлагается сказать друг другу комплименты. Делать это мы будем по кругу. Я начинаю.
Вопросы для обсуждения:
А сейчас я предлагаю вам вспомнить, когда и какие комплименты вы делали своему ребенку, и как ребенок реагировал на них. Пожалуйста, поделитесь своими воспоминаниями с группой.
Подведение итогов по методике «Я чувствую, что…»
Цель: подведение итогов занятия и получить от участников обратную связь.
Ресурсы: плакат с нарисованным на нем солнышком, стикеры.
Время: 10 минут.
Ход проведения.
Вам предлагаются стикеры на которых вам необходимо продолжить предложение «Я чувствую, что …». На эту работу вам отводится 2 минуты. По окончанию предлагаем зачитать свои предложения и прикрепить стикеры на плакат, таким образом, чтобы образовались лучики солнышка.
Большое спасибо за сотрудничество. Надеемся, что наша совместная работа дала возможность определить важность роли родителей в формировании адекватной самооценки, что является одним из условий эффективной деятельности ребенка и дальнейшего развития его личности.