Конспект занятия в средней группе
Разработала:
воспитатель средней группы №6
Машкова И.В.
Тема: Воздух и его свойства
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Раздаточный материал:
целлофановые пакеты на каждого ребенка, лупа, стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; апельсин, лимон, чеснок, бутылка с газированной водой, виноград.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
День по-доброму начнется.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, посмотрите, на вас надеты фартучки, вы будете настоящими исследователями. Как вы думаете , кто такие исследователи? Вы хотите быть исследователями?
А что будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель : У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Я предлагаю пройти в лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него). Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вдохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет не видим.
Воспитатель: Может его можно увидеть с помощью лупы? Возьмите лупу и посмотрите. Мы можем его увидеть?
Дети: Нет
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети : Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель : Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему?
Дети: Потому что он пустой.
Воспитатель: Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете?
Дети: воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети: Там воздух.
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Дети: Прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
ОПЫТ №2 (воздух может двигаться )
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас . Что вы чувствуете?
Дети: ветер.
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Воспитатель : Еще раз помашу веером , скажите ветер какой?
Дети: холодный.
Воспитатель: А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них . Что почувствовали?
Дети: теплый ветер.
Воспитатель: Как вы думаете, где бывает теплый ветер? ( около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать (апельсин ,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему ? Правильно, Саша ничего не почувствовал , потому что я ему ни чего не дала почувствовать . Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы, а так как воздух движется он передает нам запахи.
Воспитатель: Устали? Давайте немного отдахнем.
Физминутка
Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали,
а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.
Всем друзьям мы улыбнулись,
наклонились, раз и два, чтобы не болела голова.
И закончили зарядку тихо сядем по порядку.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода )
Воспитатель: Ребята как выдумаете воздух легкий или тяжелый? Воздух легкий. Сейчас мы это проверим. Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче ,чем вода .
ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
Дети: воздухом.
Воспитатель: Как воздух попадает к нам во внутрь?
Дети: через нос. Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Внутри нас есть воздух? Проверим. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?
Дети: растениям , животным.
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Давайте вспомним где воздух чистый а где грязный. Какой в лесу воздух? Почему он там чистый?
Дети: там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода.
Воспитатель: Как же можно назвать растения?
Дети: наши помощники, спасатели.
Воспитатель: Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
Воспитатель : А как можно очистить воздух?
Дети: Не курить. Не разводить костры, не ездить на машинах, а только на велосипедах, убирать мусор, садить деревья.
Воспитатель: Авы бы хотели бы жить в городе где есть чисты и свежий воздух?
Тогда я предлагаю вам построить свой город , в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город, посмотрите внимательно и подумайте, чего в нем не хватает, что бы вы добавили? Перед вами различные картинки, выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему? (картинки с деревьями, машинами, заводами, велосипедами).
Воспитатель: Вам нравится ваш город? Молодцы! Итак ребята давайте вспомним о чем мы сегодня говорили и что узнали с помощью опытов?
Дети: Воздух он прозрачный без цвета, без запаха, движется, может передавать запахи, бывает холодным, теплым и горячим, бывает чистым и грязным, а чтобы воздух был чистым нужно беречь деревья и растения так как они помогают нам дышать.