Тема. Запорожская Сечь во ІІ пол. XVII в. Кошевой атаман Иван Сирко.
Цель урока: сформировать знания об Иване Сирко как о талантливом полководце и противоречивом политике, развивать умения самостоятельно получать знания, воспитывать интерес к историческому прошлому.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Оборудование: портрет И. Сирка, учебник А. К. Струкевича «История Украины» 8 класс, видеозаписи фильма «Чорна долина», телепередачи «Козацька звитяга», журнал «Моменти».
Ожидаемые результаты: на основании изучения темы учащиеся смогут охарактеризовать деятельность исторической личности, объяснять особенности деятельности И. Сирка как политика и полководца, высказывать собственную мысль относительно деятельности И. Сирка.
Ход урока
І. Организация учебной деятельности
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы познакомимся с незаурядной личностью, отаманом славной Запорожской Сечи. Надеюсь, что вы поповните страницу жизни И.Сирка новым содержанием, узнаете его глубже и откроете новые грани характера этого казацкого рыцаря. Польский король Ян ІІІ Собезький писал: «Сирко – воин исправен и в ратних делах большой знаток». Украинские летописцы Самовидец, Грабянка и Величко называли его великим предводителем, славным кошевым атаманом, он омел отличия власти – булаву и бунчук. Разные народы по-разному произносили его фамилию:
немецкие источники называли его “Цирка";русские - "Сєрко";французы - "Сиро";турки и татары - "Урусшайтан" (“руський черт”), а турчанки-матери пугали своихдетей его именем; на самом деле Сирко – это казацкий псевдоним, чтоозначает "волк". В украинской литературе образ атамана ярко представлен в исторической поэме «Кошевой Иван Сирко» автора А. Дудки
(Звучит «Казацкий марш»)
Ученик. У кожного народу є герої, живуть вони у пам’яті століть.
Хто ж вони є? Подвижники і вої, провидці та поборники людської
Звитяги й честі в роки лихоліть.
І Україна на таких не бідна, лиш придивись, оглянься по всібіч –
Яких людей великих, сильних, гідних вона зростила
На теренах плідних! Та візьмемо хоч Запорізьку Січ:
Тут Сагайдачний і Тарас Трясило,
І Байда, й Наливайко Северин, і Остряниця, й сам Хмельницький з сином…
Яка то й справд ібула дужа сила,
Та на Вкраїні був іще один –
Іван Сірко!
Цей довгожитель Січі постійно обирався кошовим,
Бив бусурманів, та не раз, не двічі,
А сто разів! Провів бої і січі,
І завжди перемога йшла за ним.
Учитель. Ребята, давайте обратим своё внимание на портрет Ивана Дмитриевича Сирко.
(ответы учащихся)
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель. Вашим заданием станет исследование исторического деятеля Ивана Сирко в 3-х сферах:
- незаурядная личность и характерник
- талантливый полководец
- противоречивый политик
У вас на партах, ребята лежит таблица, которую вы в парах заполняете по ходу ответов одноклассников.
И. Сирко - незаурядная личность и характерник |
И. Сирко- талантливый полководец |
И. Сирко- противоречивый политик |
|
|
|
Учитель. Вашему вниманию, предоставлен фрагмент телепередачи «Козацька звитяга» выпуск «Иван Сирко», который прольет нам свет на личность атамана. Ребята, что вы узнали интересного об атамане из телепередачи? (ответы учащихся)
Учитель. Откройте журнал «Моменты» на странице 28. Прочитайте информацию о жизни и деятельности И. Сирко. (работа с материалом)
А) Группа «И. Сирко - незаурядная личность и характерник»
1. Когда и где родился И. Сирко, и кем был по происхождению?
2. Какими чертами характера он обладал?
3. Почему за атаманом закрепился образ характерника?
4. Назовите место захоронения кошевого атамана?
Б) Группа«И. Сирко- талантливый полководец»
1. Назовите раннее упоминание о военной деятельности атамана?
2. Назовите года военных битв против татар?
3.Какие военные события характеризуют Ивана Дмитриевича как талантливого полководца?
4. Назовите города, которые были освобождены И. Сирко от польских и турецких захватчиков?
В)Группа «И. Сирко- противоречивый политик»
1. Почему И. Сирко был на стороне московского царя в 1663 г.?
2. Почему атаман поддерживал гетманов П. Дорошенка, М. Ханенка?
3. Приведите примеры противоречий в политике Ивана Сирко.
(Конотопская битва в 1659 г., где он вынудил татар оставить Ивана Выговского и тем лишил его союзников. В 1668 г. с Петром Дорошенком: вместе совершили удачный поход на Крым, когда захватили Кафу и другие города и освободили тысячи пленных, лишил и Петра Дорошенка союзников в лице татар и заставил подписать договор об подданстве польскому королю. Таким образом сорвалась антипольская компания, которой гетман Дорошенко готовился целый год. После этих событий Иван Сирко избирался на некоторое время харьковским полковником и даже принимал участие в восстании против царского правительства на Слобожанщине. Таким образом атаман находился в антипольской, антитурецкой и антироссийской оппозиции.)
(ответы учащихся).
Учитель.Подумайте, ребята могли ли такие действия атамана нанести вред государственным интересам Украины? (ответы учащихся).
Скажите, а была ли попытка атамана побороться за гетманскую булаву? (1672 г. после отстранения и ссылки Демьяна Многогрешного, атаман решил побороться за гетманскую булаву, но препятствием для его планов стали П. Дорошенко и И. Самойлович, в этой борьбе Иван Сирко проиграл.)
Рассказ учителя о значимости гетманской булавы для И. Сирка.
Учитель.Как вы, считаете, почему атаман был ярым борцом против турок и татар? (ответы учащихся).
Приглашаю вас к просмотру фрагмента художественного фильма «Чорна долина» режиссера Юрия Мушкетыка.
(просмотр видео)
Учитель. Почему атаман принял столь суровое наказание к казакам, которые решили вернуть к своим семьям в Крым? Какое завещание Иван Сирко дает казакам и нам потомкам? (ответы учащихся).
IV. Закрепление новых знаний учащихся
V. Итоги урока
В 1660-1670-е гг. самым выдающимся кошевым на Сечи был Иван Дмитриевич Сирко. Он прославился успешной борьбой с турецко- татарскими набегами. Под его предводительством казаки освободили около 100 тыс. пленников. Вошел в историю нашего государства как борец за национальные интересы украинцев в условия расчлененной иностранными правителями казацкого государства.
(Звучит «Казацкий марш»)
Учень. Все проходить, все колись минає,
Щобуло – навіки відгуло.
Хто сьогодні достеменно знає, що було і як воно було?
Та тремтіла Порта й Кримське ханство,
Коли вів Сірко свої полки.
Україна, віра, християнство – ось за що вмирали козаки.
Їх могил давно уже немає,
Стали полем, лугом, солонцем.
Але Україна є! І знає, кому бути вдячною за це.
Тим, хто за неї став тоді горою,
Хто за першим покликом до бою йшов на бій.
На переможний бій!
Тож Іван Сірко – козак і воїн –
Був і залишається героєм!
(Учитель выставляет оценки за урок учащимся)
VІ. Домашнее задание.
Прочитать пар. 28, написать эссе на темы«Сквозь призму казацкой чести доблести», «Я – патриот своего государства!»