Авторская программа работы кружка "Нащадки Перемоги"

Про матеріал
Работа кружка "Нащадки Перемоги" направлена на духовно-патриотическое воспитание школьников.Календарное планирование поможет руководителям кружковой работы правильно выработать векторы подбора воспитательного материала, учитывая интересы учащихся.
Перегляд файлу

Духовно-нравственное и патриотическое  воспитание школьников

 

Программа занятий кружка «Наследники Победы»

 

 

Пояснительная записка.

 

 Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина Украины определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Украины, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Украины.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в 8 классе должна осуществляться с опорой на героические подвиги украинского народа в разные эпохи, на нравственные идеалы, позитивные жизненные примеры. Необходимо показывать ребёнку, что Украине приходилось переживать трудные времена, но наша страна преодолевала всё именно благодаря духовному единству народа, его подвигам и вере в своё независимое Отечество.

Актуальность программы определена тем, что сегодня Украина вновь переживает эпоху перемен во всех сферах, на лицо упадок общественного сознания, нравственных ценностей. Молодёжь не верит в будущее своей страны, и исправить это возможно только путём пропаганды иных идей, пропитанных патриотическим духом и гражданственностью.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, высокоинтеллектуального, компетентного гражданина Украины. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание патриотических чувств и гражданского сознания семиклассника.

Программа кружка «Наследники Победы» составлена в соответствии с государственным направлением «Патриотическое воспитание молодежи в Украине», а также с учётом Концепции «Новая школа», направленной на  духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина Украины

Работа кружка осуществляется во внеурочное время один раз в неделю. Программа  включает в себя 34 занятия по 1,5 часа и рассчитана на один год обучения.

Занятия в кружке должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями, посмотреть видеофильм.

  Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к героическим подвигам народа и к прошлому своей страны.

Цель программы: воспитание у восьмиклассников патриотических чувств и гражданского сознания.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях, героических поступках, народном духе и единстве народа Украины.
  2. Способствовать усвоению имён исторических личностей, событий и подвигов с ними связанными.
  3. Раскрывать сущность героических, высоконравственных поступков и прослеживать их связь с современностью.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме видео-путешествий, диспута, концерта, конференции, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

 

Планируемые результаты  освоения программы

кружка «Наследники Победы»

Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать усвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления гражданина Украины.

Воспитательные результаты программы кружка «Наследники Победы» распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет знакомство с выдающимися личностями, рассмотрение различных моделей поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям государства и общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Школьники взаимодействуют между собой, высказывают своё мнение, дают оценку и обоснование различным ситуациям.

Третий уровень результатов — усвоение обучающимися основных героических страниц украинской истории, формирование чувства гордости за свою страну, осознание себя гражданином единой Украины.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о героизме в целом и частных его проявлениях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных духовно ориентированных поступков с опорой на полученные знания;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в духовно ориентированной деятельности и приобретения ими элементов опыта гражданского поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование любви к Отечеству, присвоение базовых национальных ценностей, развитие гражданского самосознания, патриотизма, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1полугодия  обучающиеся  должны знать:

1. Смысл понятий «патриотизм», «гражданственность», «толерантность», «Отечество».

2. Героические страницы истории Украины.

3. Выдающиеся люди, их подвиги и достижения.

 

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать культуру общения и правила поведения в коллективе.

3. Быть доброжелательными.

4. Сострадать окружающим людям и испытывать чувство гордости за них.

5. Отличать добро от зла.

6. Распознавать трусость и предательство.

В результате прохождения программного материала  к концу второго полугодия  обучающиеся  должны знать:

1. Героев Украины и их подвиги.

2. Памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, а также музыкальные произведения и их авторов.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к своей стране и людям, проживающим в ней.

Уметь:

1. Высказывать свою точку зрения.

2. Участвовать в диспуте.

3. Давать оценку различным ситуациям истории и современности.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Находить выход из сложных жизненных ситуаций.

 

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в духовно-нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- осознание себя гражданином Украины;

- эмпатия - понимание чувств  других людей и сопереживание им;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализ аудио и видео файлов.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

 


Учебно-тематический план занятий кружка «Наследники Победы».

34 часа по 1,5 часа в неделю

Наименование разделов и тем

Количество часов

Содержание темы

УУД

Форма работы

1

Введение

1,5

Цели и задачи курса, организация работы кружка, инструментарий и правила работы с ним.

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, строить сообщения в устной и письменной форме

Беседа

Раздел 1. «Я  Украинец!»

2

Национальный характер Украины

1,5

Особенности украинского национального характера, их отражение в украинских народных сказках и былинах. Работа с понятиями: отечество, патриотизм, менталитет.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию

Видео-занятие с элементами диспута

3

Нормы жизни в обществе

1,5

Противопоставление истиной красоты, душевного богатства красоте внешней. Работа с понятиями: трусость, предательство.

развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию

Диспут

4

Труд как особенность украинского характера

1,5

Трудолюбие и творческое отношение к труду как особенность украинской нации. Что такое нация? Работа с понятиями: мастерство, ремесленничество, творчество.

развитие этических чувств, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме

Беседа

5

Человек и государство

1,5

Что такое государство и государственные интересы. Оборона государства. Работа с понятиями: патриотизм, зашита родины, справедливые и несправедливые войны. Что такое власть. Разграничение понятий власти государства и власти одного человека над другим.

осознание себя гражданином Украины, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию

Видео-занятие. Диспут.

Раздел 2. «Страницы боевой славы Украины»

6-7

Герои Украины

3

Патриотизм украинских козаков и гетьманов, проявленный за свободу Украины. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие. Повторение понятия «ментальность» на материале истории Запорожской Сечи.

понимание чувств  других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию

Видео-путешествие с элементами диспута.

Игра-викторина

8-9

Славные страницы о. Хортица

3

Работа над понятием «Боевое товарищество»

понимание чувств  других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Историческое путешествие.

10

Вторая мировая война. Отечественная война. Работа над понятиями.

1,5

 Герои войны и их подвиги. Почему мы называем войну «Отечественной»

понимание чувств  других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию

Видео-занятие.

Эвристическая беседа.

11-14

Образы Второй мировой войны

6

Народное горе. Гитлер и его планы. Герои войны. Добровольцы и партизаны. Дети и женщины в годы войны. Тыл и фронт. Узники лагерей. Произведения литературы, архитектуры, музыки и кино о войне 1941-1945 гг.

понимание чувств  других людей и сопереживание им, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов

Видео-путешествие.

Беседа.

Лекция.

Творческий проект.

Встреча с интересным человеком.

15

Современные локальные конфликты

1,5

Афганистан. Чеченские войны. Терроризм. АТО.

понимание чувств   людей и сопереживание им, анализ аудио и видео файлов

Видео-путешествие. Встреча с интересным человеком.

16

Я помню! Я горжусь!

1,5

Подведение итогов раздела. Рефлексия

развитие этических чувств, осознание себя гражданином Украины

Концерт

Раздел 3. «Достояния Украины»

17

Памятники литературы как достояние культуры.

1,5

Писатели-земляки о Второй мировой войне. Моё любимое литературное произведение.

развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию

Семинар. Путешествие

18

Экскурсии по улицам города, сбор информации о памятниках героям Победы.

1,5

Памятники рассказывают о подвигах наших дедов.

развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов,  формулировать собственное мнение и позицию

Видео-путешествие.

Беседа

19

Знаменитые люди нашего города.

1,5

Трудовой и боевой подвиг народа в названиях улиц.

развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме

Творческий проект

20-21

Что мы знаем об узниках концлагерей.

3

Встречи с очевидцами событий Второй мировой войны.

развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию

Аудио-занятие.

Диспут о фильме «Мальчик в полосатой пижаме»

22-23

С чего начинается Родина?

3

Заочное путешествие по городам-героям Украины. Мариуполь- моя малая Родина.

осознание себя гражданином Украины, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов

Творческий проект.

Видео-путешествие

24-25

Наши соотечественники – участники войны в Афганистане

3

«Кто выстоял в бою неистовом» Война без победы.

строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов

Встреча с интересным человеком.

Лекция с элементами видео-путешествия

Раздел 4 «Поклонимся и мертвым, и живым…»

26

Что такое память о бессмертном подвиге

1,5

Рассказы очевидцев о подвигах Второй мировой войны. Рассказы участников АТО.

развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме

Творческий проект

27

«У войны не женское лицо»

1,5

Подвиги женщин в тылу и на фронте.

строить сообщения в устной и письменной форме

 

28

Мариуполь в годы войны

1,5

Краеведческий музей рассказывает

понимание чувств  других людей и сопереживание им, строить сообщения в устной и письменной форме

Лекция

29

Нужно ли человечеству милосердие?

1,5

Сообщения-рассуждения информационных групп. Написание эссе.

понимание чувств  других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию

Видео-занятие

Диспут

Раздел 5 «Мы  многонациональный народ»

30

Приазовье – многонациональный край

1,5

Греческий поэт Кирьяков о войне.

строить сообщения в устной и письменной форме

Лекция

31-33

Проба поэтического пера. Молодое поколение о подвигах Второй мировой войны

4,5

Война в поэзии и прозе. По страницам школьного творчества

развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов

Видео-занятие

Творческий проект

Литературно-музыкальная композиция

34

Итоговое занятие. Я  наследник Победы

1,5

Итоговое занятие кружка. Подведение итогов. Рефлексия.

осознание себя гражданином Украины, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Игра

 

doc
Додано
23 березня 2019
Переглядів
628
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку