Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников
Программа занятий кружка «Наследники Победы»
Пояснительная записка.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина Украины определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Украины, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Украины.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в 8 классе должна осуществляться с опорой на героические подвиги украинского народа в разные эпохи, на нравственные идеалы, позитивные жизненные примеры. Необходимо показывать ребёнку, что Украине приходилось переживать трудные времена, но наша страна преодолевала всё именно благодаря духовному единству народа, его подвигам и вере в своё независимое Отечество.
Актуальность программы определена тем, что сегодня Украина вновь переживает эпоху перемен во всех сферах, на лицо упадок общественного сознания, нравственных ценностей. Молодёжь не верит в будущее своей страны, и исправить это возможно только путём пропаганды иных идей, пропитанных патриотическим духом и гражданственностью.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, высокоинтеллектуального, компетентного гражданина Украины. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание патриотических чувств и гражданского сознания семиклассника.
Программа кружка «Наследники Победы» составлена в соответствии с государственным направлением «Патриотическое воспитание молодежи в Украине», а также с учётом Концепции «Новая школа», направленной на духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина Украины
Работа кружка осуществляется во внеурочное время один раз в неделю. Программа включает в себя 34 занятия по 1,5 часа и рассчитана на один год обучения.
Занятия в кружке должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями, посмотреть видеофильм.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к героическим подвигам народа и к прошлому своей страны.
Цель программы: воспитание у восьмиклассников патриотических чувств и гражданского сознания.
Задачи:
Занятия проводятся в форме видео-путешествий, диспута, концерта, конференции, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Планируемые результаты освоения программы
кружка «Наследники Победы»
Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать усвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления гражданина Украины.
Воспитательные результаты программы кружка «Наследники Победы» распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет знакомство с выдающимися личностями, рассмотрение различных моделей поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям государства и общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Школьники взаимодействуют между собой, высказывают своё мнение, дают оценку и обоснование различным ситуациям.
Третий уровень результатов — усвоение обучающимися основных героических страниц украинской истории, формирование чувства гордости за свою страну, осознание себя гражданином единой Украины.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о героизме в целом и частных его проявлениях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных духовно ориентированных поступков с опорой на полученные знания;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в духовно ориентированной деятельности и приобретения ими элементов опыта гражданского поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование любви к Отечеству, присвоение базовых национальных ценностей, развитие гражданского самосознания, патриотизма, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1полугодия обучающиеся должны знать:
1. Смысл понятий «патриотизм», «гражданственность», «толерантность», «Отечество».
2. Героические страницы истории Украины.
3. Выдающиеся люди, их подвиги и достижения.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать культуру общения и правила поведения в коллективе.
3. Быть доброжелательными.
4. Сострадать окружающим людям и испытывать чувство гордости за них.
5. Отличать добро от зла.
6. Распознавать трусость и предательство.
В результате прохождения программного материала к концу второго полугодия обучающиеся должны знать:
1. Героев Украины и их подвиги.
2. Памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, а также музыкальные произведения и их авторов.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к своей стране и людям, проживающим в ней.
Уметь:
1. Высказывать свою точку зрения.
2. Участвовать в диспуте.
3. Давать оценку различным ситуациям истории и современности.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Находить выход из сложных жизненных ситуаций.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
-ориентация в духовно-нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- осознание себя гражданином Украины;
- эмпатия - понимание чувств других людей и сопереживание им;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализ аудио и видео файлов.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно-тематический план занятий кружка «Наследники Победы».
34 часа по 1,5 часа в неделю
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Содержание темы |
УУД |
Форма работы |
1 |
Введение |
1,5 |
Цели и задачи курса, организация работы кружка, инструментарий и правила работы с ним. |
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, строить сообщения в устной и письменной форме |
Беседа |
Раздел 1. «Я Украинец!» |
|||||
2 |
Национальный характер Украины |
1,5 |
Особенности украинского национального характера, их отражение в украинских народных сказках и былинах. Работа с понятиями: отечество, патриотизм, менталитет. |
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию |
Видео-занятие с элементами диспута |
3 |
Нормы жизни в обществе |
1,5 |
Противопоставление истиной красоты, душевного богатства красоте внешней. Работа с понятиями: трусость, предательство. |
развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию |
Диспут |
4 |
Труд как особенность украинского характера |
1,5 |
Трудолюбие и творческое отношение к труду как особенность украинской нации. Что такое нация? Работа с понятиями: мастерство, ремесленничество, творчество. |
развитие этических чувств, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме |
Беседа |
5 |
Человек и государство |
1,5 |
Что такое государство и государственные интересы. Оборона государства. Работа с понятиями: патриотизм, зашита родины, справедливые и несправедливые войны. Что такое власть. Разграничение понятий власти государства и власти одного человека над другим. |
осознание себя гражданином Украины, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию |
Видео-занятие. Диспут. |
Раздел 2. «Страницы боевой славы Украины» |
|||||
6-7 |
Герои Украины |
3 |
Патриотизм украинских козаков и гетьманов, проявленный за свободу Украины. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие. Повторение понятия «ментальность» на материале истории Запорожской Сечи. |
понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию |
Видео-путешествие с элементами диспута. Игра-викторина |
8-9 |
Славные страницы о. Хортица |
3 |
Работа над понятием «Боевое товарищество» |
понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
Историческое путешествие. |
10 |
Вторая мировая война. Отечественная война. Работа над понятиями. |
1,5 |
Герои войны и их подвиги. Почему мы называем войну «Отечественной» |
понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию |
Видео-занятие. Эвристическая беседа. |
11-14 |
Образы Второй мировой войны |
6 |
Народное горе. Гитлер и его планы. Герои войны. Добровольцы и партизаны. Дети и женщины в годы войны. Тыл и фронт. Узники лагерей. Произведения литературы, архитектуры, музыки и кино о войне 1941-1945 гг. |
понимание чувств других людей и сопереживание им, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов |
Видео-путешествие. Беседа. Лекция. Творческий проект. Встреча с интересным человеком. |
15 |
Современные локальные конфликты |
1,5 |
Афганистан. Чеченские войны. Терроризм. АТО. |
понимание чувств людей и сопереживание им, анализ аудио и видео файлов |
Видео-путешествие. Встреча с интересным человеком. |
16 |
Я помню! Я горжусь! |
1,5 |
Подведение итогов раздела. Рефлексия |
развитие этических чувств, осознание себя гражданином Украины |
Концерт |
Раздел 3. «Достояния Украины» |
|||||
17 |
Памятники литературы как достояние культуры. |
1,5 |
Писатели-земляки о Второй мировой войне. Моё любимое литературное произведение. |
развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию |
Семинар. Путешествие |
18 |
Экскурсии по улицам города, сбор информации о памятниках героям Победы. |
1,5 |
Памятники рассказывают о подвигах наших дедов. |
развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию |
Видео-путешествие. Беседа |
19 |
Знаменитые люди нашего города. |
1,5 |
Трудовой и боевой подвиг народа в названиях улиц. |
развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме |
Творческий проект |
20-21 |
Что мы знаем об узниках концлагерей. |
3 |
Встречи с очевидцами событий Второй мировой войны. |
развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию |
Аудио-занятие. Диспут о фильме «Мальчик в полосатой пижаме» |
22-23 |
С чего начинается Родина? |
3 |
Заочное путешествие по городам-героям Украины. Мариуполь- моя малая Родина. |
осознание себя гражданином Украины, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов |
Творческий проект. Видео-путешествие |
24-25 |
Наши соотечественники – участники войны в Афганистане |
3 |
«Кто выстоял в бою неистовом» Война без победы. |
строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов |
Встреча с интересным человеком. Лекция с элементами видео-путешествия |
Раздел 4 «Поклонимся и мертвым, и живым…» |
|||||
26 |
Что такое память о бессмертном подвиге |
1,5 |
Рассказы очевидцев о подвигах Второй мировой войны. Рассказы участников АТО. |
развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме |
Творческий проект |
27 |
«У войны не женское лицо» |
1,5 |
Подвиги женщин в тылу и на фронте. |
строить сообщения в устной и письменной форме |
|
28 |
Мариуполь в годы войны |
1,5 |
Краеведческий музей рассказывает |
понимание чувств других людей и сопереживание им, строить сообщения в устной и письменной форме |
Лекция |
29 |
Нужно ли человечеству милосердие? |
1,5 |
Сообщения-рассуждения информационных групп. Написание эссе. |
понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию |
Видео-занятие Диспут |
Раздел 5 «Мы многонациональный народ» |
|||||
30 |
Приазовье – многонациональный край |
1,5 |
Греческий поэт Кирьяков о войне. |
строить сообщения в устной и письменной форме |
Лекция |
31-33 |
Проба поэтического пера. Молодое поколение о подвигах Второй мировой войны |
4,5 |
Война в поэзии и прозе. По страницам школьного творчества |
развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов |
Видео-занятие Творческий проект Литературно-музыкальная композиция |
34 |
Итоговое занятие. Я наследник Победы |
1,5 |
Итоговое занятие кружка. Подведение итогов. Рефлексия. |
осознание себя гражданином Украины, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
Игра |