Беседа для учащихся 9-х классов "БУНТАРСКИЙ ТАЛАНТ ЛЮБОВИ ЛИНИЦКОЙ"

Про матеріал

Вашему вниманию предлагается беседа для учащихся 9-х классов, целью которой является ознакомить учащихся с жизненным и творческим путем выдающейся украинской актрисы, уроженки Купянского района Харьковской области Любови Линицкой; пополнить знания учащихся об истории украинского театра; воспитывать интерес и уважительное отношение к украинскому искусству и его деятелям. К разработке прилагается электронный вариант артзина "Бунтарский талант Любови Линицкой". Данную разработку могут использовать во внеклассной работе учителя искусства и школьные библиотекари.

Зміст архіву
Перегляд файлу

БУНТАРСКИЙ ТАЛАНТ ЛЮБОВИ ЛИНИЦКОЙ

Беседа для учащихся 9-х классов

 

Цель: ознакомить учащихся с жизненным и творческим путем нашей землячки Любови Линицкой; пополнить знания учащихся об истории украинского театра; воспитывать интерес и уважительное отношение к украинскому искусству и его деятелям.

Оборудование: фотографии Любови Линицкой в различных ролях; книжная выставка пьес, в которых играла Любовь Линицкая; артзин «Бунтарский талант Любови Линицкой».

 

Ход мероприятия:

Купянщина издавна славилась своими театральными традициями. Один из самых знаменитых вертепов на Украине был создан в Купянском уезде в 1829 году крепостным актером конюхом Иваном Кузьмичом Кнышевским. И после, на протяжении многих десятилетий Купянск давал миру талантливых актеров, режиссеров и драматургов, таких как Клавдия Турская, Елена Слабочинская, Анастасия Грипич, Владимир Пасталатьев, Лилия Халина, Владимир Цигулев, Валерий Ивченко, Владимир Оглоблин. И это далеко не полный перечень!

Но, наверное, самой яркой звездой на театральном небосклоне Купянщины был и остается Марк Лукич Кропивницкий, который будучи в зените славы последние 20 лет своей жизни прожил именно у нас, «за 120 верст от Харькова и за 20 верст от уездного города Купянск», около села Сподобовка, на хуторе Затышок (укр. уют, покой, укромный уголок). Именно с труппой великого драматурга связано имя нашей героини, купянчанки Любови Линицкой, известной артистки, которая оставила заметный след в истории украинского театра конца ХІХ – начала ХХ веков.

Любовь Павловна родилась 27 декабря 1866 года в слободе Преображенской на Купянщине, тут же прошло и ее детство. Отец, сельский священник Павел Иванович Линицкий, еще в семинарии проникшись передовыми на то время идеями, в середине 70-х гг. ХІХ столетия порвал с религией и отрекся от сана. Из-за этого скандального поступка ему пришлось переехать в Харьков, а потом работать учителем в сельской школе. Линицкий был бескорыстным идеалистом, и после расстрижения семья жила довольно бедно. Им помогал брат жены Павла Ивановича протоиерей Покровский, служивший в Таганрогской гимназии, где учился Антон Павлович Чехов. Великий писатель хорошо относился к Покровскому, уважал его и в письмах в Таганрог не раз спрашивал: «Как поживает наш Покровский? Еще не поступил в гусары?»

Люба некоторое время жила у Покровского, но училась в Харьковской гимназии (которую и окончила в 1884 году). Дядя возил девочку на родину, она побывала в доме, где родилась, жила в Купянске и вот там-то впервые и увидела труппу М.Л. Кропивницкого, которая была в городке проездом. Посещая родных в Таганроге, Чернигове, Ростове, Люба проводила все вечера в театре и не раз видела игру Садовского, Заньковецкой – в то время уже прославленных артистов украинского театра – и многих других выдающихся актеров того времени.

Какое-то время Любовь Павловна работала учительницей на Донбассе, но увлечения театром не забросила. В 1886 году она отважилась, наконец, попробовать свои силы на сцене. Девушка принимает участие в любительских театральных кружках, но мечта о карьере профессиональной актрисы все сильнее! Любовь Павловна едет к Кропивницкому, труппа которого выступала в Елисаветграде. Ставили «Наталку-Полтавку». Главную роль в тот вечер играла Мария Заньковецкая. Знаменитая актриса очаровала девушку своей игрой, и Люба пообещала себе, что когда-нибудь тоже будет работать в театре под руководством Кропивницкого. После спектакля она отважилась подойти к мэтру и попросила принять ее в труппу. Марку Лукичу понравилась смелость молодой актрисы, но… Кропивницкий не разглядел в Линицкой артистического таланта и в свою труппу не принял. Хотя адрес все-таки взял и велел ждать.

И вскоре ее мечта осуществилась! В Харькове на гастролях была российская труппа Муравьева-Михайлова. В одном из аматорских спектаклей он заметил способную девушку и пригласил к себе в труппу, но Люба проработала у него недолго: не устраивал репертуар. Через год Линицкую пригласил к себе антрепренер Шаповал, который ставил и русские, и украинские пьесы. Любовь категорически заявила, что играть будет только в украинских! Тогда же она встретила на своем пути актера Ивана Аникеевича Загорского, за которого потом и вышла замуж (кстати, их сын Вячеслав пойдет по стопам родителей и тоже станет актером).

С 1887 года Любовь Линицкая начала играть с мужем в разных театральных коллективах. Талант ее развивался быстро, и вскоре она уже играла первые роли. Популярность молодой актрисы росла, ее заметили корифеи украинского театра. Кропивницкий оставил труппу Михаилу Старицкому и начал комплектовать новую труппу. Тогда прославленный режиссер и вспомнил о Линицкой. На вызов она прибыла мгновенно, а уже в апреле 1889 года молодая актриса дебютировала в роли Наталки Полтавки! «Из артисток я чаще всего видел на сцене Л.П. Линицкую, - вспоминает сын Кропивницкого Владимир в своей книге «Из семейной хроники Марка Кропивницкого», - которая была очаровательна во многих ролях. Какой простой и скромной была в ее исполнении Наталка, какой мечтательной и поэтической она выступала в роли Олеси (одноименная отцовская пьеса)» Вскоре Линицкая стала ведущей актрисой театра прославленного режиссера и драматурга.

Театральная биография Любови Линицкой ярка и разнообразна. Всего ею было сыграно около 120 ролей в пьесах классического и современного ей репертуара. Талант Линицкой наиболее полно раскрылся в труппе П.К. Саксаганского, в которой она работала с незначительными перерывами в 1891-1909 годы. С особым успехом шла комедия И.Карпенко-Карого «Суета», отметившая в октябре 1907 свою 150-ю постановку – явление невиданное для дореволюционного театра, со сцены которого пьесы обычно сходили после нескольких представлений. Этот успех обуславливался не только тематической новизной произведения, но и высоким мастерством актеров, в частности и Л.П. Линицкой. Далее была работа в театре Н.К. Садовского (1909-1915), в «Товариществе актеров при участии М. Заньковецкой и П. Саксаганского под руководством И.О. Марьяненко» (1915-1918), с 1918 по 1923 – в составе Государственного Народного театра в Киеве во главе с П. Саксаганским, в 1923 поступила в театр-студию «Октябрь», в которой и проработала до самой своей смерти.

Биограф актрисы В. С. Василько отмечал, насколько разносторонним был талант этой артистки, обогатившей сценическую палит­ру национального театра, и называл Л.П. Линицкую актрисой «Ермоловско-Мочаловского типа», актрисой «бунтарем-трибуном». Именно эта бунтарская черта ее характера и творчества заставили Линицкую сразу же и искренне принять Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Она созда­вала глубокие, психологически достоверные образы драматических героинь (Маруся Богуславка, Наталка Полтавка, Варка в «Беста­ланной», Галя в «Назаре Стодоле», Наталья в «Лимеривне») и яркие комедийные характеры (Проня в спектакле «За двумя зайцами»). Приподнятость, героический пафос, склонность к монументализму и резким контрастам сочетались в игре артистки с психологической глубиной, социальным раскрытием образа. Мастер слова, она достигла высокого совершенства в искусстве монолога: «В тогдашнем репертуаре особенно часто случались монологи. Линицкая любила эту форму и умела действовать в монологах. Пафос актрисы никогда не был искусственным, декламационным, нарочитым. Он органично возникал из душевного состояния ее героинь, их мыслей и страстей». Творческой индивидуальности Любови Павловны были близки романтические, вольнолюбивые образы. В другом месте своих воспоминаний В.Василько так характеризует творчество Линицкой: «Линицкая шла одной дорогой с Заньковецкой. Это было действительно соперничество двух талантов, двух актрис одного амплуа. И никогда никто не сказал, что Линицкая копирует Заньковецкую».

Небольшое отступление. В. С. Василько был не только «биографом театра», его называли «украинским Бах­рушиным», и это почетное сравнение вполне оправдано, ибо Василий Степанович стоял у истоков создания Государственного музея те­атрального, музыкального и киноискусства Украины. Музей был создан в 1923 г. в Киеве при творческом объединении «Березіль». Ва­силько стал его руководителем. Основой му­зейного фонда стала его личная коллекция, которая насчитывает 800 единиц (негативы и фотографии). Фонд музея быстро пополнял­ся благодаря дарителям, среди которых были выдающиеся украинские актеры: М. Заньковецкая, И. Марьяненко, А. Бучма, Л. Гаккебуш, семья Старицких. В фонды передавались костюмы, реквизит, афиши, программки, книги, газеты, рукописи ролей, письма. Одной из дарителей была и Любовь Линицкая. Первая выставка Театрального музея состоялась 31 декабря 1923 г, незадолго до смерти актрисы.

Интересы артистки не ограничивались театром. С конца ХІХ века в больших городах страны начались первые сеансы кинематографа. В 1909-1910 годах на кинопленку были засняты спектакли украинского театра, среди которых была и «Наймичка» И.К. Карпенко-Карого. В роли Харитины блистала Любовь Павловна Линицкая.

…Невзирая на преклонный возраст и подорванное здоровье, Линицкая активно выступала на сцене, принимала участие в создании одного из первых в истории Советской Украины государственного театра в г. Коростышеве. И неслучайно одной из первых получила звание народной артистки СССР!

Любовь Павловна умерла внезапно, собираясь на репетицию в театр «Октябрь», где она работала. Это произошло 5 февраля 1924 года в Киеве.

На этой грустной ноте заканчивается наша беседа. Надеюсь, что она была для вас интересной, и вы захотите прочитать пьесы, в которых блистала Любовь Павловна Линицкая. Нашей библиотекой подготовлен артзин, посвященный жизни и творчеству этой замечательной актрисы – с ним вы можете ознакомиться на книжной выставке «Купянск – третья столица Украины». Надеемся, что прочитав его, вы захотите глубже изучить историю Купянщины и биографии выдающихся людей, прославивших нашу «малую Родину». Благодарю за внимание! До встречи!

1

 

Перегляд файлу

ApT3iH 6i6.J1i0Tek\1 Куп'янськоТ

 

 

Л. П. Линицкая (1866—1924)

Любовь Линицкая

Купянщина издавна славитась своими театральными традициями. Один из самых знаменитых вертепов на Украине был создан в Купянском уезде в 1829 году крепостным актером конюхом Иваном Кузьмичом Кнышевским. И после, на протяжении многих десятилетий Купянск давал миру татантливых актеров, режиссеров и драматургов, таких как Клавдия Турская, Елена Свабочинская,

Анастасия Грипич, Владимир Пасталатьев, Лилия Халина, Владимир Цигулев, Валерий Ивченко, Владимир Оглоблин, И зго далеко не полный перечень!

Но, наверное, самой яркой звездой на театральном небосклоне Купянщины был и остается Марк Лукич Кропивницкий, который

Л.П. Линицкая

будучи в зените ставы последние 20 лет своей жизни прожил именно у нас, «за 120 верст ог Харькова и за 20 верст ог уездного города Купянск», около села

Сподобовка, на хуторе Затышок (укр. уют, покой, укромный уголок). Именно труппой вешкош

драматурга связано имя

М. Л. Кропивницкий

 

нашей героини, купянчанки      Любови Линицкой, известной артистки,     которая оставила замегный след в истории украинского театра конца XIX начала ХХ веков.

Любовь Павловна родилась 27 декабря 1866 года в слободе

Преображенской  на Купянщине, туг же прошло и ее детство.

Отец, сельский священник Павел Иванович Линицкий, еще в семинарии проникшись передовыми на то время идеями, в середине 70-х гг. XIX столетия порвал с религией и огрекся от сана. Из-за того скандального поступка ему пришлось переехать в Харьков, а потом работать учителем в сельской школе. Линицкий был бескорыстным идеалистом , после расстрижения семья жила довольно бедно. Им помогал брат жены Павла Ивановича протоиерей Покровский, СЛУЖИВТГТИЙ в Таганрохкой гимназии, где учился Ан•гон Павлович Чехов. Великий писатель хорошо относился к Покровскому, уважал его и в письмах в Таганрог не раз спрашивал: Жак поживает наш Покровский? Еще не поступил в гусары?»

Люба некоторое время жила у Покровского, но училась в Харьковской гимназии (которую и окончила в 1884 году). Д(ядя возил девочку на родину, она побывала в доме, где родилась, жила в Купянске и вот там-то впервые и увидела труппу М „Л. Кропивницкого, которая была в тродке проездом. Посещая родных в Таганроге, Чернигове, Ростове, Люба проводила все вечера в театре и не раз видела игру Садовского, Заньковецкой — в то время уже прославленных артистов украинскооо театра — и многих других выдающихся актеров того времени.

Какое-то время Любовь Павловна работала учительницей на Донбассе, но увлечения театром не забросила. В 1886 она отважилась, наконец, попробовать свои силы на сцене. Девушка принимаег участие в любити•љских театральных кружках, но мечта      карьере профессиональной актрисы сильнее] Любовь

Павловна к Кропивницкому, труппа которого выступала в Елисавегграде. Ставили «Наталку-Полтавку»,

Главную роль в тот вечер играла    Мария Заньковецкая, Знаменитая актриса очаровала девушку

своей игрой, и Люба пообещала себе, что когданибудь тоже будет рабстгать в театре под руководством Кропивницкого После она отважилась подойти к мэтру и попросила принять ее в труппу. Марку Лукичу понравилась смелосгь молодой актрисы, но... Кропивницкий не разглядел в Линицкой артистического таранта и в своуо труппу не принял. Хсгя адрес все-таки взял и велел ждать.

И вскоре ее мечта осуществилась! В Харькове на гастромх была российская труппа Муравьева-Михайлова. В одном из аматорских спектаклей он заметил способную девушку и пригласил к себе в труппу, но Л10ба проработала


у неш недомо не устраивал репертуар. Через год Линицкую пригласил к себе антрепренер Шаповал, который ставил и русские, и украинские пьесы, Любовь категорически заявила,

«ИЗ артисток я чаще всего видел на сцене Л.П. Линицкую, которая была очаровательна во многих ролях. КакоЙ простой и скромной была в ее исполнении Наталка, какой мечтательной и поэтической она выступала в роли Олеси

Юдноименная отцовская пьесајо

(В. Кропивницкий)


играть будет только в украинских! Тогда же она встретила на своем пути актера Ивана Аникеевича Загорского, за которого потом и вышла замуж (кстати, их сын Вячеслав пойдег по стопам родителей и тоже станег актчјом)

С 1887 года Любовь Линицкая начала играть с мужем в разных тч:атральных коллективах. Талант ее развивался быстро, и вскоре она уже играла первые роли, Популярность молодой актрисы роста, ее заметили корифеи украинского театра, Кропивницкий оставил труппу Михаилу Старицкому и начал комплектовать новую труппу. Тогда прославленный режиссер и вспомнил о Линицкой. На вызов она прибыла мгновенно, а уже в апреле 1889 года молодая актриса дебютировала в роли Наталки Полтавки! «Из артисток я чаще всего видел на сцене Л,П, Линицкую, - вспоминает сын Кропивницкого

Владимир в своей книге «Из семейной хроники Марка Кропивницкого», которая была очаровательна во множх ролях. Какой простой и скромной была в ее исполнении Наталка, какой мечтательной и поэтической она выступам в ром Олеси (одноименная отцовская пьеса)» Вскоре Линицкая стала ведущей актрисой театра прославленнош режиссера и драматурга.

Театральная биография Любови Линицкой ярка и разнообразна. Всеш ею было сыграно около 120 ролей в пьесах классического и современного ей репертуара, Тавант Линицкой наиболее полно раскрылся в труппе П, К, Саксаганского, в которой она рабогава с незначительными перерывами в 1891-1909 годы, С особым успехом шла комедия И. Карпенко-Карош «Суета», огмегившая в октябре 1907 свою 150-ю постановку явление     невиданное для дореволюционного театра, со сцены которого пьесы обычно сходили после  нескольких представлений.       Этог успех обуславливался    не    только атической       НОВИЗНОЙ произведения, но и высоким м аст:рсгвом        актчјов, частности и Л.П, Линицкой, Далее быта работа в театре Н.К. Садовского (1909-1915), в «Товариществе актеров при участии М. Заньковецкой и Пл

Саксаганского под руководством И. О Мариненко» (1915-1918), с 1918 по 1923 сосгаве Государственного Народного театра в Киеве во главе с П. Саксаганским, в 1923 посгупила в театр-студию «Октябрю, в которой и проработала до самой своей смерти.


Биограф актрисы В. С. Василько отмечал, насколько разносторонним был талант этой артистки, обогатившей сценическую палит-ру национального театра, и называл ЛАП. ЛИНИЦКУЮ актрисой        «Ермоловско-Мочаловского типа», актрисой «бунтарем-трибуном•. Именно эта бунтарская черга ее характера и творчества заставили Линицкую сразу же и искренне принять       Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Она созда-вала глубокие, психологически досговерные образы драматических 1ЧЈ,оинь (Маруся Богуславка, Наталка Полтавка, Варка в «Бесга-ланной», Галя в «Назаре Стодоле», Наталья в «Лимеривне•ј и яркие комедийные характеры (Проня в спектакле «За двумя зайцами»). Приподнятость, героический        пафос,     склонность     к монументализму 

«Линицкая шла одной дорошй резким конлрастам с Заньковецкой. Эго было сочетались в игре действительно соперничество а ргисгки с двух талантов, двух актрис психологической одного амплуа, И никогда глубиной, социальным никто не сказал, что раскрытием образа, Линицкая копируег Мастер слова, она Заньковецкую» (В Василько) ДОСТИГЛА высокого

совершенсгва в искусстве монолога: «В тюгдашнем репертуаре особенно часто случались монологи, Линицкая любила ту форму и умета действовать в монологах. Пафос актрисы никогда был искусственным, декламационным, нарочитым, Он органично возникал из душевнош состояния ее 1ЧЈ,оинь, их мыслей и страстей». Творческой ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Любови Павловны были близки ромакгические, вольнолюбивые образы. В другом месте своих воспоминаний В.Василько так характеризует творчество Линицкой: «Линицкая шта одной дорогой с Заньковецкой, Эго было действительно соперничество двух талакгов, двух актрис однош амплуа. И никогда никтх) не сказал, чего Линицкая копируег Заньковецкую».

Небольшое отступление. В. С Василько был не только «биографом театра», его называли «украинским Бахрушиными, и это почетное сравнение вполне оправдано, ибо Василий Степанович стоял у истоков создания Госуда рственного музея те-атрального, музыкального и киноискусства Украины. Музей был создан в 1923 г. в Киеве при творческом объединении  Ва-силько стал еро руководителем. Основой му-зейного фонда стала его личная коллекция, которая насчитывает 800 единиц (негативы и фогографии), Фонд музея быстро пополнял-ся благодаря  среди которых были выдающиеся украинские актеры: М. Заньковецкая, Ил Марьяненко, А. Бучма, Л.

Гаккебуш, семья Старицких. В фонды передавались костюмы, реквизит, афиши, программки, книги, газеты, рукописи ролей, письма. Одной из дарителей была и Любовь Линицкая, Первая выставка Театрального музея сосгоялась 31 декабря 1923 г, незадолго до смерти актрисы.

Интчјесы артистки не ограничивались татром. С конца ХIХ века в больших городах страны начались первые сеансы кинематографа. В 1909-1910 годах на кинопленку были засняты спектакли украинского театра, среди которых была и «Наймичка» И.К. Карпенко-Карого, В роли Харитины блистав Любовь Павловна Линицкая.

Невзирая на преклонный возрасг и подорванное здоровье, Линицкая активно выступала на сцене, принимала участие в создании однош из первых в истории Советкой Украины осударсгвенного лм:атра в гл Коростышеве. И неслучайно одной из первых получим звание народной артистки СССР

Любовь Павловна умерла внезапно, собираясь на репетицию в театр «Октябрю, где она работала. Это произошло 5 февраля 1924 шда в Киеве.

При подготовке сгатьи использованы материалы И. Осадчей (Купянский краеведческий музей), М, Лаптева, В. Василько, Р. Бродавко, М.Бакитько-Яроцкой, а также материалы сети Интернет и Украинской Советской

Энциклопедии. (В Срыбна)

Victoria

zip
Додано
18 вересня 2018
Переглядів
1009
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку