а) Знать: об основных причинах и последствиях пожара.
б) Уметь: правильно действовать в случаях пожара.
– Сегодня мы поговорим об огне , который не помогает людям , а наоборот приносит горе и беду всем живым на земле. Ежегодно в Украине во время пожаров гибнет около 10000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании . Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде.
Безопасность при пожаре
Цели урока:
а) Знать: об основных причинах и последствиях пожара.
б) Уметь: правильно действовать в случаях пожара.
Оборудование: Плакаты “ Причины пожара “, памятка “ Как вести себя на пожаре”, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Солнце светило так ярко, что маленький Серёжа , выбежав из дома, зажмурился и громко чихнул.
– Будь здоров ! – услышал он незнакомый голос.
– Кто это ? – удивился мальчик. – Чей голос я слышал ?
– Мой ! – ответил уже знакомый незнакомый голос, но, как и прежде, никого рядом с Сережей не было.
– А! Со мной кто-то играет , – догадался мальчик . – Я сейчас его найду. Сказал, но не нашёл, хотя всюду искал. Мальчик огорчился и даже тихонько хныкал.
– Не надо хныкать! – услышал Серёжа. – Это я, Солнце, с тобой разговариваю. (Слайд 2).
– Ребята, посмотрите на доску. У нас сегодня в гостях Солнышко.
– А какое настроение у нашего гостя?
– Вот и мне хочется, чтобы вы были весёлыми, чтобы у вас было хорошее настроение.
А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легче. Начнём работать.
II. Мотивационно-целевой блок:
Учитель:
– Здравствуйте, ребята ! Я очень рада приветствовать вас на уроке безопасности. Сегодня мы вместе с Серёжей и нашими гостями, а в гостях у нас дедушка и папа пожарные, отправляемся в далёкое путешествие по планетам. И узнаем на каждой планете какие существуют опасности , которые могут не только испортить нам жизнь ,но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы как избежать их или победить в возникшей критической ситуации.
– Сегодня мы поговорим об огне , который не помогает людям , а наоборот приносит горе и беду всем живым на земле. Ежегодно в Украине во время пожаров гибнет около 10000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании . Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде.
Итак одеваем космические костюмы, садимся в ракету и отправляемся на первую планету.
(Слайд 3).
– Ну вот кажется мы приближаемся на историческую планету. Интересно, что же мы здесь узнаем.
Учитель:
История возникновения и развития пожарного дела.
В “Судебнике” Ивана-II, введённом в 1498 году, сказано о курцах: “Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью”. С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В1803 году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек.
17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнём”.
Этот день и стал днём образования пожарной охраны.
Учитель:
Пожары известны с давних времён.
Ведь в деревнях и городах было много деревянных построек. Наиболее страшные пожары возникали в сельской местности. Остановить огонь было невозможно, за несколько часов поселение выгорало полностью, нередко в таких пожарах гибли люди. На месте деревни оставались головёшки да печные трубы. В городах действовали городские пожарные команды. 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. Но дом зачастую не успевали спасти. На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на пожарных автомобилях. Сейчас автомобили находятся в огромном специальном гараже.
А раньше у огнеборцев был сарай с широкими воротами, где хранилось пожарное оборудование с инвентарём, повозка с деревянной бочкой для подвоза воды к месту пожара, запряжённая лошадь да дежурный пожарный. В более богатых деревнях вместо бочек были ручные насосы – помпы на телегах с обязательным дежурным “коньком” (так ласково называли лошадь) – и колокол, в который звонили в случае пожара в деревне. По сигналу сбегались все члены дружины и выезжали не мешкая.
Учитель:
В пожарном календаре России указывается, что в 1904 году были включены две пожарные команды и четыре пожарные дружины (В городах были пожарные команды, а в деревнях – пожарные дружины.) Павлово-Посадской волости, а в 1912 году упоминаются уже 10 дружин.
В 1863 году в России был основан один из самых первых заводов, завод Г. Листа, выпускающий противопожарное оборудование. Там выпускали паровые и ручные насосы, заливные пожарные трубы, складные лестницы. Это оборудование было по достоинству оценено в пожарных частях, да и владельцы заводов и фабрик, содержавшие на своих предприятиях пожарные команды, старались оснащать их техническими средствами.
От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны.
Пожарные люди отважные!
Ведь что для них самое важное?
Сообща работать уметь,
Чтоб пожар преодолеть.
Учитель:
Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления силами и средствами сидят служащие пожарной части, принимающие сообщения о пожарах. Центр управления – это сердце пожарной охраны. Они быстро дают сигнал тревоги в пожарную часть, расположенную ближе всего к месту загорания, направляя туда необходимое количество пожарных машин, а также машин “скорой помощи”. В центре управления находится много пультов. За каждым сидит сотрудник, который принимает звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведётся журнал учёта звонков, выезда пожарных расчётов. На пожар всегда выезжает боевой расчёт, состоящий из нескольких машин.
Команда разделена на группы, у каждой свои задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания.
Лишь только услышат тревогу,
Сняв трубку звонка “101”
Пожарный расчет по тревоге
Летит в тот же миг, как один!
Учитель:
В своей работе пожарные используют множество различных машин. Одной из основных является машина для пожаротушения и вспомогательных действий. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.
Одежда и оснащение современного пожарного могут быть самыми разными. Материал для боевой защитной одежды подбирается в зависимости от того, какие задачи придётся выполнять.
Однако любой материал подвергается специальной обработке, благодаря которой он практически не горит. Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и повседневная форма, очень похожая на военную.
Кто сердцем силен и душой беспокоен,
И в беде ведет себя отважно,
Тот может быть, конечно, удостоен
Такого звания как пожарный.
Учитель:
Да интересно было узнать как же раньше справлялись с огнём.
А теперь мы отправимся дальше и полетим на следующую планету , которая называется
Планета правил .
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.
– Что изображено на рисунке? (Огонь) (Слайд 4).
– Огонь в природе и в быту это хорошо или плохо?
– Назовите, что хорошего даёт человеку огонь?
– Действительно, огонь позволяет нам согреться , от него в темноте светло , на огне можно приготовить пищу.
– А чем плох, чем страшен огонь?
– Действительно, огнём можно обжечься, огонь может вызвать пожар.
– Если пожар случится в твоём доме, что вы должны делать?
Пожар в квартире: (Слайд 5–6).
- Вызовите пожарную охрану по телефону 101.
- Выведите на улицу детей и престарелых.
- Если очаг возгорания невелик, попробуй его потушить cамостоятельно (из водопровода, стиральным порошком, плотной тканью).
- Запрещается тушить водой включённые электроприборы.
- Сообщи о пожаре соседям, позови их на помощь .
- Если не можешь справиться с огнём немедленно покинь квартиру. Отключи по возможности электричество, газ, закрой окна.
- При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем. Двигайтесь пригнувшись или ползком. (внизу меньше дыма )
- Если покинуть квартиру невозможно, постарайся пробраться на балкон, плотно закрой за собой дверь и зови на помощь.
- Ни в коем случае не прыгай с балкона, оставайся на месте – пожарные обязательно тебя спасут и кричите: ,, ПОЖАР!”.
- Если на тебе загорелась одежда, падай на пол и катайся, что-бы сбить пламя, либо накинь на себя очень плотную ткань.
- Храните документы и деньги в месте, известном всем членам семьи, на случай внезапной эвакуации при пожаре.
Пожар в подвале: (Слайд 7).
- Звоните в пожарную охрану.
- Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для вас трагично.
- Если из-за пожара в подвале появился дым откройте окна (но не дверь на лестничную площадку ) и покиньте дом, оповестив соседей.
- Выбирайтесь либо низко пригнувшись либо ползком дыша через мокрую ткань или полотенце.
- Заблудившись, выходите в сторону тяги дыма.
- Не найдя выхода, лягте в проходе, где температура не очень высока и постарайтесь чем-нибудь накрыться.
Горит телевизор: (Слайд 8).
- Обесточьте телевизор.
- Сообщите в пожарную охрану.
- Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, в первую очередь детей.
- Если после отключения телевизор продолжает гореть, залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью. Если горение продолжается выбросьте телевизор в окно, не забыв при этом посмотреть вниз.
- Если телевизор взорвался и пожар усилился, покиньте помещение закрыв двери и окна.
Учитель:
– Что необходимо сделать , если вы видите , что начинается пожар ?
– А как вы думаете , почему пожарный номер такой простой ?
,,101” – простой номер его всякий запомнит . (Слайд 9).
,,101” – короткий номер , при пожаре дорога каждая минута.
,,101” – удобный номер , его легко набрать даже в темноте .
Ученик:
Пусть каждый знает гражданин –
Пожарный номер – ,, 101”.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
,,101” сумей набрать
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: ,, Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою“.
– А теперь мы отправляемся на самую прекрасную зелёную планету.
– Ну , что с ней произошло, почему она кажется чёрной. Там что-то произошло.
(Слайд 10).
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И , сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы ,
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
– А теперь посмотрите, что стало с красивым зелёным лесом после пожара. (Слайд 11).
– Большой вред приносят пожары лесу. Человек придя в лес не всегда умеет себя вести в нём. От таких пожаров гибнут растения и животные и много лет лес стоит мёртвым.
Безопасность при лесных пожарах. (Слайд 12).
- Определите направление ветра и распространения огня, бегите из леса навстречу ветру по возможности параллельно фронту пожара.
- Если вы в зоне пожара окунитесь в ближайший водоём или хотя бы смочите одежду, дышите через мокрый платок.
- Если огонь небольшой можно засыпать землёй или залить водой.
- Потушив пожар, не уходите, не убедившись, что огонь не разгорится.
Недопустимо. (Слайд 13).
- Пользоваться открытым огнём (бросать горящие спички, окурки).
- Оставлять на освещенных солнцем местах бутылки или осколки стекла, которые могут стать зажигательными линзами.
- Выжигать траву.
- Разводить траву.
– А теперь мы отправляемся на свою родную планету, в свой родной класс.
– Давайте, ребята, скажем добрые слова нашим гостям – пожарникам.
Ученик:
С профессиональным праздником вас поздравляем,
И от всей души желаем здоровья, в работе успеха,
Счастливой улыбки, весёлого смеха,
Огромного счастья, спокойствия в мире,
Любви и согласия в вашей квартире!
Ученик:
Знают взрослые и дети
В самых дальних концах земли,
Люди сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли!
Ученик:
Сохраняли его, как умели,
Всемогущий, горячий огонь.
И хоть тысячу лет пролетело,
Людям нужен по-прежнему он!
Частушки:
Для забавы и игры
Спички в руки не бери,
Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом!
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй .
Даже крошка – огонёк
От пожара недалёк .
Газ на кухне, пылесос,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надёжный, старший друг !
Мы сидели на уроке,
Спичками играли …
Ах, как жаль, что ОБЖ
Плохо изучали.
Дома мы варили щи,
Газ не выключив, ушли,
Не поесть нам больше щей,
Осталась кучка кирпичей.
Вместе мы в поход ходили,
Да костёрчик разожгли,
Уходя, не потушили:
Леса нет – одни угли.
Ученик:
Пусть мы маленького роcта,
Только рост здесь ни при чём!
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнём.
Учитель:
– А теперь поиграем в игру ,, Это я , это я , это все мои друзья “
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре ?
Кто из вас, почуяв дым, говорит:,, Пожар ! Горим ! “
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём ?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по ,,04”?
Кто костры не поджигает и другим не разрешает ?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички ?
Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнём ?
Дети: (Слайд 14).
Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
III. Итог урока:
– Ребята, всегда помните, что легче пожар предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
– Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но, если пожар всё-таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.
– Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом .
– Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой вы учитесь!
– Вот и солнышко отправилось домой .
Спасибо за внимание! (Слайд15).