"Безопасность при пожаре "

Про матеріал

а) Знать: об основных причинах и последствиях пожара.

б) Уметь: правильно действовать в случаях пожара.

– Сегодня мы поговорим об огне , который не помогает людям , а наоборот приносит горе и беду всем живым на земле. Ежегодно в Украине во время пожаров гибнет около 10000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании . Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде.

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасность при пожаре

 

Цели урока:

 

а) Знать: об основных причинах и последствиях пожара.

 б) Уметь: правильно действовать в случаях пожара.

 

Оборудование: Плакаты “ Причины пожара “, памятка “ Как вести себя на пожаре”, компьютер.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

Учитель:

Солнце светило так ярко, что маленький Серёжа , выбежав из дома, зажмурился и громко чихнул.

– Будь здоров ! – услышал он незнакомый голос.

 – Кто это ? – удивился мальчик. – Чей голос я слышал ?

 – Мой ! – ответил уже знакомый незнакомый голос, но, как и прежде, никого рядом с Сережей не было.

 – А! Со мной кто-то играет , – догадался мальчик . – Я сейчас его найду. Сказал, но не нашёл, хотя всюду искал. Мальчик огорчился и даже тихонько хныкал.

 – Не надо хныкать! – услышал Серёжа. – Это я, Солнце, с тобой разговариваю.  (Слайд 2).

 – Ребята, посмотрите на доску. У нас сегодня в гостях Солнышко.

 – А какое настроение у нашего гостя?

 – Вот и мне хочется, чтобы вы были весёлыми, чтобы у вас было хорошее настроение.

 А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легче. Начнём работать.

 

II. Мотивационно-целевой блок:

 

Учитель:

– Здравствуйте, ребята ! Я очень рада приветствовать вас на уроке безопасности. Сегодня мы вместе с Серёжей и нашими гостями, а в гостях у нас дедушка и папа пожарные, отправляемся в далёкое путешествие по планетам. И узнаем на каждой планете какие существуют опасности , которые могут не только испортить нам жизнь ,но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы как избежать их или победить в возникшей критической ситуации.

 – Сегодня мы поговорим об огне , который не помогает людям , а наоборот приносит горе и беду всем живым на земле. Ежегодно в  Украине  во время пожаров гибнет около 10000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании . Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде.

 Итак одеваем космические костюмы, садимся в ракету и отправляемся на первую планету.

 (Слайд 3).

 

– Ну вот кажется мы приближаемся на историческую планету. Интересно, что же мы здесь узнаем.

 

Учитель:

История возникновения и развития пожарного дела.

В “Судебнике” Ивана-II, введённом в 1498 году, сказано о курцах: “Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью”. С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В1803 году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек.

 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнём”.

 Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

 

Учитель:

Пожары известны с давних времён.

Ведь в деревнях и городах было много деревянных построек. Наиболее страшные пожары возникали в сельской местности. Остановить огонь было невозможно, за несколько часов поселение выгорало полностью, нередко в таких пожарах гибли люди. На месте деревни оставались головёшки да печные трубы. В городах действовали городские пожарные команды. 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. Но дом зачастую не успевали спасти. На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на пожарных автомобилях. Сейчас автомобили находятся в огромном специальном гараже.

 А раньше у огнеборцев был сарай с широкими воротами, где хранилось пожарное оборудование с инвентарём, повозка с деревянной бочкой для подвоза воды к месту пожара, запряжённая лошадь да дежурный пожарный. В более богатых деревнях вместо бочек были ручные насосы – помпы на телегах с обязательным дежурным “коньком” (так ласково называли лошадь) – и колокол, в который звонили в случае пожара в деревне. По сигналу сбегались все члены дружины и выезжали не мешкая.

Учитель:

В пожарном календаре России указывается, что в 1904 году были включены две пожарные команды и четыре пожарные дружины (В городах были пожарные команды, а в деревнях – пожарные дружины.) Павлово-Посадской волости, а в 1912 году упоминаются уже 10 дружин.

 В 1863 году в России был основан один из самых первых заводов, завод Г. Листа, выпускающий противопожарное оборудование. Там выпускали паровые и ручные насосы, заливные пожарные трубы, складные лестницы. Это оборудование было по достоинству оценено в пожарных частях, да и владельцы заводов и фабрик, содержавшие на своих предприятиях пожарные команды, старались оснащать их техническими средствами.

 От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны.

 

Пожарные люди отважные!

 Ведь что для них самое важное?

 Сообща работать уметь,

 Чтоб пожар преодолеть.

 

Учитель:

Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления силами и средствами сидят служащие пожарной части, принимающие сообщения о пожарах. Центр управления – это сердце пожарной охраны. Они быстро дают сигнал тревоги в пожарную часть, расположенную ближе всего к месту загорания, направляя туда необходимое количество пожарных машин, а также машин “скорой помощи”. В центре управления находится много пультов. За каждым сидит сотрудник, который принимает звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведётся журнал учёта звонков, выезда пожарных расчётов. На пожар всегда выезжает боевой расчёт, состоящий из нескольких машин.

 Команда разделена на группы, у каждой свои задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания.

 

Лишь только услышат тревогу,

 Сняв трубку звонка “101”

 Пожарный расчет по тревоге

 Летит в тот же миг, как один!

 

Учитель:

В своей работе пожарные используют множество различных машин. Одной из основных является машина для пожаротушения и вспомогательных действий. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.

 Одежда и оснащение современного пожарного могут быть самыми разными. Материал для боевой защитной одежды подбирается в зависимости от того, какие задачи придётся выполнять.

 Однако любой материал подвергается специальной обработке, благодаря которой он практически не горит. Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и повседневная форма, очень похожая на военную.

 

Кто сердцем силен и душой беспокоен,

 И в беде ведет себя отважно,

 Тот может быть, конечно, удостоен

 Такого звания как пожарный.

 

Учитель:

Да интересно было узнать как же раньше справлялись с огнём.

 А теперь мы отправимся дальше и полетим на следующую планету , которая называется

Планета правил .

 

Говорим – огонь нам друг!

 Но врагом он станет вдруг,

 Если мы о нём забудем,

 Отомстит он сразу людям.

 Пожалеете о том

 Вы в сражении с огнём.

 Тут он страшен и суров –

 И от дома куча дров.

 

– Что изображено на рисунке? (Огонь) (Слайд 4).

 – Огонь в природе и в быту это хорошо или плохо?

 – Назовите, что хорошего даёт человеку огонь?

 – Действительно, огонь позволяет нам согреться , от него в темноте светло , на огне можно приготовить пищу.

 – А чем плох, чем страшен огонь?

 – Действительно, огнём можно обжечься, огонь может вызвать пожар.

 – Если пожар случится в твоём доме, что вы должны делать?

 

Пожар в квартире:  (Слайд 5–6).

- Вызовите пожарную охрану по телефону 101.

- Выведите на улицу детей и престарелых.

- Если очаг возгорания невелик, попробуй его потушить cамостоятельно (из водопровода, стиральным порошком, плотной тканью).

- Запрещается тушить водой включённые электроприборы.

- Сообщи о пожаре соседям, позови их на помощь .

- Если не можешь справиться с огнём немедленно покинь квартиру. Отключи по возможности электричество, газ, закрой окна.

- При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем. Двигайтесь пригнувшись или ползком. (внизу меньше дыма )

- Если покинуть квартиру невозможно, постарайся пробраться на балкон, плотно закрой за собой дверь и зови на помощь.

- Ни в коем случае не прыгай с балкона, оставайся на месте – пожарные обязательно тебя спасут и кричите: ,, ПОЖАР!”.

- Если на тебе загорелась одежда, падай на пол и катайся, что-бы сбить пламя, либо накинь на себя очень плотную ткань.

- Храните документы и деньги в месте, известном всем членам семьи, на случай внезапной эвакуации при пожаре.

 

Пожар в подвале: (Слайд 7).

- Звоните в пожарную охрану.

- Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для вас трагично.

- Если из-за пожара в подвале появился дым откройте окна (но не дверь на лестничную площадку ) и покиньте дом, оповестив соседей.

- Выбирайтесь либо низко пригнувшись либо ползком дыша через мокрую ткань или полотенце.

- Заблудившись, выходите в сторону тяги дыма.

- Не найдя выхода, лягте в проходе, где температура не очень высока и постарайтесь чем-нибудь накрыться.

 

Горит телевизор: (Слайд 8).

- Обесточьте телевизор.

- Сообщите в пожарную охрану.

- Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, в первую очередь детей.

- Если после отключения телевизор продолжает гореть, залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью. Если горение продолжается выбросьте телевизор в окно, не забыв при этом посмотреть вниз.

- Если телевизор взорвался и пожар усилился, покиньте помещение закрыв двери и окна.

 

Учитель:

 – Что необходимо сделать , если вы видите , что начинается пожар ?

 – А как вы думаете , почему пожарный номер такой простой ?

 

,,101” – простой номер его всякий запомнит . (Слайд 9).

,,101” – короткий номер , при пожаре дорога каждая минута.

 ,,101” – удобный номер , его легко набрать даже в темноте .

 

Ученик:

 

Пусть каждый знает гражданин –

 Пожарный номер – ,, 101”.

 Ты о пожаре услыхал,

 Скорей об этом дай сигнал –

 Смело трубку в руки взять,

 ,,101” сумей набрать

 И назвать ещё потом

 Город, улицу и дом,

 И квартиру, где живёте,

 И с каким она замком,

 И ещё сказать: ,, Даю

 Вам фамилию свою,

 Также номер телефона,

 У которого стою“.

 

– А теперь мы отправляемся на самую прекрасную зелёную планету.

 – Ну , что с ней произошло, почему она кажется чёрной. Там что-то произошло.

 

 (Слайд 10).

Забывчивый охотник на привале

 Не разметал, не растоптал костра

 Он в лес ушёл, а ветки догорали

 И нехотя чадили до утра.

 А утром ветер разогнал туманы,

 И ожил потухающий костёр.

 И , сыпля искры впереди поляны,

 Багровые лохмотья распростёр.

 Он всю траву с цветами выжег,

 Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,

 Как испуганная стая белок рыжих,

 Он заметался со ствола на ствол.

 И лес гудел от огненной метели,

 С морозным треском падали стволы ,

 И как снежинки, искры с них летели

 Над серыми сугробами золы.

 

– А теперь посмотрите, что стало с красивым зелёным лесом после пожара. (Слайд 11).

– Большой вред приносят пожары лесу. Человек придя в лес не всегда умеет себя вести в нём. От таких пожаров гибнут растения и животные и много лет лес стоит мёртвым.

 

Безопасность при лесных пожарах. (Слайд 12).

- Определите направление ветра и распространения огня, бегите из леса навстречу ветру по возможности параллельно фронту пожара.

- Если вы в зоне пожара окунитесь в ближайший водоём или хотя бы смочите одежду, дышите через мокрый платок.

- Если огонь небольшой можно засыпать землёй или залить водой.

- Потушив пожар, не уходите, не убедившись, что огонь не разгорится.

 

Недопустимо. (Слайд 13).

- Пользоваться открытым огнём (бросать горящие спички, окурки).

- Оставлять на освещенных солнцем местах бутылки или осколки стекла, которые могут стать зажигательными линзами.

- Выжигать траву.

- Разводить траву.

 

– А теперь мы отправляемся на свою родную планету, в свой родной класс.

 – Давайте, ребята, скажем добрые слова нашим гостям – пожарникам.

 

Ученик:

 

С профессиональным праздником вас поздравляем,

 И от всей души желаем здоровья, в работе успеха,

 Счастливой улыбки, весёлого смеха,

 Огромного счастья, спокойствия в мире,

 Любви и согласия в вашей квартире!

 

Ученик:

Знают взрослые и дети

 В самых дальних концах земли,

 Люди сколько жили на свете,

 Пуще глаза огонь берегли!

 

Ученик:

Сохраняли его, как умели,

 Всемогущий, горячий огонь.

 И хоть тысячу лет пролетело,

 Людям нужен по-прежнему он!

 

Частушки:

Для забавы и игры

 Спички в руки не бери,

 Не шути, дружок, с огнём,

 Чтобы не жалеть потом!

 

Сам костра не разжигай

 И другим не позволяй .

 Даже крошка – огонёк

 От пожара недалёк .

 

Газ на кухне, пылесос,

 Телевизор и утюг,

 Пусть включает только взрослый,

 Наш надёжный, старший друг !

 

Мы сидели на уроке,

 Спичками играли …

 Ах, как жаль, что ОБЖ

 Плохо изучали.

 

Дома мы варили щи,

 Газ не выключив, ушли,

 Не поесть нам больше щей,

 Осталась кучка кирпичей.

 

 

Вместе мы в поход ходили,

 Да костёрчик разожгли,

 Уходя, не потушили:

 Леса нет – одни угли.

 

Ученик:

 

Пусть мы маленького роcта,

 Только рост здесь ни при чём!

 Мы всегда готовы взрослым

 Помогать в борьбе с огнём.

 

Учитель:

 

– А теперь поиграем в игру ,, Это я , это я , это все мои друзья “

 Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре ?

 Кто из вас, почуяв дым, говорит:,, Пожар ! Горим ! “

 Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём ?

 Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по ,,04”?

 Кто костры не поджигает и другим не разрешает ?

 Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички ?

 Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнём ?

 

Дети: (Слайд 14).

 

Правила пожарные без запинки знайте!

 Правила пожарные строго соблюдайте!

 

III. Итог урока:

 

– Ребята, всегда помните, что легче пожар предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

 – Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но, если пожар всё-таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.

 – Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом .

 – Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой вы учитесь!

 – Вот и солнышко отправилось домой .

 

Спасибо за внимание! (Слайд15).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
10 січня 2019
Переглядів
907
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку