Бінарний урок "Дружба та вміння дружити ( за казкою Г.Х. Андерсена "Снігова королева")"

Про матеріал
Бінарний урок літератури та етики дозволить вчителеві розкрити потенціал міжпредметного зв’язку, на прикладі конкретного літературного твору розглянути етичні питання формування особистості сучасного школяра, підготувати його до реальних життєвих ситуацій. Відповідає програмі «Інтегрованого курсу «Література» для шкіл з російською мовою навчання.
Перегляд файлу

 

C:\Users\User\Desktop\20180406_083017.jpgАвтор разработки:

 

Золотухина Татьяна Борисовна

 

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,  «Старший учитель»

 

Коммунальное учреждение «Гимназия со структурным подразделением начальной школы № 44 Мариупольского городского  совета Донецкой области»                                                     

 

 

Предмет:  интегрированный курс «Литература» в  общеобразовательных школах с обучением на русском языке

 

Класс: 5 класс

 

       Тема: Торжество самоотверженной и преданной дружбы над эгоистическим началом

                   в жизни и чувствах (по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»).

             Дружба и умение дружить.

       Цель:

  • сформировать познавательную компетентность школьника по литературе:
    •   углубить представление учащихся об анализе литературного произведения (сказки Андерсена «Снежная королева»), героях и мотивах их поступков, сформировать умение определять характерные черты героя;
  • развить коммуникативную компетентность:
    • стимулировать учащихся к высказыванию собственного мнения и адекватному восприятию отзывов, совершенствовать умение слушать, формировать навык хорошей речи;
  • сформировать социальную компетентность учащихся:
    • умение работать в команде, сотрудничать;
    • воспитать ценностное отношение  к дружбе, представление об этике отношений со сверстниками на примере литературного произведения.

 

Тип урока:      урок усвоения новых знаний

Форма урока:    бинарный (зарубежная литература, этика)

Технологии: технология проблемного обучения, технология коллективного способа обучения, технология компетентностно ориентированного обучения, технология сотрудничества, технология развивающего обучения, игровая технология обучения, технология развития критического мышления, технология создания ситуации успеха,  технология активного обучения

Межпредметные связи:   психология, философия

Оборудование:

- портрет Х. К. Андерсена;

- иллюстрации к сказке «Снежная королева»;

- плакат «Законы настоящей дружбы»;

- использование графических возможностей доски (эпиграф, тема, задание  «Дерево дружбы»); 

- раздаточный материал (этические категории – 8 карточек – для задания           «Собери слово», мысли мудрых людей для задания «Узнай героя», памятка «Законы настоящей дружбы»);

- цветные карандаши, лист А4 у каждого учащегося.

 

Условия проведения:

учащиеся класса предварительно поделены на 4 группы по интересам и размещены в классной комнате соответствующим образом.

 

Эпиграф:                                        Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе… Если ты увидишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

                                                                                                  В. А. Сухомлинский,

                                                                                            «Как воспитать настоящего человека»

Структурный план урока:

 

  1. Организационный момент

Слово учителя

         Дорогие ребята! Сегодня нам предстоит необычный урок – урок по литературе и этике одновременно. Их объединяет одна общая тема, а также задачи, которые мы должны разрешить в процессе его проведения.

 

  1. Актуализация опорных знаний и умений
  1. Индивидуальный опрос по тексту сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева».

? Изложите в хронологическом порядке пункты остановок Герды в поисках Кая. (На реке, у волшебницы, встреча с вороном, в замке у разбойников, финка, лапландка, замок Снежной королевы).

? Какое чувство двигало поступками девочки? (Чувство дружбы, привязанности).

? Зачем Снежной королеве понадобился Кай? (Наверное, даже те, у кого «ледяное сердце», страдают от одиночества, им тоже нужен друг).

? О каких моральных ценностях идёт речь в сказке Андерсена? ( Дружбе, товариществе, взаимопомощи).

? Что такое моральные ценности? (Проявление лучших человеческих качеств и поступков по отношению друг к другу и обществу).

 2. Задание «Собери слово» (работа в группах). Учащимся предлагается 8 карточек с указанием моральных ценностей и обязательно ярко выделенной заглавной буквой

 

Ь

Верность, Воспитанность, Вежливость

Человечность, Честность, Чувство собственного достоинства, Честь

Естественность

Толерантность, Терпимость, Тактичность

Справедливость, Скромность, Сочувствие, Совесть

Обязательность, Ответственность

Нравственность

 

       Необходимо собрать слово, связанное со сказкой Андерсена «Снежная королева» (ВЕЧНОСТЬ)

? Какие из этих качеств вы смогли бы отнести к Герде?

? Какие слова были для вас не совсем понятны? (Толерантность).

  1. Лексическая работа (устно) – слово учителя

Толерантность – терпимое отношение к словам, поступкам окружающих.

  1.    Задание «Узнай героя»: (работа в группах). Учащимся предлагается раздаточный материал – отпечатанные мудрые высказывания известных личностей на морально-этическую тему. Необходимо назвать героя сказки Андерсена «Снежная королева», к которому их можно отнести. (По 3 высказывания на группу):

* «Понимание – начало согласия» (Спиноза). (Герда и маленькая разбойница).

* «Все добрые люди невзыскательны» (И.Гёте). (Финка, лапландка).

* «Внешняя красота тем ценнее, чем больше внутренней красоты за ней скрывается» (А.Линкольн). (Герда).

* «Да, жалок, тот, в ком совесть не чиста» (А.С.Пушкин). (Тролли, Снежная королева, цветочница).

* «Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» (В.А.Сухомлинский). (Ворон).

* «Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей» (П.Гольбах). (Кай).

* «Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает ещё больше, чем откровенная злоба» (Л. Н. Толстой). (Цветочница).

* «Против всего можно устоять, но не против доброты» (М.Руссо). (Герда).

* «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.Сент-Экзюпери). (Маленькая разбойница).

* Путём зла не доходят до добра» (В.Шекспир). (Цветочница).

* «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С.Пушкин). (Снежная королева).

* «Делая полезное другому, помогаешь себе» (Г.Сковорода). (Маленькая разбойница).

  1. Проверка домашнего задания (по этике):
    1. Взаимоопрос

      Пословицы и поговорки о дружбе и товариществе по методике интерактивного обучения – приём «Мяч» (школьник называет пословицу, имя того, кому он передаёт мяч, и бросает его, каждый последующий ученик называет только ту пословицу, которая не звучала).

  1. Беседа

? Какие из этих мудрых высказываний можно отнести к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»? (Друг познается в беде).

 

  1. Мотивация учебной деятельности школьников

               Беседа

? Как соотносится смысл данной народной мудрости с эпиграфом урока?

  Выразительно прочитайте его.

? Знакомо ли вам имя его автора, В. А. Сухомлинского?

? Как вы думаете, к какому предмету – литературе или этике – тема урока относится в большей степени?

 

  1. Сообщение темы, цели, задач урока
    1. Запись темы и эпиграфа в тетрадь по литературе.
    2. Беседа

? Придётся ли вам столкнуться с данной проблемой в жизни?

  1. Слово учителя

 Задача, которую мы ставим перед собой сегодня, - на примере сказки Х. К. Андерсена показать великую силу любви и дружбы, её благотворное влияние на человека; ознакомиться с одной из важнейших моральных ценностей – чувством дружбы, а также законами настоящей дружбы.

   Таким образом, сегодня мы будем учиться дружить.

 

  1. Восприятие нового учебного материала

Слово учителя

   Человек живёт среди людей. Он общается с ними, вступает в отношения, ощущает полноту жизни только при условии близких товарищеских отношений с кем-либо. Зачем человеку друг? Что является основой дружеских отношений? Что человек приобретает в результате дружеских отношений?

Помочь ответить на эти вопросы нам поможет задание «Дерево дружбы», в котором вы, ребята, самостоятельно определите правильные ответы.

 

  1. Осмысление нового учебного материала
    1. Этический анализ «Дерево дружбы»: на двух половинках доски

красочное дерево на формате А1 (ватман) с ярко-выраженными корнями и кроной; на самоклеющихся листах вразброс указаны этические категории по одному слову на одном листке. Каждый учащийся по цепочке выходит к доске по одному, на выбор берёт листок с указанием этической категории и помещает его в крону (плоды, результат дружеских отношений, что получает человек, когда у него есть друг) или в корни (что питает дружбу, на чём она основывается, благодаря чему возникает).

   Дружба – это…

[преданность, помощь, поддержка, спокойствие, доверие, секреты, мечты, хорошие отношения, доброта, уважение, совместные дела, взаимопонимание, привязанность, духовная общность, защита, выручка, спасение, доброжелательность, постоянство, откровенность, радость успехам, симпатия, самопожертвование]. 

  1. Беседа

? Какие из данных определений дружбы можно отнести к Каю и Герде?

? Какими чертами характера обладает Герда как настоящий друг?

  1. Самостоятельная работа

   Учащимся предлагается закончить предложения в тетради:

  • Чтобы быть настоящим другом, нужно…
  • Настоящие друзья не должны…
  • Кай и Герда – настоящие друзья, потому что…
  • Для спасения Кая Герда была готова на…

   Проверка написанного (по 1 варианту от группы).

 

  1. Обобщение и систематизация знаний
    1. Беседа

? Через какие испытания пришлось пройти Герде?

? Какие качества проявила Герда в минуты опасности? (Самопожертвование, преданность другим, отказ от собственных интересов).

   Назовите антоним к этим словам. (Эгоизм).

? Что такое эгоизм?

? Совместимо ли это понятие с понятием дружбы?

? Кого из героев сказки «Снежная королева» мы можем назвать эгоистами? (Снежную королеву, тролля, цветочницу, разбойников).

  1. Кроссворд «Дружба» (раздаточный материал), (работа в группах)

   Задания для этого кроссворда составляют цитаты из текста сказки Андерсена «Снежная королева». Задача учащихся – заполнить ячейки кроссворда и определить, насколько внимательно они прочитали текст.

 

 

  1. Она жила «в жалкой избушке – крыша её свисала до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось вползать в неё на четвереньках».

                      (лапландка)

  1. Кто смастерил «зеркало, отражаясь в котором, всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё плохое и безобразное бросалось в глаза и выглядело ещё отвратительнее».

                       (тролль)

3.«Он был холоднее льда, он пронзил мальчика насквозь, дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным».

                                                                                       (поцелуй)  

4.«Кай сидел посреди ледяного зала на одном месте, бледный, …………, словно неживой».                     

                                                                                    (неподвижный)

  1. Герда «сняла … самое дорогое, самое ценное, что у неё было, - и бросила в реку».

                                                                           (башмачки)

6. «Она упала Каю на грудь, проникла ему в сердце, растопила ледяную кору, и осколок растаял».                                                                  (слеза)

 

IX.     Подведение итогов урока

 

  1. Обобщающие вопросы. Рефлексия

? Понравилось ли вам одновременное проведение уроков литературы и этики?

? Что полезное вы почерпнули из урока?

? Какой вывод из сказанного сделали?

? Какие новые качества в дружбе открыли для себя?

  1. Релаксация

   Давайте с этой минуты начнём стремиться формировать в себе качества, которых нам не хватает для настоящей дружбы. И начнём мы с малого – доброжелательного отношения друг к другу. Сейчас давайте улыбнёмся друг другу и скажем хорошие слова. Возможно, именно сегодня кто-то найдёт себе друга.

  1. «Рисуем вместе» (индивидуально каждый учащийся)

   Каждый учащийся за 5 минут должен нарисовать эмблему дружбы (две руки, два сердца, цепочка и т. д.) карандашом только одного цвета.

   Когда работа выполнена, учитель смотрит, одинаково ли представлены на рисунках одной группы учащихся цвета. Если да – работа в группах сплотила учащихся, научила делиться чувствами, показала общность интересов.

  1. Работа  с плакатом «Законы настоящей дружбы» и памятками.

   Чтение вслух учащихся по цепочке.

Памятка «Законы настоящей дружбы»

  1. Длительность, устойчивость, постоянство дружбы.
  2. Верность, надёжность, доверие.
  3. Правдивость, честность, искренность, откровенность.
  4. Общность целей, интересов, стремлений, мечтаний.
  5. Совместная деятельность.
  6. Отзывчивость, заботливость, взаимопомощь и помощь.
  7. Интеллектуальное обогащение – любознательность, успехи в учении, стремление к расширению своего кругозора, совместное обсуждение интересующих вопросов.
  8. Взаимное понимание.
  9. Смелость, инициативность.
  10. Эмоциональный контакт, симпатия.
  11. Привязанность.
  12. Взаимное уважение.
  13. Коммуникативные качества – общительность, выдержка и такт в общении.

                                                                                           Из книги И.В.Страхова

                                                    «Психология дружбы школьников подростков» 

  1. Заключительное Слово учителя

   Все ли указанные качества присущи вашим отношением с товарищем, которого вы считаете другом? Пожалуй, нет. Так это потому, что мы только начинаем учиться строить свои отношения с окружающими. Конечно, более всего в этом нам помогут уроки этики и литературы.

   А пока мы овладеем всеми указанными законами дружбы, мы можем руководствоваться одним единственным правилом, которое сформулировал древнегреческий философ Аристотель: «Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Это высказывание очень созвучно «золотому правилу морали».

  1. Выставление оценок за урок с обязательным вербальным

оцениванием деятельности учащихся на уроке (совместно с руководителями групп учащихся, которые отслеживали результаты работы каждого из её участников).

  1. Домашнее задание

По литературе:  из памятки «Законы настоящей дружбы» выписать качества,                                       которые присущи отношениям Кая и Герды; прочитать с.144-145

(Исаева Е.А.Литература: Учеб.для 5 класса общеобразоват.учеб.заведений с русским яз.обучения.-К.Навч.книга, 2005.

 

По этике:  из памятки «Законы настоящей дружбы» выписать качества, которых не хватает вашим отношениям с товарищем, которого вы считаете своим другом; §11 (Данилевская О., Пометун Е. Этика: Учеб.для 5-го класса общеобразоват.учебн.завед.-К.: Генеза, 2005.)

Литература:

 

1.Андерсен Х.К. Сказки и истории.-М.:Просвещение, 1987 (серия «Школьная библиотека»).

2.Брауде Л.Ю.Ханс Кристиан Андерсен: Кн.для учащихся.-М.:Просвещение, 1987(Биография писателя).

3.Данилевская О., Пометун Е. Этика: Учеб.для 5-го класса общеобразоват.учебн.завед.-К.: Генеза, 2005.

4.Исаева Е.А.Литература: Учеб.для 5 класса общеобразоват.учеб.заведений с русским яз.обучения.-К.Навч.книга, 2005.

5.Романеева И.В. Этика. 5 класс: Учеб.пособие.-Х.: Країна мрій, 2005.

6.Этические беседы с учащимися VII классов: Пособие для учителя/ И.Ф.Харламов, В.П.Горленко, А.В.Санникова,-Мн.: Нар.асвета, 1986.

 

 

docx
Додано
24 січня 2019
Переглядів
734
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку