Текст побудован легко та дуже легко сприймається. Має тільки потрібну інформацію,без картинок,відео.
Для: 9-10 класів.
Займає 3-4 хвилини.
для дітей рвзного рівня навчанності
Джордж Гордон Ноэл Байрон (1788 – 1824) – один из величайших поэтов мира. Оказал воздействие на мировую литературу, но на родине был признан менее, чем где-либо.
По матери – потомок шотландского короля Якова I, отец (умер, когда Байрону было четыре года) – из древнего дворянского рода, но семья разорилась.
В 10 лет после смерти двоюродного деда получил титул лорда и наследственное имение – Ньюстедское аббатство. Байрон очень любил это место.
В 17 лет мать поместила Байрона в аристократическую школу, далее учился в Кэмбридже, но не закончил его. В основном занимался самостоятельно, считая курс университета рутинным. Любил историю, философию Локка, Гиббона, русо, Вольтера, сочинения Шекспира, Мильтона, Поупа. Античность ему не близка.
Библия привлекала мудростью.
1807-1809 – создание сборника «Часы досуга» и сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели». Байрон в это время готовит себя к деятельности в палате лордов. (Небрежное отношение к поэзии заметно в сборнике → критика) но Байрон был умён, смел, способен постоять за себя, не щадя признанных авторитетов – появилось в сатире (ответ на критику сборника). Намечаются основные темы поэзии. В сатире критикует Саути (торговца балладами), Вордсворта (наивность и простота народа превыше всего), Колриджа (тема стиль). Впоследствии признал неправоту, высоко ценил талант их, но Байрона привлекала строгость классицистического стиля → истинный авторитет – Поуп (соединение нравственности с умением изображать накал страстей). После Кэмбриджа – жизнь в уединённом поместье → стало скучно в поместье, захотелось впечатлений.
1809 – 1816 – заграничное путешествие (почти обязательное для аристократских детей) и жизнь в Англии. Путём: Португалия, Испания, Албания, Греция, Италия, - время созревания души и талант. В 1812 г. издал две песни «Паломничества…» → сразу знаменитость + восточные поэмы, Еврейские мелодии (шедевры лирики и ряд политических стихотворений).
Собственно после возвращения из поездки начинается период основного творчества:
1) 1811-1815 (до отъезда из Англии)
2) 1815-1824
В 1815 г. распался брак с Аннабелой Милбенк, трагические и глубоко лирические, исполненные благородства стихи.
Байрона обвинили в безнравственности → вынужден навсегда покинуть Англию → после этого начинается второй период творчества. 1816 г. – один из самых тяжёлых в жизни поэта. Швейцария, потом Италия. «Прометей», в котором шла речь ранее – исполненный горьких размышлений о тщетности попыток противостоять тиранам, о неблагодарной роли борца. «Тьма», «Манфред».
Итальянский период – появление иронического взгляда на мир и поиск нравственной альтернативы индивидуально.. Эгоизму. Произведения, созданные под воздействием истории и культуры Италии – самые значительные произведения этого периода: роман «Каин», поэма «Бело», мистерия «Каин». Последние месяцы проводит в Греции, участвуя в борьбе за её независимость. Стихотворение «В день, когда моего тридцатишестилетия» подводит грустный итог жизни и творчеству. Смысл поэт видит только в том, чтобы продолжать борьбу, хотя и не верит в её счастливый исход.
Тьма – стихотворение, отчаяние поэта, мир разрушается на его глазах. Земля обледенела, померк свет.
Многое в личности объясняется не природными качествами, а общественными катаклизмами, несовершенством общества. Байрон начинал свою самостоятельную поэтическую деятельность как глубоко сочувствующий обездоленным и угнетенным. Муза его глубоко трагична и лирична, ибо в творчестве отразилось мрачное отчаяние человека, разочаровавшегося в конкретных идеалах, провозглашённых французской революцией и просветительством.
При жизни Байрона одни смешивали с грязью, осуждали его аморализм, гордость, презрение к светской жизни и авторитетам. Другие, наоборот, превозносили как кумира. Богатая внутренняя жизнь Байрона, быстрый живой ум. Душа Байрона – зеркало его времени. Герой его неотделим от национально-освободительной борьбы, всегда сочувствует, всегда активен. Герой своего времени жаждет найти место в жизни.
Высшее назначение человека – не только бросить вызов судьбе, но и выстоять в этой борьбе со злом, не утратить желания бороться, страдать, любить жизнь и отдаваться ей.