БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС. УРОК "СОЦВЕТИЯ"

Про матеріал

КУРС БИОЛОГИИ 6 КЛАССА.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ "СОЦВЕТИЯ"

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Дитя солнца Когда солнце восходит к силе,  начинаю я просыпаться, ведь становятся дни длиннее – я во тьме не люблю оставаться. Расцвету и на солнце весело я смотрю золотым глазком, а к вечеру просто закроюсь - не хочу знать, что будет потом  

Номер слайду 2

Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в полисады и жилища Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.  Конечно,  цветок –  самый яркий и заметный орган растения. Ему во все времена поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения.  В  начале урока вы слушали фрагмент музыкальной композиции, кто узнал его?

Номер слайду 3

Пётр Ильич Чайковский русский композитор, педагог, дирижёр и  музыкальный критик. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

Номер слайду 4

Номер слайду 5

1- РЫЛЬЦЕ 2- СТОЛБИК 3- ЗАВЯЗЬ 4- ПЕСТИК 5- ПЫЛЬНИК 6- ТЫЧИНОЧНАЯ НИТЬ 7- ТЫЧИНКА 8- ЛЕПЕСТКИ ВЕНЧИКА 9- ЦВЕТОЛОЖЕ 10- ЦВЕТОНОЖКА 11- ЧАШЕЛИСТИКИ ЧАШЕЧКИ

Номер слайду 6

Задание  № 1 ( письменно  в  тетради) Определите соответствие.           1.Главные части           А) чашелистик                                         Б) столбик  2.Околоцветник            В) лепесток                                         Г)  завязь  3. Пестик                     Д)  пестик, тычинка                                       Е) пыльник  4.Тычинка           Ж) тычиночная нить  З)   рыльце

Номер слайду 7

Проверка   1- Д, 2 – А,В,   3 – Б,Г,З 4 – Ж,Е.

Номер слайду 8

https://learningapps.org/4494257 СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА https://learningapps.org/4494257

Номер слайду 9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ Д\З 1.______— это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. 2.Как любой побег, цветок развивается из ________. 3.Стеблевая часть цветка представлена ___________, верхнюю часть которой называют __________. 4.Чашечка, венчик, тычинки и пестики — это видоизменённые _________.  5.Цветок снаружи окружает ______________. 6.Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать ___________. 7.Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — _________ околоцветник. 8.Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют ______________ околоцветником.

Номер слайду 10

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ Д\З 1.Цветок— это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. 2.Как любой побег, цветок развивается из почки. 3.Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем. 4.Чашечка, венчик, тычинки и пестики — это видоизменённые листья.  5.Цветок снаружи окружает околоцветник. 6.Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей. 7.Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник. 8.Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником.

Номер слайду 11

Закончите предложение: 1. Укороченный побег, служащий для семенного размножения – это_________. 2. Цветки растений размещаются на тонких стебельках – _______________. 3. Совокупность лепестков образуют – ____. 4. Главные части цветка – это ___________. 5. Пестик состоит из – _________________. 6. Тычинка состоит из – ______________. 7. Внутри пыльника развивается – _______. 8. Совокупность чашелистиков образуют – __________.

Номер слайду 12

Закончите предложение: 1. Укороченный побег, служащий для семенного размножения – (цветок). 2. Цветки растений размещаются на тонких стебельках – (цветоножках). 3. Совокупность лепестков образуют – (венчик). 4. Главные части цветка – это (тычинки и пестик). 5. Пестик состоит из – (завязи, столбика и рыльца). 6. Тычинка состоит из – (тычиночной нити и пыльника). 7. Внутри пыльника развивается – (пыльца). 8. Совокупность чашелистиков образуют – (чашечку).

Номер слайду 13

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Ханс Кристиан Андерсон

Номер слайду 14

Ханс Кри́стиан А́ндерсен (в русском языке общепринятым произношением и написанием является Ганс Христиан, (Копенгаген, Дания) — датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Номер слайду 15

Ханс Кристиан Андерсен Hans Christian Andersen

Номер слайду 16

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе  и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы.  Цветы могут быть крупные,  ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными. 

Номер слайду 17

- Ребята! Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. ЧТО ОБЩЕГО И В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ НА ЭТИХ КАРТИНКАХ?

Номер слайду 18

Номер слайду 19

Соцветия

Номер слайду 20

Тема нашего урока  – «Соцветия», мы изучим их особенности,  виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам соцветий. Так же поговорим о цветочных часах, созданных шведским биологом Карлом Линнеем.

Номер слайду 21

Чем цветки в нижнем ряду отличаются от цветков верхнего ряда?

Номер слайду 22

Почему у тюльпана, пиона, шиповника цветки растут поодиночке, а у сирени, черемухи, смородины – группами?

Номер слайду 23

- Что такое соцветие?

Номер слайду 24

это группа цветков на одном побеге расположенных в определенном порядке

Номер слайду 25

Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие.

Номер слайду 26

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.

Номер слайду 27

Номер слайду 28

Номер слайду 29

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ - Кисть - Колос - Початок - Корзинка - Головка - Зонтик - Щиток - Завиток - Сложная кисть (метелка) - Сложный колос - Сложный зонтик Сложный щиток - Султан - Сережка

Номер слайду 30

Простые соцветия: Кисть: ландыш, черемуха

Номер слайду 31

КИСТЬ - от длинной главной оси отходят цветоножки, на которой расположены цветки цветок цветоножка главная ось Капуста Ландыш

Номер слайду 32

Колос: подорожник, иссоп обыкновенный

Номер слайду 33

Горец змеиный ПРОСТОЙ КОЛОС - сидячие цветки (без цветоножек) расположены на одной главной оси. подорожник

Номер слайду 34

Початок: аир, кукуруза

Номер слайду 35

ПОЧАТОК- главная ось сильно утолщена (она толстая и мясистая), на ней расположены сидячие цветки. Кукуруза белокрыльник спатифиллум

Номер слайду 36

Простой зонтик: вишня, первоцвет

Номер слайду 37

ПРОСТОЙ ЗОНТИК- главная ось укорочена, цветоножки, имеющие практически одинаковую длину, отходят как бы от одного места. Примула Вишня Лук

Номер слайду 38

Корзинка: одуванчик, ромашка, василек

Номер слайду 39

Астра Бархатцы Хризантема Чертополох Лопух Полынь КОРЗИНКА - главная ось утолщена и имеет блюдцевидную форму, на ней расположены многочисленные мелкие сидячие цветки .

Номер слайду 40

Головка: клевер

Номер слайду 41

ГОЛОВКА – главная ось укорочена и имеет булавовидную форму, на ней тесно расположены сидячие цветки или цветки на очень коротких цветоножках клевер черноголовка цефалярия

Номер слайду 42

Щиток: калина

Номер слайду 43

ЩИТОК - на удлиненной главной оси расположены цветки на удлиненных цветоножках таким образом, что сами цветки оказываются на одной высоте Груша Калина Яблоня Арония

Номер слайду 44

Завиток: окопник, незабудка

Номер слайду 45

ЗАВИТОК - главная ось заканчивается цветком, под ним образуется ось второго порядка, также заканчивающаяся цветком и т.д. незабудка окопник лекарственный медуница

Номер слайду 46

ИЗВИЛИНА- главная ось заканчивается цветком, под ним образуется ось второго порядка, также заканчивающаяся цветком и т.д. Гладиолус Ирис

Номер слайду 47

Номер слайду 48

НАЗОВИ СОЦВЕТИЯ.

Номер слайду 49

Сложные соцветия: сложный колос: пшеница, рожь

Номер слайду 50

СЛОЖНЫЙ КОЛОС - на главной оси расположены отдельные короткие колоски, образованные несколькими цветками . Пшеница Рожь Ячмень

Номер слайду 51

Сложный зонтик: морковь, укроп

Номер слайду 52

СЛОЖНЫЙ ЗОНТИК - от укороченной главной оси отходят простые соцветия (зонтики) Морковь Петрушка Укроп Борщевик

Номер слайду 53

Сложная кисть - метелка: сирень, виноград

Номер слайду 54

МЕТЕЛКА (сложная кисть) - от главной оси отходят многочисленные ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия Сирень Виноград Таволга Мятлик Просо

Номер слайду 55

Тимофеевка Лисохвост СУЛТАН – метелка с короткими веточками, расположенными плотно одна к другой «СЕРЕЖКА» – состоит из нескольких простых определенных соцветий

Номер слайду 56

НАЗОВИТЕ СОЦВЕТИЯ.

Номер слайду 57

1-КИСТЬ 2-КОЛОС 3-ПОЧАТОК 4-КОРЗИНКА 5-ЗОНТИК 6-ГОЛОВКА 7-ЩИТОК 8-СЛОЖНЫЙ ЗОНТИК 9-МЕТЕЛКА 10-ЩИТКОВИДНАЯ МЕТЕЛКА

Номер слайду 58

Отгадайте, о каком из соцветий идёт речь 1) ...прибавьте две буквы в конце к названию навеса над палубой, и вы узнаете соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. 2) ...вставьте две буквы в название стремительно текущей водной массы, и вы получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. 3) ...прибавьте две буквы к названию низшей школьной оценки, и вы получите соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. 4) ...вставьте 4 буквы в название наружной многослойной ткани ствола, и вы узнаете расширенное соцветие в форме блюдца.

Номер слайду 59

5) ... если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. 6) ... при добавлении в конце одной буквы превращаюсь в сооружение громадных размеров. 7) ... если отбросить три первые буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. 8) Если убрать три последние буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. 9) ...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть.

Номер слайду 60

1) (Зонт – зонтик.) 2) (Поток – початок.) 3) (Кол – колос.) 4) (Кора – корзинка.) 5) (Головка – голова.) 6) (Колос – колосс.) 7) (Метелка – елка.) 8) (Щиток – щи.) 9) (Метель – метелка.)

Номер слайду 61

Задание “Первая буква” Нужно называть соцветия, название которых начинаются на ту же букву, что и названия животных. Например: кабан – колос голубь – ________ муха – __________ заяц – __________ попугай – _______ щука – __________

Номер слайду 62

голубь – головка муха – метелка заяц – зонтик попугай – початок щука – щиток

Номер слайду 63

Соцветия https://learningapps.org/2227653

Номер слайду 64

Кроссворд "Названия соцветий"

Номер слайду 65

ОТВЕТЫ: ГОЛОВКА ЗОНТИК СЕРЕЖКА КИСТЬ КОЛОС ПОЧАТОК МЕТЕЛКА КОРЗИНКА

Номер слайду 66

Из предложенных слов составьте   название  соцветий 1. Кот + щи= 2. Ёлка +тем= 3. Зина+ крок=

Номер слайду 67

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНЫ СОЦВЕТИЯ РАСТЕНИЯМ?

Номер слайду 68

Биологическое значение соцветий. ?

Номер слайду 69

Биологическое значение соцветий: Мелкие,невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными. Дают наибольшее количество пыльцы. Лучше привлекают насекомых, переносящих пыльцу с цветка на цветок

Номер слайду 70

Соцветия увеличивают вероятность опыления цветков, а следовательно, и оплодотворения В соцветиях образуется больше плодов и семян, что обеспечивает лучшую возможность размножения

Номер слайду 71

Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков, уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием.  Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров  в размере (пальма).

Номер слайду 72

Пуйя Раймонда

Номер слайду 73

Самое большое соцветие имеет Пуйя Раймонда, редкое растение семейства Бромелиевых, из Перу и  Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. 

Номер слайду 74

Шоколадное дерево

Номер слайду 75

Шоколадное дерево

Номер слайду 76

Номер слайду 77

Номер слайду 78

Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых – опылителей.  

Номер слайду 79

Номер слайду 80

Номер слайду 81

Номер слайду 82

Церцис рожковый Багряник рожковый, или Багряник европейский, или Церцис европейский, или Иудино дерево

Номер слайду 83

Кустарник или дерево высотой 7—15 м, с шаровидной или шатровидной кроной, с красноватыми ветвями и сердцевидными, зелеными листьями, часто с искривлённым стволом, покрытым почти чёрной, глубокотрещиноватой корой.

Номер слайду 84

Цветёт багряник до распускания листвы, очень обильно, в конце апреля — начале мая. Цветёт недолго — 3–4 недели. Но цветов так много, что ими покрываются и тонкие побеги, и толстые скелетные ветви, и даже ствол. Мелкие цветки мотылькового типа, собраны в пучки, пучки — в пышные «шапки». Развитие безлистных соцветий на старых ветвях и стволах характерно для большинства тропических растений, но среди субтропических видов это редкое явление. Называется подобное явление «каулифлория» (от греч. kaulos ствол и лат. flos род. п. floris цветок) - развитие у деревьев цветов, а затем и плодов непосредственно на стволе и толстых ветвях. Цветы развиваются из спящих почек.

Номер слайду 85

По одному из Библейских преданий, Иуда, продавший Христа, был не зарезан стражниками Понтия Пилата, а повешен на багряннике. И оскорблённое дерево, желая исторгнуть из себя нечестивую кровь предателя, каждый год покрывается багряными — «кровавыми» цветками. Но, скорее всего, происхождение этого названия «иудино дерево» связано со старинным названием родины растения — Иудеи. «Иудейское дерево» в просторечье превратилось в «Иудино».

Номер слайду 86

Задание классу: Какое  значения   соцветий в природе  и жизни человека .

Номер слайду 87

Значение цветков  и   соцветий  для человека: 1)употребление в пищу (соцветия брокколи) 2)эстетическое наслаждение  3)аромотерапия – лечение запахами определённых цветов

Номер слайду 88

Вопросы для закрепления: – Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного? – Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?  – В чем биологическое значение соцветий?

Номер слайду 89

Карл Линней Дом К. Линнея в г. Упсала (Швеция)

Номер слайду 90

Цветочные часы

Номер слайду 91

Номер слайду 92

Цветочные часы Карла Линнея 

Номер слайду 93

Цветочные часы Карла Линнея 

Номер слайду 94

Номер слайду 95

Цветочные часы в последнее время стали очень популярными в крупных городах мира, они привлекают как туристов, так и коренных жителей.

Номер слайду 96

Цветочные часы в Тегеране, Иран

Номер слайду 97

Цветочные часы в Английском парке, Швейцария

Номер слайду 98

Цветочные часы в Абу-Даби Шератон отелем. , ОАЭ Чудо-часы, изготовленные швейцарскими инженерами и садоводами, сделаны с учетом местных погодных условий и установлены на набережной перед

Номер слайду 99

Цветочные часы в Цюрихе, Швейцария

Номер слайду 100

Цветочные часы в Эдинбурге, Шотландия

Номер слайду 101

Номер слайду 102

Часы из цветов — символ женевской часовой индустрии, известной всему миру. Огромные цветочные часы располагаются на краю Английского сада с 1955 г.

Номер слайду 103

Цветочные часы в Вене, Австрия

Номер слайду 104

Чехия. В центре курорта Подебрады, рядом с колоннадой в центре курортного парка расположены известные цветочные часы.

Номер слайду 105

Цветочные часы в Женеве: дань науке и мастерству (Швейцария)

Номер слайду 106

Цветочные часы на Майдане

Номер слайду 107

Номер слайду 108

Номер слайду 109

В Кривом Роге открыты крупнейшие в мире цветочные часы - 2012год

Номер слайду 110

Номер слайду 111

«Цветочные часы, Кривой Рог, Украина» 2017 год

Номер слайду 112

Мы с вами разобрали строение цветка, узнали, какие они бывают.   Я  думаю, что выражу наше общее мнение, что цветок – это одно из самых прекрасных явлений природы.  Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях,  да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Поэтому я призываю вас помнить о том, что каждый может внести свой посильный вклад в дело охраны природы: не кидать мусор, не обламывать ветки у растений и даже просто неумеренный сбор дикорастущих цветов может принести вред природе.

Номер слайду 113

Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберём цветы- Опустеют все поляны – И не будет красоты.

Номер слайду 114

 Ребята, вот и заканчивается наш урок.   Оцените свою  работу  на  уроке: 5- мне было интересно и я все понял, 4- мне не все понятно, 3- я плохо понял материал урока.

Номер слайду 115

Домашнее задание  Прочитать по учебнику пар 34. ответить  устно на вопросы на стр 156. Творческое задание:  – подготовить легенду о цветах.  

Номер слайду 116

Спасибо за внимание!

Номер слайду 117

ppt
Додано
1 липня 2018
Переглядів
903
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку