Шевченковская ООШ І-ІІ ступеней
Бердянского района Запорожской области
План-конспект урока
по русскому языку в 5 классе
на тему: «Буквы о, ё после шипящих
в корне слова»
Подготовила:
учитель русского языка
и зарубежной литературы
Помазан Т.Н.
2019 год
Тема: Буквы о, ё после шипящих в корне слова
Цель:
- дать базовые знания о правописании букв о, ё после шипящих;
- повторить правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;
- развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые для слушания, чтения, говорения, письма;
- воспитывать интерес к изучению русского языка как феномена, являющегося носителем социального и культурно-исторического опыта народа;
- воспитывать необходимость высокого уровня речевого общения и грамотного письма, необходимого для успешной социальной деятельности и понимания диалога русской и украинской культур.
Ход урока
І. Организационный момент
Приветствие. Запись в тетради числа, темы урока.
Эпиграф:
«Писать безграмотно - значит посягать на время людей,
к которым мы адресуемся» Лев Щерба
ІІ. Актуализация опорных знаний
- Раньше мы писали письма родным и близким, поздравительные открытки. А где вы пользуетесь письмом? Зачем вам надо уметь грамотно писать? (пишем SMS, переписываемся в социальных сетях).
- Значит, грамотно писать необходимо во все времена, это показатель общей культуры человека. Вот зачем мы учим и данную тему в том числе.
- А что еще надо делать для улучшения своей грамотности? (читать книги; учить стихи; разгадывать кроссворды, заглядывать в словари и справочники).
2. Недавно на уроках зарубежной литературы вы учили отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
- Давайте вспомним всем хорошо известные строчки «У лукоморья дуб зеленый…» ( чтение отрывка по частям всеми учениками).
- А теперь давайте запишем какие слова нам встретились в этом отрывке с шипящими.
учёный- чудеса леший песчаный
ученик тужит чахнет
служит
ІІІ. Изучение нового материала
1 ученик:
Жёлтый – желтеть жёрдочка - жердь
Жёсткий – жесть дешёвый - дёшево
Жёрнов – жернова шёлк - шелка
Жёлудь – желудей шёрстка – шерсть
2 ученик:
Решётка – решето чёлка - чело
Кошёлка – кошель чёрт - чертенок
Шёпот – шептать черней - чернеть
Чёлн – в челне чёт – нечет
3 ученик:
Счёт – счета щётка - щетина
Чёрточка – черта щёлкать - щелкунчик
Печёнка – печень пощёчина – по щеке
Бечёвка – бечева щёки – щека
(Если позволяет время)
поджёг и поджог относятся к разным частям речи.
ІV. Подведение итогов урока.
V. Домой: составить филворд со слов, которые вы запомнили на уроке (по желанию.) § 26, упр. 121.
Дополнительно:
Объяснительный диктант.
Том прошёл вдаль ограды и увидел сквозь решётку автомобиль, несущийся по шоссе к дому дяди Карла. В экипаже, рядом с пожилым человеком с чёрными усами, сидела белокурая молодая женщина в красивом жёлтом шёлковом платье. За этим автомобилем мчался второй автомобиль, нагруженный какими-то ящиками и большими чемоданами.
По А. Грину
Предложения на доске и в тетрадях.