Буквы о, ё после шипящих в корне слова

Про матеріал
Розробка уроку для учнів 5 класу. Цікавий урок вивчення нового матеріалу з російської мови.
Перегляд файлу

Шевченковская ООШ І-ІІ ступеней

Бердянского района Запорожской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

 по русскому языку в 5 классе

на тему: «Буквы о, ё после шипящих

в корне слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 учитель русского языка

и зарубежной литературы

Помазан Т.Н.

 

 

 

 

 

2019 год

Тема: Буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цель:

- дать базовые знания о правописании букв о, ё  после шипящих;

- повторить правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;

- развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые для слушания, чтения, говорения, письма;

- воспитывать интерес к изучению русского языка как феномена, являющегося носителем социального и культурно-исторического опыта народа;

- воспитывать необходимость высокого уровня речевого общения и грамотного письма, необходимого для успешной социальной деятельности  и понимания диалога русской и украинской культур.

 

Ход урока

 

І. Организационный момент

Приветствие. Запись в тетради числа, темы урока.

 

Эпиграф:

«Писать безграмотно  - значит посягать на время людей,

к которым мы адресуемся» Лев Щерба

 

ІІ. Актуализация опорных знаний

 

  1. – Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Чего мы должны достичь к концу урока? (научиться грамотно писать буквы о, ё после шипящих).

 

     -  Раньше мы писали письма родным и близким, поздравительные открытки. А где вы пользуетесь письмом? Зачем вам надо уметь грамотно писать? (пишем SMS, переписываемся в социальных сетях).

 

      - Значит, грамотно писать необходимо во все времена, это показатель общей культуры человека. Вот зачем мы учим и данную тему в том числе.

 

     - А что еще надо делать для улучшения своей грамотности? (читать книги; учить стихи; разгадывать кроссворды, заглядывать в словари и справочники).

 

2. Недавно на уроках зарубежной литературы вы учили отрывок из поэмы   А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

     -  Давайте вспомним всем хорошо известные строчки «У лукоморья дуб зеленый…» ( чтение отрывка по частям всеми учениками).

      -  А теперь давайте запишем какие слова нам встретились в этом отрывке с шипящими.

 

 

учёный-             чудеса       леший            песчаный

ученик                                 тужит              чахнет

                                              служит

 

 

ІІІ. Изучение нового материала

 

  • Как вы узнали что слово учёный надо писать с буквой ё?
  • Запомните правило: после букв ж, ч, ш, щ под ударением  пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: учёный – ученик.

 

  1. Выполняем упражнение 115 (на доске и в тетрадях)

 

1 ученик:

Жёлтый – желтеть                     жёрдочка - жердь

Жёсткий – жесть                        дешёвый - дёшево

Жёрнов – жернова                     шёлк - шелка

Жёлудь – желудей                     шёрстка – шерсть

 

2 ученик:

Решётка – решето                      чёлка - чело

Кошёлка – кошель                     чёрт - чертенок

Шёпот – шептать                       черней - чернеть

Чёлн – в челне                            чёт – нечет

 

3 ученик:

Счёт – счета                                щётка - щетина

Чёрточка – черта                        щёлкать - щелкунчик

Печёнка – печень                       пощёчина – по щеке

Бечёвка – бечева                         щёки – щека

 

  1. Самостоятельная работа на карточках. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Установить соответствие между словом и его лексическим значеним.
  2. Теория: после шипящих пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е: крыжовник, хрущоба, и т.д. В заимствованных словах после шипящих пишется о под ударением  и без ударения: шорти, шоколад, жокей.
  3. Прочитайте слова упражнения 116. Запомните как они пишуться.
  4. Лексическое значение отдельных заимствованных слов мы не знаем. В таком случае следует обращаться к толковому словарю или словарю иностранных слов.
  • Обратите внимание на толкование некоторых слов, которые пишуться с буквой о после шипящих (ученики читают по очереди слова и их толкование)
  • А тепер посмотрите на слова и скажите что общего в их написании. (все слова пишуться с буквой о после шипящих).
  • Разгадывание антикроссворда.
  • Поочитайте рифмовку, чтобы лучше заповнить слова с о.
  1. Прочитайте скороговорки. Произношение какого звука можно отработать с помощью первуй скороговорки. Спишите, вставляя пропущенные буквы (упр. 118)

 

(Если позволяет время)

  1. Устно упр.119. Сравните написание о, ё после шипящих в русаком и украинском язиках.
  2. Теория: слова ожёг и ожог

                                   поджёг и поджог относятся к разным частям речи.

  • записать предложения на доске и в тетрадях (след. стр.)
  • прочитайте шуточное стихотворение (упр. 120). Объясните, какие буквы следует вставить на месте пропусков.
  • Записать предложения на доске и в тетрадях. Подчеркнуть буквы о, ё после шипящих. Объясните их написание.
    1. Егор ожёг руку о крапиву.
    2. Пришёл доктор, перевязал мне ожог.
    3. Жестокий январский мороз сковзал природу, сжимал, палил, жёг все живое. (С. Аксаков)
    4. Опалённые огнём ели, кедры, берёзы засохли… Только стойкие к ожогам лиственницы уцелели. (С. Воронин)

 

ІV. Подведение итогов урока.

 

  • Какую тему мы сегодня изучали?
  • Что вам больше всего понравилось на уроке?
  • Запомнили ли вы правилоо написании о, ё после шипящих в корне слова?

 

 

V. Домой: составить филворд со слов, которые вы запомнили на уроке (по желанию.) § 26, упр. 121.

 

Дополнительно:

Объяснительный диктант.

 

    Том прошёл вдаль ограды и увидел сквозь решётку автомобиль, несущийся по шоссе к дому дяди Карла. В экипаже, рядом с пожилым человеком с чёрными усами, сидела белокурая молодая женщина в красивом жёлтом шёлковом платье. За этим автомобилем мчался второй автомобиль, нагруженный какими-то ящиками и большими чемоданами.

По А. Грину  

 

Предложения на доске и в тетрадях.

  1. Лошади отпрянули от тяжёлой решётки и насторожились. (А. Куприн)
  2. Увидев медведя, шофёр перестал  жевать и замер (Ю. Казаков)
  3. В лесу все утро стоял живой шорох. (Ю. Казаков)
  4. Жёлтыми огнями загорелась осень. (Л. Андреев)
doc
Додано
16 березня 2020
Переглядів
3073
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку