Урок Написание Жи, Ши. Речевая тема: "Народное творчество"

Про матеріал
Урок-вивчення нового матеріалу в 5 класі з теми:" Написание Жи, ШИ в словах. Речевая тема: "Народное творчество".
Перегляд файлу

Тема:  Произношение и  написание  сочетаний ЖИ, ШИ.

            Речевая тема:  «Народная мудрость».

Цель: сравнить произношение и написание сочетаний ЖИ, ШИ, формировать

            орфоэпические навыки, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать

            речевую деятельность; приобщить ребят к  русскому слову, воспитывать любовь

            и уважение к народному творчеству.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебники, презентация, видеоразминка, тексты для чтения

 

Ход урока

І.Оргмомент

1. Слово учителя

Вот уж прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Надеюсь, поработаем мы с вами плодотворно,

Знания добывать будем настойчиво и упорно.

  1. Позитивный настрой урока

А урок наш давайте начнём с солнечной улыбки.

Хочу подарить вам тысячу маленьких солнц.

Чтобы каждое грело и песенку пело.

Просыпаясь, улыбайтесь солнцу, небу и земле!

Жизнь прекрасна! Жизнь чудесна! Улыбнитесь дружно мне!

Вы забудьте о проблемах, вы забудьте о делах!

Пусть весёлая улыбка заиграет на губах!

Пусть глаза блестят от счастья,

Пусть раздастся звонкий смех

И тогда на этом свете будете счастливей всех!

 - Видеопрезентация «Улыбнись!»

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1. Речевая разминка

Сели ровно, выпрямили спинки,

Начинаем для язычков разминку.

  • произнести скороговорку (подготовка 1 мин.)

Мышонку шепчет мышь:

- Ты всё не спишь, шуршишь.

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише.

2. Орфографическая разминка

1 ученик у доски записывает слова

Объяснить, герб, просьба, ещё, прошёл, розовощёкий, любовь, экология, весёлый, работа.

2 ученик ставит ударения в словах

3 ученик делает фонетическую транскрипцию слов ещё, герб

 - задание на внимание:

  • назвать слово, в котором можно поставить 2 ударения
  • назвать слов, в котором в 1-м предударном слоге гласный –а- и слышится, и пишется.

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Орфоэпическое наблюдение

Мышонку ше(Э)пчет мышь:

- Ты всё не спишь, шурши(Ы)шь.

Мышонок ше(Э)пчет мыши(Ы):

- Шуршать я буду тише(Э).

Скажите, ребята, почему в выделенных словах пишется буква Е, а произносится звук (Э)?

Какие звуки всегда твёрдые? А какие всегда мягкие?

Какой вывод мы можем сделать?

В сочетаниях ЖИ, ШИ упрямо слышим звук (Ы)

А смело пишем букву И

2. Работа с учебником

Чтение правила стр. 96

3. Вывод: знают даже малыши, ЖИ, ШИ с И пиши.

IV. Закрепление материала

  1. Выполнение Упр. 257 (б)
  2. С данными словами составить 1 предложение, введя по смыслу как можно больше этих слов.
  3. Физкультминутка (Видеоразминка)

Мы работали, писали,

Спинки и глаза устали.

Чтобы размять наши спинки,

Приготовимся к разминке. (перейти к слайду№7)

  1. Работа в парах.

Мудрость нашего народа заключается и в пословицах, и в поговорках

  • Записать пословицы, объяснить их значение, найти слова с изученной орфограммой и почеркнуть её.

1пара             Не спеши язиком, торопись делом.

2 пара            Без работы пряников не купишь.

3 пара            Без хлеба и воды худо жить.

Для развлечения и смеха народ создавал небылицы – выдуманные истории,

Ведь враньё без умысла – в жизни не помеха.

  • Видеонебылица

Придумывать небылицы я не мастерица,

Но послушайте, ребята, мою выдумку, враньё

Что здесь правда, а что нет – вы дадите мне ответ

Задача ваша достаточно проста:

Увиденное словами назвать,

Затем в тетрадку записать.

Мы ехали на красивой                        МАШИНЕ

И вдруг пробилась                              ШИНА

Остановились мы во                           РЖИ

По небу летали                                    УЖИ

Рядом в пруду жили                           МОРЖИ

Где-то тихо шуршали                         МЫШИ

Невдалеке виднелись деревни          КРЫШИ

У дороги рос                                       ШИПОВНИК

Именно он нашей аварии виновник.

  • Взаимопроверка в парах.
  • В нишей жизни так всегда: учим правила, читаем, а в жизни ошибки допускаем

           Найдите эти ошибки!

Мы черпаем мудрость нашего народа из легенд, мифов, притч. Вот послушайте одну из них.

5.Выразительное чтение басни- притчи «Два брата» учителем.

6.Чтение притчи цепочкой учениками

Давным-давно в селе два брата жили
Один богач, другой совсем бедняк.
Богач из батраков тянул все жилы,
И золото копил за саком сак.
Он не женился – ни к чему расходы,
Детей не нажил – меньше лишних ртов,
И сам ел мало жадности в угоду –
Чтоб сэкономить, был на все готов.
А бедный брат имел семью большую,
Работал сам с зари и до зари
И, о гроше последнем не тоскуя,
Его в ладонь клал нищему: «Бери!»
Ни бедных, ни богатых смерть не минет,
Давно те братья умерли. И да –
О щедром вспоминают и поныне,
А жадного забыли навсегда.
Узка дверь в царство мертвых. Отправляясь
Туда, не взять ни денег, ни брахла.
Живите так, чтоб после вас остались
Не кошельки, а добрые дела.

  • Чему учит эта притча нас с вами?
  • А какие добрые дела вы делали?
  • Можно ли подобрать к этой притче пословицу:

Не важно, лицо какое, лишь бы сердце золотое

  • Найдите в тексте слова с изученной орфограммой.

7. Выполнение Упр. 260 А сейчас, ребята, не зевайте, а загадки отгадайте!

V. Подведение итогов.

  1. Вставьте пропущенные слова

В сочетаниях ...     смело букву…. пиши.

Жизнь дана на …. дела

VІ.Д /З параграф 29, Упр.257(а), 259,262 – ус.

БАСНЯ-ПРИТЧА

ДВА БРАТА

Давным-давно в селе два брата жили
Один богач, другой совсем бедняк.
Богач из батраков тянул все жилы,
И золото копил за саком сак.
Он не женился – ни к чему расходы,
Детей не нажил – меньше лишних ртов,
И сам ел мало жадности в угоду –
Чтоб сэкономить, был на все готов.
А бедный брат имел семью большую,
Работал сам с зари и до зари
И, о гроше последнем не тоскуя,
Его в ладонь клал нищему: «Бери!»
Ни бедных, ни богатых смерть не минет,
Давно те братья умерли. И да –
О щедром вспоминают и поныне,
А жадного забыли навсегда.

Узка дверь в царство мертвых. Отправляясь
Туда, не взять ни денег, ни брахла.
Живите так, чтоб после вас остались
Не кошельки, а добрые дела.

ПРИТЧА – небольшой поучительный рассказ.

 

doc
Додано
17 березня 2020
Переглядів
388
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку