Презентация к урокам по теме "Лексикология" поможет учителю в подготовке и проведении занимательных уроков. Материал построен в соответствии с программой и помогает повторить и систематизировать теоретические знания и с помощью интересных упражнений и интерактивных слайдов углубить знания уч-ся по теме. Для сильных классов будут интересны слайды с заданием по этимологии. Цикл уроков завершают слайды с контрольными упражнениями.
Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает строение словосочетания и предложения. Лексическое значение слова – это то, какой частью речи слово является Найди ошибку в высказываниях
слова одной и той же части речи, противоположные по значению Далеко Вниз Тяжелый Узкий Поздний Сейчас Ранний – Широкий – Тогда – Близко – Вверх – Легкий - Волк простодушный, а лиса хитрая. Лев- заяц ( по храбрости) Муха – слон (по величине) Стрекоза- муравей (по трудолюбию) Антонимы Антонимы -
Заварить кашу парикмахер Играть первую скрипку шофер Стричь под одну гребенку портной Шито белыми нитками кузнец Между молотом и наковальней артист Завестись с полуоборота повар Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющих переносное значение кричать вовсе горло денег куры не клюют рукой подать набрать в рот воды ни гроша за душой черепашьим шагом наговорил с три короба язык проглотил бежать во все лопатки за тридевять земель Бить баклуши Фразеологизмы.
Найдите в фразеологическом словаре толкование фразеологизмов. Составьте с ними синонимические пары спустя рукава душа в пятки ушла витать в облаках когда рак свистнет держать язык за зубами тертый калач считать ворон молчать как рыба бить баклуши стреляный воробей праздновать труса после дождичка в четверг
Готовимся к контрольной работе 1. Составьте с каждым словом из пары такое сл/соч , чтобы стало ясно лексическое значение слова: лебединый – лебяжий 2. Объясните все возможные значения слова КИСТЬ ; составьте с ним сл/соч, так, чтоб было понятно смысл слова 3. Почему выделенные слова не являются омонимами: разводить голубей – небо стало голубей Составьте с ними сл/соч , поставив слова в начальную форму
Готовимся к контрольной работе 4. К данным словам подберите синонимы, используя материал для справок №1, назовите общее значение слов-синонимов в составленных вами синонимичных рядах, используя материал для справок №2 Ветхий, вежливый Для справок №1: грубый, дряхлый, мрачный, обветшалый, воспитанный, веселый, предупредительный, улыбающийся, корректный, крепкий, счастливый, Для справок№2: Невоспитанный человек; соблюдающий правила приличия; потерявший прочность; несущий радость.