Дидактичний матеріал з російської мови 5 клас. Правила у віршах. "Фонетика"

Про матеріал

Дидактичний матеріал з російської мови (5 класу) для шкіл з українською мовою навчання "Правила у віршах. "Фонетика" допоможуть учням в ігровій формі засвоїти матеріал предмету

Перегляд файлу

Дидактический  материал по русскому языку

для 5 класса  школ с украинским языком обучения 

(В помощь учителю)

 

   Задания  к  текстам  разработаны  с  учётом  опоры  на знания, полученные на уроках украинского языка  или  ранее  изученного школьниками материала. Упражнения  требуют от учеников посильного  внимания  и   логического  мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников  всем видам речевой деятельности.

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия 

 

Упражнение  №1

 

 І. -  Прочитайте стихотворение. О каких звуках  говорится в нём?

    -   Как называется наука, изучающая звуки речи?

         -   Какие ещё звуки, существующие в природе, вы знаете?

    -   Какие звуки речи вы знаете?

 

                    Фонетика

               (укр.Фонетика)

 

          Ты запомни, милый друг,

          Много звуков есть вокруг:

          Пенье птиц  и скрежет шин,

          И гудки автомашин,

 

          Ветра  шум  и  листьев шёпот,

          Шелест трав  и  конский топот

          А Фонетика – наука,

          Изучающая звуки.

 

          Но не  все! Не все  подряд!

          Звуки речи!!!  Состоят

          Все слова из них, запомни!

          И об этом всем напомни!

 

 ІІ. -  Объясните значение выделенных слов.

      - Найдите в тексте обращение.   

ІІІ. - Запишите подчёркнутое  предложение. 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение  №2

 

 І.  -  Прочитайте стихотворение.

-  Как называется раздел науки о языке, который изучает   звуки и буквы?

     -  Чем отличаются звуки от букв?

 

В Фонетику сегодня                                                                  

Урок всех  нас  зовёт.                                                  

В стране той много звуков                                        

И разных букв живёт.                                                

 

Мы с вами  звуки слышим                                         

И  произносим  их,

А  буквы  видим,  пишем

В  тетрадочках своих.

 

 ІІ.   -   Назовите  звуки  и  буквы  в  подчёркнутых словах.

 ІІІ.  -   Перепишите стихотворение, выучите его наизусть.

 

Упражнение № 3

 

 І. -  Прочитайте стихотворения, перескажите, о чём в них говорится.

    -  Кто же этот  таинственный  гость?

-  Чем  различаются  выделенные слова? Что они обозначают?     

 

               1. К нам во  двор  явился гость.

   Предложил ему я кость.

   Это был чудесный дог.

   Он  прекрасно лаять мог.

   “Гав!” он громко мне сказал

    И  к соседям убежал.

 

               2. Жил – был в речке старый сом.

   Он  имел  отличный дом.

   Вырастали в доме том

   Сомик – сын  и дочка - сом.

   Сом - отец  был очень мил:

   Сам детей в детсад водил.

 

  ІІ.  -  Объясните  написание слова  жил.

 -  В  словах стол, кот, дата, дом  измените одну из букв  так, чтобы 

     получилось новое слово. 

 ІІІ.  -  Запишите выделенные слова.

Упражнение № 4

 

І.  -  Прочитайте стихотворение.

-  Назовите гласные звуки русского языка. Какими буквами  они  обозначаются?

-  Сколько гласных звуков спряталось в выделенных словах?

                                               

               Гласные звуки

           (укр. голосні звуки)

 

          Напишу я на доске              

          Сколько гласных в языке.

          Их  я  знаю  ровно шесть

          И  могу все перечесть:

          А, О, Э, И, Ы, У -

          Их запомнить я смогу.

 

ІІ. -  Вспомните слова, которые начинаются на гласный звук.    

     -  Что вы можете  сказать о гласном звуке  Ы? 

ІІІ. - Перепишите стихотворение и запомните гласные звуки  русского языка.

 

Упражнение  № 5

 

І.  -   Прочитайте стихотворение.

    -   Как  в  русском  языке  образуются  гласные и согласные  звуки?

 

Мы  голосом  свободно  образуем

Все гласные. Им так легко идти!

А  звук, что  мы  согласным  именуем,

Преграды повстречает на пути.

 

Преграды эти шумом называют.

Они  согласный образуют звук.

Но  часто  к шуму  голос прибавляют,

Чтобы  согласный  слышался  вокруг.

 

ІІ. -   Назовите гласные и согласные звуки  в  выделенных словах.                           

ІІІ. -  Перепишите стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение  № 6

І.-  Прочитайте стихотворение.  Назовите по - порядку все буквы   русского  

      алфавита.

  -  Назовите буквы, которых нет в украинском языке.

  -  Какие буквы есть в украинском языке, но отсутствуют в  русском?

  - Какие буквы не имеют звукового значения?     

 

          Алфавит

      (укр. алфавіт)                                               

 

- А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё…-                                             

Учит буквы вороньё. -                                                 

Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм…                                         

Но выходит не совсем.                                                

 

Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у…                                               

Я учить им помогу.                                                      

Эф, ха, цэ, че – учим – ша…                                     

Повторяем неспеша.                                                      

 

Ща добавим, ъ (твёрдый знак)…                              

В русском пишем ы вот так.                                      

Ь (мягкий знак) еще, друзья!                                      

И закончим: э, ю, я.                                                                   

 

  ІІ.   -  Прочитайте алфавит по звукам.

  ІІІ.  -  Запишите  русский  алфавит   и  запомните его.

 

Упражнение  № 7

І. -  Прочитайте и закончите стихотворение.

   -  Подумайте, почему алфавит  ещё  называют азбукой?

 

           Алфавит

     (укр. алфавіт)                                               

 

Буквы в ряд один стоят,

Словно вышли на парад,

Не галдят и не шумят,

Друг за дружкою стоят.

Мир, спокойствие вокруг.

Это азбука, мой друг.

Имя русское  хранит

Нам знакомый       (алфавит)

 

ІІ.  -  Объясните значение слова галдят.

ІІІ. -  Запишите звуковой состав слова   русское.

Упражнение  № 8

 І. -   Прочитайте стихотворение.

  -   Как называется установленный порядок букв в языке?       

    -  Сколько букв в русском алфавите? 

 

                                            Алфавит

                                       (укр. алфавіт)                                               

 

  Собрались буквы вместе

                                                В весёлый алфавит,

                                                Где буквочка на месте

                                                Всегда своём стоит.

 

  Есть в русском алфавите

                                                Их  33 (тридцать три) всего.

                                                Запомнить  поспешите

                                                Вы полностью его. 

 

ІІ.  -   Прочитайте наизусть алфавит.

 -  Назовите буквы в выделенном слове. Расположите их  в  алфавитном порядке.  

 

Упражнение  № 9

І. -  Прочитайте  стихотворение.

   -  Как в украинском языке определяется  количество слогов в  слове?             

   -  Как в русском языке определяется  количество слогов в слове?

 

             Слог 

       (укр. склад)                                        

Слоги – легкая наука:                                             

Это звук иль больше звуков.                                 

Мы одним дыханьем – раз! –                                 

Произносим слово «класс».                                    

 

В этом слове слог один.                                           

Сам себе он господин.                                             

В слове «шко-ла» слога два                                    

И три – в слове «го-ло-ва».                                      

 

Чтобы слоги посчитать,                                          

Нужно гласные все знать:                                      

Столько слогов называем,                                    

Сколько гласных насчитаем.

 

ІІ.  - Назовите слова, состоящие из одного слога (двух, трёх,  четырёх  слогов).

ІІІ. - Выпишите  по  одному  слову,  которые  состояли бы  из  одного, двух,

         трёх   или четырёх слогов.

Упражнение  № 10

 

 І. -  Прочитайте стихотворение.

    -  Какие слоги называются ударными, а какие безударными?

 

                                    Ударные  и  безударные  слоги 

                           (укр. наголошені і ненаголошені склади)

 

 В слове есть ударный слог:

                                       Всех перекричать он смог.

                                       Гласный в нём  мы чётко слышим,

                                       И с уверенностью пишем.

 

Но, поверь ты  мне, коварный

                                       Слог обычный, безударный.

                                       Не спеши  писать, как слышишь:

                                       Вдруг ошибку  в нем  напишешь.

 

 Мы на слух ему не  верим,

                                       Все по правилам проверим.

 

ІІ.  -  Поставьте  ударения  в  словах стихотворения.

      -  Запишите выделенные слова, разделяя их на слоги.

 

Упражнение  № 11

 

І. -  Прочитайте стихотворение.

   -  Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударный  гласный  в  слове?

   -  Для чего нужен орфографический словарь?

 

Непонятно, вот б…да,

Как писать г…ра, в…да?..

А  м…ря, з…мля, с…ло?..

Всё забылось, как назло.

 

Безударный гласный в них

Слабо слышится, притих.

Чтобы нам не ошибиться

В написаньи слов таких,

 

Нужно очень потрудиться,

Чтоб не ждать беды от них.

Все давно ребята знают,

Что бывает много гор,

 

В сёлах земли засевают,

Водам в море есть простор.

Ударение поможет

Нам ошибок избежать.

 

Зная это, каждый сможет

Чисто, грамотно писать.

Ну, а если ударенье

Не  проверит  этих слов,

 

Не  впадайте в огорченье –

Вам словарь помочь готов.

 

 ІІ. Выпишите пары слов с безударным гласным  в  слабой  позиции и под 

      ударением.

 

Упражнение  № 12

 І.  -  Прочитайте стихотворение.

    -  Объясните  влияние  мягкого  знака на  значение слова.

 

1. Кролик наш отлично ел.

    И траву, и хлеб, и ель.

 

2. Сахар в пачке мокрый весь,

    Потому в ней  больший  вес.

 

3. Поезд  наш манила  даль:

    И сигнал водитель  дал.

 

4.Тучка клумбу нам польёт

    И отправится в полёт.  

 

 ІІ. -  Составьте предложения с  выделенными словами.

      -  Расскажите, что вы знаете о ели?

 

Упражнение  № 13

 І.  -   Прочитайте стихотворение.

     -   Назовите буквы русского алфавита, которые могут обозначать два звука.

     -   В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

     -   Назовите количество букв и  звуков в  выделенных  словах.          

 

Мы  в тетрадь себе  запишем

Буквочки Е, Ё, Ю, Я,

Потому что часто слышим

Мы  два звука в них, друзья.

 

Если  Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый)

Перед ними вдруг стоит,

Или гласный, очень гордый,

Наши буквы потеснит.

А ещё в начале слова

Слышим чётко звука два.

Мы всегда писать готовы

Очень грамотно слова.

 

 ІІ.    -  Перепишите текст.

 ІІІ.   -  Выучите  наизусть  стихотворение.

 

Упражнение  № 14

 

І. -  Прочитайте двустишия, чётко выговаривая выделенные  слова.  Объясните  их

       значение.

   -  Какую роль в словах играют  Ъ (твёрдый) и  Ь (мягкий) разделительные знаки?

 

1. Утром  я  за столик села,

    И сама свой завтрак съела.

 

2. Постарался очень Коля:

    Для забора сделал колья.

 

3. Мы порадовали Сёмку:

    Привели его на съёмку.

 

4. Я сказала: “Булку съем!”

    А сама их съела семь.

 

ІІ. -  Выпишите  выделенные слова, определите количество букв  и звуков в них. 

    -  Сколько звуков обозначают в каждом слове буквы Е, Ё, Ю,Я?

 

Упражнение  № 15

 

І.  -  Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая  выделенные  слова.

     -  Как называется раздел науки о языке,   изучающий  правила   произношения

        звуков?

 

Чтоб хотелось каждому с вами говорить,

Нужно обязательно грамотными быть.

 

Чтоб  понятно, правильно речь свою держать,

Нужно  орфоэпию вам на помощь звать.

 

Чтоб не рассмешили вы близких и друзей,

 С нами  орфоэпию  учите  поскорей.

 

 

Чтобы не печалиться, как читать слова,

Вам орфоэпический надобен словарь.

 

ІІ.  -  Запишите слово орфоэпия, назовите количество звуков,  букв и слогов в нём.      

ІІІ. -  Выпишите  выделенные  слова, запишите их звуковой  состав.

 

 

Упражнение  № 16

 

Запомните! В русском языке есть один звук Г (в украинском есть Г и Г).

І.  -  Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая слова.

     -  Какие птицы прилетели к гусю в гости?

     -  Куда  девались гости?

 

В гости к гусю прилетели

Голубь, грач, две свиристели,

Три сороки, галка, ворон.

Двор весь был гостями полон.

 

Гости пили, гости ели,

Громко спорили, галдели…

Гул стоял, неразбериха…

К ним щенок подкрался тихо

 

И как гавкнет: «Гав! Привет!

К  вам пришёл  я на обед.

Можно с вами подружусь?»

Но пред ним стоял лишь гусь…

 

Где же гости? Что случилось?

Может  гости  все  приснились?..

 

ІІ. - Назовите несколько слов  русского языка  с  буквой Г, правильно 

       выговаривая все звуки.

ІІІ.- Подумайте, может  ли  быть  другое  окончание  у рассказа.

 

Упражнение  № 17

 

І. -  Прочитайте стихотворение.

    -  Ответьте на вопросы: * О какой галке идёт речь? * Почему галка горевала?

    -  Назовите слова, в которых есть буква Г.

 

Горевала  наша  галка:

Стало галке очень жалко,

Что Егорка съел всю кашу

Тем обидел  галку  нашу:

Галка каши  захотела

И на завтрак прилетела.

Было хоть одно местечко,

Где  могла покушать гречку.

 

– Горе!галка говорила. -

Я ведь гречку так любила!

 

ІІ.  -  Назовите, какие ещё вы знаете  каши, с чем их едят?

     -  Что обозначает слово  завтрак?  Переведите на украинский язык слова:  обед,

          полдник, ужин.   

ІІІ.-  Сделайте звуко-буквенный анализ выделенных слов.

1

 

docx
Додано
28 серпня 2018
Переглядів
1031
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку