Дидактичний матеріал з російської мови (5 клас) для шкіл з українською мовою навчання "Правила у віршах "Лексика. Лексикологія" допоможе учням в ігровій формі опановувати програму предмету
Дидактический материал по русскому языку
для 5 класса школ с украинским языком обучения
(В помощь учителю)
Задания к текстам разработаны с учётом опоры на знания, полученные на уроках украинского языка или ранее изученного школьниками материала. Упражнения требуют от учеников посильного внимания и логического мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников всем видам речевой деятельности.
Упражнение № 1
І. - Прочитайте стихотворение, перескажите его содержание.
- Что вы узнали о лексике на уроках украинского языка?
- Что изучает лексикология?
Вот лексика – наука,
Что всем нам помогает.
Ведь в языке слова все
Она объединяет.
А есть лексикология -
О лексике наука.
Коль ею ты займёшься,
Тебя не тронет скука.
Значением лексическим
Окрашены слова.
Вы вспомните значения
Слов лес, вода, трава...
Запас словарный нужен нам,
Чтоб думать, говорить,
Назвать предметы, действия
Иль что – то попросить…
А лексика в общении -
Основа всех основ.
А сколько в вашей лексике
Вы насчитали слов?
ІІ. - Объясните значение словосочетаний: наука о словах, лексическое значение,
словарный запас.
ІІІ. - Слова язык, скука, вспомните, общение переведите на украинский язык.
Упражнение № 2
І. - Прочитайте стихотворения.
- Какие слова называются исконно русскими, заимствованными,
устаревшими, неологизмами, однозначными, многозначными?
В гостях у Лексикологии
(сказка)
У лексикологии есть огромный дом.
Много слов различных поселилось в нём.
Здесь большие комнаты и поменьше есть,
Потому что деток – слов всех не перечесть.
С вами вместе мы войдём
В этот пребольшуший дом.
Познакомить со словами
Хочет лексика нас с вами.
***
Вот исконно русские встретились слова:
Старый, говорить, родной, славный, голова…
В древнем языке слова эти родились.
Луг, цветок, огонь, трава и дерись, держись…
***
Вот слова, пришедшие к нам из стран других:
Митинг и аквариум… Много есть таких.
Чтоб язык богаче стал, лексика права:
Можно позаимствовать нужные слова.
***
Даже устаревшие здесь слова живут:
Конка, муфта, псарь, холоп… Их немного тут.
Ведь давно исчезли все крынки и дежи.
Не нужны словам таким числа, падежи.
***
Вот неологизмы нам встретились в пути:
Компас, космос, монитор… Их легко найти.
Ведь планета кружится, время не стоит.
И привычны стали нам луноход, зенит…
***
Посмотрите: вот бегут однозначные слова.
Это небо, ветер, пруд, книга, острова, трава…
Лишь одно значение есть в словах таких.
Вот и однозначными все прозвали их.
***
Познакомьтесь: вот слова золотой, идти…
В них значений больше вы сможете найти.
Например: «идут часы» и «друзья идут».
Два значения уже отыскали тут.
Коль значений в слове есть больше, чем одно,
Многозначным сразу же названо оно.
ІІ. - Составьте предложения с исконно русскими, заимствованными,
устаревшими словами и неологизмами.
ІІІ. - Назовите несколько однозначных и многозначных слов?
Упражнение № 3
І. - Прочитайте стихотворение.
- Какие слова называются синонимами?
Синонимы
Здесь живут синонимы много – много лет.
Звучат они по - разному, но вовсе не секрет,
Что все близки значением лексическим они.
Поэтому по - дружески всегда проводят дни.
Метель, буран, метелица иль вьюга… как сказать?
Для этого спешите вы словарь скорее взять.
Чтоб мысли точно выразить, не ошибиться вдруг,
Возьми словарь синонимов и прочитай, мой друг.
Там ряд синонимический для разных слов найдёшь
И в свой запас лексический их поскорей введёшь.
ІІ. - Подберите синонимы к словам живут, секрет, друзья, торопиться.
- Составьте предложения с данными словами – синонимами.
Упражнение № 4
І. - Прочитайте стихотворение.
- Какие слова называются омонимами?
Омонимы
Смотрите: в этой комнате живут слова – друзья.
Звучат и пишутся точь – в - точь, но верить им нельзя.
Хоть внешне одинаковы, как - будто из родни,
Но всё же по значению различные они.
Омонимы весёлые и любят пошутить,
Поэтому внимательней нам с ними нужно быть.
Вот скажут «норка». Зверь? Нора? Не знаю, что искать…
А им смешно и хочется со мной шутить опять.
Вот лук. Орудие для стрел, иль просто овощ – лук?
Ты не спеши, хоть очень смел: не ошибись – ка, друг.
Вот есть коса. Косить траву у дома, где живу,
Иль девичья коса – краса? Никак я не пойму…
ІІ. - Составьте словосочетания, а затем предложения со словами – омонимами
лисичка, лист, ключ, золотой, железный.
Упражнение № 5
І. - Прочитайте стихотворение.
- Какие слова называются антонимами?
Антонимы
Тут живут антонимы в комнатах других.
По значению понять невозможно их.
Ох, эти антонимы - вредные слова.
Сразу же идёт от них кругом голова.
Спорить очень хочется им о том, о сём.
Мысль противоположную высказывать при том.
Скажешь: «Очень добрый ты», «Очень, - скажут, - злой»…
«Он хороший!» «Нет! – кричат, - он плохой, плохой!»
И всегда волнуются, спорят на весь дом.
Значением лексическим отличные во всём.
Хотя они различные по взглядам и делам,
Как день и ночь, добро и зло… без них же трудно нам.
ІІ. - Подберите антонимы к словам сила, любовь, мир, молодость, светло, рано,
можно, начинать, работать и составьте с ними словосочетания.
1