7 класс
Русский язык
Тема: «Дефис в наречиях»
Цель: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий, учить детей находить наречия в тексте, формировать навык правильного написания наречий; способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность; воспитывать внимание, самостоятельность, учить наблюдательности, формировать нравственные качества, доброту.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Китайская пословица гласит:
«Я слышу – я забываю.
Я вижу – я запоминаю.
Я делаю – я понимаю» (Слайд 1-й)
1.Организационный момент.
Я недаром выбрала эту китайскую пословицу эпиграфом нашего урока. Сегодня мы будем углублять знания о наречии. Желаю вам всё видеть, запоминать, правильно выполнять и понимать!
2.Повторение.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что вы уже знаете о наречии?
- Мы вспомнили правила правописания наречий. Но нам известно правописание ещё не всех наречий.
2. Наблюдение.
Кое – где, где – то, где – нибудь.
По – новому, по – моему, по – дружески.
Во – первых, в – третьих.
Чуть – чуть, еле – еле.
Вопрос: Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока?
Тема: «Дефис в наречиях» (Слайд 3-й)
Запись в тетради числа, темы.
- Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться? (узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно).
Учитель: давайте ещё раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, Видите ли вы что – нибудь знакомое? Есть ли у вас варианты ответов?
Итак: то-, либо-, нибудь-, кое-, эти части слова уже встречались при изучении неопределённых местоимений, они пишутся через дефис. Нам пригодятся знания о правописании неопределённых местоимений.
3.Новый материал.
1. Давайте внимательно посмотрим на таблицу.
Работа с таблицей «Наблюдаем вместе» (Слайд 4-й)
Приставка |
Суффикс |
Наречие |
кое- |
-то, -либо, -нибудь |
кое – где, где – то, где – либо, где – нибудь |
по- |
-ому, -ему, -и |
по – моему, по – новому, по – дружески |
во- (в-) |
-ых, -их |
во – первых в – третьих |
Повтор слов |
|
нежданно – негаданно, чуть – чуть, еле – еле |
Исключение |
|
бок о бок, но точь – в – точь |
Вопрос: что нового вы узнали?
Сверили наши наблюдения, выводы с правилами учебника. Чтения правила на стр. 252, п. 57 (обратите внимание, как будет графически обозначаться эта орфограмма). Верны ли наши выводы?
- Каковы же условия написания наречий через дефис? (ещё раз проговаривают правила)
4.Закрепление.
1. А теперь я предлагаю вам обратиться к тексту, который лежит у вас на парте. Текст создан по мотивам сказки Кривина. Познакомимся с ним. В тексте много наречий. Во время чтения обратите внимание на ошибки, допущенные при написании наречий. Выпишите правильно эти наречия, графически обозначив условия написания наречий через дефис. Кто больше выпишет?
Когда то давным давно в одном городе потеряли улыбку. Люди стали грубо разговаривать друг с другом. Мало помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно негаданно в город пришёл Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке. Никто не помог ему, никто не хотел беспокоиться. Лесоруб помог человеку. Они по братски обнялись и по дружески попрощались. Вскоре весь город говорил о нём. Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с весёлым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному. На улицах стало по весеннему празднично. А Лесоруб пошёл дальше. Во первых, он выполнил своё дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё, может быть нужна его помощь.
Взаимопроверка.
Слайд «5»
Когда – то, давным – давно, мало – помалу, нежданно – негаданно, по – братски, по – дружески, кое – где, по – новому, по – иному, по – весеннему, во – первых, по – глупому, во – вторых, где – нибудь. (14 слов)
Критерии оценивания.
Слайд 6.
«10» - нет ошибок, 14 слов.
«9» - 12 слов
«8» - 10 слов
«7» - 8 слов
«6» - 6 слов
«5» - 4 слова
«4» - 2 слова
«3» - 1 слово.
Согласно критериям, поставьте оценку. Поднимите руку, кто доволен своим результатом? Кто хочет, чтобы оценка была выставлена в журнал, поставьте на полях тетради.
Вопрос: что нам сделать, чтобы не терять улыбку? (не быть равнодушными, улыбаться, делать добрые дела).
2.Объясните написание выделенных слов.
1. Солнце светило по-зимнему не ярко.
2. По зимнему небу плыли облака.
Вопрос: к какой части речи относятся выделенные слова? Как пишутся эти части речи? Сделайте вывод. (надо отличать наречия от прилагательных)
3.Творческая работа.
Карточки со словами в начальной форме.
1в. составить предложение со словами
я, идти, лес, вставив слово по осеннему.
2в. составить предложение со словами
в, лес, свежо, вставив слово по – осеннему.
Я иду по осеннему лесу – 1в.
В лесу по – осеннему свежо – 2в.
5. Подведение итогов.
Домашнее задание
Учебник п.57, стр.252
Высокий уровень
Сочинение – миниатюра «Вот и март», используя наречия, которые пишутся через дефис.
Достаточный уровень
Письменно ответить на вопрос: «Нужен ли в нашем городе, школе Лесоруб?» (по мотивам сказки Кривина). Докажите свою точку зрения, используя наречия, которые пишутся через дефис. (5 предложений)
Средний уровень
Упр.310