Лексика. Однозначные и многозначные слова (повторение и углубление знаний). Способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова.

Про матеріал
В матеріалах подаються завдання для розвитку пізнавальних інтересів та творчих здібностей учнів, формування орфографічних та комунікативних навичок згідно з розділами програми. Рекомендовано вчителям російської мови.
Перегляд файлу

 

Тема.       Лексика. Однозначные и многозначные слова (повторение и    углубление знаний). Способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова.

Цели:

- раскрыть семантическое многообразие русского языка, формировать навыки точного словоупотребления, научить пользоваться толковым словарём;

- развивать умение применять на практике полученные знания и  навыки работы в группе;

- воспитывать умение дружить и ценить дружбу.

 

Тип урока: урок-практикум

Жанр урока: урок-поиск

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, листы с заданиями5-6 минут, толковые словари.

Методы и приёмы: работа в группах, микрофон, лингвистические игры.

 

Коль хочешь узнать ты значение слова,

       Словарь открывай под названьем «Толковый».

       В нем на страницах большая страна,

       Лексикой, школьник, зовется она.

 

 

 Ход урока

 

 

  1.  Актуализация

 Игра «Пароль-задание»: при входе в кабинет учащиеся должны сообщить часовым пароль – ответы на вопросы:

 «Что такое лексика?»

  «Что такое лексикология?»

  «Что такое лексикон?»

 

II. Мотивация

Слово учителя.

  - Однажды моя знакомая предложила мне через час встретиться в пеньюаре. Она хотела сказать «в вестибюле», но перепутала слова, потому что не знала их значения. Для того, чтобы вы не попадали в глупое положение, мы  и будем работать сегодня на уроке.

 

  1. Изучение нового материала. Слайд 1

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

 Л. Толстой

 

Слово учителя.

 - Нельзя не согласиться с этими словами известного русского писателя. Сегодня мы постараемся увидеть эту яркую радужную палитру нашего языка, ощутить его богатство, открыть некоторые из его загадок.

 

 - Как вы думаете, сколько слов существует в русском языке? А сколько из них употребляет в своей речи человек? Лингвисты предполагают, что слов в языке около 1 миллиона. Но это только предположение, так как сосчитать абсолютно все слова современного русского языка никто не может – ни учёные, ни самый мощный компьютер.

 

Слайд 2  «Возьмите на заметку»

  - И всё же некоторые цифры существуют. По подсчётам учёных, лексикон обычного человека составляет в среднем 3 тыс. слов, учёный-филолог владеет 11 тыс. слов, а вот «Словарь языка Пушкина» содержит 24 тыс. слов.

Слайд 3

            - Вспомните, что такое лексическое значение слова.

Слайд 4

            - А если лексическое значение слова вам неизвестно, необходимо обратиться к толковому словарю.

Слайд 5

            - Некоторые слова имеют несколько лексических значений.

 

Слайды 6-11

            Задание «Угадай словечко»

Приложение  №1

 

 

Слово учителя.

 - А теперь мы объединимся в группы для дальнейшей работы. Каждая группа получает лист с заданиями.

Приложение №2

  - Какие это слова? (многозначные).

  - Верно, и задание будет связано с поиском необходимого значения этих слов. (группам раздаются листы). Найдите толковом словаре С.И. Ожегова (словари находятся на столах у каждой из групп) своё слово и рядом с каждым предложением выпишите то значение, которое оно приобретает в данном контексте. Время работы – 5-6 минут. Затем каждая из групп презентует свои результаты.

Отчёт 1 группы. Слайд 12, 13, 14.

          Слово «бросить» имеет 7 значений.

В 1 предложении  оно имеет значение «уйти, оставить, покинуть; прекратить делать что-нибудь».

Во 2 предложении  оно имеет значение «охватить, пронизать чем-нибудь».

В 3 предложении  оно имеет значение «выпустив из руки, заставить или дать полететь и упасть».

 

 

Отчёт 2 группы. Слайд 15, 16, 17.

 Слово «спросить» имеет 6 значений.

В 1 предложении  оно имеет значение «попросить разрешения взять что-нибудь, попросить дать что-нибудь».

Во 2 предложении  оно имеет значение «призвать к ответу, потребовать отчёта».

В 3 предложении  оно имеет значение «обратиться с вопросом».

 

 

Отчёт 3 группы. Слайд 18, 19.

 Слово «беда» имеет 3 значения.

В 1 предложении  оно имеет значение «то же, что несчастье».

Во 2 предложении  оно имеет значение «плохо».

 

 

Отчёт 4 группы. Слайд 20, 21, 22.

 Слово «настоящий» имеет 6 значений.

В 1 предложении  оно имеет значение «такой, какой должен быть, идеал».

Во 2 предложении  оно имеет значение «подлинный, действительный, не поддельный».

В 3 предложении  оно имеет значение «теперешний, происходящий в данное время».

 

 

Отчёт 5 группы. Слайд 23, 24, 25.

 Слово «верный» имеет 6 значений.

В 1 предложении  оно имеет значение «надёжный, прочный, стойкий, преданный».

Во 2 предложении  оно имеет значение «соответствующий истине, правильный, точный».

В 3 предложении  оно имеет значение «несомненный, неизбежный»

 

 

III. Обобщение работы, проделанной учащимися.

Слайд 26

 - Итак мы исследовали значения слов  «верный», «настоящий», «спросить», «бросить», «беда». А если добавить к ним слова «в», «не», «друг», «лишний», «не», «вот», «что», «значит», «друг», то получатся 2 строчки из известной песенки о дружбе, причём  слово «друг» будет начинать и заканчивать цитату. Слайд 27

Догадались, какая это песня?
Слайд 28
 

Слово учителя

 - Друг нужен каждому, поэтому дружба очень важна в нашей жизни. Это доказывают русские пословицы о дружбе.

 

IV. Проверка домашнего задания.

 - Приведите примеры таких пословиц.

Приложение №3

 

Микрофон

 -А у вас есть друг? Какой он?

 - Каким, по-вашему, должен быть настоящий друг?

 

V. Итог. Рефлексия.

 Слайд 29

  • Я узнал…
  •  Было интересно…
  •  Особенно понравилось…
  •  Оказалось неожиданным…
  •  Вызвало затруднение…
  •  Было сложно…

 

VI. Оценивание работы в группах и домашнего задания.

VII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Мой друг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Задание группе №1: слово «бросить»

1) Я бросил все свои дела, чтобы помочь другу.

 

2)Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
(А.С. Пушкин)

 

3)Меня бросало то в жар,
то в холод.

 

 

 Задание группе №2: слово «спросить»

Спроси книгу у друга.

 

Тебе это дело поручено,
с тебя и спросят.

 

Если чего-то не понял – спроси.

 

 

 Задание группе №3: слово «беда»

Пришла беда
отворяй ворота. (Пословица)

 

 

Беда, коль пироги
начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
                         (И.А. Крылов)

 

 

 Задание группе №4: слово «настоящий»

Каждый хочет иметь настоящего, верного друга.

 

Мне нужна шуба из хорошего меха,
не поддельного,
а настоящего.

 

В настоящую минуту
он торжествовал.
                  (Л.Н. Толстой)

 

 

 

 

 Задание группе №5: слово «верный»

Я почувствовал себя среди настоящих, верных на всю жизнь друзей.
                       (В. Каверин)

Это было единственное верное решение.
                      (В. Шаламов)

Ради правды он готов был пойти на верную смерть.

 

 

 

 

Приложение №3

Старый друг лучше новых двух.

С подружьем и горе пополам разгорюешь.

Друзья познаются в беде.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Конь познаётся при горе, а друг при беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

 

 

 

docx
Додано
12 лютого 2021
Переглядів
729
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку