Девід Гарретт. Паганіні XXI століття.

Про матеріал
Опис творчості відомого скрипаля сучасності Девіда Гарретта. Матеріали містять цікаві факти біографії музиканта.
Перегляд файлу

ДЭВИД ГАРРЕТТ

ПАГАНИНИ ХХІ СТОЛЕТИЯ

В октябре 2013г. В мировой прокат вышел фильм, «Паганини скрипач дьявола».Давайте посмотрим отрывок из фильма.

Концерт в Лондоне.Паганини исполняет 24-й Каприс.Актёр весьма виртуозно имитирует игру на скрипке,а на самом деле он действительно играет,потому-что в главной роли всемирно-известный скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт.(Паганини «Карнавал в Венеции»).Дэвид Гарретт одна из самых спорных фигур мирового муз.пространства.Витуозный скрипач,очень талантливый и обаятельный молодой человек,покоряющий слушателя своей игрой, необычной своеобразной манерой исполнения.Каждый из нас при мысли о музыканте-скрипаче,сразу же представляет неподвижную мужскую фигуру со смычком и скрипкой в руках, в «пингвине»,белой рубашке и с бабочкой на шее.Но Дэвид ломает сложившиеся стереотипы.Длинные светлые волосы,небрежно стянутые резинкой,трёхдневная щетина,джинсы с цепями,высокие открытые ботинки,тениска под пиджаком и любимый инструмент – старинная скрипка Страдивари,которой почти 300 лет.Благодаря нестандартному образу и необычайному мастерству 34-летний скрипач выгодно выделяется из толпы коллег-музыкантов и собирает полные залы поклонников его творчества по всему миру(Фриц Крейслер «Вариации на тему Корелли в стиле Тортини»). Д.Г. – американо-немецкий скрипач .Настоящее имя Дэвид Кристиан Бонгарц.В качестве сценического псевдонима взял девичью фамилию матери,которая более благозвучная и легче произносится и запоминается.Родился 4 сентября 1980 года в немецком городе Ахене в семье американской прима-балерины Дове-Марии Гарретт и немецкого адвоката Георга Пауля Бонгартца.Отец занимался аукционной продажей уникальных скрипок(что многое объясняет).Дэвиду было 4года,когда отец подарил его старшему брату скрипку.Дэвид проявил большой интерес к инструменту и тоже изъявил желание учиться играть на скрипке.Как теперь вспоминает музыкант,тогда он старался во всём подражать Алексу. «Мне было завидно,что у него было то, чего не было у меня».Брату наняли педагога,а с Дэвидом занимался отец.И хотя занятия носили хаотичный характер,у Дэвида получалось лучше, чем у Алекса,который был старше на 2 года.Кроме того,брата нужно было заставлять играть на скрипке,а Дэвиду игра доставляла удовольствие. (Ролик детские годы).В 5 лет он одержал свою первую победу на местном конкурсе.И тогда родители поняли,что Д. наделён талантом и стали более серьёзно относиться к его занятиям.На этом детство Д. закончилось.Отец был весьма авторитетным и строгим педагогом,заставлял сына заниматься по многу часов в день.В 7 лет Дэвид каждую неделю выступал на какой-нибудь концертной площадке,чтобы привыкнуть к публичным выступлениям.Забавный случай произошёл в Италии(…). В возрасте 8 лет его учителем стал легендарный скрипач,професcор Любекской консерватории Захар Наумович Брон.1989г.Брон с семьёй и учениками (Вадим Репин) приехал в Любек по приглашению. Уже с 8 лет Дэвид выступал как солист с известными оркестрами.В 9 лет играл концерт Моцарта с оркестром в Бад-Киссингене,а в 10 – был большой концерт с Гамбургским филармоническим оркестром.Выступал также со знаменитыми оркестрами , Клаудио Аббадо,Иегуди Менухина,который назвал Дэвида «величайшим скрипачом своего поколения»,а Дэвиду тогда было всего 13 лет.В период между 12 и 17 годами Дэвид фактически не имел педагога.Были эпизодические встречи с Идой Гендель(британская скрипачка польского происхождения),к которой Дэвид ездил в Лондон и другие города Европы.(Моцарт.Концерт для скрипки с оркестром).Как вы понимаете,частые гастроли, выступления не были совместимы с занятиями в школе.Со 2-го класса Дэвид посещал школу только 3 раза в неделю,а с 5-ого был вообще освобождён.Он практически не общался со сверстниками(только сестра и брат),не играл в футбол,не ходил в походы, родители боялись,что он повредит себе руку или ещё что-нибудь.Занятия музыкой заполняли всю его жизнь.И когда он вернулся в школу в 11 класе, чтобы получить аттестат,он чувствовал себя инопланетянином.То как он одевался,как говорил,всё отличало его от сверстников.Его не приглашали не на вечеринки,не на тусовки,несмотря на то,что он к тому времени был достаточно знаменит.Были записаны CD диски с юным скрипачом-вундеркиндом,его показывали по немецкому телевидению.Дєвид осознавал,что время вундеркинда проходит.Он уже вырос,ещё немного и он пополнит ряды молодых,талантливых, но многочисленных классических исполнителей,на концерты которых ходит небольшое количество меломанов. Такая перспектива его не устраивала. Амбиции Д.были безграничны.Он мог играть всё и везде.Давление со стороны родителей становилось невыносимым.Начались проблемы со здоровьем,стала болеть рука, спина (сказались видимо «24 Каприса Паганини», которые он приготовил за полгода,занимаясь днём и ночью, для записи на CD). Он жаловался на боли родителям,но они не вели его к врачам.Мать любила твердить «разум над сущностью».Когда Дєвиду исполнилось 18 лет он решает уехать учиться. «Родители не понимали,зачем снова учиться.Яуже отлично играл и у меня были контракты.Но я чувствовал,что мне чего-то не достаёт и если я сейчас не займусь учёбой,потом будет поздно.Мне хотелось учиться не только игре на скрипке,но и научиться сочинять музыку,играть на фортепьяно и дирижировать,работать с оркестром.Я хотел довести свой профессианализм до автоматизма,чтобы потом играть сердцем».Итак, Дэвид разрывает все контракты и уезжает в Лондон.Там он поступил в Королевский колледж музыки,который покинул по окончанию 1-го семестра,потому как понял,что это не то,что ему нужно.Он пропускал занятия,почти не брал в руки скрипку.Но месяцы проведённые в Лондоне не прошли даром.Он преобрёл жизненный опыт,которого был лишён,живя с родителями.Д. покупал себе одежду,которую он хотел, общался с ровестниками,в том числе с девушками.Первая любовь,первые разочарования – это те переживания,которые нужны были ему как исполнителю класической музыки.Но наступил такой момент,когда он сказал себе: «СТОП!», Дэвид,ты должен привести всё в порядок» и он пишет письмо Исхаку Перлману(они встречались,когда Д. было 10 лет и Перлман был впечатлён его игрой). Дэвиду очень повезло. Перлмана как раз пригласили на должность профессора в знаменитую Джульярдскую консерваторию в Нью-Йорке и он предложил Дэвиду приехать в Нью-Йорк для сдачи экзаменов.Так Дэвид попал в класс скрипки Перлмана.Занимался так же композицией и аранжеровкой.Родители его не подддерживали материально,так как он уехал против их воли.Дэвиду приходилось подрабатывать,чтобы оплатить учёбу(36тыс.дол.в год).Работал в магазине,моделью и даже туалеты мыл.Учась в Джульярде он продолжал выступать.Большое впечатление на него произвело «Поп-классик-турне» 2002г. с участием рок и поп звёзд.Д. там играл классику:3 часть скрипичного концерта Бетховена, «Чардаш» Монти и «Танец смерти» Сен-Санса» .После каждой композиции восторг десятков тысяч людей вместо вежливых аплодисментов в конце концерта.Люди восторгались!!! Куча поклонниц! Это тот мир,который не ведом классическому исполнителю.Это была жизнь поп-звезды,но с классической музыкой.Дэвид тогда выступал в вязаной шапочкеИтак,Сен-Санс «Танец смерти.Дэвид рос в семье с достаточно суровыми нравами.Вдоме звучала исключительно классическая музыка:Бах,Бетховен,Шостакович…Поп и рок музыка не приветствовалась.Не то чтобы родители запрещали Дэвиду слушать такую музыку, но они чётко дали понять, что это музыка низкопробная и Дэвид всегда чувствовал неловкость,слушая такую музыку в присутствии родителей.В годы учёбы,оторвавшись от родителей,он наконец-то мог слушать то,что он хотел.Он открыл для себя QUEEN,METALLICA,NIRVANA и это стало его второй любовью после классики.Ему хотелось играть рок,но скрипка классический инструмент.Вот тут и пришла идея создавать КРОССОВЕР-КОМПОЗИЦИИ.Кроссовер – музыкальный стиль,представляющий собой своеобразный синтез,гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп-рок-музыки.На эту мысль его натолкнули также сокурсники по танцам,которые просили сопровождать их выступления. Их музыкальные запросы были за пределами классики или же это были аранжеровки классики.Подобные композиции очень нравились людям.Давайте послушаем своеобразную импровизацию на тему известной песни группы QUEEN«We will rock you». С этого момента Дэвид с лёгкостью балансирует между двумя мирами классикой и рок-музыкой.Его называют рок-звездой со скрипкой.Один за другим появляються его кроссовер-альбомы.Проэкты просто роятся в его голове.Вместе со своей музыкальной группой состоящей из «клавиш», гитары и ударных он даёт концерты, где наряду с композициями на основе классической музыки исполняются рок-песни и музыкальные темы из кинофильмов.Для грандиозных концертов Дэвид нанимает оркестр.Давайте посмотрим выступление в Берлинском амфитеатре,прозвучит известная композиция группы «NIRVANA» из альбома «ROCK SYMPHONY» 2010г.Исполняя в кроссовер-концертах классику,Гарретт преследует цель вызвать интерес молодёжи к классической музыке.Видит ли он в этом свою «миссию»? Ну, «миссия» это некоторое преувеличение.Но я думаю, что классическая музыка сегодня расплачивается за то, что долгие десятилетия вела элитарное существование и утратила контакт с реальной жизнью.Поэтому сегодня молодых людей нужно сперва привлечь в концертный зал, убедить, что это не «больно».В этом смысле показательна кроссовер-версия 5 симфонии Бетховена. Кроссовер-интерпритации одарённого скрипача нравяться публике,особенно молодой.Его классические композиции загружают в свои плееры даже представители MTV-поколения.Никакой другой артист не прокладывал мост между классикой и рок-музыкой так привлекательно.О его концертах ходят легенды.

«Я пытаюсь быть самим собой, насколько это возможно.Я всё делаю с душой.Играть для людей– это великое благо…Только на сцене я чувствую себя по-настоящему счастливым».Знаменитое «Раlladio» –версияД.Г. Ему действительно нравиться стоять на сцене,выступать перед многотысячной аудиторией.За долгие годы выступлений он научился воспринимать сцену как дом,где уютно и комфортно.В этом секрет его безупречных выступлений.Он на сцене как рыба в воде.Кстати сам всегда объявляет свои композиции,очень часто рассказывает интересные истории из детских лет или казусы происшедшие на концертах.Причём рассказывает очень артистично,с чувством юмора.Часто на его концертах слышится смех.Д. выступает в роли шоумена. Моцарт «Lacrimosa».Конечно кроссовер-концерты вызывают нападки со стороны критики,вплоть до высказываний,что Гарретт продаёт себя любой ценой.Но Дэвид адекватно относится к критике.Конструктивную критику берёт к сведению,на негативную просто не обращает внимание.Его главный критерий оценки–реакция зрителей.А людям нравиться!!!Очень часто в конце концерта они стоя апплодируют его таланту.Вот за эти апплодисменты Дэвид готов работать как проклятый. Несмотря на свой насыщенный график концертов(приблизительно 200 концертов в год), он занимается по 4-5 часов в день.Абсолютный трудоголик.После 20 минут отдыха ему становится скучно,а если он не играет на скрипке 24 часа он становится дёрганым.К счастью это случается редко.

Интересная история произошла в одном старом английском отеле. «Как всегда у меня не было времени позаниматься в течении дня,поэтому пришлось это делать в номере довольно поздним вечером. Через какое-то время я услышал тихие апплодисменты из соседнего номера, и подумал, что таким образои истинные английские джетельмены намекают мне, что уже все-таки 2 часа ночи и пора заканчивать… Я перестал играть. Через пол минуты слышу громкий стук из того же номера и крик: «Играй еще!». Ну, меня для этого не надо два раза уговаривать и я проиграл до рассвета.»

Талант и необычайное трудолюбие дают свои результаты. Его труд заслужено вознаграждается. В ежегодном «Echo-klassik» Гаррет 7 раз побеждал в номинации «Бестцеллер года». Золото и платина мерцают на его альбомах.

Послушаем кросоовер-версию «Скерцо» из 9-той симфонии Бетховена из альбома «Музыка», которое как раз исполнялось на церемонии награждения.

Полмилиона проданых звуконосителей за 1 год,сотни тысяч Facebook-друзей, распроданные мегазалы, зарезервированные до 2016 года – это измерение настоящей поп-звезды. У таких артистов как Robby Williams или Ledi Gaga подобные масштабы прывычное дело. Но для классического музыканта – это скорее исключение. Мегазалы, где выступает Гаррет часто имеютсупертехническое устройство: стедодиодные экраны, прожекторы, спецэффекты.

 Ролик, где Гаррет представляет альбом «RockSimfonia» 2010 г., 15000 зрителей, Берлин, амфитеатр.

Д.Г. пользуется техническими достижениями, применяет для игры интересную технику микса. Микс – это постепенное смешивание различных музыкальных блоков. В итоге различные музыкальные последовательности образуют оркест. В поп-музыке это использовалось раньше¸ но со скрипкой это впервые. Как пример такого микса может служить композиция «Viva la Vida» из альбома «Музыка» (из репертуара «Coldplay»).

Отдельно хочется сказать о скрипках на которых играет Д.Г. Первую скрипку Страдивари Дэвид получил в 13 лет в знак уважения от президента Германии после выступления в резеденции. С тех пор уникальных скрипок, побывавших в руках Д. было несколько.Но все эти скрипки были взяты в аренду. «Зная, что мое время с ними лимитированно, я должен был сохранять чувство эмоциональной отстраненности. Я не мог себе позволить влюбиться...»

Первая скрипка, которую Д. купил за 1 млн. $ была скрипка 1772г. мастера Джовани Батиста Гуаданини, ученика Страдивари. Скрипку он взял в кредит. Средства с концертов шли на оплату скрипки. В одном из интрервью Д. сказал, что со скрипкой он обращается нежнее, чем с девушкой Во-первых, скрипка очень дорогая, во-вторых, очень хрупкая, ее можно легко повредить…«Скрипка – это все что у меня есть, и это грустно на самом деле…».  Со скрипкой Д. однажды произошел ужасный случай. Лондон. Канун Рождества. После концерта Д. спешил к своим родным на стоянку… «Эксперт бросил взгляд на скрипку и сказал «Самое главное, Д., что с тобой все в порядке. То что случилось с инструментом – поправимо, правда он уже не будет звучать так как раньше. Но ты молод и в твоей жизни будет еще много других скрипок.» Он был прав, но я все равно чувствовал, как будто потерял друга…». Скрипка была застрахована. Ремонт длился 7 месяцев и стоил 120 тыс. $.

«Я все еще играю на Гуаданини иногда, и я всегда буду привязан к ней. Возможно эта скрипка спасла мне жизнь. Если бы она не была у меня за спиной, когда я упал, я сомневаюсь, что смог бы подняться и пойти. Но если бы я не сломал ее, я никогда бы не нашел свою любовь – скрипку Страдивари. С ней я не буду рисковать. Я купил лучший кофр для нее. Если бы я сломал Страдивари – я несомненно бы плакал.» Скрипка Страдивари была куплена с подачи отца. Инструмент 1716 г. Относиться к «золотому периоду» и стоит ≈ 5-6 млн. $. Есть у Г. Еще одна скрипка французкого мастера Жака Батиста Вийома, которую он использует для концертов на воздухе. Дэвиду нравиться менять скрипки, у каждой свой голос, своя душа.

 (Композиция «Cry mey ou river» из репертуара JustinTimberlake (Джастина Тимберлейка)).

Классические концерты Д. играет на скрипке Страдивари. Из его 200 концертов, приблизительно 2/3 – классические. Многие не понимают Г., зачем так напрягаться, разучывать сложные классические произведения, ведь он неплохо зарабатывает своими кроссовер-концертами. Но Д.Г. один из лучших классических скрипачей мира и довольствоваться кроссоверами не может, классика – его первая любовь.

Как уже говорилось он играл со многими знаменитыми оркестрами. Среди них и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Спивакова предупреждали, чтобы он был осторожен с Гарреттом. Он играет «Нирвану» и «Металику». Такая музыка считается «грязной» в среде классических музыкантов. Но опасения были напрасны. Д.Г. оказался очень порядочным и серьезным музыкантом. Он заранее встретился со Спиваковым, показал ему свои аранжировки. В 2011 году на фестивале Баден-Бадене состоялся концерт, где звучали в основном пр-я Фрица Крейслера, а также Переложение для скрипки 18-й вариации С. Рахманинова из Рапсодии на т. Паганини.

Давайте послушаем.

Одна из последних его работ в области классики – это скрипичный концерт D-dur Иоганнеса Брамса с каденцией Ф. Крейслера.

Оркестром управляет Адриан Прабава – опытный дирижер, обладатель многих наград. Концертмейстер оркестра впечатлен количеством новых зрителей, которых Г. приводит в залы. Идея Д. с кроссовер-концертами работает. Те люди которые бывают у него на кроссовер-концертах, потом приходяти и на его классические концерты.

Концерт Брамса – это труд определенной глубины. (1878 г., стоит в ряду лучших пр-й этого жанра в мировой литературе.). Сложное пр-е, состоящее из 3-х абсолютно контрастных частей. Мы послушаем ІІІ часть концерта. Всем известно отношение Брасма к венгрской нар. музыке. В III ч. Собрано все очарование венгерских степей с их цыганскими танцами. Основная тема – рондо, основана на венгерских тенцевальных мелодиях. Дэвид играет страстно, призывая оркестр следовать за ним. Часто закрывает глаза, так он концентрируется. «На сцене концентрация чувств имеет значение. Иногда тело и разум пребывают в таком согласии, что все словно в трансе. Главное – сойтись с музыкантами…» концерт состоялся в Берлинской филармонии (Брамс III ч.).

Ну и нельзя не сказать о его работе в кино. Фильм «П. скрипач дьявола» был снят по инициативе Г.. Сначала он выступал только в роли продюссера и композитора. Встал вопрос, кто же будет исполнять главную роль, которая живет виртуозностью? В фильме много сцен, где П. играет и это сымитировать невозможно. Нужен был кто-то, кто сможет совместить игру на скрипке с актерской игрой. Роль П. подошла Дэвиду как вторая кожа. С этого момента сценарий писался под Дэида и при его непосредственном участии. Дэвид говорит, что ему было не сложно сыграть эту роль. Единственное, чего он боялся – это забыть текст, но как не странно, он был единственным актером, который не забывал слова. Многое объеденяет этих двух одаренных музыкантов. Оба рано начали играть на любимом инструменте, оба имели деспотичных отцов, заставлявших их заниматься по много часов в день. Паганини – был поп-звездой своего времени, скрипач-виртуоз, которому не было равных. Д.Г. с легкостью исполняет пр-я П. Поговаривают, что Д.Г. и есть П. родившийся вновь через 200 лет. «Нужно быть одержимым, чтобы сыграть П.. Если ты не фанатик двумя руками и у тебя нет хороших ушей, ты никогда не умудришься сыграть действительно виртуозно».

Творчество Паганини, как и Г. вызывало споры: «Есть люди, которые тебя боготворят, и есть те, которые говорят – фу, какая гадость!. У П. тоже было много недоброжелателей, это вполне нормально… Быть спорным совсеми не плохо, это значит, что ты идешь в правильном направлении». Но при всем этом Г. говорит: «Я не в праве сравнивать себя с ним. Паганини был абсолютным творцом. Он привнес в инструмент виртуозность и тв-во, сделал скрипку конкурентно способной на международном уровне, предствавил ее в качестве сольного инструмента». Ну, и как композитор Г. тоже не может сравниваться с П. и тем не менее с муз. оформлением к фильму он прекрасно справился. В фильме звучит как аранжировка классики так и его собственная музыка. Был создан замечательный саундтрек на основе Большого каприса Генриха Вильгельма Эрнста на тему баллады Шуберта «Лесой царь». В концерте П. в Лондоне звучит очень красивая ария, которую Д. сочинил сам, кстати, за нее он получил свою 7-ю награду Echo-classik. Арию исполняет Шарлота – по фильму – возлюбленная Паганини. Для записи этой арии Д. пригласили не оперную певицу, а поп-звезду Николь Шерзингер. Он хотел, чтобы голос сочетал клас. вокал, сладость мюзикла и немного поп-музыки. Итак, ария «Io ti penso Amore».

 

 

 

Интересные факты из жизни Д.Г.

- Восковая фигура Гаретта красуется в музее M. Tusso.

- Несмотря на свою бурную концертную деятельность, ведет здоровый образ жизни: не пьет (из напитков предпочитает текилу, которая не оставляет похмелья), не курит, регулярно посещает тренажерный зал. Концерт, который длится 2-2,5 ч. нужно выдержать физически.

- Придерживается здорового питания, следит за своим весом. В гостиничных номерах просить убрать шоколад из бара, так как неравнодушен к нему, а это высококалорийный продукт (случай с шоколадом  1998 г.).

- Готовить совершенно не умеет. Любитель чистоты и порядка, когда бывает дома, сам моет полы. У Гаретта две квартиры: в Берлине и в Нью-Йорке.

- Несмотря на то, что он богат, красив, успешен – он сердечный, мягкий и даже скромный человек. Не умеет врать. Своим изьяном считает – нетерпимость, иногда все происходит недостаточно быстро для него.

- На сцене он харизматичен. В обычной жизни старается не выделяться, затеряться в толпе,потому предпочитает жить в Нью-Йорке, там это возможно.

- Критерий одежды: чтобы было удобно и чтобы не очень мялось в чемодане. Одежда от Армани.

- Любитеть украшений. Разрабатывает собственную серию украшений в виде черепа, совместно с Toma Sabo.

- Волосы отрастил для удобства – помыл, собрал и все, а со стрижкой больше возьни и чаще надо ходить в парихмахерскую. Уже несколько лет подумывает подстричься.

 

-Не женат. Почти 300 дней в году он в разьездах, потому не может позволить себе каких-то серьезных отношений. Хотя желтая пресса приписывает ему несколько романов одновременно.

- Очень любит детей. Самые трогательные сцены в фильме для него были сцены с Ахилом – сыном Паганини.

- В 2008 г. занесен в книгу «Рекордов Гиннеса» как самый быстрый исполнитель «Полета шмеля» Р.-К. (за 65 секунд – 13 нот в секунду). Но рекорд уже побил Бен Ли. Нет предела совершенству.

- Буквально недавно в Германии вышел новый альбом Д.Г. «Timeless» («Таймлес»). Состоит из концертов Брамса и Бруха. Записан с филармоническим Израильским оркестром под управлением Зубининым Метой.

- В октябре-ноябре 2014 года состоялось турне «Классическая революция» с совершенно новой программой от Моцарта, Бетховена и Верди до Металлики, Deep Purрle и Bon Jovi.

- Смысл жизни – в работе. «Музыка имеет для меня огромное значение – это и страсть и хобби и развлечение». «Я живу музыкой. Все что я чувствую, все мысли, все мои переживания я вкладываю в музыку. Я знаю себя – это не многим дано, но я не хочу отркываться другим». Это слова из фильма, но они в полной мере относяться к Д.Г. Его закрытость можно ошибочно принять за серьезность или высокомерие. Ему проще с 10000 людей, чем с одним.

- Играет он Чайковского или рок – для него не имеет значения, он сохраняет превосходное качество исполнения. Он профессионал с большой буквы. «Моя жизнь фантастически прекрасна! Но у меня иногда возникает такое чувство, что я уже сделал все. Период детства вундеркинда был достаточно интенсивным. Я играл с каждым, так много всего случилось. В принципе, я мог бы уже окончательно подвести черту. Но мне так нравиться стоять на сцене!!!»

И в завершении – композиция из репертуара групы «Битлз» «Hey Jude».

docx
Додано
28 травня 2020
Переглядів
1456
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку