Дидактические игры. "Глагол".

Про матеріал
Дидактический материал по теме" Глагол" представляет собой сборник занимательных заданий. Предлагаются модели игр с глаголом. Учитель может использовать этот материал по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.
Перегляд файлу

 

 

Глагол – «вечный двигатель жизни»

 

 

 

 

 

 

Стихи и высказывания о глаголе

Глагол – самая огнедышущая. Самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка.

                                                               А.Югов

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков -

В речи быть одним из главных слов.

Глаголу нравиться читать, шуметь,

бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать, шить, жить,

свистеть и петь.

Что же делать нам, друзья,

Что же сделать?

Так нам жить уже нельзя:

Не познав глаголов.

Тайны нужно их раскрыть,

Все познать и изучить –

Вот задача!

И поэтому, друзья,

В путь отправиться пора,

Пусть нас ждет удача!

Глагол как часть речи

   «Интервью»

 Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.          ( Н.Зиганшина)

 

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Ветер стих. Я прочитал стих.

Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

 

Игра «Кто больше?»

Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять  и др.)

 

Игра «Самый внимательный»

Учитель читает текст, а ученики должны посчитать, сколько раз в тексте употребляется глагол.

Жили в одной деревне Чурка и Пигунайка. Чурка был парень тихий - больше молчал, чем говорил. А жена его -Пигунайка -больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила. Спит, спит, потом бормотать начнет, да быстро-быстро: ничего не разберешь.

Три дела у Чурки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. Пойдет в тайгу зверя бить – пока друзья силком Чурку не выведут из тайги, все за зверем гоняется. Станет рыбу ловить  - до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдет. А уж курить чурка станет – дым клубами валит, столбом к небу поднимается. Сколько раз ошибались – лесной пожар за табачный дым из трубки Чурки принимали!

Три дела были и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. Начнет говорить – всех заговорит, от нее соседки под нары прячутся. А уж если спать Пигунайка завалится – пока все сны не пересмотрит, никто ее не разбудит. Ну, а сны  Пигунайка начнет разгадывать – таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают, сбудется ли то, что Пигунайка говорит, - не знали, а уж после ее отгадок неделю мелкой дрожью дрожали.            (По Д.Нагишкину)

 

Самовар.

 САМ горел самовар,

 САМ гудел самовар,

 САМ шипел самовар,

 САМ кипел самовар,

 САМ свистел,

 САМ сверкал,

 САМ пыхтел,

 САМ дым пускал.

 САМ урчал,

 САМ бурчал,

 САМ чайком нас угощал.

 Сердце наше согревал.

 Самовар недаром

 Зовется – САМОВАРОМ!

 М. Пляцковский.

 

Осторожно ветер 

Пожурил за что-то

Из калитки вышел, 

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко, 

И, расправив бодро

Пробежал по крыше, 

Молодые крылья,

Поиграл немного 

Полетел куда-то

Ветками черёмух, 

Вперегонку с пылью

Сравните тексты. Чем они отличаются? Сделайте вывод о роли глагола в тексте. Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится?

 Утро. За окном светло. Ни облачка. Солнышко. Небо синее-синее. Птичьи разговоры. Запах свежеиспеченных булочек. Мамин голос.

-Хорошо! Воскресенье!

Алеша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу.

-Ура! Не учимся! (По З.Лобановой)

Спишите, вставляя подходящие по смыслу и форме глаголы.

Какова основная мысль текста?

Все мы…, что самое прекрасное слово на земле – мама. Оно… на всех языках одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они всё… . У мамы верное и чуткое сердце. В нем никогда не … любовь. Оно ни к чему не … равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка. Ее взгляд. Твоя любовь к матери… радостной и светлой всю твою жизнь. (По З.Воскресенской)

Игра

Где мы были, мы не скажем.

А что делали – покажем.

Придумайте небольшой рассказ о том, что вы делали летом, и расскажите с помощью жестов. Одноклассники по жестам должны воспроизвести рассказ, отгадав и записав глаголы.

Возвратные глаголы

Шутка.

Учительница спросила у Лентяйкина:

- Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются,-о каком времени идет речь?

Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:

- Об утре.

Графический диктант.

 Если ь в ться  нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе.

К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

Игра «Конструктор»

Составь предложения со следующими глаголами:

Кружиться – кружится;

Лечиться – лечится;

Беспокоиться- беспокоится.

Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними словосочетания.

Совать нос, надуть губы, признать вину, бежать со всех ног, распускать руки, повесить голову, сложить оружие, не сварить каши, рассказать как на духу.

Игра «Самый внимательный»

Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами.

Крот ни  разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он оборудовал счетками и пыльными тряпками. Потом занялся побелкой: он то влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покрыли всю его черную шерстку, спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели. (К.Грэм.)

Лото «-Тся, -ться в глаголах»

Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание -тся, -ться в глаголах.

Садит?ся / не в свои сани.

Согнут?ся в /три погибели.

Вертет?ся / как белка в колесе.

Разрыват?ся / на части.

Трудит?ся /  в поте лица.

Будешь трудит?ся -/ будешь кормит?ся.

От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся.

Счастье человека -/ это умение трудит?ся.

Жаворонок являет?ся к теплу, / зяблик – к стуже.

Ручьи сольют?ся – реки, / люди соединят?ся – сила.

Легко встречат?ся, / трудно расстават? ся.

Трус / и своей тени боит?ся.

Учит?ся / всегда пригодит?ся.

Как аукнет?ся, / так и откликнет?ся.

 

Прочитайте стихотворение. Выпишите возвратные глаголы.

Муха в гости собиралась

Ехать очень далеко.

Умывалась,

Одевалась,

Волновалась,

Завивалась,

Перед зеркалом металась,

Зазевалась…

И упала в молоко.

Выпишите из басни И.Крылова возвратные глаголы.

Лебедь, щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет.

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды лебедь, рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Замените одним словом.

Брать под защиту кого-нибудь – опекаться.

Приветствовать друг друга при встрече. Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять интерес к чему-либо. Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги.

Не с глаголами

 Игра «Соколиный глаз». Письмо по памяти

Не выучил – не делай.

Не знаешь – не пиши.

С глаголами раздельно

Частицу «не» пиши.

 

Игра «Отыщи пару»

 Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание не с глаголом.

Пустую ложку /ко рту (не) подносят.

В течение дня тень / (не) падает два раза на одно место.

Дважды в год / лета (не) бывает.

(Не) делай того другому, / чего сам себе (не) пожелаешь.

Соловья баснями / (не) кормят.

Как бы чего / (не) вышло.

Рожденный ползать / летать (не) может.

(не) знать, / куда себя деть.

Лежачего /(не) бьют.

Объясните различие в значении и написании слов не понимает и недоумевает.

Графический диктант.

Ставим «плюс» если не с глаголом пишется раздельно, «минус» – если слитно.

(Не) навидеть, (не) видеть, (не) любить, (не) взлюбить, (не) доставать 9в значении 2не дотягиваться»), (не) доставать (в значении быть в недостаточном количестве, быть нужным»), (не) может, (не) можется, (не) сдобровать, (не) угодить, (не) волить.

Неопределенная форма глагола

Сохраняя вид глаголов, образуйте и запишите их неопределенную форму.

Говорю, скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу.

Запишите 3-4 пословицы, в состав которых входят инфинитивы.

 

Запишите 3-4 фразеологизма, в состав которых входят инфинитивы.

 

Докажите, что инфинитив в предложении может быть любым членом.

 

Подберите антонимы. Обозначьте суффиксы неопределенной формы и укажите вид, возвратность. С тремя парами составьте предложения.

Находить, встречать, усилить, работать, приблизить, приплыть, налить.

 

Игра «Художник»

Учитель читает стихотворение, ученики  , каждый раз услышав инфинитив, рисуют либо цветок, либо облачко и  др.

На доброе слово

 Не надо скупиться.

 Сказать это слово –

 Что дать напиться.

 Со словом обидным

 Нельзя торопиться, чтоб завтра

 Себя самого не стыдиться.

Игра  «Волшебная шкатулка»

Необходимо фразеологизм глаголом в неопределенной форме. Затем придумать словосочетание с глаголом из фразеологизма, только в прямом значении. Фразеологизмы лежат в шкатулке и вытягиваются поочередно.

Совать нос, 

дать стрекача,

клевать носом, 

выходить из себя,

зарубить на носу, 

чесать языки,

унести ноги, 

бить баклуши,

надуть губы, 

ломать голову,

заговаривать зубы, 

водить за нос.

Совершенный/несовершенный вид глаголов

Вставьте пропущенные буквы, определите вид глаголов.

Много…о захочеш… - пораньше с постел… вскочиш… . Лучше пот…рять кош…лек, чем н…рушить слово. Ест  за вола, а работа…т за к…мара. Пр…литую воду не собереш… . Собач…и проклятья к волку (не) пр…стают. Посп…шишь – людей насмешиш… . Не все то золот…, что бл…стит.

Подберите форму несовершенного вида к глаголам.

Закопать и закапать –

Запахнуть и запахнуть –

 Заснуть и засыпать –

Засолить и засалить –

 Отрыть и оторвать - .

Игра «Ромашка»

На лепестках записан глагол. Образуйте глаголы совершенного вида.

Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.

 

Какой глагол имеет только форму несовершенного вида?

Бедствовать, закрывать, поспеть, вить, рисовать.

 

Можно ли глаголам ринуться, очнуться, встрепенуться подобрать видовую пару? Обоснуйте свой ответ.

 

Докажите, что глагол организуют является двувидовым.

 

«Отыщи-ка чужаков»

Укажите глаголы, которые имеют  форму только несовершенного вида.

Бедствовать, бить, мять, прыгать, кончать, пританцовывать, летать, пить, успеть.

 

Распределительный диктант.

Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида.

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из под крыши бросается к ней.

И дрожит он под зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.(Н.Рубцов)

Какова основная мысль стихотворения?

 

 

Игра «Ромашка»

Образуйте глаголы совершенного вида с помощью префиксов.

Грузить, печь, играть, жить, рисовать, гореть, таять, зреть, спорить.

 

Игра «Кто больше?»

Побеждает тот, кто запишет больше глаголов совершенного вида к данным глаголам несовершенного вида.

Работать, читать, писать, говорить, учить.

Игра «Кто больше?»

   Записать как можно больше глаголов, которые относятся только к одному виду:

   к совершенному  (грянуть, ринуться, хлынуть, отгреметь)

   к несовершенному (зависеть, заискивать, сожалеть, предвидеть, участвовать)

   являются двувидовыми (исследовать, образовать, атаковать, стартовать, автоматизировать.)

Спряжение глагола

Составьте связный текст с этими глаголами. Укажите спряжение глаголов.

Лететь, лаять, бросать, вертеться. Видеть, нестись, слушать, скрыться.

Продолжите  каждый ряд глаголами, походящими по смыслу. Выделите в глаголах окончание. Вставьте пропущенные буквы.

Ветер стон…т, уха…т, …

Листья верт…тся, порха…т, …

Котонек мурлыч…т, сворачива…тся, …

Мальчик насвистыва…т, хохоч…т, дразн…тся, …

Девочка причесыва…тся, смотр…тся в зеркало, прихорашива…тся, …

 

Вспомните 2-3 фразеологизма, в состав которых входят разноспрягаемые глаголы или глаголы архаичного типа.

Игра «Узнай себя».

Дети получают карточки с надписью: 1 спряжение либо 2 спряжение. Учитель показывает карточку с глаголом. Если глагол относится к 1 спряжению – поднимают карточки те ученики, которые имеют надпись «1 спряжение». Если глагол 2 спряжения – поднимают те, кто «узнал» себя. Если глагол разноспрягаемый – никто не поднимает.

Дышать, падать, мелькать, бежать, вьется. Мигать, сверкать, читать, рисовать, гнать, держать, брить, знать, ходить, увидеть, улыбаться, смотреть, стелить, уметь, светлеть, исчезнуть, дать.

Домино  «Спряжение глаголов»

Необходимо найти завершение пословиц. Определить спряжение глаголов.

Человек от лени болеет, /а от труда здоровеет.

Труд на ноги ставит, / а лень валит.

Друга приобрести трудно даже в течение года, / а обидеть можно и в один час.

Видит око, / а ум еще дальше.

Сначала посмотри, кто тебя слушает, / а затем начни свою речь.

В решете / воды не удержишь.

Чужим трудом / не построишь дом.

У жадного среди зимы / снега не выпросишь.

Мир освещается солнцем, / а человек знанием.

Кто любит труд, / того люди чтут.

В Тулу / со своим самоваром не ездят.

 С чая / лиха не бывает.

 За чаем / не скучаем.

Запишите одним словом. Определите спряжение глаголов.

Давать советы – советовать, вести борьбу, оказывать помощь, питать ненависть, принимать участие, производить осмотр, проявлять интерес, находиться в начале.

                              Перепутаница

 Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, и определить их спряжение.

 

Собака

Волк

Овца

Гусь

Кузнечик

Кошка

Курица

 

Свинья хрюкает (хрюкать -1 спр.);

блеет (блеять -1 спр.);

лает (лаять -1 спр.);

гогочет (гоготать - I спр.);

кудахчет (кудахтать -1 спр.);

мяукает (мяукать - 1 спр.);

стрекочет (стрекотать -1 спр.);

воет (выть -1 спр.).

 

 Соотнести существительные из левой колонки с глаголами

из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя

их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам правильно

это сделать?

Ножницами

Молотком

Пилой

Клещами

Зубной щёткой

Бритвой

Удочкой

Градусником

пилят (пилить - II спр.);

ловят рыбу (ловить - II спр.);

выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр )•

режут (резать - I спр.);

забивают гвозди (забивать -1 спр.)-

мерят температуру (мерить - II спр. )

чистят зубы (чистить - П спер.);

бреют (брить - I спр., искл.).

 

Игра «Пять минут со звездой»

Представьте себя ведущим программы «Пять минут со звездой». Героем программы может быть актер, спортсмен, писатель, политик, учитель и т.д. из вашего интервью остались только глаголы( необходимо придумать ведущему), которые отражают специфику его работы. Одноклассникам необходимо отгадать, кто был в гостях (род деятельности). Затем определить спряжение глаголов.

 

Игра «Корректор».

Помогите Незнайке исправить ошибки.

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Глаголы, кроме того, не должны убигать от существительного, а согласовываться с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они бежат?  Я бежу себе помочь. Вы хочете, ятобы я вам помог? Мы хочемо сжечь старые листья.

Проспрягайте глаголы создать, надоесть.

Подберите синонимы к глаголам  хотеть, бежать. (Желать, стремиться, жаждать. Мчаться, нестись, лететь.)

Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

Наклонение глагола

Напишите сочинение на одну из тем:

Если бы я был учителем…

Если бы я работал врачом…

Если бы у меня была волшебная палочка…

Если бы у меня была возможность выбрать три желания…

Если бы я попал на необитаемый остров…

В текстах какого типа речи будут преобладать формы условного наклонения? Докажите свою точку зрения на примере составленного вами текста.

В текстах какого типа речи будут преобладать формы повелительного наклонения? Докажите свою точку зрения на примере составленного вами текста.

Прослушайте текст. Какова его основная мысль? При повторном прослушивании посчитайте, сколько глаголов повелительного наклонения есть в тексте.

Из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным.

Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил:»Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их…» (А.Погодин)

Игра «Допиши пословицу»

От ученого ума набирайся, /а от мастера – сноровки.

Не пугай , зима: /весна придет.

Всяк сверчок / знай свой шесток.

Выбери себе спутника до того, /как выйдешь в путь.

Не удерживай других от того, /чему сам следуешь.

Не ищи друга без недостатков, \ совсем без друга останешься.

Не плюй в колодец- пригодится воды напиться.

Спишите высказывание, затем преобразуйте его так, чтобы глагол был представлен в формах других наклонений.

Любите книгу – источник знаний (М.Горький).

Расскажите, что бы вы предприняли, если бы вдруг заболели. В ответ используйте глаголы условного наклонения.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Пиш…те быстро! когда напиш…те, сдад…те тетради. Вынес…те мусор. Когда вынес…те мусор, можете быть свободны. Вытр…те доску. Когда вытр…те , можете сесть на место.

Игра «Корректор».

Помоги учителю исправить ошибки нерадивых учеников.

Ляж в постель. Бежи скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Ставайте за мной, я последний. Не ложи логти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня теплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе.

Игра «Составь рецепт».

Ученики вытягивают карточки с названиями продуктов (картофель, рис, капуста, мясо. Молоко ит.д.Каждому необходимо записать рецепт любого блюда с данным продуктом, используя глаголы в повелительном наклонении.

 

Лицо глагола. Безличные глаголы

Какие глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа? (Победить, галдеть, дерзить, дудеть, очутиться, убедить, шелестеть, пылесосить и др. вместо них употребляются близкие по значению глаголы: одержу победу, побеждаю, убеждаю и др.)

Замените личные глаголы безличными, сохраняя время глаголов.

Мой друг по вечерам не сидит дома. От волнения долго не спали. Сильная буря сломала деревья в лесу. Молния сожгла сарай. Весна повеяла в раскрытые окна.

Докажите, что глагол веет может употребляться как личный глагол и как личный глагол в значении безличного.

 

Поставьте данные глаголы в форму 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Следите за ударением.

Кроить, пломбировать, ремонтировать, сердиться, формулировать, ходатайствовать.

Замените личные предложения безличными.

В этот день все работали хорошо. Мы не хотим уходить из весеннего леса. От волнения мы долго не спали.

Преобразуйте предложения в безличные.

У меня озноб. С утра мороз. У больного лихорадка. У него тошнота. Наступает рассвет. Слышен гром. Наступает вечер. Становится тепло. Спускаются сумерки.

Игра «Путаница»

Незнайка перепутал части пословиц. Помогите исправить ошибки. Запишите в исправленном виде, объясните смысл пословиц. Найдите глаголы в форме 3 лица единственного числа. Объясните их правописание.

Кто умеет веселиться, пригодится воды напиться.

Не плюй в колодец - который ничего не боится.

Не надо хвалиться, тому без дела не сидится.

Кто любит трудиться, коли не знаешь, как рожь родится.

Кто хочет от жизни толку добиться, того горе боится.

Нечего тому страшиться, тот должен много трудиться.

Переходность глагола

Запишите 2-3 предложения с прямыми дополнениями на тему «Осень-волшебница».

С данными глаголами запишите словосочетания с существительными. Определите переходность глаголов.

Беспокоиться, беспокоить; удивляться, удивлять; сражаться, сразить.

Игра «Рассыпанные карточки»

Учитель объявляет, что по дороге в школу ветер нечаянно рассыпал карточки учителя. Необходимо распределить в две колонки: переходные и непереходные глаголы.

Читать в книге, принести охапку дров, смотреть телевизор, пойти в кино, рисовать карандашом, увидеть в магазине, есть суп, удивить друга, выпить стакан молока, увидеть свет. Не поздравить брата.

Время глагола

Приведите примеры, доказывающие, что формы настоящего  и будущего времени глагола могут употребляться в значении прошедшего времени.

Приведите примеры, доказывающие, что формы прошедшего  и будущего времени глагола могут употребляться в значении настоящего времени.

Лото «Антонимы»

Закончите пословицы антонимами –глаголами. Объясните смысл пословиц.

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

 

Раскройте скобки, ставя глаголы в форме настоящего времени. Укажите чередующиеся согласные.

                                                                         (жечь) опавшие листья.

                                                                        (носить) в школу все учебники.

Я                                                                         (ходить) на прогулку в лес.

                                                                         (рубить) дрова.

                                                                          (ловить ) рыбу.

Кроссворд

Поставьте данные глаголы в 1-м лице единственного числа. В выделенном столбике можно прочитать название фонетического явления.

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

1.Хотеть.2..Стлать. 3.Брать. 4.Плести. 5.Вести. 6.Бродить. 7.давить. 8.Ладить. 9.Жать.  10.Свистеть. 11.Влечь.

 

 

Проспрягайте данные глаголы в простом будущем времени. Следите за правильной постановкой ударения.

Распределительный диктант.

Выпишите в один столбик глаголы в форме прошедшего времени, во второй – настоящего времени. Определите их морфологические признак

 

Я учу глаголы.

Я пришла из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить - пустяк

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю.

Я прыгала! Я двигала!

Я топала! Я пела!

Пела, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю: наш сосед.

(Он живёт над нами)

Не причёсан, не одет -

В тапках и в пижаме.

Он кричит:

-Прошу прощенья!

Это что - землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришла из школы,

И учу глаголы…

Правописание глаголов

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов глаголов. Запишите синонимы к данным фразеологизмам.

Смат…вать удочки, проглат…вать пилюлю, склад…вать оружие, завар…вать кашу.

Запишите данные словосочетания, изменив вид глагола. Выделите суффиксы.

Преодолеть препятствия, укоротить платье, подыскать примеры, опрокинуть парты, рассмотреть картину, восстановить силы, раскрасить узор, запеть песню.

Словообразование глагола

Выборочный диктант

Выпишите слова, образованные от глаголов. Укажите способ их образования.

Поэзия – это не зеркальное отражение и не буквальное воспроизведение, а ярчайшая метафора действительности. Я впервые понял тогда, что, хотя в моей жизни не произошло ничего необыкновенного, она была отмечена неповторимостью. Я следил за небом робко, где – впопад и невпопад, - как по спичечной коробке, чиркал спички звездопад. Посетители музея обязательно замедляют шаги возле этого изречения.

Игра «Конструктор»

Образуйте глаголы с помощью суффиксов –ыва-,-ива-.

Выиграть, вытолкнуть, завязать, затронуть, закончить, приколоть, застроить, приурочить, освоить, удостоить, узаконить, заработать, захлопнуть.


Соедини части слова .

Проповед-

Развед-                                               

Завед-

Танц-

Отвед-

Навед-

Протяг-

-евать

-ывать

-ивать

-овать

 

 

                                            Кто последний?

    В игре побеждается тот, кто последним назовет звукоподражательный глагол.

  Мяукать, лаять, кукарекать, мычать, блеять, чирикать, каркать,

хрюкать, крякать, куковать, ржать, рычать, выть, жужжать,гоготать и т. д

 

Повторение изученного о глаголе

Назовите глагол, у которого нет корня.(Вынуть.)

 

Почему не употребляются в 1-м лице единственного числа глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться? (Все эти глаголы обозначают действие нескольких лиц.)

Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».

Ира «Корректор»

Исправьте недочеты в употреблении глаголов и построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.

Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни. Я очень люблю любоваться и рисовать природу.

Докажите, что глагол имеет право о себе сказать: «Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет» (В.Волина).

Составьте грамматическую сказку о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.

Составьте грамматическую сказку о правописании глаголов условного наклонения.

В текстах какого типа будут преобладать глаголы? Обоснуйте свой ответ.

«Чудо-юдо я и так победю»,_ поет в песне В.Высоцкий. Какая ошибка допущена в песенной строчке? Как исправить такую ошибку?

Орфоэпический бой

Баловаться, группировать, занять, заострить, исчерпать, кашлянуть, кроить, начать, ободрить, положить, понять, ходатайствовать, закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, опорожнить, осведомиться, черпать.

Игра

Необходимо записать все действия учителя с  момента вхождения в класс ( в форме инфинитива или прошедшего (настоящего) времени).

Игра «По щучьему велению»

Учитель говорит: По щучьему велению, по –моему хотению, пусть появится глагол от слова премия. Ученики образовывают. И так каждое слово.

Премия –премировать, план, пилот, асфальт, телеграф, копия, инспекция, контролер.

Можно ли условное наклонение назвать «мечтательным»? Свой ответ обоснуйте.

Игра «Даем объявление».

Необходимо каждому ученику необычно» разрекламировать» глагол.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Сделайте морфологический разбор двух глаголов (на выбор).

Я захотел устроить бал,

 И я гостей к себе _______

 Купил муку, купил творог,

 Испек рассыпчатый _____.

 Пирог, ножи и вилки тут,

 Но что-то гости не _____.

 Я ждал, пока хватило сил,

 Потом кусочек -________.

 Потом подвинул стул и сел,

 И весь пирог в минуту ____.

 Когда же гости подошли,

 То даже крошки не ______.

Узелки на память

1.Рукопашному, кулачному бою русский язык обязан многими выражениями. Например, пословица лежачего не бьют, которая сейчас употребляется чаще всего в переносном значении, в «Указе» 1726 года еще формулируется как конкретное постановление любителям кулачных боев: «Кто упадет, лежащих никого не были бы».

2. –ся в возвратных глаголах не что иное , как бывшее местоимении, краткая форма местоимения себе.

Самостоятельно –ся долго сохранялось в русском языке. В одной из грамот 17 века читаем: «С воры ся ему не водити»

По происхождению  –ся – застывший винительный падеж местоимения себе.(В.Мокиенко «В глубь поговорки»)

3.Глагол брезжить имеет только 2 формы: брезжит – 3 –е лицо единственное число.; брезжут – 3-е лицо множественное число.

4.Ко второму же спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать , держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –е- спрягать нельзя!

5. В первом спряжении

Пишут, поют,

Пашут поля и железо куют,

А во втором никогда не грустят,

Мчатся в музеи, учиться хотят. (Я.Карпачёва)

6.Глагол класть всегда несовершенного вида (нельзя: поклади); глагол положить имеет только совершенный вид: положи (нельзя: ложи).

7.От глагола ехать повелительное наклонение не образуется. Нужно говорить: поезжай, поезжайте; езди, ездите.

8.Глаголы во 2-м лице множественного числа повелительного наклонения и глаголы 2 спряжения  оканчиваются на –ите, а  в изъявительном наклонении в глаголах первого спряжения – ете.

Крикните – крикнете.

9. Глагол, в котором нет корня.

Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать — несовершенный вид) — родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так:

от-н-я-ть,

 за-н-я-ть,

 с-н-я-ть,

 вз-я-ть.

А что такое звук [н] в составе этих слов? Этот звук — часть суффикса. Он появляется после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинается с гласного звука. Теперь нам осталось понять, почему я изменяется в у.

Я очень короток, невыразителен, самостоятельно перестал употребляться в словах без приставок. Значение его забылось. Сочетание ня в слове вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный и активный ну. По аналогии с этими глаголами слово вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень. Во многих народных говорах, правда, и теперь ещё вместо глагола вынуть говорят вынять: он выняет.

10.Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия.

Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный.

В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.

11.Всем известен этот глагол. Но вот употребляем мы его чаще всего в прошедшем времени: я был дома, мы были в зоопарке, она была занята. А в настоящем времени глагол быть мы почти никогда не употребляем, мы его пропускаем: я — спортсмен, ты — ученик, оно — насекомое. Правда, этот глагол встречается в изречениях вроде чревоугодие есть грех или это есть наш последний и решительный бой. Философы и математики тоже любят это слово: человек есть существо разумное, квадрат есть прямоугольник с равными сторонами. А во множественном числе они употребляют слово суть: люди суть разумные существа, квадраты суть прямоугольники. Слово суть, конечно, очень устаревшее слово, даже незнакомое для многих, а слово есть употребляется чаще: у меня есть собака, у них есть предложение, у нас есть родственники, и даже "спасибо мне, что есть я у тебя" (В. Вишневский). В общем, всё настоящее время глагола быть мы выражаем одной распространённой формой: есть. А вот как было в древнерусском языке:

 прошедшее время (современный язык)  Настоящее время (древнерусский язык)

Я (что делал?) был.                          Я (что делаю?) есмь.

Ты (что делал?) был.                         Ты (что делаешь?) еси.

Он (что делал?) был.                          Он (что делает?) есть.

Мы (что делали?) были.                 Мы (что делаем?) есмы.

Вы (что делали?) были.                                Вы (что делаете?) есте.

Они (что делали?) были.                 Они (что делают?) суть.

Все глаголы несовершенного вида при образовании будущего времени требуют, как правило, вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А глагол быть — единственный глагол несовершенного вида, который образует будущее время без вспомогательного глагола: я буду, ты будешь, они будут и т. д.

12.По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

15.Физминутка.

Учитель называет глаголы,  а дети выполняют действия, которые они обозначают:

 шагаем – стоим;

 руки поднимаем – опускаем;

 приседаем – тянемся вверх;

 смеёмся – плачем;

 кричим – молчим;

 - Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

 (Слова обозначают противоположные действия)

 

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Шатёркина Катерина
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
27 лютого 2019
Переглядів
18654
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку