Урок "Обобщение по теме "Деепричастие"

Про матеріал
Урок у 7 класі з українською мовою навчання. Темою для мовленнєвих висловлювань є філософська категорія "щастя". У розробці наявні елементи моделі "змішаного навчання", а також навчання на основі лінгвоконцептології (Взаємозв'язку навчання мови та мовленню)
Перегляд файлу

РУССКИЙ ЯЗЫК

 7 КЛАСС

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии как особой форме глагола и деепричастном обороте. Формировать умения правильно строить предложения с деепричастиями и употреблять их в устной и письменной речи; ознакомить школьников  с концептом «счастье», его значением и ролью в русской культуре; развивать творческие способности учащихся, совершенствовать их речевую культуру; воспитывать милосердие, взаимопонимание и взаимоуважение.

Оборудование: материалы мультимедийной презентации, дидактические материалы, карточки с анкетой.

Межпредметные связи:  литература.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

 

Эпиграф:

 

                                                         Истинное счастье - понять наш долг 

                                                                      перед богами и людьми;

                                           наслаждаться настоящим, не тревожась о будущем.   

                                                                           Сенека Луций Анней (Младший)

 

ХОД УРОКА

 

1. Мотивация учебной деятельности учащихся, ознакомление с речевой темой.

1. Работа с эпиграфом:

- Как вы понимаете данное высказывание

- Согласны ли вы с ним?

- Какое слово является ключевым?

- Переведите его на украинский язык и сопоставьте написание, сделайте вывод об особенностях написания в родственных языках.

- Составьте ассоциативный ряд. Например,

С- сила

Ч- чувство

А- активность

С- стремление

Т- талант

Е- еда

- Какие из данных слов являются синонимами, а какие- антонимами к слову счастье? Запишите следующие слова в два столбика соответственно:

Благополучие, уныние, благоденствие, несчастье, благодать, блаженство, горе, успех, удача, тоска, случай.

2.Выяснение значения и происхождения слова счастье (уч- ся представляют результаты опережающего домашнего задания. (Словарные статьи представлены с помощью слайдов)

1- я группа

Согласно «Словарю живого русского языка» В. Даля счастье- это:

1) рок, судьба, часть и участь, доля;

2) случайность, желанная неожиданность, удача, успех;

3) благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, тревоги; покой и довольство; вообще, всё желанное, всё то, что покоит и доволит  его.

2-я группа

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова даются такие значения слова счастье: 1) чувство и состояние полного высшего удовлетворения; успех, удача.

3- я группа

В соответствии с «Этимологическим словарём русского языка» М. Фасмера возникновение в праславянском языке лексемы счастье связано  с древнеиндийскими корнями- «хороший» + «часть» = «хороший удел».

ІІ. Определение целей и задач урока.

Учитель. Найдите деепричастие в эпиграфе к уроку.

- Какое дополнительное действие к основному оно обозначает?

- Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке, учитывая то, что вы узнали на предыдущих занятиях?

- А какая речевая тема объединит нашу работу на уроке? (философская категория  счастье).

ІІІ. Работа по теме урока.

1. Актуализация опорных знаний о деепричастии.

Учитель: Сегодня на уроке мы подведём итоги по теме: «Деепричастие», обобщим наши знания, полученные ранее на уроках, сделаем выводы о роли и значении деепричастий в русском языке. Рассказ о деепричастии по опорному конспекту   (на слайде)

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Отвечает на вопросы что делая? (н.в.), что сделав? (с.в.).

Мы читаем книги и приобщаемся к культуре.

Читая книги, мы приобщаемся к культуре.

Приобщаясь к культуре, мы читаем книги.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Признак действия

1. Не изменяется

2. Вид

2. Примыкает к глаголу

3. Переходность

3. В предложении – обстоятельство

4. Возвратность

 

5. С частицей НЕ пишется раздельно

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Деепричастия

Основа глагола

Суффиксы

Примеры

 

Несовершенный вид

 

Настоящее время

мн. Число

Дышат – дыша

Смотрят – смотря

-учи, - ючи

Будут – будучи

играют – играючи

 

Совершенный

 Вид

 

Инфинитив (н.ф.)

Сделать – сделав

-вши

Подняться – поднявшись

-ши

Принести – принесши

-а, -я

Прищуриться- прищурясь

От некоторых глаголов деепричастия не образуются: беречь, тереть, гнуть, жечь, вить, пахать, стеречь, мазать, жать, бить, вязать, сечь, лить, мять.

2. Совершенствовать умения анализировать деепричастия по изученным правилам

- Есть ли в данном тексте деепричастия? (текст демонстрируется на экране либо распечатан)

- Давайте образуем от данных глаголов его особые формы причастия и деепричастия.

Люди стараются быть счастливыми,
Но в этих стремлениях и борьбе
Все ли способны быть незлобивыми
И снисходительно-справедливыми
И к прочим согражданам, и к себе?

Да, скажем по совести, не всегда
Люди злопамятными бывают,
И жуликов всяких порой прощают,
И даже изменников иногда.

С поступками скверными, даже злобными,
С чертами-волками, с чертами-кобрами
Мирится бездна подчас людей.
Но вот, как ни странно, с чертами добрыми
Дела зачастую куда сложней.

                                                                    Эдуард Асадов

Запишите получившиеся формы глаголов и выделите суффиксы:

Например, стараться – старающийся – старавшись- стараясь;

прощаться - прощающий- простившись- прощая.

 

Учитель. На стихотворениях Эдуарда Асадова выросло не одно поколение людей, неудивительно, что его до сих пор любят, помнят и зачитываются его произведениями. Писатель и поэт ушел из жизни, но оставил после себя гигантское культурное наследие. Асадов – автор почти пятидесяти книг и сборников стихов. Он публиковался в журналах, писал не только стихи, но и поэмы, эссе, рассказы, повести. Я думаю, сегодня, прочитав его стихотворения, вы захотите поближе познакомиться с его биографией и творчеством.

Работа в группах

1- группа

Тест

1 вариант

1.     Деепричастие отвечает на вопросы:

а)  Что делал? Что сделал?

б)  Что делая? Что сделав?

в)  Каков предмет?

2.     Укажите, признаки какой части речи имеет дееприча­стие:

а)  глагола и прилагательного;

б)  наречия и прилагательного;

в)  глагола и наречия.

3.      Деепричастие -

а)  изменяемая часть речи;

б)  неизменяемая часть речи.

4.      Укажите признаки (или признак) глагола, которые не имеет деепричастие.

а)  вид;

б)  возвратность;

в)  время.

5.      Продолжите предложение: Деепричастие с зависимыми словами называется______________________________________

6.    Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:                                                                     

Орел (1)pacnpaвuв (2)крылья (З)взлетел со скалы.     \

а)   1, 2, 3;                                                                            

б)   1,2;                                                                                

в)   1, 3.                                                                                

7.      Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.          

а)  Ребята, сбежавшись наверх, смотрели на новенького.  

б)  Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.      

в)  Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив...                                                                           8.      Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно

а)  Сидели все (не)шевелясь.                                              

б)  Он работал (не)покладая рук

в)  Я ушел, (не)годуя на друзей.                                         

9.      Укажите  суффиксы,  с  помощью  которых  образуются    деепричастия несовершенного вида.                                   

а)  -а-, -я-  ;                                                                         

б)    -вши-, -ши-;                                                                                                  

в)  -в-, -вш- .                                                                       

 10.    Укажите  суффиксы,  с  помощью  которых  образуются деепричастия совершенного вида.                                      

а)  -нн- ;                              

в) -в-, -а-, -я-;

б)  -в-, -вши-, -вш-.

 

Ответы.

1-б  2-в   3-б    4-в    5-дееприч. Оборотом,    6-в  7-б   8-в   9-а   10-б

 

 

                                                                 Тест

2 вариант

1.      Укажите предложение, в котором есть деепричастие со­вершенного вида.

а) Живя в маленьком домике, я наблюдал, как насту­пает весна в этом краю.

б)  Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу.

в)  Находясь еще в каком-то странном состоянии,  он все-таки пошел в поле.

2.      Укажите предложение, в котором есть деепричастие не­совершенного вида.

а)  Проехав  сто километров, путешественники сделали привал.

б)  Он шел по полю, сильно размахивая косой.

в)  Дети сидели тихо, спрятавшись под столом.

3.      Укажите ошибки в морфологическом разборе дееприча­стия в предложении: Оставшись один, он сел работать.

1.  Оставшись — особая форма глагола — деепричастие;

2.   Образовано от глагола остаться;

3.   Несовершенный вид;

4.   В предложении является определением.

4.      Выберите грамматически правильное продолжение пред­ложения:

Возвращаясь домой,

а)  мне стало грустно;

б)  уже совсем стемнело;

в)  я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

5.     Выберите грамматически правильное продолжение пред­ложения

Играя в шахматы

а)  развиваются мыслительные способности.

б)  мне не было равных.

в)  я должен быть предельно внимателен.

6.    Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастия в речи.

а)  Спеша домой, мне не удалось сесть в автобус.

б)  Быстро сделав уроки, Маша пошла на улицу.

в)  Смущаясь, она быстро встала и вышла из комнаты.

7.      Укажите предложение, в котором правильно употребле­но деепричастия в речи.

а)  Встретившись у метро, ребята пошли в парк.

б)  Отправляясь в поход, путь казался легким.

в)  Читая книгу, необходимо хорошее освещение.

8.      Укажите  грамматически верное  продолжение предло­жения:

Пользуясь калькулятором,

а)  мне удалось получить точный результат.

б)  вы пренебрегаете устным счетом,  тренирующим па­мять.

в)  расчет производится быстро и легко.

9.      Укажите грамматически верное продолжение предло­жения

Подъезжая к станции,

а)  у меня слетела шляпа.

б)  необыкновенное чувство радости охватило меня.

в)  я немного взгрустнул.

10.    Укажите  грамматически  неверное  продолжение  пред­ложения:

Приготовив ужин,

а)  мама пригласила всех к столу.

б)  я пошла гулять.

в)  мне не хотелось его есть

Ответ:    1-б ;   2-б;    3-3,4;   4-в; 5-в;   6-а;   7-а;   8-б;   9-в;   10-в

 

2- я группа

Найти и подчеркнуть в данных высказываниях деепричастные обороты:

(Материал распечатан)

1. Счастлив тот, кто с толком прожил свой век, успев исполнить всё, что собирался сделать, доброго, хорошего, полезного себе и окружающим.  (А. Апшерони) 2. Счастье, проходя сквозь стены, спотыкается иногда об воздух.  (Л. Сухоруков) 3. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают (Б. Паскаль). 4. Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, - иначе мы рискуем умереть, так ни разу не засмеявшись.  (Л. Жа) 5. Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему все люди несчастны.   (Ф. де Ларошфуко)

 

3-я группа

Построение предложений на основе вспомогательного материала. Закончить данные высказывания об основных жизненных правилах, которыми должен руководствоваться человек. Подобрать подходящие по смыслу концовки, раскрыть скобки, объяснить написание деепричастий и глаголов с не : не услышишь его; (не)забывай о других; не  унижая достоинство человека; думая о выгоде; (не) увидишь душу человека; (не) мешай другим.

 (Не) слушая человека, …

Говори правду, …

Помогая себе, …

Думая о себе, …

(Не) делай добро, …

(Не) глядя в глаза …

Перевести (устно) высказывания на украинский язык. Как вы считаете, одинаково ли понятие «счастье» в русском и украинском языках? Сделать вывод.

Группы по очереди выполняют все  задания («проходят все станции»).

3. Построение синтаксических конструкций с деепричастиями на основе прочитанного текста. Учитель или заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Э. Асадова  «Что такое счастье?»

Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья».

Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш пленённых
И трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье —
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвёртых, это —
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Беседа по содержанию стихотворения.

- Какова его основная мысль?

- Одинаково ли понимают люди, что такое счастье? От чего это зависит?

Задание: составить несколько предложений по тексту, употребив в них деепричастия, записать, объяснив знаки препинания. Например,

Даря людям любовь и внимание, сам становишься богаче. Живи и радуйся, довольствуясь немногим. Только чувствуя себя любимым, можешь быть счастливым. Научись жить, видя только самое лучшее в людях.

- Ответьте на анкету (текст распечатан) «Счастье для меня – это…», выберите из десяти вариантов ответов только пять, приемлемых для вас:

1. Наслаждаться жизнью.

2. Иметь друзей.

3. Жить комфортно.

4. Жить для себя.

5. Иметь много денег.

6. Делать всё, что захочется.

7. Желать добра другим.

8. Жить беззаботно.

9. Иметь возможность удовлетворять свои желания.

10. Чувствовать себя всегда в центре внимания.

11. Другой вариант.

4. Отработка умения использовать предложения с деепричастиями в собственной речи.

Задание: составить в парах диалог, используя при этом ответы на анкету.

ІV. Итог урока.

- Поделитесь тем, что вам понравилось  (не понравилось) на уроке. Какие задания выполняли с удовольствием, а какие вызвали затруднение. Результаты обсуждения от каждой группы.

V. Домашнее задание: выполнить одно из упражнений ( на выбор).

1. Дорисуйте, «оживите» движение в данных предложениях и запишите их (Вода шумит… . Соловей поёт… . Бежит ручей… . Гром грохотал… . Деревья стонали… .)

2.Найдите и прочитайте стихотворение Э. Асадова «Трусиха». Выпишите из текста  деепричастия и деепричастные обороты.

3. Напишите письмо- ассоциацию «Если человек счастлив…», используя деепричастия и несколько фразеологизмов: попытать счастья; родиться под счастливой звездой; счастливо оставаться; испытать счастье; кузнец своего счастья; на счастье; счастье улыбнулось; светиться счастьем; счастье переполняет, ощущение счастья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
6 березня 2019
Переглядів
2305
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку