Дидактический материал представлен в виде карточек по теме «Причастие». Он рассматривается как один из элементов системы средств обучения, а его использование предлагается в условиях реализации технологического подхода в личностно ориентированном обучении. Представленный дидактический материал систематизирован по принципу его участия в учебном процессе. Карточки можно использовать при первичном закреплении знаний, для контроля и самопроверки их усвоения, при обобщении и систематизации. Дидактический материал предлагается применять в качестве фронтальных, групповых, индивидуальных заданий.
Дидактический
материал
по теме «Причастие»
7 класс
Методика использования карточек
Вопросы теории и практики гуманитарного образования неразрывно связаны со становлением познавательного интереса к изучению предмета, как части общечеловеческой культуры, а также с развитием личности учащегося, его возможностей и ориентации на ценности гуманистического характера. Включение дидактических карточек в гуманитарное образование может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманизации.
Дидактический материал представлен в виде карточек по теме «Причастие». Он рассматривается как один из элементов системы средств обучения, а его использование предлагается в условиях реализации технологического подхода в личностно-ориентированном обучении. Представленный дидактический материал систематизирован по принципу его участия в учебном процессе.
Карточки можно использовать при первичном закреплении знаний, для контроля и самопроверки их усвоения, при обобщении и систематизации. Дидактический материал предлагается применять в качестве фронтальных, групповых, индивидуальных заданий. Карточки необходимо растиражировать так, чтобы их хватило на каждую парту (для работы в парах) или в нескольких экземплярах (для групповой работы).
Методика использования карточек по теме «Причастие» в процессе обучения русскому языку способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Содержание
С-16 1. Признаки глагола в причастии.
2. Определительный признак причастия.
3. Образование причастий.
4. Признаки глаголов в причастии.
С-17 1. Знаки препинания при причастном обороте.
2. Знаки препинания.
3. Структура предложений с причастным оборотом.
4. Место причастного оборота в предложении.
С-18 1. Виды причастий.
2. Страдательные причастия.
3. Структура словосочетаний со страдательными причастиями.
4. Состав страдательных причастий.
С-19 1. Образование действительных причастий
2. Суффиксы причастий.
3. Словосочетания со страдательными причастиями.
4. Группы словосочетаний со страдательными причастиями.
С-20 1. Образование страдательных причастий настоящего времени.
2. Суффиксы причастий.
3. Образование страдательных причастий прошедшего времени, выделение причастных оборотов.
4. Суффиксы страдательных причастий.
5. Правописание причастий.
С-21 1. Замена полных причастий кратными.
2. Формы страдательных причастий.
3. Формы страдательных причастий.
4. Суффиксы страдательных причастий.
5. Суффиксы причастий.
С-22 1. Правописание причастий.
2. Написание не с причастиями.
3. Написание не с причастиями
С-16/К-1
Укажите, какой из перечисленных признаков глагола, отсутствует у причастия
А. а) Время; б) вид; в) наклонение
Какой из признаков отличает причастие от прилагательного
Б. а) Изменение по числам, родам, падежам;
б) наличие форм времени;
в) синтаксическая роль в предложении.
С-16/К-2
Выделите причастия, указав их отличительный признак
Теплеть, тёплый, теплеющий, тепло;
виться, извивающийся, вьющийся, повился;
увлекаться, увлечение, увлечённый, увлекшийся;
долетать, долетавший, недолёт, лётчик.
С-16/К-3
Выделите глагол, от которого образовано данное причастие
Приближающийся – приблизить, приближаться, приблизиться, приближать.
Оформляемый – оформить, оформляться, оформлять, оформиться.
Решивший – решать, решаться, решить, решиться.
С-16/К-4
Даны определения к слову «звезда». Выберите из них причастия, укажите признаки глагола, разберите по составу.
Яркая, сверкающая, небесная, падающая, соседняя, далёкая.
С-17/К-1
Укажите предложения, в которых причастные обороты выделяются запятыми (знаки препинания не расставлены).
Ярко виднелись краснеющие в траве ягоды. Дорога затенённая деревьями извивалась около горы. Вдали показались горы белеющие на фоне голубого неба.
С-17/К-2
Укажите предложения, в которых причастные обороты не выделяются запятыми (знаки препинания не расставлены)
Потемневшее перед грозой море глухо шумело. Река вышедшая из берегов залила небольшой деревянный домик. Запылавшая пожаром заря охватила полнеба.
С-17/К-3
Исправьте ошибки в построении предложений, учитывая, что определяемое слово не может стоять в середине причастного оборота.
Видневшаяся вершина горы вдали была покрыта снегом. В саду мы увидели бегающих малышей наперегонки. В глубь сада вела посыпанная дорожка гравием.
С-17/К-4
Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде. В 1-2 примерах поместите причастные обороты до определяемого слова, а 3-4 – послу.
Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило поляну. Молчаливо стоят одетые берёзы и клёны листвой. Широко разливаются наполняемые реки талой водой.
С-18/К-1
Укажите, действительными или страдательными являются данные причастия.
Снег, покрывающий землю; земля, покрывшая снегом; небо, затянутое облаками; солнце, выглянувшее из-за туч; дорожки, засыпанные листьями; ручеёк, извивавшийся между камней.
С-18/К-2
Выпишите словосочетания со страдательными причастиями.
Деревья, согреваемые солнцем;
Ошибки, обнаруженные мальчиком;
Леса, образующие защитную полосу;
Солнце, накалившее песок;
Дорожка, очищенная от снега;
Земля, покрытая снегом.
С-18/К-3
Запишите словосочетания с действительными причастиями, указать главное и зависимое слово
Написанная учеником; ведущая в парк; посаженные весной; разлившаяся по небу; плескавшиеся волны; проверенная учителем; образующийся из воды.
С-18/К-4
Из текста выпишите страдательные причастия, разберите их по составу.
Кто из нас не любовался облаками, плывущими в небе? Кто не завидовал свободе их странствия в эфире, когда подгоняемые ветрами и озарённые солнцем, они плавно движутся, как вереницы темных кораблей с позолоченными косами.
(А. Куприн)
С-19/К-1
От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы, укажите спряжение глаголов, от которых они образованы.
1 вариант
Поют – поющий Зависят –…
Бросают –… Видят –…
Играют –… Пишут –…
Лечат –… Дышат –…
Плачут –… Пляшут –…
Строят – … Смеются –…
Борются –… Загорают –…
2 вариант
Работать – работающий Пахать –…
Вязать – … Петь –…
Бежать – … Наливаться – …
Знать –… Бросаться –…
Любить – … Целоваться –…
Смотреть –… Купаться – …
Рыть –… Колебаться –…
С-19/К-2
Запишите причастия, вставив пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.
се…щий работа…щий вяж…щий
ве…щий улучша…щий во…щий
дыш…щий стро…щий размахива…щий
держ…щий бор…щийся пил…щий
знач…щий превраща…щийся ро…щий
развева…щийся та…щий цвет…щий
лосн…щийся кол…щий добыва…щий
С-19/К-3
Составьте и запишите словосочетания «причастие + существительное». Определите вид образованных причастий.
Тот, кто соревнуется; тренируется; упражняется. Те, кто торопятся, зависят; любят.
С-19/К-4
Распределите словосочетания в две группы: первая – с действительными причастиями настоящего времени, вторая – с действительными причастиями прошедшего времени. С любыми двумя словосочетаниями составьте предложения с причастными оборотами.
С-20/К-1
От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы, укажите спряжение глаголов, от которых они образованы
1 вариант
Гоним – гонимый Видим –…
Слышим –… Рисуем –…
Избираем –… Воспеваем –…
Обвеваем –… Ненавидим –…
Оберегаем –… Носим –…
Любим –… Посылаем –…
Озаряем –… Тесним –…
2 вариант
Обвивать – обвиваемый Воображать –…
Зависеть –… Разоружать –…
Пилотировать –… Изображать –…
Поглощать –… Руководить –…
Исполнять –… Диктовать –…
Приносить –… Именовать –…
Прерывать –… Обвинять –…
С-20/К-2
Запишите причастия, вставив пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.
расе…ный ове…ный скле…ный
утомл…ный направл…ный вычищ…ный
посаж…ный ускор…ный смаз…ный
вырубл…ный раскал…ный увенч…ный
расчищ…ный взлеле…ный обнаж…ный
назнач…ный развеш…ный подстрел…ный
разрисов…ный слыш…ный напис…ный
С-20/К-3
Записать текст, образуя от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами; выделить причастные обороты.
Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой. (По А. Дугину)
С-20/К-4
Записать, вставляя суффиксы страдательных причастий и ставя знак ударения:
ране…ый, полож…ый, получ…ый, внес…ый, сожж…ая, приглаш…ый, собра…ый, располож…ая, окруж…ая, отвлеч…ый, счита..ый, отобра…ая, установле…ое, обжи…ый, измельч…ый, призва…ый, подня…ый, иссеч…ый.
Поспевающая рожь, расстилавшаяся туча, волнующееся озеро, зазеленевший холм, закрасневшаяся заря, увядший цветок, журчащая река, шумящим лесом, расцветшая вишня.
С-20/К-5
Найдите и исправьте ошибку в одном из трех словосочетаний каждого варианта.
1) Верящий всем;
Любящий меня;
Следующий за мной.
2) Режущий ножом;
тратющий слова;
провожающий гостей.
3) Жарющийся быстро;
Надеющийся на чудо;
Прибывающий вовремя.
С-21/К-1
Вставьте пропущенные буквы; замените полные причастия краткими.
Прирученные животные – животные приручены.
Пойм…нные птицы - …
Развеш…нное бельё - …
Развеш…нные товары - …
Размеш…нный сахар - …
Размеш…нная глина -…
Обвеш…нный водорослями камень -…
Замеш…нное тесто - …
Подстрел…нные утки - …
Расстрел…нные патроны - …
С-21/К-2
Образуйте полную и краткую формы страдательных причастий. Обозначьте суффиксы причастий.
Вооружить – вооружённый, вооружён.
Окружить - …, …
Встретить - …, …
Найти - …, …
Организовать - …, …
Засеять - …, …
Написать - …, …
Скосить - …, …
Потерять - …, …
Выстроить - …, …
Оборвать - …, …
Смешать - …, …
Подстрелить - …, …
С-21/К-3
Образуйте полную и краткую формы страдательных причастий. Обозначьте суффиксы причастий.
Допустить – допущенный, допущен.
Погрузить - …, …
Обречь - …, …
Обратить - …, …
Кончить - …, …
Снести - …, …
Приучить - …, …
Родить - …, …
Рассмотреть - …, …
Выкрасить - …, …
Омрачить - …, …
С-21/К-4
Спишите вставляя пропущенные буквы. Обозначьте суффикс страдательных причастий.
1. Саша в…глянул на расстро…ого отца, смущ…ую мать, разобиж…ую бабушку. 2. Дедушка стал бывать у них чаще, иногда прямо с работы, закопч…ый, вымаз…ый в мазуте, но неизменно весёлый и горластый. 3. Был дедушка б…гатырского сл…жжения, густоволос, глубоко посаж…ые карие глаза смотрели повелительно и смело. 4. На Кате было яркое клетчатое платье – красное, к…ричневое и жёлтое, уже понош…ое, но выстир…ое и отутюж…ое. Каштановое, с медным отливом густые волосы, тщательно причёс…ые, заплет..ы в две косы и завяз…ы (с)зади жёлтой лентой.
С-21/К-5
Переведите с украинского языка на русский, запишите. Обозначьте суффиксы.
Статтю надруковано. Зв’язок налагоджено. Завдання виконано. Грядку скопано. Поле засіяно. Двері зачинено. Книгу прочитано. Урожай зібрано. Переклад зроблено.
С-22/К-1
Спишите, раскрывая скобки.
(Не)забываемый подвиг; (не)скошенный луг; (не)выполненное поручение; (не)вспаханное поле; калитка (не)закрыта, (не)написанное вовремя сочинение, вовсе (не)решенная задача, (не)прекращавшийся ни на минуту дождь.
С-22/К-2
Укажите причастия, которые пишутся с не раздельно:
(Не)выкрашенные окна, деревья (не)посажены, (не)написанное в тетради упражнение, (не)доумевающий ученик, собрание (не)закончено.
С-22/К-3
Спишите текст, раскрывая скобки.
В кабинете стало світло, но Пушкин (не)замечавший этого, продолжал писать. Кончилась ещё одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное окно. Пушкин встали з-за стола и подошел к дивану, чтобы прилечу. Окинул виглядом (не)собранные бумаги. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по (не)расчищенным от снега улицам.
1