Дидактический материал для 7 класса по теме "Причастие"

Про матеріал

Дидактический материал представлен в виде карточек по теме «Причастие». Он рассматривается как один из элементов системы средств обучения, а его использование предлагается в условиях реализации технологического подхода в личностно ориентированном обучении. Представленный дидактический материал систематизирован по принципу его участия в учебном процессе. Карточки можно использовать при первичном закреплении знаний, для контроля и самопроверки их усвоения, при обобщении и систематизации. Дидактический материал предлагается применять в качестве фронтальных, групповых, индивидуальных заданий.

Перегляд файлу

 

 

 

Дидактический

материал

по теме «Причастие»

7 класс

 

 

 

 

 

Методика использования карточек

 

Вопросы теории и практики гуманитарного образования неразрывно связаны со становлением познавательного интереса к изучению предмета, как части общечеловеческой культуры, а также с развитием личности учащегося, его возможностей и ориентации на ценности гуманистического характера. Включение дидактических карточек в гуманитарное образование может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманизации.

Дидактический материал представлен в виде карточек по теме «Причастие». Он рассматривается как один из элементов системы средств обучения, а его использование предлагается в условиях реализации технологического подхода в личностно-ориентированном обучении. Представленный дидактический материал систематизирован по принципу его участия в учебном процессе.

Карточки можно использовать при первичном закреплении знаний, для контроля и самопроверки их усвоения, при обобщении и систематизации. Дидактический материал предлагается применять в качестве фронтальных, групповых, индивидуальных заданий. Карточки необходимо растиражировать так, чтобы их хватило на каждую парту (для работы в парах) или в нескольких экземплярах (для групповой работы).

Методика использования карточек по теме «Причастие» в процессе обучения русскому языку способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

С-16  1. Признаки глагола в причастии.

  2. Определительный признак причастия.

  3. Образование причастий.

  4. Признаки глаголов в причастии.

 

С-17  1. Знаки препинания при причастном обороте.

  2. Знаки препинания.

  3. Структура предложений с причастным оборотом.

  4. Место причастного оборота в предложении.

 

С-18  1. Виды причастий.

  2. Страдательные причастия.

  3. Структура словосочетаний со страдательными причастиями.

  4. Состав страдательных причастий.

 

С-19  1. Образование действительных причастий

  2. Суффиксы причастий.

  3. Словосочетания со страдательными причастиями.

  4. Группы словосочетаний со страдательными причастиями.

 

С-20  1. Образование страдательных причастий настоящего времени.

2. Суффиксы причастий.

3. Образование страдательных причастий прошедшего времени, выделение причастных оборотов.

4. Суффиксы страдательных причастий.

5. Правописание причастий.

 

С-21  1. Замена полных причастий кратными.

  2. Формы страдательных причастий.

  3. Формы страдательных причастий.

4. Суффиксы страдательных причастий.

5. Суффиксы причастий.

 

С-22  1. Правописание причастий.

  2. Написание не с причастиями.

3. Написание не с причастиями

 

С-16/К-1

Укажите, какой из перечисленных признаков глагола, отсутствует у причастия

А.  а) Время; б) вид;  в) наклонение

Какой из признаков отличает причастие от прилагательного

Б. а) Изменение по числам, родам, падежам;

 б) наличие форм времени;

 в) синтаксическая роль в предложении.

 

С-16/К-2

 Выделите причастия, указав их отличительный признак

Теплеть, тёплый, теплеющий, тепло;

виться, извивающийся, вьющийся, повился;

увлекаться, увлечение, увлечённый, увлекшийся;

долетать, долетавший, недолёт, лётчик.

 

С-16/К-3

Выделите глагол, от которого образовано данное причастие

Приближающийся – приблизить, приближаться, приблизиться, приближать.

Оформляемый – оформить, оформляться, оформлять, оформиться.

Решивший – решать, решаться, решить, решиться.

 

С-16/К-4

Даны определения к слову «звезда». Выберите из них причастия, укажите признаки глагола, разберите по составу.

Яркая, сверкающая, небесная, падающая, соседняя, далёкая.

 

 

 

С-17/К-1

Укажите предложения, в которых причастные обороты выделяются запятыми (знаки препинания не расставлены).

Ярко виднелись краснеющие в траве ягоды. Дорога затенённая деревьями извивалась около горы. Вдали показались горы белеющие на фоне голубого неба.

 

С-17/К-2

Укажите предложения, в которых причастные обороты не выделяются запятыми (знаки препинания не расставлены)

Потемневшее перед грозой море глухо шумело. Река вышедшая из берегов залила небольшой деревянный домик. Запылавшая пожаром заря охватила полнеба.

 

С-17/К-3

Исправьте ошибки в построении предложений, учитывая, что определяемое слово не может стоять в середине причастного оборота.

Видневшаяся вершина горы вдали была покрыта снегом. В саду мы увидели бегающих малышей наперегонки. В глубь сада вела посыпанная дорожка гравием.

 

С-17/К-4

Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде. В 1-2 примерах поместите причастные обороты до определяемого слова, а 3-4 – послу.

Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило поляну. Молчаливо стоят одетые берёзы и клёны листвой. Широко разливаются наполняемые реки талой водой.

С-18/К-1

Укажите, действительными или страдательными являются данные причастия.

Снег, покрывающий землю; земля, покрывшая снегом; небо, затянутое облаками; солнце, выглянувшее из-за туч; дорожки, засыпанные листьями; ручеёк, извивавшийся между камней.

 

С-18/К-2

Выпишите словосочетания со страдательными причастиями.

Деревья, согреваемые солнцем;

Ошибки, обнаруженные мальчиком;

Леса, образующие защитную полосу;

Солнце, накалившее песок;

Дорожка, очищенная от снега;

Земля, покрытая снегом.

С-18/К-3

Запишите словосочетания с действительными причастиями, указать главное и зависимое слово

Написанная учеником; ведущая в парк; посаженные весной; разлившаяся по небу; плескавшиеся волны; проверенная учителем; образующийся из воды.

 

С-18/К-4

Из текста выпишите страдательные причастия, разберите их по составу.

Кто из нас не любовался облаками, плывущими в небе? Кто не завидовал свободе их странствия в эфире, когда подгоняемые ветрами и озарённые солнцем, они плавно движутся, как вереницы темных кораблей с позолоченными косами.

        (А. Куприн)

С-19/К-1

От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы, укажите спряжение глаголов, от которых они образованы.

1 вариант

Поют – поющий   Зависят –…

Бросают –…    Видят –…

Играют –…    Пишут –…

Лечат –…    Дышат –…  

Плачут –…    Пляшут –…

Строят – …    Смеются –…

Борются –…   Загорают –…

2 вариант

Работать – работающий Пахать –…

Вязать – …    Петь –…

Бежать – …    Наливаться – …

Знать –…    Бросаться –…

Любить – …   Целоваться –…

Смотреть –…   Купаться – …

Рыть –…    Колебаться –…

 

С-19/К-2

Запишите причастия, вставив пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.

се…щий   работа…щий  вяж…щий

ве…щий   улучша…щий  во…щий

дыш…щий   стро…щий   размахива…щий

держ…щий   бор…щийся  пил…щий

знач…щий   превраща…щийся ро…щий

развева…щийся  та…щий   цвет…щий

лосн…щийся  кол…щий   добыва…щий 

 

С-19/К-3

Составьте и запишите словосочетания «причастие + существительное». Определите вид образованных причастий.

Тот, кто соревнуется; тренируется; упражняется. Те, кто торопятся, зависят; любят.

 

С-19/К-4

Распределите словосочетания в две группы: первая – с действительными причастиями настоящего времени, вторая – с действительными причастиями прошедшего времени. С любыми двумя словосочетаниями составьте предложения с причастными оборотами.

 

           С-20/К-1

От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы, укажите спряжение глаголов, от которых они образованы

1 вариант

Гоним – гонимый  Видим –…

Слышим –…   Рисуем –…

Избираем –…   Воспеваем –…

Обвеваем –…   Ненавидим –…

Оберегаем –…   Носим –…

Любим –…    Посылаем –…

Озаряем –…   Тесним –…

2 вариант

Обвивать – обвиваемый Воображать –…

Зависеть –…   Разоружать –…

Пилотировать –…  Изображать –…

Поглощать –…   Руководить –…

Исполнять –…   Диктовать –…

Приносить –…   Именовать –…

Прерывать –…   Обвинять –…

 

С-20/К-2

Запишите причастия, вставив пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.

расе…ный   ове…ный   скле…ный

утомл…ный  направл…ный  вычищ…ный

посаж…ный  ускор…ный  смаз…ный

вырубл…ный  раскал…ный  увенч…ный

расчищ…ный  взлеле…ный  обнаж…ный

назнач…ный  развеш…ный  подстрел…ный

разрисов…ный  слыш…ный  напис…ный

 

С-20/К-3

Записать текст, образуя от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами; выделить причастные обороты.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой. (По А. Дугину)

 

С-20/К-4

Записать, вставляя суффиксы страдательных причастий и ставя знак ударения:

ране…ый, полож…ый, получ…ый, внес…ый, сожж…ая, приглаш…ый, собра…ый,  располож…ая, окруж…ая, отвлеч…ый, счита..ый, отобра…ая, установле…ое, обжи…ый, измельч…ый, призва…ый, подня…ый, иссеч…ый.

Поспевающая рожь, расстилавшаяся туча, волнующееся озеро, зазеленевший холм, закрасневшаяся заря, увядший цветок, журчащая река, шумящим лесом, расцветшая вишня.

 

С-20/К-5

Найдите и исправьте ошибку в одном из трех словосочетаний каждого варианта.

1) Верящий всем;

Любящий меня;

Следующий за мной.

2) Режущий ножом;

тратющий слова;

провожающий гостей.

3) Жарющийся быстро;

Надеющийся на чудо;

Прибывающий вовремя.

 

С-21/К-1

Вставьте пропущенные буквы; замените полные причастия краткими.

Прирученные животные – животные приручены.

Пойм…нные птицы - …

Развеш…нное бельё - …

Развеш…нные товары - …

Размеш…нный сахар - …

Размеш…нная глина -…

Обвеш…нный водорослями камень -…

Замеш…нное тесто - …

Подстрел…нные утки - …

Расстрел…нные патроны - …

 

С-21/К-2

Образуйте полную и краткую формы страдательных причастий. Обозначьте суффиксы причастий.

Вооружить – вооружённый, вооружён.

Окружить - …, …

Встретить - …, …

Найти - …, …

Организовать - …, …

Засеять - …, …

Написать - …, …

Скосить - …, …

Потерять - …, …

Выстроить - …, …

Оборвать - …, …

Смешать - …, …

Подстрелить - …, …

 

С-21/К-3

Образуйте полную и краткую формы страдательных причастий. Обозначьте суффиксы причастий.

Допустить – допущенный, допущен.

Погрузить - …, …

Обречь - …, …

Обратить - …, …

Кончить - …, …

Снести - …, …

Приучить - …, …

Родить - …, …

Рассмотреть - …, …

Выкрасить - …, …

Омрачить - …, …

 

С-21/К-4

Спишите вставляя пропущенные буквы. Обозначьте суффикс страдательных причастий.

1. Саша в…глянул на расстро…ого отца, смущ…ую мать, разобиж…ую бабушку. 2. Дедушка стал бывать у них чаще, иногда прямо с работы, закопч…ый, вымаз…ый в мазуте, но неизменно весёлый и горластый. 3. Был дедушка б…гатырского сл…жжения, густоволос, глубоко посаж…ые карие глаза смотрели повелительно и смело. 4. На Кате было яркое клетчатое платье – красное, к…ричневое и жёлтое, уже понош…ое, но выстир…ое и отутюж…ое. Каштановое, с медным отливом густые волосы, тщательно причёс…ые, заплет..ы в две косы и завяз…ы (с)зади жёлтой лентой.

 

С-21/К-5

Переведите с украинского языка на русский, запишите. Обозначьте суффиксы.

Статтю надруковано. Зв’язок налагоджено. Завдання виконано. Грядку скопано. Поле засіяно. Двері зачинено. Книгу прочитано. Урожай зібрано. Переклад зроблено.

 

 

 

С-22/К-1

Спишите, раскрывая скобки.

(Не)забываемый подвиг; (не)скошенный луг; (не)выполненное поручение; (не)вспаханное поле; калитка (не)закрыта, (не)написанное вовремя сочинение, вовсе (не)решенная задача, (не)прекращавшийся ни на минуту дождь.

 

С-22/К-2

Укажите причастия, которые пишутся с не раздельно:

(Не)выкрашенные окна, деревья (не)посажены, (не)написанное в тетради упражнение, (не)доумевающий ученик, собрание (не)закончено.

 

С-22/К-3

Спишите текст, раскрывая скобки.

В кабинете стало світло, но Пушкин (не)замечавший этого, продолжал писать. Кончилась ещё одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное окно. Пушкин встали з-за стола и подошел к дивану, чтобы прилечу. Окинул виглядом (не)собранные бумаги. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по (не)расчищенным от снега улицам.

 

1

 

docx
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
729
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку