Методична розробка уроку в повному обсязі відповідає цілям ефективного вивчення програмного матеріалу з російської мови у 7 класі. Складено відповідно до вимог сучасного уроку: застосування різноманітних форм і методів навчання, облік психологічних особливостей семикласників, характеризується чітко продуманою формою подачі навчального матеріалу. Розробка уроку легко сприймається та може допомогти у створенні власної моделі уроку.
отглагольных прилагательных.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-сюрприз
Технология: технология контекстуального обучения
Цель: формирование навыка правильного написания причастий и отглагольных прилагательных
Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагательных», «Н-НН в суффиксах причастий»
Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами
Оборудование: карточки, грамоты
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.
Цель: повторить правила написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом
Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»? Вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.
(Запись на доске, коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН)
Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости все так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят некрашеные деревянные ложки,а золоченые и посеребренные блюда. Причем непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.
Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?
Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта
Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте.
(Раздадим карточки)
Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт.
(Объяснительный диктант)
Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»
Возьмите___________________________________________,
___________________________________________________,
Добавьте____________________________________________
И киньте в __________________________________________.
На__________________________________________________
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов_______________________________________________,
____________________________________________________.
В_________________________________________________ -
Приправа для_________________________________________.
А пара_______________________________________________
Вкусней тарелки вкусных щей.
Вы в свеклу__________________________________________
Бросайте быстро, без помех.
Ваш_________________________________________________
Отведать каждый будет рад.
Цель: проверить уровень усвоения темы
Учитель. А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдете все, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее.
Наша работа состоит из двух этапов:
Торт: сметан_ый, маслян_ый крем, запечен_ый в духовке, украшен_ый фруктами, в виде плетен_ой корзинки, пропитан_ый.
Клубника: морожен_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками, выращен_ая собствен_ыми руками, куплен_ая на ярмарке, посыпан_ая.
Молоко: обезжирен_ое, кипячен_ое, пастеризован_ое, топлен_ое в духовке, некипячен_ое.
Мороженое: клюквен_ое морожен_ое, посыпан_ое шоколадом, политое крыжовен_ым сиропом, украшен_ое заспиртован_ой вишней.
Кофе: жжен_ый, пережжен_ый, сварен_ый по-турецки, свежеприготовлен_ый, разбавлен_ый молоком, привезен_ый из-за границы.
Картофель: чищен_ый, резан_ый кубиками, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне.
Гриб: мелко резан_ый, сушен_ый, тушен_ый в сметане, смешан_ый с измельчен_ым зелен_ым луком.
Лук: резан_ый, пассирован_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой.
Капуста: шинкован_ая, тушен_ая с мясом, квашен_ая в бочке, солен_ая, приправлен_ая майонезом, посечен_ая.
Морковь: жарен_ая в топлен_ом масле, варен_ая в подсолен_ой воде,резан_ая длин_ыми полосками.
Горох: маринован_ый, свежеморожен_ый, зелен_ый, консервирован_ый, варен_ый и толчен_ый.
Курица: фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчен_ая, варен_ая в бульоне, жарен_ая, несолен_ая.
Лук: маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с петрушкой, мелкокрошен_ый, высушен_ый.
Рис: предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый, но недосолен_ый.
Томат: нарезан_ый дольками, фарширован_ый мясом, приправлен_ый майонезом, нарезан_ый, только что сорван_ый, малосолен_ый.
Кукуруза: варен_ая, консервирован_ая, жарен_ая на масле, запечен_ая на костре, посолен_ая, варен_ая в кастрюльке.
Баклажан: резан_ый кусочками, посыпан_ый рублен_ым зелен_ым луком, солен_ый, тушен_ый с морковью.
Ананас: консервирован_ый, резан_ый кубиками, облитый сметан_ым кремом, посыпан_ый дроблен_ым орехом, красиво разложен_ый.
Банан: сушен_ый, резан_ый, заправлен_ый сгущен_ым молоком, смешан_ый с лимон_ыми дольками.
Апельсин: очищен_ый, разрезан_ый, привезен_ый из-за границы, выдавлен_ый, предложен_ый на десерт, смешан_ый с мандарином.
Малина: свежеморожен_ая, посыпан_ая сахаром, варен_ая, консервирован_ая, использован_ая в качестве украшения для слоен_ого пирожен_ого.
Груша: чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым, съеден_ая.
Йогурт: обезжирен_ый, витаминизирован_ый, охлажден_ый, клюквен_ый, приготовлен_ый по особому рецепту, разрекламирован_ый.
Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера, используя ключевые слова.
Задание. Составьте рецепт, используя продукты, изображенные на ваших карточках (вовсе не обязательно использовать все).
Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполним упражнение (в целях экономии времени урока лучше предложить детям вставить буквы в распечатанные заранее тексты).
Теперь займемся мы столом.
Он полирован_ый притом.
Крахмален_ая скатерть есть.
А вязан_ых салфеток шесть.
Покрашен_ы еще вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золочен_ые,
Ложки посеребрен_ые.
И вот учен_ый попугай
Гостей зовет на каравай.
Вот бьют старин_ые часы.
У дам припудрен_ы носы.
Вот стеган_ых жилеток ряд
И туфель чищен_ых парад.
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зван_ых в гости удивлять.
Потрачен_о немало сил.
Хвален_ый суп уже остыл.
Капусты квашен_ой ведро,
Мочен_ых яблок три кило.
Свежеморожен_ый сазан,
Копчен_ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокрошен_ый банан.
Того, что съеден_о давно,
Пересчитать мне не дано.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «Одна-две Н»!
Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (Вручение грамот).
Учитель. Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные.
Заморожен_ы продукты,
Законсервирован_ы фрукты
И закуплен_ы конфеты.
Все пожарен_ы котлеты.
И расставлен_ы столы.
Будет бал у детворы.
Для нашей Татьяны
Почищен_ы бананы,
Для маленькой Аси
Порезан_ы ананасы.
А юн_ая Лара любит
Сушен_ые кальмары…
Прошел торжествен_ый обед.
Обрадован_ы все. Привет!
Порезан_ы вязан_ые салфетки.
Испуган_ая кошка затаилась у соседки.
Клеен_ые обои разорван_ы.
Парчовые шторы сорван_ы.
Полирован_ый столик поцарапан_.
Рассерженно смотрит папа.
Искусствен_ые цветы подстрижен_ы.
Мама плачет обиженно.
Гости разошлись восторжен_ые.
Хозяева остались встревожен_ые.
Фрагменты психологического анализа урока.
1. Урок проводится не ради урока, а ради ученика. |
Учитель намеренно не объявил цель урока, обратив при этом внимание учащихся на нестандартность урока (урок-сюрприз). В течение всего урока учитель пытался заинтересовать учеников необычным подходом к одной из самых сложных тем в курсе русского языка. |
2. Нужно пытаться организовать деятельность учащихся так, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся. |
Действуя ненавязчиво, но целенаправленно, учитель смог привлечь учащихся к выполнению довольно привычного упражнения (вставьте Н-НН). Эстетически продуманные и яркие карточки (изображения продуктов) содержали не менее 18 слов с изученной орфограммой. Кроме того, задания продуманы таким образом, что, даже действуя в паре (1-2 вариант), ученики не могли списывать, так как слова не повторяются. Таким образом, внешне эффектные карточки стали в то же время весьма эффективным средством проверки уровня усвоения материала. |
3. Необходимо создать условия для продуктивной работы мышления и воображения. |
Каждый современный урок русского языка должен быть основан на принципе текстоцентризма. Данный урок не стал исключением. При этом учителю удалось подобрать тексты занимательного характера и предложить для самостоятельного составления текст рецепта (то есть текст-повествование). В условиях соревнования (8 вариантов задания) и возможности работы в парах (учащиеся могли объединиться для составления текста) задание было выполнено на должном уровне. |
4. Необходимо добиваться активности и самостоятельности мышления учащихся. |
Активности и самостоятельности мышления учащихся способствовали:
|
5. Необходимо формировать устойчивый и действенный интерес к предмету и учению в целом. |
Как показывает практика, тема анализируемого урока очень трудно усваивается учащимися, поэтому нужно стараться разнообразить содержание и форму заданий, показать, насколько практически важно овладеть умениями и навыками по данной теме. Технология проведения урока-сюрприза позволяет активизировать внимание школьников и способствует повышению интереса к предмету и учению в целом. |