Урок російської мови в 7 класі "Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Про матеріал

Методична розробка уроку в повному обсязі відповідає цілям ефективного вивчення програмного матеріалу з російської мови у 7 класі. Складено відповідно до вимог сучасного уроку: застосування різноманітних форм і методів навчання, облік психологічних особливостей семикласників, характеризується чітко продуманою формою подачі навчального матеріалу. Розробка уроку легко сприймається та може допомогти у створенні власної моделі уроку.

Перегляд файлу

Тема урока: Правописание Н-НН в суффиксах причастий и

отглагольных прилагательных.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-сюрприз

Технология: технология контекстуального обучения

 

Цель: формирование навыка правильного написания причастий и отглагольных прилагательных

 

Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагательных», «Н-НН в суффиксах причастий»

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами

Оборудование: карточки, грамоты

 

ХОД УРОКА

 

  1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.

 

  1. Актуализация опорных знаний

Цель: повторить правила написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом

Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»? Вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.

 

(Запись на доске, коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН)

 

Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости все так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят некрашеные деревянные ложки,а золоченые и посеребренные блюда. Причем непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.

 

Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?

 

  1. Объяснительный диктант

Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта

Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте.

(Раздадим карточки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт.

(Объяснительный диктант)

 

Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»

 

Уникальный рецепт

 

Возьмите___________________________________________,

___________________________________________________,

Добавьте____________________________________________

И киньте в __________________________________________.

На__________________________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов_______________________________________________,

____________________________________________________.

В_________________________________________________ -

Приправа для_________________________________________.

А пара_______________________________________________

Вкусней тарелки вкусных щей.

Вы в свеклу__________________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш_________________________________________________

Отведать каждый будет рад.

 

 

 

  1. Самостоятельная работа “Моя будущая профессия - кулинар”

 

Цель: проверить уровень усвоения темы

 

Учитель. А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдете все, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее.

Наша работа состоит из двух этапов:

  1. Выясним содержимое холодильника (конверта: в конверт вложены картинки со вписанными в них словами).
  2. Составим рецепт вместе с другом.

 

Вариант №1          

 

Яблоко: Румян_ое, нарезан_ое, кубиками,мочен_ое, смешан_ое с творогом, очищен_ое.

 

Торт: сметан_ый, маслян_ый крем, запечен_ый в духовке, украшен_ый фруктами, в виде плетен_ой корзинки, пропитан_ый.

 

Клубника: морожен_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками, выращен_ая собствен_ыми руками, куплен_ая на ярмарке, посыпан_ая.

 

Вариант №2

 

Молоко: обезжирен_ое, кипячен_ое, пастеризован_ое, топлен_ое в духовке, некипячен_ое.

 

Мороженое: клюквен_ое морожен_ое, посыпан_ое шоколадом, политое крыжовен_ым сиропом, украшен_ое заспиртован_ой вишней.

 

Кофе: жжен_ый, пережжен_ый, сварен_ый по-турецки, свежеприготовлен_ый, разбавлен_ый молоком, привезен_ый из-за границы.

Вариант №3

 

Картофель: чищен_ый, резан_ый кубиками, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне.

 

Гриб: мелко резан_ый, сушен_ый, тушен_ый в сметане, смешан_ый с измельчен_ым зелен_ым луком.

 

Лук: резан_ый, пассирован_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый  кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой.

 

Вариант №4

 

Капуста: шинкован_ая,  тушен_ая с мясом, квашен_ая в бочке, солен_ая, приправлен_ая майонезом, посечен_ая.

 

Морковь: жарен_ая в топлен_ом масле, варен_ая в подсолен_ой воде,резан_ая длин_ыми полосками.

 

Горох: маринован_ый, свежеморожен_ый, зелен_ый, консервирован_ый, варен_ый и толчен_ый.

 

Вариант №5

 

Курица: фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчен_ая, варен_ая в бульоне, жарен_ая, несолен_ая.

 

Лук: маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с петрушкой, мелкокрошен_ый, высушен_ый.

 

Рис: предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый, но недосолен_ый.

 

Вариант №6

 

Томат: нарезан_ый дольками, фарширован_ый мясом, приправлен_ый майонезом, нарезан_ый, только что сорван_ый, малосолен_ый.

 

Кукуруза: варен_ая, консервирован_ая, жарен_ая на масле, запечен_ая на костре, посолен_ая, варен_ая в кастрюльке.

 

Баклажан: резан_ый кусочками, посыпан_ый рублен_ым зелен_ым луком, солен_ый, тушен_ый с морковью.

 

Вариант 7

 

Ананас: консервирован_ый, резан_ый кубиками, облитый сметан_ым кремом, посыпан_ый дроблен_ым орехом, красиво разложен_ый.

 

Банан: сушен_ый, резан_ый, заправлен_ый сгущен_ым молоком, смешан_ый  с лимон_ыми дольками.

 

Апельсин: очищен_ый, разрезан_ый, привезен_ый из-за границы, выдавлен_ый, предложен_ый на десерт, смешан_ый с мандарином.

 

Вариант №7

 

Малина: свежеморожен_ая, посыпан_ая сахаром, варен_ая, консервирован_ая, использован_ая в качестве украшения для слоен_ого пирожен_ого.

 

Груша: чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым, съеден_ая.

 

Йогурт: обезжирен_ый, витаминизирован_ый, охлажден_ый, клюквен_ый, приготовлен_ый по особому рецепту, разрекламирован_ый.

 

  1. Работа в группах (по два человека (1-2 вариант, 3-4 вариант, 5-6 вариант, 7-8 вариант)

Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера, используя ключевые слова.

Задание.  Составьте рецепт, используя продукты, изображенные на ваших карточках (вовсе не обязательно использовать все).

 

  1. Закрепление изученного.

 

Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполним упражнение (в целях экономии времени урока лучше предложить детям вставить буквы в распечатанные заранее тексты).

 

Теперь займемся мы столом.

Он полирован_ый притом.

Крахмален_ая скатерть есть.

А вязан_ых салфеток шесть.

Покрашен_ы еще вчера

Все ножки кресел и стола.

Вилки золочен_ые,

Ложки посеребрен_ые.

И вот учен_ый попугай

Гостей зовет на каравай.

Вот бьют старин_ые часы.

У дам припудрен_ы носы.

Вот стеган_ых жилеток ряд

И туфель чищен_ых парад.

Уж можно ужин подавать,

Чтоб зван_ых в гости удивлять.

Потрачен_о немало сил.

Хвален_ый суп уже остыл.

Капусты квашен_ой ведро,

Мочен_ых яблок три кило.

Свежеморожен_ый сазан,

Копчен_ый угорь и баран,

Хранившийся пять лет бальзам

И мелкокрошен_ый банан.

Того, что съеден_о давно,

Пересчитать мне не дано.

Бывает много разных тем,

Но я люблю «Одна-две Н»!

 

  1. Подведение итогов. Награждение лучших учеников.

 

Учитель. Настало время  подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (Вручение грамот).

 

 

 

  1. Домашнее задание.

 

Учитель. Дома вы поработаете с шутливым текстом  и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные.

Заморожен_ы продукты,

Законсервирован_ы фрукты

И закуплен_ы конфеты.

Все пожарен_ы котлеты.

И расставлен_ы столы.

Будет бал у детворы.

Для нашей Татьяны

Почищен_ы бананы,

Для маленькой Аси

Порезан_ы ананасы.

А юн_ая Лара любит

Сушен_ые кальмары…

Прошел торжествен_ый обед.

Обрадован_ы все. Привет!

Порезан_ы вязан_ые салфетки.

Испуган_ая кошка затаилась у соседки.

Клеен_ые обои разорван_ы.

Парчовые шторы сорван_ы.

Полирован_ый столик поцарапан_.

Рассерженно смотрит папа.

Искусствен_ые цветы подстрижен_ы.

Мама плачет обиженно.

Гости  разошлись восторжен_ые.

Хозяева остались встревожен_ые.

 

 

Фрагменты психологического анализа урока.

 

1. Урок проводится не ради урока, а ради ученика.

Учитель намеренно не объявил цель урока, обратив при этом внимание учащихся на нестандартность урока (урок-сюрприз). В течение всего урока  учитель пытался заинтересовать учеников необычным подходом к одной из самых сложных тем в курсе русского языка.

2. Нужно пытаться организовать деятельность учащихся так, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся.

Действуя ненавязчиво, но целенаправленно, учитель смог привлечь учащихся к выполнению довольно привычного упражнения (вставьте Н-НН). Эстетически продуманные и яркие карточки (изображения продуктов) содержали не менее 18 слов с изученной орфограммой. Кроме того, задания продуманы таким образом, что, даже действуя в паре (1-2 вариант), ученики не могли списывать, так как слова не повторяются. Таким образом, внешне эффектные карточки стали в то же время весьма эффективным средством проверки уровня усвоения материала.

3. Необходимо создать условия для продуктивной работы мышления и воображения.

Каждый современный урок русского языка должен быть основан на принципе текстоцентризма. Данный урок не стал исключением. При этом учителю удалось подобрать тексты занимательного характера и предложить для самостоятельного составления текст рецепта (то есть текст-повествование). В условиях соревнования (8 вариантов задания) и возможности работы в парах (учащиеся могли объединиться для составления текста) задание было выполнено на должном уровне.

4. Необходимо добиваться активности и самостоятельности мышления учащихся.

Активности и самостоятельности мышления учащихся способствовали:

  • система вопросов и заданий;
  • создание проблемной ситуации;
  • организация индивидуальной, парной и коллективной работы;
  • использование элементов контекстуальной технологии, предпологающей моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

5. Необходимо формировать устойчивый и действенный интерес к предмету и учению в целом.

Как показывает практика, тема анализируемого урока очень трудно усваивается учащимися, поэтому нужно стараться разнообразить содержание и форму заданий, показать, насколько практически важно овладеть  умениями и навыками по данной теме. Технология проведения урока-сюрприза позволяет активизировать внимание школьников и способствует повышению интереса к предмету и учению в целом.

 

 

 

doc
Додано
9 грудня 2018
Переглядів
168
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку