Конспект урока. Карпенко О.Н., учитель русского язка ОШ №
Тема: «Спешите делать добро» 6 – 7 класс
Цель урока: Развивать коммуникативные навыки, аргументировать и
отстаивать сою точку зрения; развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление; умение анализировать материал, обобщать, делать выводы (с опором на лоцию); расширить представление детей о добре и зле; помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру;
Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
Карпенко О.Н., учитель русского язика ОШ № 45 г.Мариуполь
Тема: «Спешите делать добро» 6 – 7 класс
Цель урока: Развивать коммуникативные навыки, аргументировать и
отстаивать сою точку зрения; развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление; умение анализировать материал, обобщать, делать выводы (с опором на лоцию); расширить представление детей о добре и зле; помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру;
Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
Тип урока: урок развития речи, урок коррекции знаний и навыков.
Метод: проблемно – эвристический.
Оборудование: лоция, словарь Ожегова, этимологический словарь, рисунки, плакаты « Добро – это…», «Зло – это…».
Эпиграф: «Чтобы поверить в добро,
надо начать делать его».
Л. Н. Толстой
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Притча о добре и зле
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор.
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее я», - сказало зло.
Кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю.
Земные блага подарю.
Машины, деньги, мощь и власть.
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть,
Но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша.
Для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю.
Зато я душу сохраню.
Друзей, родных, детей и дом.
И много счастья в доме том.
Не знаю, что еще сказать.
Остаться с кем, самим решать.»
Добро и зло с далеких пор
Не оставляют этот спор.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
( О добре и зле).
ІІІ. Проверка домашнего задания.
Цитаты о добре и зле.
А) «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»
(В.Ключевский)
Б) «Добро есть высшая цель нашей жизни»
(Л. Н. Толстой)
В) «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет»
(Т. Руставели)
Г) «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред»
(Монтень)
- Как соотносится смысл этих высказываний с эпиграфом нашего урока?
ІV. Работа над темой.
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, греховность, святость.
Задание группе № 1 – пользуясь словарем Ожегова, дать определение слову «Добро».
Задание группе № 2 – дать определение слову «Зло».
Задание группе №3 – собрать пословицу из двух частей
(объяснить смысл пословиц)
1 |
Доброе слово человеку |
Как дождь в засуху |
2 |
Не одежда красит человека, |
а его добрые дела |
3 |
Доброго человека |
дела славят |
4 |
Добра желаешь, |
добро и делай |
5 |
Добро наживай, |
А худо изживай |
6 |
Доброе слово |
Лучше мягкого пирога |
Записать в тетрадь:
«Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу».
«Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру».
- А с чем у вас ассоциируется «добро», «зло»?
Сегодня на уроке мы рассмотрим такие важные понятия – добро и зло. Докажем, что добро – это нравственная высшая ценность. Рассмотрим, что такое зло и каковы личины зла. В этом нам поможет ЛОЦИЯ.
3. Работа над ЛОЦИЕЙ
ДОБРО |
ЗЛО |
Любовь Милосердие Созидание Жертвенность Сострадание Забота Чуткость |
Ненависть Равнодушие Разрушение Поиск жертвы Зависть Злость Безумие |
|
|
Добро Благо Благодеяние Благотворение |
Зло Ужас Лихо Коварство |
|
|
«Добро есть высшая цель нашей жизни» Л. Толстой |
«Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет» Ш. Руставели |
СОЗИДАНИЕ Самоуничтожение
Моральное совершенствование Деградация человека, соблазн к
человека, спасение его души совершению греха
- Что значит быть добрым, милосердным?
- Ждет ли милосердный человек благодарности от тех, кому помогает?
- Каких людей в нашей жизни больше? (Сообщение)
-Мать Тереза
Агнес Гонджа Бояджиу родилась в Югославии. В 18 лет вступила в монашеский орден «ирландские сестры Лорето». В 1931г. Приняла постриг и взяла имя Тереза. Помогала бедным и обездоленным в Индии. Содействовала созданию школ, приютов, больниц для бедных и тяжело больных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Считала себя «гражданкой мира». Оказала помощь 250000 детям в мире. Деятельность монашеской общины, что основала мать – Тереза, переступила границы Индии. В настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии действуют в районах стихийных бедствий. В 1979г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человеку». Умерла в 1997г. в возрасте 87 лет. В 2003г. была причислена к лику блаженных Католической церковью.
Мать Тереза говорила:
- Почему Мать Тереза все это делала?
- Что ей двигало?
- Можно ли творить добро, не требуя ничего взамен?
- Можно ли четко разграничить добро и зло?
- Прослушайте притчу «В больнице» и скажите, что привело одного из героев к совершению греха (злость и зависть).
Притча «В больнице»
В больнице в одной палате лежат 2 тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
- Что там видно в окно? – спросил как-то тот, кто был у двери.
-О! – оживился первый. Я вижу небо, облака, вдалеке озеро и лес.
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. А его соседа мучила злоба «Это несправедливо, что его уложили у окна, а не меня». Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил. Сосед наблюдал за ним. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
Через некоторое время первый затих, он умер. Когда его унесли, сосед попросил, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу. Вдруг она услышала: «Как же так? Это окно выходит на глухую стенку! Тот, кто умер, рассказывал мне, что видел озеро, лес. Как он мог все это видеть?»
Медсестра печально улыбнулась:
- Он вообще ничего не мог видеть, он был слепым.
Оцените поступки двух героев.
- Что нужно для того, чтобы совесть не мучила?
- Творить добро можно не только делом, но и словом. Вы согласны?
(Мы не задумываемся над обидными словами, произнесёнными сгоряча. Всего-навсего нужно попросить вовремя прощение)
- Как можно изобразить добро и зло?
(работа в группах).
Презентация и защита рисунков.
- Как вы понимаете слова Ш.Руставели:
«Лишь добро одно бессмертно,зло подолгу не живёт».
- О каком проявлении зла можно сказать, прослушав сообщение о теракте в г. Беслане?
Теракт в г. Беслане.
1 сентября 2004 года террористы захватили школу в г. Беслане. 2 дня они удерживали 1100 заложников. 334 человека были убиты, из них 186 детей. Бойцы из отрядов «Альфа» и «Вымпел» пожертвовали своими жизнями ради спасения детей: 10 из них погибли. 3 сентября 2005 года на мемориальном кладбище «Город ангелов», где были похоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».
(Это разрушение, безумие. Все это принесло горе и страдание людям. Это самое страшное зло в человеческой жизни).
Трагедия В Беслане в сентябре 2004года показала яркие примеры самопожертвования во имя другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74- летний учитель физ-ры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали тысячи людей, сдавали кровь, перечисляли деньги.
Теракты, наводнения, землетрясения – это аварийные ситуации.
А нужно ли милосердие в повседневной жизни?
(Да, это помощь пожилым, больным, бедным людям. Для них очень важно сострадание, участие).
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
-Какие эмоции можно считать злыми?
- Всегда ли зло является соблазном к совершению греха?
(Зло разрушает, создает тревогу, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство. Зло удаляет людей от добра, ведет к совершению греха).
- Можно ли быть счастливым, когда вокруг тебя другие несчастны?
(Добро должно способствовать улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека. Причем когда мы говорим об улучшении жизни, то имеем в виду всех и каждого человека, потому что нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны)
-В чем смысл эпиграфа к нашему уроку?
(Когда мы говорим о доброте, то имеем в виду, что люди готовы прийти на помощь друг другу и делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по убеждению).
-Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро?
(Ответы уч-ся по группам).
Пользуясь лоцией, составьте синквейн (в группах)
Добро
Светлое, милое
Побеждает, учит, спасает
Добро всегда побеждает зло.
Жизнь
Зло
Черное, злое
Разрушает, ненавидит, завидует
Зло приводит к деградации человека
Грех
V. Работа с памяткой. «Как стать добрым человеком»
1. Любите окружающих вас людей.
2. Научитесь прощать обиды.
3. Учитесь добру у добрых!
4. Старайтесь прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняя зла, добрей становишься.
Работа в группах
(учащиеся составляют свою памятку).
Рефлексия. Подведение итогов урока
-Над чем вам пришлось задуматься сегодня на уроке?
-Почему важно бороться со злом?
-К чему же приводит добро?(К созиданию чего-либо).А зло?(К уничтожению).
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Спешите делать добро»