Розробка уроку з російської мови в 7 класі з теми "Деепричастие. Выразительные функции деепричастия в речи" допоможе вчителю узагальнити знання та вміння учнів з теми, розвивати в учнів творчі здібності, виховувати почуття прекрасного через спілкування з творами мистецтва. Матеріал буде корисним для використання на уроках російської мови та факультативних заняттях. Розробка включає конспект уроку, лист учня та презентацію до уроку
«Деепричастие. Выразительная функция деепричастий в речи» Цели урока: Дидактические: обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах, отработать умение правильно использовать деепричастия в речи, находить и исправлять грамматические ошибки.
Развивающие: развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного посредством общения с произведениями искусства.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, рабочие листы учеников.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Здравствуйте, ребята. Какой сегодня чудесный день, солнечный, радостный. Послушайте, какое стихотворение, созвучное нашему дню, я хочу вам прочитать.
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости, Вернее, по стольку разлито, Кто сколько способен взять.
У одного человека – поменьше, У другого – гораздо больше, А у некоторых – очень много.
Спит, затаившись до времени …
В. Солоухин.
- Я знаю, что в каждом из вас есть капелька солнца. А если мы вместе, тогда солнечного света и тепла становится намного больше, тогда мы с вами многое можем совершить. Давайте возьмем эти слова эпиграфом к нашему уроку.
- «Лингвистическая разминка», «найди лишнее слово»
А) любоваться, гулять, восхищаясь, гордиться;
Б) быстро, весело, хорошо, любуясь;
В) говорил, гуляя, улыбался, радовался;
Г) основательно, красиво, современно, воплотив.
- Какую часть речи мы изучаем? Сформулируйте тему урока.
- Что мы должны знать по теме? Что мы должны уметь по теме? Сформулируйте цели нашего урока.
III. Тренировочные упражнения 1. Заполнить «слепую» таблицу
ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
||||
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
|||
Глагол |
|
Член предложения |
Обособляется |
|
1. |
Не изменяется |
|
|
|
2. |
||||
3. |
сов. |
|||
несов. |
Проверка выполненного задания. Дайте определение деепричастия. Назовите признаки частей речи. Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида?
2. Грамматическая игра «Кто быстрее?»
Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант – деепричастия несовершенного вида; 2 вариант – деепричастия совершенного вида. Выделите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия. Объясните правописание слов и постановку ударения в последнем слове. Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его. В каких ещё деепричастиях следует запомнить постановку ударения? (Ржавея, черпая).
глагол несов. вида |
дееприч. несов. вида |
|
глагол сов. вида |
дееприч. сов. вида |
распол..гают |
распол..гая |
|
распол..жить |
распол..жив |
зам..рают |
зам..рая |
|
зам..реть |
зам..рев |
к..саются |
к..саясь |
|
к..снуться |
к..снувшись |
балУются |
балУясь |
|
баловАться |
баловАвшись |
3. Определение значений деепричастий в речи. Найти одиночные деепричастия и деепричастные обороты, объяснить постановку знаков препинания, графически выделить.
А) Ряд 1 Ряд 2
И ночь тянулась без конца... Стеклянный, редкий и ядреный,
Порой, дремотой обвевая. С веселым шорохом спеша, Шумела тише вьюга злая, Промчался дождь, и лес зеленый Шуршала снегом у крыльца. Затих, прохладою дыша.
Ряд 3
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
Б) Дописать предложения, вставив подходящие по смыслу деепричастия или деепричастные обороты. Расставить знаки препинания.
Быстро мчится поезд ______________________________________________
Дует холодный зимний ветер сердито ________________________________ Высоко в небе вьется жаворонок_____________________________________ Пошел дождь ____________________________________________ по крыше.
В) Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности высказывания. Но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте попробуем исправить ошибки в употреблении деепричастий и объяснить, в чём они заключаются. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их.
Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
У воды растут, наклоняясь к ней, ивы.
Ожидая победу, ее охватило волнение.
Увидев отца, Сережа заулыбался.
Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
4. Заменить фразеологические обороты наречиями.
Сломя голову (быстро), спустя рукава (плохо), глазом не моргнув (быстро), засучив рукава (добросовестно), очертя голову (необдуманно), повесив нос (грустно), не покладая рук (усердно), раскрыв рот (удивленно).
5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз
Рука – вперёд, на среднем пальце – взгляд, И так до четырёх считаю.
Теперь я руку в сторону переведу, но так, Что головою не верчу и не качаю.
Лишь за рукою движется мой взгляд по всей горизонтали, Глазам ведь нужно отдохнуть, они чуть-чуть устали!
6. Орфографический практикум. Записать словосочетания с НЕ слитно или раздельно. Учащиеся выполняют работу фронтально, вслух объясняя условия написания.
(Не)слыша музыки, преследовали (не)удачи, (не)ощущая холода, (не)годуя на людей, (не)утешительные вести, (не) забывая ничего, (не)истовствуя, (не)сбывшиеся мечты, (не)дающие тепла, (не)поправимая беда, (не)успокоившись до вечера.
7. Эссе «Ангелы радости». Деепричастие кажется очень «строгой» частью речи, но используя их, мы можем создать проникновенные тексты, рассказать о собственных чувствах. Посмотрите, какие чудесные ангелы радости, послушайте, какое эссе можно написать по этой картинке.
Если тоска и скука своими липкими путами оплетают сердце и ум человека, жизнь кажется унылой и скучной. Но светлые ангелы радости, прилетая к нам на помощь, могут все исправить. Играя на чудесных флейте и скрипке, разгоняя своей мелодией радости любую тоску и скуку, эти маленькие создания делают жизнь людей счастливее.
Попробуйте самостоятельно составить эссе «Ангел солнечного дня».
IV. Подведение итогов урока. 1. Добавьте пропущенные слова, обобщив изученное на уроке.
... себя называю,
... действие обозначаю,
На вопрос... отвечаю, ... и ... вида бываю, ... поясняю.
Чтобы от глагола меня образовать, надо ... взять.
2. Самооценка знаний по теме. Учитель предлагает самостоятельно оценить знания по теме и выставить оценку, учитывая ошибки, допущенне учеником в ходе урока.
3. Рефлексия. Давайте вернёмся к словам С.Солоухина, которые прозвучали в начале нашего урока. Скажите, сколько солнца вы смогли взять сегодня на уроке? Поделитесь своим мнением.
V. Домашнее задание. Написать лингвистическое сочинение «Это удивительное деепричастие»
Лист ученика
Дата _____________________ Фамилия________________________________
Тема: ___________________________________________________________________________________
I. Лингвистическая разминка. «Найди лишнее слово»
а) __________________________________ б) ____________________________________
в) __________________________________ г) ____________________________________
II. Обобщение и закрепление
1. Заполните «слепую» таблицу, вставив подходящий грамматический признак.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
||||
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
|||
Глагол
|
@ |
Член предложения |
Обособляется |
|
1.@
|
Не изменяется |
@ |
@ |
|
2.@
|
||||
3. Вид |
@ |
|||
@ |
Для справки: Деепричастие произошло от двух слов: дее (от слова деяти в значении делать ) + причастие (сравни, причастность). Термин был введён в грамматику Милентием Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
2. Грамматическая игра «Кто быстрее?»
Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант – деепричастия несовершенного вида; 2 вариант – деепричастия совершенного вида. Выделите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия. Объясните правописание слов и постановку ударения в последнем слове. Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его.
I вариант II вариант
глагол несов. вида |
дееприч. несов. вида |
|
глагол сов.вида |
дееприч. сов.вида |
распол..гают |
|
|
распол..жить |
|
зам..рают |
|
|
зам..реть |
|
к..саются |
|
|
к..снуться |
|
балуются |
|
|
набаловаться |
|
3. Определение значений деепричастий в речи. Найти одиночные деепричастия и деепричастные обороты, объяснить постановку знаков препинания, графически выделить.
А) Ряд 1
И ночь тянулась без конца... Порой, дремотой обвевая, Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Ряд 3
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
Ряд 2
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый Затих, прохладою дыша.
И хутора, и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
Б) Дописать предложения, вставив подходящие по смыслу деепричастия или деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.
Быстро мчится поезд __________________________________________________________
Дует холодный зимний ветер сердито ____________________________________________ Высоко в небе вьется жаворонок________________________________________________ Пошел дождь _______________________________________________________ по крыше. В) Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их (образуйте сложное предложение, уберите лишние слова, исправьте формы слова). Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
У воды растут, наклонясь к ней, ивы.
Ожидая победу, ее охватило волнение.
Увидев отца, Сережа заулыбался.
Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
Для справки: Глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действие сказуемого; правильно построено предложение, в котором действие выполняет одно лицо. Правильно:
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Заменить фразеологические обороты синонимичными наречиями.
Сломя голову _______________, спустя рукава _______________, глазом не моргнув
_____________, засучив рукава ___________________, очертя голову
________________________, повесив нос ___________________, не покладая рук ___________________, раскрыв рот _______________________.
5. Орфографический практикум. Записать словосочетания с НЕ слитно или раздельно. Для справки: чтобы правильно написать, сначала определи часть речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие, деепричастие), вспомни правила написания, при необходимости пользуйся опорным конспектом или учебником. (Не)слыша музыки, преследовали (не)удачи, (не)ощущая холода, (не)годуя на людей, (не)утешительные вести, (не) забывая ничего, (не)истовствуя, (не)сбывшиеся мечты, (не)дающие тепла, (не)поправимая беда, (не)успокоившись до вечера.
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ____________________________________
6. Составить эссе «Ангел солнечного дня»
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________ _________
Самооценка. За работу на уроке я ставлю себе отметку _________, потому что
____________________
________________________________________________________________________________ _________
Оценка учителя _____________________________________