№ 1
Спишите,вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите разряд каждого местоимения,определите род,число,падеж. Укажите побудительное предложение.
Самое больш.е счастье для отца и мат.ри – твоя чес.ная жизнь,труд.любие,а в школьные годы усердие в учени. .
Дорожи честью семьи. Знай,что твоя семья – это не только отец и мать.
Это и вы,дети. Это твое поведение,твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми,но для мат.ри и отца малейшая капелька лжи – если только они дорожат собстве.ой честью – это больш.е /не/ счастье.
№ 2
Подберите к каждому устойчивому сочетанию,содержащему возвратное местоимение
Для справок: Добиться полного самообладания; не в себя , сочетания слов из данных ниже.
Не по себе; ставить себя на место; превзойти самого себя; взять себя в руки.
обычном для себя состоянии; сделать что-нибудь лучше,чем можно было ожидать; становиться в положение кого-либо.
№ 3
Запишите предложения. Укажите относительные местоимения, определите падеж /число,род,если есть/.
Кто записывает, тот читает дважды. Жалок тот, в ком совесть не чиста. Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага человека.
Тот только солнце любит смело…
В ком чувство жизни вечно ново,
Кто речи хитро не двоит,
Чья мысль ясна, чье прямо слово,
Чей дух свободен и открыт.
/К. Аксаков/
№ 4
Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите местоимения. Укажите разряд каждого из них.
Весь мир одевает, сама нагиш.м. /Не/ портной, а всю жизнь с иглами ход.т. Скоро ест, мелко жует, сама /не/ с.ест, другим /не/ дает.
№ 5
Спишите, вставляя нужные местоимения и буквы. Подчеркните выделенные как члены предложения.
Пройдя шагов сто, я увидел около десятка ворон. - - сидели на ветвях деревьев и перекл.кались между - - . Из этого Гобули вывел два заключения: первое – что-то привлекл. их сюда; второе – это что-то находил.сь поблизости. А Миону добавил еще третье заключение: здесь, кроме ворон, был еще кто-то, которого птиц. боялись и, по-видимому, ждали, когда он уйдет.
№ 6
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
/Ни/чего я /не/боюсь но /ни/ /с/ кем и /не/ бранюсь. Тому /не/ чего боят.ся, кого /не/страшат.ся. И то быва.т что /ни/чего /не/убывает.Тот /не/ ош.бается,кто /ни/ чего /не/ делает. Когда густо, когда пусто, когда нет /ни/ чего. Р.диться – р.дился а /ни/ /к/ чему /не/ пригодился. За все брат.ся - /ни/ чего /не/ сделать. Не стыдно м.лчать, коли /не/ чего ск.зать. /Ни/ кому в науку пути не закрыты.
№ 7
Запишите исправленный вариант формулировки вопросов. Подчеркните местоимения.
Чего ты делаешь? Сколько время? Сколько много книг ты прочитал за лето?
№ 8
Составьте текст по данным ниже словам. Подчеркните местоимения.
Я вышел на балкон /на улицу, во двор, в поле/, и вот что я увидел./Передо мной/ … .Справа /от/ меня ... . Слева /от/ меня … . /Надо/ мной … . /Подо/ мной … .
№ 9
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите предложение с обращением.
В записк. крупно син.м карандаш.м было написано: «Девочка, н.кого дома /не/ бойся. Все в порядке. И н.кто от меня н.чего /не/ узнает.» Непод.леку от Тимура сидела Женя и наст.роенно пр.слушивал.сь /ко/ всему, что происходит на совещани. этого н.кому не извес.ного штаба. Ступай. Ты смешон. Ты н.кому /не/ страшен и /не/ нужен.
№ 10
Прочитайте. Озаглавьте текст. Укажите средства связи между предложениями. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте местоимения как члены предложения.
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник /не/ может пройти мимо, чтобы /не/ остановиться /не/ припасть к хрустальной студеной воде. Родник /не/ остается /не/ замеченным нигде ни в людских ни в глухой тайге. К нему всегда есть тропа. Он нужен не только людям но и зверям.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками селились вокруг них сохраняли и обустраивали источники. В маловодных местах, где нет поверхностных вод, родники вообще были единственными источниками утоления жажды оазисами прохлады центрами сближения людей.
№ 11
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
/Кое/ /о/ ком подумать, /кто/ нибудь /с,з/ делает, /кое/ /о/ чем пор.змыслить, п.звать кого /либо/, к кому /то/ уехать, что /либо/ приве.ти, /кое/ /в/ чем /не/ согл.ситься, /кое/ кого ра.спросить, чего /то/ /не/ хватает, /кое/ кем зам.нить, /кое/ /в/ чем прот.воречит, кому /нибудь/ поручить.
№ 12
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните выделенныя местоимения как члены предложения.
Так мне еще удастся поживит/?/ся сырком, иль косточкой, иль чем/нибудь/ ? К кому /то/ пр.несли от мастера Ларец. В механик. и я чего/нибудь/ да стою. Так это был твой брат и, словом, кто/нибудь/ из вашего же роду. Так вид.шь ли, мой друг, чего/то/ нет на свет.! Уж я /кой/ что посеял, пос.дил. Какой /то/ молодец купил огромный дом. Идет он в лес толкнут/?/ся у соседей, чтоб с кем/нибудь/ зн.комство свесть.
№ 13
Запишите отрицательные ответы на вопросы, обозначьте падеж местоимений.
Образец. Чем забить гвозди? – Нечем забить гвозди.
Есть ли у вас какие-нибудь новости? К кому нам обратит.ся за помощью? О чем тут спорить? Для чего тебе брать ружье? С кем мне посоветоват.ся? О чем вам беспокоит.ся?
№ 14
Запишите отрицательные местоимения, составив их из данных ниже слов.
Не, кого, у; ни, кого, у; ни,кто; не,чем,с; не, чем; ни, чем, с; ни, чем; ни, к, кому; ни, кому; не, кому,к; не, чему; ни, чем, о; не, чем, о; ни, чем, перед; не, чего, с; ни,чего, с; ни, чего; ни, что; не, что; не,кто; ни, кто.
№ 15
Образец. Некто
Кто, что, который, несколько.
Образец. Кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
Кто,что, какой, который, чей, сколько.
№ 16
Поставьте вопросы к выделенным в тексте словам. Помните: при
местоимении что сказуемое – глагол прошедшего времени ставится в
среднем роде единственного числа. Например: Что случилось? - Беда.
Разберите первые 2 предложения по членам. Найдите количественное числительное.
Весна долго не открывалась. Последние две недели стояла ясная, морозная погода. Потом вдруг понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь.
№ 17
Озаглавьте текст. Выпишите слосочетания с местоимениями, а также сочетания слов, где местоимения выступают в роли подлежащего.
Писал Гайдар совсем не так, как обычно пишут все писатели. Сначала он как бы рассказывал себе вслух свою книгу.
Каждое утро Гайдар выходил в заглохший деревенский сад, ходил по заросшим дорожкам и что-то бормотал про себя, фразу за фразой. Так он сначала как бы выговаривал книгу, а потом записывал ее спокойно и быстро. Затем он рисовал на рукописи красноармейскую звезду. Это значило, что книга окончена. Так он написал «Судьбу барабанщика».
№ 18
Поставьте недостающие знаки препинания. При однородных членах предложения могут употребляться местоимения все, это, никто, ничто. Подчеркните эти местоимения, если они имеют обобщающее значение. Обратите внимание на двоеточие и тире при обобщающих словах.
Все пахло: кусты акаци. листья с.рени и листья см.родины лопухи цветы трава земля. Журавли скв.рцы ж.воронки гуси утки – все они с первым дыханием весны возвр.щаются на свою родину. Н.что: ни холод ни стужа ни голод - /не/ может ост.новить птиц. Ж.воронка с.ловья пен.чку - /ни/ кого из них вы /не/ увидите днем. Они проб.раются на родину ночью.
№ 19
Спишите пословицы и крылатые выражения. Местоимения подчеркните как члены предложения. Укажите разряд каждого из них.
Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. /Л. Толстой/ Знания добывай своими силами. /В. Сухомлинский/ Кто за правду стоит смело, тот совершит свое дело. /Пословица/ Не слушай никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. /Л. Толстой/ То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. /Н. Некрасов,
№ 20
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. Какими членами предложения они являются?
Я услыхал сегодня первый гром –
Он в полдень пр.гремел из тучки малой;
А через час цветок гвоздики алой
Уж р.спустился в цветнике моем
И весело кивал мне головою,
Обрызганный весь влагой дождевою.
/А. Голенищев-Кутузов/
№ 21
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и ставя недостающие запятые. Какие местоимения показывают, что мальчику неизвестен виновник ночного проишествия? К какому разряду относятся эти местоимения?
Но вот Гек пр.слушался. За окном ему почудился стук. Это был даже не стук а скрип снега под чьими/то/ тяжелыми ногами. Так и есть! Вот во тьме что/то/ тяжело вздохнуло зашевелилось заворочалось.
/А. Гайдар/
№ 22
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните отрицательные местоимения.
Жил на свете Джонни. Весело живется,
Знаете его? /Не/ чего сказать!
Не было у Джонни
Ровно /н./чего!
/Не/ чего покушать,
/Не/ чего надеть,
/Не/ /к/ чему стремит.ся,
/Не/ /о/ чем жалеть,
/Не/ чего боят.ся,
/Не/чего терять,
№ 23
Вставьте местоимения сам и самый в нужной форме. Поставьте в этих местоимениях ударения. Обозначьте их падеж. В скобках укажите начальную форму. Подчеркните местоимения как члены предложения.
Никогда – не вырывай гриб из земли с корнем и не позволяй делать этого другим.
Ученые говорят, что гуще всего сплетаются подземные нити возле – кончика ножки гриба. Если же ты среж.шь ножиком гриб под – корень, на уровне земли, ни одна подземная нить /не/ будет затронута. И снова на том же – месте будут родит/?/ся грибы. Твоя же забота – запомнить этот лесной тайнич.к да наведыват/?/ся – сюда после теплого дождика.
№ 24
Выпишите местоимения. Подумайте, что «переняло» местоимение у прилагательного?
Ветер листал страницы раскрытой книги. Он давно собирался пополнить свое образование.
- Будьте любезны, - обратился он к первому попавшемуся слову. – Как бы мне повидать самое главное слово этой книги?
- Оно здесь. Но прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. Я – заместитель Существительного, его личное Местоимение.
- Видите ли, - начал Ветер не очень уверенно, -я хотел бы познакомиться с Существительным.
- Я смогу удовлетворить вашу любезность, - сказало Местоимение. – Я
сумел кое-что у него перенять.
- Что же вы у него переняли? – спросил Ветер.
- Довольно много. Например, число, род, падеж. А что касается содержания, то оно у Существительного все же ярче выражено.
/Ф. Кривин/
№ 25
Перепишите текст. Числительное 150 запишите одним словом. Подчеркните местоимения.
Сладкое слово.
Клен. Во всем мире известно около 150 его видов. Кленовые посадки украшают парки, города и дороги. Они защищают от жары, очищают воздух от вредных примесей. Среди них есть и необычное дерево. Это сахарный клен. Растет он на самой большой в Канаде плантации – в Квебеке. Одно такое дерево дает 3 - 4 килограмма сахара в сезон. А если таких деревьев несколько сотен! Сколько ценного продукта можно получить тогда? Около 4 тысяч тонн сахара в сезон получают с одной плантации в Канаде.
№ 26
Замените указательные и определительные местоимения противоположными по смыслу отрицательными местоимениями и наоборот.
Образец: Все кричат – никто не кричит. Ничего не видит – все видит.
Я в этом разобрался. Ничем его не удивишь. Ты такие игры люб.шь. Мы от этого отказыва.мся. Вы, по-видимому,этим интересу.тесь? Он при таких трудностях растерялся. Это останов.т нас попути к цели. Я ничего ему не говорил. Его такими разговорами не успоко.шь.
№ 27
Запишите исправленные варианты предложений. Подчеркните неопределенные местоимения.
Я хочу сказать ваам кой-чего. Я принес вам чего-то. Чего-нибудь придумаем. Кто-то из женщин вошла сюда.
№ 28
Переведите предложения на русский язык. Как вы запишите по-русски украинское местоимение їхній?
Справді, і маленька Оля , і всі діти знали, що в їхньому місті, особливо влітку, дуже багато туристів. Як були здивовані усі чоловічки, коли в їхньому володінні з’явилася дівчинка. Аж ось і той величезний будинок, якого нещодавно зводив їхній хазяїн.
№ 29
Запишите местоимение он с предлогами с, на, в, за, под, над и местоимение я с предлогами к, с, о .Какие изменения произошли в первом случае в местоимении, во втором – в предлогах? Составьте 6 предложений с полученными сочетаниями слов. Обозначьте падеж каждого местоимения.
№ 30
Спишите. Подчеркните местоимения. Определите разряд каждого из них. Выделите в словах окончания.
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
/А. Твардовский/
№ 31
Прочитайте текст. Какое местоимение слишком часто повторяется? В каких предложениях можно без ущерба для смысла опустить это местоимение? Составьте схему одного из предложений с прямой речью.
Вот я вам сейчас расскажу, как это все было.
Сижу я дома и делаю уроки. Я учусь во вторую смену, и уроки я всегда делаю утром. Сижу я и решаю задачу.
Только я начал писать, вдруг звонок. А кроме меня, в квартире никого нет. Я подхожу к дверям и спрашиваю: «Кто там?» И вдруг я слышу голос: «Это я, Витя, открой».
Ну. думаю я, теперь все, пропал я. Это пришел наш управдом. Кто-то ему, наверное, про вчерашний случай рассказал! Как мы стекло в котельной вчера разбили. Вообще, это не мы разбили, это я разбил, но я говорю «мы», потому что папа всегда говорит: «Витя, только от тебя и слышишь – «я», «я», «я», а кроме «я», есть еще и «мы».
№ 32
Прочитайте, озаглавьте текст, выпишите местоимения и укажите их разряд.
У Сусанны Георгиевской много читателей. В своих книгах писательница нет-нет, да и вспомнит войну, рассказывает о ней.
Однажды писательница беседовала в школе с юными читателями, и кто-то спросил:
- Сусанна Михайловна, а вы разве на войне были?
- Была.
- Кем?
- Бойцом.
- Да ну?
Я понимаю удивление спрашивающего. Глядя на писательницу – маленькую, хрупкую, иногда по-детски робкую, иногда по-детски дерзкую – трудно себе представить ее в блиндаже или окопе. Ну что такой делать на фронте! А ведь была. Воевала. Да еще как! Я сам тому свидетель.
Представьте себе суровые годы войны, суровое Заполярье, жестокие бои кораблей Северного флота с фашистскими кораблями на просторах Баренцевого моря. И вот в самое тяжелое время появляется вдруг на базе Северного флота матрос. Матрос как матрос – шинель, ушанка, кирзовые сапоги. Только уж очень он какой-то узкоплечий, этот матрос, очень уж какого-то маленького роста. И сапоги явно не по размеру, и ушанка что-то все время сползает на затылок, а из-под ушанки длинные волнистые волосы выбиваются. Пригляделись – батюшки, да ведь это девушка!
Так в качестве рядового бойца появилась писательница Георгиевская на Северном флоте. Она сама попросилась на фронт. Добровольцем. Моряки – народ зубастый. Прозвали у нас военнослужащую Георгиевскую «карманным матросом».
Однако «карманный матрос», как оказалось, воевал не хуже самых рослых. На совесть воевал. Начав войну в Заполярье, писательница Георгиевская закончила войну в Берлине. Вернулась она домой с орденом Отечественной войны, с медалью «За отвагу» и еще со многими другими медалями.
/Г. Новгородский/
№ 33
Проитайте стихотворение. Вставьте буквы на месте пропусков. Местоимения подчеркните как члены предложения. Определите разряд каждого из них. Какое из выделенных местоимений употреблено в значении притяжательного? Сделайте полный разбор первых 5 местоимений как части речи. Найдите прилагательные в сравнительной степени. Укажите способ их образования.
Я помню руки мат.ри моей,
Хоть нет ее, давно уж нет на свете.
Я рук /не/ знал нежне. и добрей,
Чем ж.сткие, мозолистые эти.
Я помню руки мат.ри моей,
Что ут.рали слезы мне когда-то,
В пригоршнях пр.носили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки мат.ри моей,
Суровой ласки ре.кие мгновенья.
Я становился лу.ше и сильней
От каждого ее прик.сновенья.
Я помню руки мат.ри моей,
Широкие, шершавые ладони.
Они – что ковш. Приникни к ним и пей,
И /не/ сыскать источника бездо…ей.
Я помню руки мат.ри моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки мат.рей,
Святе. вас нет /ни/ чего на свете!»
/Н. Рыленков/
№ 34
Прочитайте текст, заменяя местоимения 1 лица подходящими по смыслу именами существительными и местоимениями 3 лица. Перескажите текст от лица Алеши Пешкова.Определите выделенные местоимения как члены предложения. На какие 2 части можно разбить отрывок? В какой части рассказа преимущественно используются глаголы совершенного вида, а в какой – несовершенного вида? Почему?
Почти каждый день во дворе, от полудня до вечера, играли трое мальчиков, одинаково одетые в серые курточки и штаны, в одинаковых шапочках, круглолицые, сероглазые, похожие друг на друга до того, что я различал их только по росту. Я наблюдал за ними из щели забора, они не замечали меня, а мне хотелось, чтобы заметили. Они никогда не ругались друг с другом, не обманывали один другого, и все трое были очень ловки, сильны, неутомимы.
Однажды я влез на дерево и свистнул им,- они остановились там, где их застал свист, потом сошлись не торопясь и, поглядывая на меня, стали о чем-то тихонько совещаться. Я подумал, что они станут швырять в меня камнями, спустился на землю, набрал камней в карманы, за пазуху и снова влез на дерево, но они уже играли далеко от меня в углу двора и, видно, забыли обо мне. Это было грустно, однако мне не захотелось начать войну первому, а вскоре кто-то крикнул им в форточку окна:
- Дети, марш домой!
Они пошли не торопясь и покорно, точно гуси.
№ 35
Составьте текст по данному началу. Подчеркните местоимения, которые обозначают не определенное лицо, а вообще любого человека.
Любишь ли ты книги? Вот ты входишь в читальный зал библиотеки…
№ 36
Прочитайте.Озаглавьте текст; расчлените его на 2 абзаца, затем спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.Подчеркните местоимения.Наш старый деревя(н, нн)ый дом всегда полон таинстве(н, нн)ых звуков. Поминутно что(то) потрескива.т поскрипыва.т позвякива.т . Идет (не) прерывная борьба. Время атаку.т дом отбива.тся. Он все еще тужи(т,ть)ся устоять но постепе(н, нн)о (с, з)дает, все больше кособочась рамами кладовками лес(тн, н) ицами. Может быть, когда(то) он и был красивый но теперь только портит нашу улицу, особенно после того, как ее переименовали в улицу Энтузиастов а старую булыжную мостовую покрыли асфальтом. К болезне(н, нн)ым звукам старого дома примешиваю(т, ть) ся иные. Все, что обитает на его чердаках, в межэтажных перекрытиях и в самих бревнах – кричащие коты мыши всякие жуки-древоточцы, - наполняет его беспреста(н, нн)ой возней, удесятеренной ночной акустикой. Маленький огрызок сахара мыши перетаскивают за панелью с таким грохотом, будто бригада грузчиков кантует тяжелые ящики.
/Е. Носов/
Ї
№ 37
Спишите. Подчеркните местоимения. Определите, где это возможно,число и род.
Наше общежитие – моря,
Родники, ручьи, озера, реки,
Родина, короче говоря,
Да(н,нн) ая однажды и навеки.
Мы ее обязаны беречь,
Доч.ри, сыны, мы помним это,
Потому звучит живая реч. .
Родниковой свеж.стью ра(с, сс) вета.
Эй, ты, друг, черемуху пусти,
(Не) губи свободного соцветья,
Вольно ей пр.казано цвести
Именем двадцатого столетья.
/В. Боков/
_________________________
Соцветие – верхняя часть стебля с более или менее сближенными цветками и видоизмененными листьями (по-укр.: суцвіття).
№ 38
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните местоимения. Какими членами предложения они являются?
Через десять минут въехал он /Дубровский/ на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением (не) описа..ым. Двенадцать лет (не) видал он своей родины. Бере.ки, которые при нем только что были посаже..ы около забора, выр.сли и стали теперь высокими ветвистыми дерев.ями. Двор, некогда украше..ый тремя правильными цв.тниками, меж коими шла ш.рокая дорога, тщ.тельно выметаемая, обращен был в (не) кошеный луг, на котором п.слась спутаная лошадь.
/А. Пушкин/
№ 39
Спишите текст. Подчеркните местоимения. Определите их разряд.
И снова я чутко прислушиваюсь к шуму летнего леса. Снова слышится надо мной торжественный и мудрый шум старинного хвойного бора, а над бором висит в синем небе неподвижное солнце. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои жаркие лучи, над мхами дремлют смолистые ели.Иногда они чуть вздрагивают и глухо шепчутся о чем-то между собой.
Мне кажется, что я слышу, как растет на полянах трава, я ощущаю каждую травинку.
Милый мой край, ты не даешь мне стареть, ты лечишь мою душу своей зеленой тишиной.
№ 40
Спишите текст. Подчеркните местоимения, определите их разряд.
Люди доброй воли! Дети всей планеты! К вам обращаются учас.ники Международного детского фест.валя «Пусть вс.гда буд.т со.нце!»
Сделайте все, чтобы н.где и ник.гда /не/ рвались бомбы и снаряды, чтобы все дети х.дили в школу, /не/ знали голода и нищеты, чтобы у них /не/ отнимали родину, бли.ких, детство, чтобы мир стал лучше и справедливее.
/Из журнала/