Урок "Обучение устному ответу на проблемный вопрос (по повести А.С. Пушкина «Метель»)"

Про матеріал
Інтегрований урок розвиток мовлення з російськох мови та літератури для учнів 7 класу. На уроці викоритовується мультимедійне супроводження, авторський вірш учителя, присвячений О.С.Пушкіну.
Перегляд файлу

План-конспект урока литературы (интегрированный курс), 7  класс

Разработала и провела учитель русского языка и литературы

Бахмутской  общеобразовательной  школы I-IIIступеней №18

Имени Дмитрия Чернявского

Бахмутского городского совета Донецкой области

Лариса Александровна Августович

Тема Обучение устному ответу на проблемный вопрос  (по повести  А.С. Пушкина «Метель»)

Цели:   Обучающие - обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание

Развивающие - развивать мышление, умение  анализировать  художественное произведение, создавать ассоциативные  образы;  формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию

Воспитательные- воспитывать такие личностные качества, как  умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать нестандартные проблемы

Тип урока: урок развития умений работы над текстом художественного произведения

Оборудование: учебник, иллюстративный материал ( в том числе и работы учащихся), карточки для работы мультимедийное сопровождение pptx,  Г. Свиридов  вальс «Метель»

Ход урока

 

Этапы  урока

Содержание этапа

Приемы, методы и формы работы

ИКТ на уроке

I.

Организационный  момент

Объявление темы и задач урока

Снежинки - бонусные баллы (3балла)

Слайд 1

II.

Мотивация

Чтение учителем собственного стихотворения

об А.С.  Пушкине

 О Пушкине, наверно, все известно:

Он был поэт, писатель, дуэлянт!

Века проходят, а нам с ним интересно-

Не умирает, а живет  его талант!

Уж больше двухсот лет прошли, как он родился, Но старым ему стать не суждено!

Он, как обычно, на дуэль явился,

Да сам уйти не смог, а увезли его!

Ну, что ж, поэт не властен над Судьбою,

И не ему решать, как долго в мире жить…

Но, уходя, он тайну всем откроет,

Как надо этот грешный мир любить!

Мы ж, современники родившегося века, Стремимся заглянуть за небеса…

Возможно, дорастем до Человека,

Который видел в Лукоморье чудеса!                               ( Л.А. Августович)

 

Слайд 2

3

4

III.

Актуализация опорных знаний

а) Что такое проблема? – значение в словарях

б) вопросы по содержанию повести с последующей проверкой (монитор)

Словарная работа

Карточки «да-нетки»

Слайд5

Слайд6,7,8,9

IV/

Восприятие нового материала

 

 

 

  1.  

Постановка проблемного вопроса: «Можно ли предположить,

что метель играет роль случая, от которого,  по мысли Пушкина, зависит судьба человека ?»

Проблемное обучение

Слайд10

 

  1.  

Работа с учебником – чтение памятки «Как подготовить ответ на проблемный вопрос» - страница  102

 

 

 

  1.  

Составление ассоциативного ряда на фоне слайда и музыки (Г.Свиридов)

Интерактивный метод

Слайд11

 

  1.  

Физминутка- маленький танец снежинки (муз. Свиридова)

 

 

 

  1.  

Проверка ассоциативных рядов (куст)

Какие связи и параллели возникают со словом метель?

Развитие творческого мышления

Слайд12

 

  1.  

Экскурсия на выставке творческих работ учащихся – ученики-экскурсоводы  делают краткий обзор рисунков учащихся  по темам повести «Метель»

Групповая работа

Слайд 13

 

  1.  

Какова же роль метели в жизни главных героев : Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина?

 Заполнение схемы

- работа со слайдом

Слайд 14

 

  1.  

Работа со слайдом «Преступление и наказание»

Решение проблемной ситуации

Слайд 15

 

  1.  

Ролевое чтение заключительной сцены повести «Метель» - учебник стр. 99-100

Интерактивный метод

 

 

  1.  

У каждого свой ответ на проблемный вопрос…

Но какую истину пытается открыть читателю гениальный Пушкин?

Работа по слайду

Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни.

И как эхо в 20 столетии слова Ольги Высоцкой Любовь - она бывает разной. 
Бывает отблеском на льду. 
Бывает болью неотвязной, 
Бывает яблоней в цвету. 
Бывает вихрем и полетом. 
Бывает цепью и тюрьмой... 
Мы ей покоем, и работой, 
И жизнью жертвуем самой! 
Но есть еще любовь такая, 
Что незаметно подойдет 
И, поднимая, помогая, 
Тебя сквозь годы поведет 
И будет до последних дней 
Душой и совестью твоей

Слово учителя . Аллюзии и реминисценции в поэзии XX века

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

  1.  

Наши герои  оказались в самом начале новой жизни – это уже другая история

 

 

V.

Итог урока

Рефлексия- Мои открытия….

И Открытия учителя…Эти снежинки белые

Пусть станут для вас откровением,

Что были вы умными, смелыми, полными вдохновения! Белые, значит, чистые, солнечные и ясные…словно мечта, лучистые, радостные, прекрасные….

Оценивание- сколько снежинок сегодня собрали?

 

Слайд 17

VI.

Домашнее задание

1. Записать в виде сочинения –миниатюры свой ответ на проблемный вопрос урока

2. Прочитать стр 103-105 , вспомнить любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова

 

Слайд 18

 

zip
Додано
8 жовтня 2019
Переглядів
1211
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку