Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; дать понятие придаточных изъяснительных; научить находить придаточные изъяснительные; развивать навыки составления схем предложений; воспитывать культуру речи, развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийная установка
Ход урока
У каждого из вас на парте лежит карточка оценивания вашей работы. На протяжении урока вы сами будете себя оценивать.
І. Актуализация опорных знаний учащихся ( 4 минуты)
Работа в группах
Проверка домашнего задания (Упр.160)
На карточках по одному предложению из домашнего упражнения.
Расставьте знаки препинания, пользуясь тетрадью, докажите правильность расстановки знаков препинания. На выполнение задания дается 2 минуты. ( Ученики тянут карточки с предложениями). Вы должны выбрать лидера группы, который будет сообщать результат вашей работы.
1группа.
1.Окна ее комнаты выходили в улицу- ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала.
2 группа.
2. Опять заговорили, жалобно перебивая друг друга, колокола соседних церквей. Им с Сан- Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола.
3 группа.
3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа.
4 группа.
4.Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.
( На экране правильная расстановка знаков препинания. Лидер проверяет, как справились с заданием все члены группы) Слайд №1
Вывод: Что объединяет эти предложения, кроме знаков препинания?
( Все предложения сложноподчиненные с придаточными определительными).
ІІ. Мотивация учебной деятельности школьников ( 4 минуты)
- А знаете ли вы другие виды придаточных предложений?
- Назовите их.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним из видов придаточных предложений. А для этого мне бы хотелось знать, что вы ожидаете от нашего сегодняшнего урока. Для этого продолжите предложения.
На экране высвечиваются предложения: Слайд №3
1) Я уверен в том, что на уроке узнаю много нового.
2) Я надеюсь на то, что смогу научиться определять вид придаточного.
Слово учителя. Ребята, какова структура тех предложений, которые мы с вами сейчас составили? ( Сложные, сложноподчиненные, отвечают на падежные вопросы).
Верно. Поэтому тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными). Исходя из того, что мы с вами составили сложноподчиненные предложения с придаточными, которые отвечают на вопросы дополнения, давайте определим цели урока.
( Учащиеся определяют цели урока)
ІІІ. Изучение нового материала ( 10минут)
Слово учителя.
Для того, чтобы понять особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, я предлагаю рассмотреть предложения.
У вас на партах лежат листики с таблицами. Во время объяснения материала вы должны не только слушать, но и заполнять эту таблицу.
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Вопросы, на которые отвечают изъяснительные |
|
2. |
Средства связи |
|
3. |
Место придаточного по отношению к главному |
|
4. |
Наличие указательных слов |
Да, нет |
Предложения записаны на доске и учитель объясняет тему урока.
( Цветными мелками расставляем знаки препинания при объяснении).
( Е.Долматовский)
Слово учителя. А сейчас я даю вам минуту, чтобы вы, пользуясь учебником,( п.14) дополнили таблицу.
На экран после этого выводится таблица.
Слайд № 4
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Вопросы, на которые отвечают изъяснительные |
Вопросы косвенных падежей |
2. |
Средства связи |
Союзы, союзне слова, частица ли |
3. |
Место придаточного по отношению к главному |
Чаще всего стоят после главного предложения |
4. |
Наличие указательных слов |
Да, нет |
Вывод. СПП с придаточными изъяснительными – это…( дети самостоятельно делают вывод).
IV. Закрепление изученного материала
Слово учителя.
А посмотрите на наши предложения. Кто видит словарные слова?( Дети отвечают).
Так как мы активно работали, много отвечали, делали выводы, то следующее задание выполним молча.
Задание 1.( 7 минут) Сейчас у нас с вами «Немой диктант».
Эксперимент, компьютер, кабинет, ансамбль, тренер, корреспондент, аттестат, паспорт, конструктор, футбол, теннис, волейбол, плейер, лаборатория, университет. ( В это время учитель проходит по классу и проверяет, как работают дети самостоятельно).
( Картинки показаны на экране, проходит взаимопроверка).
- А теперь проверим, правильно ли вы написали слова и оценим друг друга. ( На экране написаны слова, дети друг у друга проверяют и оценивают в листочках работу).
- У кого 1 ошибка?
-У кого две?
- У кого три? и т.д.( Дети поднимают руки).
Задание 2. ( 10 минут) А сейчас мы поработаем в парах. ( На карточках записаны схемы и опорные слова. Составьте СПП с придаточными изъяснительными.
Мы составили с вами таблицу для того, чтобы ее использовать при выполнении этого задания.
(Ученики читают по 1П каждая пара. В это время учитель проходит и проверяет работы). Докажите, почему это предложение попадает под схему?)
После проверки повторяем:
- Где место придаточных изъяснительных?
- Чем они связываются с главным?
- На какие вопросы отвечают?
Учитель. Я посмотрела ваши работы и увидела, какие ошибки были допущены при выполнении этого задания. Вы должны будете при выполнении домашнего задания обратить на них внимание, чтобы не повторить снова.
V. Подведение итогов урока, оценивание.
( Вернуться к слайду № 3 )
Посмотрите внимательно на экран. Перед вами предложения, составленные в начале урока.
-Достигли мы целей, узнали что- то новое, научились находить СПП с придаточными изъяснительными, определять средства связи в них и вопросы, на которые они отвечают?
Теперь пришло время оценить вашу работу.
-Кто оценил себя на 12 баллов?
- Кто оценил себя на……. и т.д.?
- Почему вы так себя оценили? (доказать)
VI. Домашнее задание
П.14 выучить, упр.174
1вариант – средний и достаточный уровни.
2 вариант - высокий уровень.