Урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Про матеріал
Конспект уроку російської мови. Матеріал можна використати під час вивчення видів складних речень в 9 класі.
Перегляд файлу

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. 

 Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; дать понятие придаточных изъяснительных;  научить находить придаточ­ные изъяснительные; развивать навыки  составления схем пред­ложений; воспитывать культуру речи, развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийная  установка

Ход урока

У каждого из вас на парте лежит карточка оценивания  вашей работы. На протяжении урока вы сами будете себя оценивать.

І. Актуализация опорных знаний учащихся ( 4 минуты)

Работа в группах

Проверка домашнего задания (Упр.160)

На карточках по одному предложению из домашнего упражнения.

Расставьте знаки препинания, пользуясь тетрадью, докажите правильность расстановки знаков препинания. На выполнение задания дается 2 минуты. ( Ученики тянут карточки с предложениями). Вы должны выбрать лидера группы, который будет сообщать результат вашей работы.

1группа.

1.Окна ее комнаты выходили  в улицу- ущелье  дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала.

2 группа.

2. Опять заговорили,  жалобно перебивая друг друга,  колокола соседних церквей. Им с Сан- Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола.

3 группа.

3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света  верхний угол которой касался края зеркального шкафа.

4 группа.

4.Она увидела парадное соседнего дома  ступени которого уходили прямо в воду.

( На экране  правильная расстановка знаков препинания. Лидер проверяет, как справились с заданием все члены группы)      Слайд №1

Вывод:  Что объединяет эти предложения, кроме знаков препинания?

 ( Все  предложения сложноподчиненные с придаточными определительными).

ІІ. Мотивация учебной деятельности школьников ( 4 минуты)

- А знаете ли вы другие виды придаточных предложений?

- Назовите их.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним из видов придаточных предложений. А для этого мне бы хотелось знать, что вы ожидаете от нашего сегодняшнего урока. Для этого продолжите предложения.

  1. Я уверен в том, что…
  2. Я надеюсь на то, что…                                                    Слайд №2

На экране высвечиваются предложения:                                                                                               Слайд №3

1) Я уверен в том, что на уроке узнаю много нового.

 2) Я надеюсь на то, что смогу научиться определять вид придаточного.  

Слово учителя. Ребята, какова структура тех предложений, которые мы с вами сейчас составили?  ( Сложные,  сложноподчиненные, отвечают на падежные вопросы).

Верно. Поэтому тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными). Исходя из того, что мы с вами составили сложноподчиненные предложения с придаточными, которые отвечают на вопросы дополнения, давайте определим цели урока.

( Учащиеся определяют цели урока)                                                           

ІІІ. Изучение нового материала ( 10минут)

Слово учителя.

Для того, чтобы понять особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, я предлагаю рассмотреть предложения.

У вас на партах лежат листики с таблицами. Во время объяснения материала вы должны не только слушать, но и заполнять эту таблицу.

 

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Вопросы, на которые отвечают изъяснительные

 

2.

Средства связи

 

3.

Место придаточного по отношению к главному

 

4.

Наличие указательных слов

Да, нет

Предложения записаны на доске и учитель объясняет тему урока.

( Цветными мелками расставляем знаки препинания при объяснении).

  1. Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот.( И.Бунин)
  2. Блажен, кто в шуме городском мечтает об уединенье.( А.Пушкин)
  3. Не знаеш, бежит ли вода под. белым волнистым покровом и вёрстами крепкого льда? (С.Маршак)
  4. Я уверен в том, что наши дети мир увидять в золотом расцете.

( Е.Долматовский)

Слово учителя. А сейчас я даю вам минуту, чтобы вы, пользуясь учебником,( п.14) дополнили таблицу.

На экран после этого выводится таблица.

Слайд № 4

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Вопросы, на которые отвечают изъяснительные

Вопросы косвенных падежей

2.

Средства связи

Союзы, союзне слова, частица ли

3.

Место придаточного по отношению к главному

Чаще всего стоят после главного предложения

4.

Наличие указательных слов

Да,  нет

 

Вывод. СПП с придаточными изъяснительными – это…( дети самостоятельно делают вывод).

IV. Закрепление изученного материала

Слово учителя.

А посмотрите на наши предложения. Кто видит словарные слова?( Дети отвечают).

Так как мы активно работали, много отвечали, делали выводы, то следующее задание выполним молча.

Задание 1.( 7 минут) Сейчас у нас с вами «Немой диктант».

Эксперимент, компьютер, кабинет, ансамбль, тренер, корреспондент, аттестат, паспорт, конструктор, футбол, теннис, волейбол, плейер, лаборатория, университет. ( В это время учитель проходит по классу и проверяет, как работают дети самостоятельно).

( Картинки  показаны на экране, проходит взаимопроверка).

- А теперь проверим, правильно ли вы написали слова и оценим друг друга. ( На экране написаны слова, дети друг у друга проверяют и оценивают в листочках работу).

- У кого 1 ошибка?

-У кого две?

- У кого три? и  т.д.( Дети поднимают руки).

Задание 2. ( 10 минут) А сейчас мы поработаем в парах. ( На карточках записаны схемы и опорные слова. Составьте СПП с придаточными изъяснительными.

Мы составили с вами таблицу  для того, чтобы ее использовать при выполнении этого задания.

  1. Профессор [  …глаг.], ( что…)
  2. Тренер [  …глаг.], ( чтобы…)
  3. Волейбол [  …глаг.], ( кто…)
  4. Эксперимент [  …нареч.], ( что…)
  5. Корреспондент [ нареч.], ( будет ли …)
  6. Компьютер [ нареч.], ( если …)
  7. Аттестат [  …нареч.], ( как…)

(Ученики читают по 1П каждая пара. В это время учитель проходит и проверяет работы). Докажите, почему это предложение попадает под схему?)

После проверки повторяем:

- Где место придаточных изъяснительных?

- Чем они связываются с главным?

- На какие вопросы отвечают?

Учитель. Я посмотрела ваши работы и увидела, какие ошибки были допущены при выполнении этого задания. Вы должны будете при выполнении домашнего задания обратить на них внимание, чтобы не повторить снова.

V. Подведение итогов урока, оценивание.

( Вернуться к слайду № 3 )

Посмотрите внимательно на экран. Перед вами предложения, составленные в начале урока.

-Достигли мы целей, узнали что- то новое, научились находить СПП с придаточными изъяснительными, определять средства связи в них и вопросы, на которые они отвечают?

Теперь пришло время оценить вашу работу.

-Кто оценил себя на 12 баллов?

- Кто оценил себя на……. и т.д.?

- Почему вы так себя оценили? (доказать)

VI. Домашнее задание

П.14 выучить, упр.174

1вариант – средний  и достаточный  уровни.

2 вариант - высокий уровень.

 

doc
Додано
2 жовтня 2019
Переглядів
622
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку