ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВНЕДРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Про матеріал
2020 однозначно войдет в историю как переломный. Пандемия коронавируса и введении режима карантина заставила мировую систему образования перейти на дистанционное обучение. В данной статье были рассмотрены различные технологии и ресурсы, используемые в дистанционном обучении на современном этапе трансформации и описаны различные модели дистанционного обучения.
Перегляд файлу

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВНЕДРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Записочный А.Н.

Магистр, заведующий лабораторией «Кластер моделирования 3D Science» Запорожского колледжа радиоэлектроники НУ «Запорожская политехника»

Аннотация: 2020 однозначно войдет в историю как переломный.

Пандемия коронавируса и введении режима карантина заставила мировую систему образования перейти на дистанционное обучение.

В данной статье были рассмотрены различные технологии и ресурсы, используемые в дистанционном обучении на современном этапе трансформации и описаны различные модели дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, дистантное образование, дистантное обучение

Постановка проблемы. В связи с переходом в Украине и в мире в режим смешанного обучения, проблема использования современных технологий и ресурсов в процессе обучения стала как никогда актуальной.

До последнего времени обучение как в школах, так и в университетах зачастую проходило так же, как и последние 50 лет: очное преподавание, лекционные занятия, личное присутсвие участников образовательного процесса. Однако вспышка коронавируса по всей планете и последовавший за ней карантин перечеркнул все возможности для классического обучения. Сценариев для поведения на такой случай не у кого не было. Некоторые учебные заведения частично использовали до этого в процессе обучения различные ресурсы дистанционного образования, но полностью перейти на дистанционное обучение всё же не был готов никто. Так же важным вопросом является то, что останется после карантина от дистанционного обучения, и как это отразится на систему образования, в частности в Украине, и в мире в целом. После окончания карантина как учащиеся, так и работники сферы образования зададутся вопросом: «Что дальше?». Ведь если такой долгий период можно прекрасно обходится без прежней формы преподавания, а прямо на компьютере или мобильном устройстве через Интернет получать все знания, то зачем вновь возвращаться к классической форме?

Анализ последних достижений и публикаций. Сущность и необходимость дистанционного обучения стала предметом исследований и обсуждений таких ученых, как Холмберг Б., Андерсон Т., Дрон Д., Рэдфорд А.У., Хуторской А. В., Малитиков Е. М., Зайченко Т. П., Облингер Д. и другие.

Цель и задачи исследования. Рассмотреть и проанализировать современные технологии для дистанционного обучения для ответа на актуальный вопрос: «Как проводить обучение в новых условиях и каким будет мировой тренд в системе образования после пандемии?»

Изложение основного материала. Дистанционное обучение (ДО) - это взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [1].

Также ДО принято считать одной из форм самостоятельного обучения с помощью информационных технологий.

Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как «дистантное образование» (distant education), «дистантное обучение» (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение».

Главным преимуществом для ДО является то, что обучение проводится в психологически комфортных условиях для человека. Человек может самостоятельно создать для себя те условия, которые ему нужны для эффективного усвоения материала.

Преимущества ДО:

  1.              Снижаются затраты на проведение обучения. Так как участникам обучения (студентам и преподавателям) не надо тратить финансы на поездку в место обучения, не требуется аренда помещения или техники для проведения занятий.
  2.              Уменьшается количество времени, которое тратится непосредственно на то, чтобы добраться до учебного заведения, тем самым это позволяет участникам обучения запланировать и выполнить другие задачи.
  3.              Самостоятельная планировка времени. Участник может выбрать время, когда ему удобно выполнить учебные задачи.
  4.              Повышается качество обучения. Так как используются различные формы и методы для обучения. Есть возможность воспользоваться различными ресурсами для получения знаний.
  5.              Студенты могут обучаться в независимости от места нахождения учебного заведения. [3].

Наряду со всеми нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологий, возникает и ряд сопутствующих проблем. Огромный поток накопленной в              Интернет-ресурсах              информации,

интегрированный в педагогику для дистанционного обучения, не мог пройти бесследно.

Первая проблема заключается в профессиональной подготовке преподавателей и учителей. Готовность самого преподавателя - это один из главных элементов в дистанционном обучении. Во время интегрирования компьютерных технологий в дистанционную педагогику необходимо убедиться, что преподаватели подготовлены к таким нововведениям.

Вторая проблема. Если в первой проблеме затрагивалась готовность учителей и преподавателей, то суть второй проблемы заключается в готовности учащихся. В процессе дистанционного обучения учащиеся сталкиваются с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей, условий обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. На сегодняшний день не существует дистанционных программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого учащегося и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно. Поэтому необходимо разработать дистанционно-образовательную среду, которая будет направленна на адаптирование всех учащихся к дистанционному обучению и дистанционной педагогике в целом. [6].

Третья проблема заключается в ограниченном объёме возможности внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Такое внедрение требует огромных ресурсов - времени и средств. Большой спектр новых учебных программ, методических рекомендаций, инструкций, пособий, примеров дистанционных уроков.

Четвёртой проблемой является отсутствие единого образовательного стандарта в дистанционном обучении.

Успешное внедрение дистанционных методов обучения в государстве невозможно без чёткой стратегии и общей стандартизации ресурсов в обучающем процессе. Общая национальная стратегия должна определять основные цели и приоритеты развития обучающего процесса в государстве с учётом всех внешних и внутренних факторов и прогнозируемых тенденций их изменений.

Так можно сделать вывод, что в сфере дистанционного обучения существует ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества образовательного процесса.

Формы, с помощью которых проводится ДО:

  1.              Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
  2.              Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей интернета.
  3.              Видеоконференция — обеспечивают двустороннюю аудио- и видеосвязь между преподавателем и студентами и довольно часто используются в программах дистанционного обучения. Главным преимуществом такой формы виртуального общения является наличие визуального контакта в режиме реального времени.

Ниже представлены платформы, с помощью которых проводятся дистанционное обучение:

  1.              Google Classroom. Одна из самых распространенных платформ для дистанционного обучения у нас в стране. Использовался многими учебными заведениями еще задолго до карантина. В него интегрирован Google Drive для создания и обмена задачами, Google Docs, Sheets and Slides для работы с документами, Gmail для общения и Google Calendar для расписания. Так же в него встроены Google Формы, что позволяет проводить тестирование среди учеников и определять закрепление преподаваемого материала. Платформа бесплатна, а также не имеет рекламы. Одним из недостатков является, что в открытой версии сервиса нет электронного журнала (табеля успеваемости обучаемого). Такая возможность имеется для корпоративных пользователей Google Classroom. Так же от Министерства и Комитета цифровой трансформации Украины был выпущен обучающий сериал по данной платформе с выдаваемым сертификатом после прохождения тестирования.
  2.              Zoom — сервис для проведения видеоконференций. Zoom обеспечивает стабильное соединение — отключения скорее редкость, чем правило, имеет быстродействие системы и требует меньше ресурсов для использования, чем аналоги. Позволяет демонстрировать ученикам, как и экран компьютера, так и отдельные приложения. Несмотря на свои преимущества имеет так же и недостаток, в бесплатной версии время разговора в режиме групповой конференции всего лишь 40 минут.
  3.              Twiddla — является многофункциональной онлайн доской. Позволяет вставлять рисунки, клипарт, документы, виджеты и html-код. Рабочее пространство можно защищать паролем. Имеет так же встроенный чат с аудиосвязью.
  4.              Cisco Webex - платформа для проведения видеоконференций и вебинаров, включающая в себя программы Cisco Systems: Webex Meetings, Webex Teams, Training Center, Event Center, Support Center, Sales Center, MeetMeNow, PCNow, Webex AIM Pro Business Edition, Webex WebOffice, WebEx Connect. В связи с пандемией и последующим переходом учебных заведений на дистанционное обучение, возможности бесплатной версии были существенно расширены. Так, в бесплатной версии был снят лимит онлайн трансляции (раньше он составлял 40 минут) и увеличен порог участников до 100 человек (до этого количество было ограничено до 50 человек).
  5.              Miro — ещё одна интерактивная онлайн доска. Одним из основных преимуществ является огромное количество подключаемых плагинов. Сервис также поддерживает интеграцию с Google Docs, Slack, Sketch, Jira, Trello, Dropbox и другими приложениями. На платформе можно планировать задачи, вести записи, проводить мозговые штурмы, создавать эскизы, строить схемы, оставлять учебный материал, как в текстовом виде, так и в видео формате или же ссылках на другие интернет страницы и прочее. Одним из недостатков является ограниченность бесплатной версии, видеоконференции возможны лишь по платной подписке.

Выводы. Развитие цивилизации — это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека - это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нём. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учёба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения.

Г оворя о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.

Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки,              экспериментальные              проверки,              серьёзные              научно -

исследовательские работы.

Список литературы:

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 1
  2.               Дистанционное обучение [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0% BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B E%D0%B 1 %D1 %83 %D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  3. ТОП-11 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения персонала [Электронный ресурс] URL: http://hr- elearning.ru/top-besplatnykh-sistem-distancionnogo-obucheniya-personala/
  4. Как организовать дистанционное обучение. План действия для учителя

[Электронный ресурс] URL:

http ://marinakurvits. com/kak_organizovat_distancionnoe_obuchenie/

и

docx
Пов’язані теми
Педагогіка, Інші матеріали
Додано
31 травня 2021
Переглядів
570
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку