ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВНЕДРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Записочный А.Н.
Магистр, заведующий лабораторией «Кластер моделирования 3D Science» Запорожского колледжа радиоэлектроники НУ «Запорожская политехника»
Аннотация: 2020 однозначно войдет в историю как переломный.
Пандемия коронавируса и введении режима карантина заставила мировую систему образования перейти на дистанционное обучение.
В данной статье были рассмотрены различные технологии и ресурсы, используемые в дистанционном обучении на современном этапе трансформации и описаны различные модели дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, дистантное образование, дистантное обучение
Постановка проблемы. В связи с переходом в Украине и в мире в режим смешанного обучения, проблема использования современных технологий и ресурсов в процессе обучения стала как никогда актуальной.
До последнего времени обучение как в школах, так и в университетах зачастую проходило так же, как и последние 50 лет: очное преподавание, лекционные занятия, личное присутсвие участников образовательного процесса. Однако вспышка коронавируса по всей планете и последовавший за ней карантин перечеркнул все возможности для классического обучения. Сценариев для поведения на такой случай не у кого не было. Некоторые учебные заведения частично использовали до этого в процессе обучения различные ресурсы дистанционного образования, но полностью перейти на дистанционное обучение всё же не был готов никто. Так же важным вопросом является то, что останется после карантина от дистанционного обучения, и как это отразится на систему образования, в частности в Украине, и в мире в целом. После окончания карантина как учащиеся, так и работники сферы образования зададутся вопросом: «Что дальше?». Ведь если такой долгий период можно прекрасно обходится без прежней формы преподавания, а прямо на компьютере или мобильном устройстве через Интернет получать все знания, то зачем вновь возвращаться к классической форме?
Анализ последних достижений и публикаций. Сущность и необходимость дистанционного обучения стала предметом исследований и обсуждений таких ученых, как Холмберг Б., Андерсон Т., Дрон Д., Рэдфорд А.У., Хуторской А. В., Малитиков Е. М., Зайченко Т. П., Облингер Д. и другие.
Цель и задачи исследования. Рассмотреть и проанализировать современные технологии для дистанционного обучения для ответа на актуальный вопрос: «Как проводить обучение в новых условиях и каким будет мировой тренд в системе образования после пандемии?»
Изложение основного материала. Дистанционное обучение (ДО) - это взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [1].
Также ДО принято считать одной из форм самостоятельного обучения с помощью информационных технологий.
Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как «дистантное образование» (distant education), «дистантное обучение» (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение».
Главным преимуществом для ДО является то, что обучение проводится в психологически комфортных условиях для человека. Человек может самостоятельно создать для себя те условия, которые ему нужны для эффективного усвоения материала.
Преимущества ДО:
Наряду со всеми нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологий, возникает и ряд сопутствующих проблем. Огромный поток накопленной в Интернет-ресурсах информации,
интегрированный в педагогику для дистанционного обучения, не мог пройти бесследно.
Первая проблема заключается в профессиональной подготовке преподавателей и учителей. Готовность самого преподавателя - это один из главных элементов в дистанционном обучении. Во время интегрирования компьютерных технологий в дистанционную педагогику необходимо убедиться, что преподаватели подготовлены к таким нововведениям.
Вторая проблема. Если в первой проблеме затрагивалась готовность учителей и преподавателей, то суть второй проблемы заключается в готовности учащихся. В процессе дистанционного обучения учащиеся сталкиваются с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей, условий обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. На сегодняшний день не существует дистанционных программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого учащегося и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно. Поэтому необходимо разработать дистанционно-образовательную среду, которая будет направленна на адаптирование всех учащихся к дистанционному обучению и дистанционной педагогике в целом. [6].
Третья проблема заключается в ограниченном объёме возможности внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Такое внедрение требует огромных ресурсов - времени и средств. Большой спектр новых учебных программ, методических рекомендаций, инструкций, пособий, примеров дистанционных уроков.
Четвёртой проблемой является отсутствие единого образовательного стандарта в дистанционном обучении.
Успешное внедрение дистанционных методов обучения в государстве невозможно без чёткой стратегии и общей стандартизации ресурсов в обучающем процессе. Общая национальная стратегия должна определять основные цели и приоритеты развития обучающего процесса в государстве с учётом всех внешних и внутренних факторов и прогнозируемых тенденций их изменений.
Так можно сделать вывод, что в сфере дистанционного обучения существует ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества образовательного процесса.
Формы, с помощью которых проводится ДО:
Ниже представлены платформы, с помощью которых проводятся дистанционное обучение:
Выводы. Развитие цивилизации — это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека - это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нём. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учёба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения.
Г оворя о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.
Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьёзные научно -
исследовательские работы.
Список литературы:
[Электронный ресурс] URL:
http ://marinakurvits. com/kak_organizovat_distancionnoe_obuchenie/
и