Дистанционный урок на тему Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Виды сказуемого""

Про матеріал
Материал для проведения дистанционного урока по русскому языку в 8 классе по теме "Главные члены предложения". Содержит инструкцию к уроку, теоретический материал, тренировачные упражнения и промежуточный контроль.
Перегляд файлу

                    Маршрутный лист

 

Урок 1. Тема. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое, способы их выражения.

Цель урока: закрепить знания учащихся о главных членах предложения.

Задачи:

-знать определение подлежащего, сказуемого;

-уметь находить главные члены предложения и определять их грамматическое значение;

- корригировать мышление, внимание и память посредством работы над упражнениями;

- развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость;

- воспитывать культуру общения, аккуратность, интерес к русскому языку

 

           Здравствуй, дружок! Проверь готовность принадлежностей к занятиям. Все ли у тебя готово? Мы изучим тему «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое, способы их выражения». Ты научишься находить их в предложениях, определять их грамматическое значение и способ выражения.

               Желаю тебе плодотворной работы!

 

                                              План работы

  1. Изучи теоретический материал. Можешь сделать это по учебнику, по лекции, которая тебе предлагается, по видеофильму «Главные члены предложения» и по презентации.
  2. Выполни тренировочные упражнения и отправь их на проверку.
  3. Проверь себя. Пройди тест и получи оценку
  4.  Помни, что у тебя только одна попытка.

                              

 

 

                        Инструкция

Тема. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Обращение к ученику. Изучая данную тему, ты повторишь и углубишь уже известные тебе сведения о грамматической основе предложения и способах выражения подлежащего и сказуемого, научишься выделять грамматическую основу в предложении, определять, какими частями речи она может быть выражена.

 

Урок 1. Тема. Главные члены предложения. Подлежащее и простое глагольное сказуемое.

  1. Изучение теоретического материала. Документ «Главные члены предложения. Подлежащее и простое глагольное сказуемое».
  2. Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=7ON3cjoz-MI

                           https://www.youtube.com/watch?v=fzwL-EU1RbM

  1. Учебный элемент «Задание». Тренировочные упражнения (ученик выполняет их и отправляет учителю).

 

Урок 2. Тема. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

  1. Изучение теоретического материала. Документ «Главные члены предложения. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое».
  2. Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=nROfZRQ9bj8

                             https://www.youtube.com/watch?v=HxLuhsulaNo

  1. Учебный элемент «Задание». Тренировочные упражнения (ученик выполняет их и отправляет учителю).
  1. Закрепление изученного.
  2. Итоговый тест (с одной попыткой 6 заданий по 2 балла за правильный ответ)

 

 

 

 

 

Теоретический материал

Подлежащее

Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? например: Цвели розы. Мы любовались их нежной красотой.

Способы выражение подлежащего:

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

Имя существительное в И.п.
 

.

Снег идет. Солнце сияло.

 

Местоимение в И.п.

Кто-то постучал. Я люблю осень.
 

 

Прилагательное в роли существительного в И.п.

Бородатый оглянулся. Домашние искренне

 радовались гостям.
 

 

Причастие в роли существительного в И.п.

Танцующие были неподражаемы. 

Сидящий поднял голову.
 

 

Неопределенная форма глагола.
 

Любить – значит прощать. 

Учиться – дело нужное.
 

 

Наречие
 

Твои завтра мне надоели.
 

 

Междометие
 

По лесу разносилось «ау».

 

Числительное    

Десять не делится на три без остатка.

 Четверо пробежали мимо меня.
 

 

Фразеологизм

Семь пятниц на неделе у ленивого.
 

У него золотые руки.
 

 

Словосочетания

Брат с сестрой вернулись порознь.
 

Прошло три года. У  меня много работы.
 

Несколько человек отошли в сторону.

 Куча вещей скопилась в углу.
 

 

Союзным словом

Я отложил подальше приключенческий роман,

 который мешал мне сосредоточиться на

 подготовке к контрольной работе.
 

 

 

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

При подлежащем, выраженном собирательным существительным {ряд, большинство, меньшинство, часть и пр.) в сочетании с существительным в род. пад., а также сочетанием количественного числительного и неопределенного местоимения (несколько) с существительным в род. пад., предпочтительнее сказуемое ставить во мн. ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в ед. ч., если подлежащее — предмет неодушевленный. (Большинство учеников отлично справились с заданием. Ряд домов стоял в конце деревни. Десять бойцов бросились в атаку. Несколько женщин ходили по площадке.)

При числительных два, три, четыре сказуемые стоят во мн. ч. (Три книги лежали на полке.)

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемые стоят в ед. ч. (В ряду стояла тысяча книг.)

При слове все глагол стоит во мн. ч. (Все три всадника ехали молча.)

При словах много, мало, немного, немало глагол стоит в ед. ч. (К месту сбора шло много народу.)

Сложносокращенное слово, состоящее из букв, надо расшифровать, найти главное слово, определить его род, после чего согласовать со сказуемым. (МГУ объявил новый набор студентов. Университет — муж. род.)

СКАЗУЕМОЕ-

это главный член предложения, который зависит только от подлежащего, обозначает его признак или действие и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

                                                 Виды сказуемого

- простое глагольное

- составное глагольное

- составное именное      

 

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

 


 

Глагол в форме одного из наклонений

Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы/

 пусть читает эту книгу.
 

 

Глагольное междометие
 

А шапка бац прямо на пол.

 

Инфинитив

Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
 

 


 

Повторение глагольной формы


 

Я иду, иду, а до леса еще далеко.
 

 

 

 

Повторение глагольной формы с частицей ТАК
 


 

Вот уж ты сказал так сказал.

 


 

Повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого
 


 

Он сам спать не спит и другим не дает.
 

Я жду не дождусь весны.

 


 

Смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой


 

А он возьми да и скажи.
 

А он знай себе распевает.
 

 

Два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и  его цели


 

Я пойду погуляю в саду.

 

Глагол с частицей БЫЛО, вносящей значение несостоявшегося действия

Я собрался было в кино, но не пошел.

 


 

Конструкция со значением интенсивности действия


 

Он только и делает, что спит.

 


 

Фразеологизм
 


 

Ты опять делаешь из мухи слона.

 

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ =

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА             +       НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Глаголы со значением

начала (начать, начинать, стать)

конца (перестать, переставать, кончать, кончить)

продолжительности (продолжать)

желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться)

возможности (мочь, смочь, уметь, суметь)  

действия.

Краткие прилагательные

должен, рад, готов, обязан, способен, намерен

 

 

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ = 

        ГЛАГОЛ-СВЯЗКА                       +                             ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (имя существительное, прилагательное,

числительное и др., кроме глагола)

Глаголы-связки:

глагол БЫТЬ

глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть.

 

Способы выражения именной части составного сказуемого

 


 

Имя существительное в и. п. или т. п.
 


 

Я ученик. Я буду врачом.

 


 

Полное прилагательное
 

в и. п. или т. п.
 

и краткое прилагательное
 


 

Дети умные. Дети были
 

умные. Дети умны.

 


 

Краткое страдательное причастие
 

Уроки выучены. Все будет сделано вовремя.

 

Имя числительное

Дважды два  четыре.

 

Местоимение

Это книга моя.

 


 

Наречие


 

Она была замужем.

 


 

Словосочетание


 

Платье было синего цвета.

 

 

 

 

 

                      Тренировочные упражнения

Задание № 1

 Подчеркните в предложениях подлежащее и определите, чем оно выражено.

1) Колокольчик однозвучно утомительно гремит.

2) Встает заря во мгле холодной.

3) Все, кто приехал на фестиваль, порадовались успехам российских артистов.

4) И никто с начала мира не видал такого пира.

5) Уважать старших – долг каждого человека.

6) Слезливый слезами обольется, смешливый со смеху надорвётся.

7) Двести двадцать делится на двадцать без остатка.

8) Вошедший протянул мне письмо.

9) Ряд домов стоял в конце деревни.

10)Все три всадника ехали молча.

 

Задание №2.

Сравните предложения левого и правого столбиков. Определите в предложениях тип сказуемого. Каким членом предложения является инфинитив в предложениях левого столбика?

 

1. На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

2. Летный директор посоветовал пилотам искать другое место.

3. Пришел приказ захватить плацдарм на противоположной стороне реки.

4. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха.

1. Давно прилетевшие скворцы стали

 распевать над полями

 звонкие песни.

2. Брату нравилось разыгрывать друзей.

3. Без вьючных животных мы не могли

 тронуться в путь.

4. После ужина Анфиса молча принялась

 убирать со стола.

 

Задание № 3.

Запишите предложения, расставляя, где нужно, знаки препинания.

1) Рябина  красавица наших северных лесов.

2) Дважды два четыре.

3) Мороженое вот моё любимое лакомство.

4) Курить здоровью вредить.

5) Облака словно сказочные чудовища.

6) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

7) Она девушка с характером.

8) С другом и горе не беда.

Задание № 4.

       Переведите предложения с украинского языка на русский язык. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

           Була чудова майська ніч. Почав жевріти схід сонця. Тая була зразковою ученицею, ніколи не запізнювалася на уроки. Як не буде птахів, то і людське серце стане черствим. Книжка в хаті була і радістю, і смутком водночас. Землю свою ми любимо з дитинства, і на все життя вистачає ніжності до степових краєвидів, але ми вічно їх покидаємо.

 

Задание № 5.

         Записать предложения. Грамматические основы почеркнуть, над подлежащим и сказуемым указати, какими частями речи они выражены.

            Тамань – самый скверный городишко из всех приморських городов России. Степь словно сплошной солнечный диск. Родина – это история народа, его искусство и зодчество, его песни и обряды, его танцы и уклад жизни. Путь в лесах – это километры тишины и безветрия. Пять в квадрате – двадцять пять. Говорить с вами – только слова тратить. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял двухэтажный дом. Со мной говорила красивая седая старуха.

Задание № 6.

         Списать предложения, вставив пропущенные звуки, расставив знаки препинания. Подчеркнуть грамматическую основу, указать, чем она выражена.

           Гоголь в…ликий талант гениальный поэт и первый писатель совреме…ой Ро (с, сс)ии. Сосед наш прошедший войну от первого до последнего дня интересный соб…седник. Для водолаза самое опас…ное поддаться панике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Тестовые задания

  1. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
  1. Пять не делится на два.                                 3) Наше завтра будет прекрасно.

2). Далече грянуло ура!                                 4) Лучший из учеников был награждён грамотой.

2. Укажи предложение с составным глагольным сказуемым:

1). Он казался всесторонне развитым человеком.

2). В путешествии мы узнали очень много интересного.

3). Сирень начинает отцветать в начале лета.

4). Дом будут строить каменщики.

 

3. Укажи предложение с составным именным сказуемым:

1) Ребята будут купаться в реке.                         3) Ей туфли впору будут.

2) Он не станет со мной дружить.                         4) Я должен был признать свои ошибки.

4. В каком предложении неверно подчёркнуты подлежащее и сказуемое:

Мы решили укрыться от дождя.

Помнить – значит предвидеть.

Твой путь будет тернист.

Злой язык как стрела.

5. Укажи неверное утверждение: Тире между подлежащим и сказуемым

1) Ставится только тогда, когда нет глагола-связки

2) Ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи

3) Не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого

4) Не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.

 

6. Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

1) Знание это сила.

2) Умный смех как прекрасный источник энергии.

3) Эти равнины словно бескрайнее море.

4) Бедность не порок.

5) Я всем чужой.

6) Байкал самое глубокое озеро на планете.

Ключи

  1. 3
  2. 3
  3. 4
  4. 3
  5. 1
  6. 1, 2, 6

 

docx
Додано
12 січня 2021
Переглядів
4332
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку