Русский язык 5 класс
ТЕМА: «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова»
ХОД УРОКА
1). - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Запишите число, Классная работа, тему.
2). Словарная работа (письменно):
- Что объединяет слова в каждой строчке?
* Ж_вой, ж_вопись, ж_лка, ж_тель, выж_ть.
*Ш_нель, ш_петь, ш_рина, ш_рокий, ш_тьё.
*Ч_йка, сч_стье, ч_йник, ч_сто, ч_ща.
*Ч_вство, ч_дак, ч_десно, ч_до, ч_довищный.
- На проговаривание каких звуков направлены данные слова?
- Правильно!!!! (шипящие Ж Ш Ч Щ)
- Какие правила связаны с шипящими согласными? - ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
1). Открываем стр. 114, читаем первое задание (Наблюдаем…….)
- Перед нами три колонки слов, читаем их, находим разницу.
- Читаем правила «Внимание: теория!» и сопоставляем со словами в колонках (устно).
Запомните:
если вы не уверены в написании слова, то обратитесь к словарю!
Практическая работа (письменно):
Ж … РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч … РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш…ПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ …КИ – ЩЕКА
Ж,,,ЛТЫЙ – ЖЕЛТЕТЬ
ДЕШ…ВЫЙ- ДЕШЕВЛЕ
Обратите внимание: если при изменении слова на месте пропущенной буквы появляется буква Е, то в корне после шипящих пишется Ё.
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА и т.д.
Есть группа слов, которые этому правилу не подчиняются, правописание этих слов нужно запомнить:
КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА
КАПЮШОН и т.д. (смотри Словарь).
- Итак, подводим итог и записываем в тетради правило, которое нужно осознать и выучить наизусть:
- После шипящих в корне слова пишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, после шипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.
- Закрепление выученного: выполняем упр. № 118 (переписать, вставить пропущенные буквы, обязательно подчеркнуть).
VII. Домашнее задание: стр.114 – 116, выучить правила, упр. 115 по образцу, буквы Ё и Е после шипящих подчеркнуть.
Образец: Жёсткий – жесть, и т.д.
- Ребята, нарисуйте в домашнем задании такого смайлика,
который бы соответствовал вашему настроению на этом уроке!