Русский язык 5 класс
Тема: Употребление разделительных Ь и Ъ знаков.
Ход урока
1. - Ребята, всем доброе утро. На этом уроке нам предстоит углубить и расширить знания о Ь и Ъ знаках, которые были получены вами в начальной школе.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться.
- Давайте определим своё настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы) ,
настроимся на работу.
2. - Ребята, давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики.
- В нашем институте 2 лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Это Ъ и Ь)
В «Институте грамматики» 2: лаборатория «Ъ», лаборатория «Ь».
Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным ъ знаком, а другая – с разделительным ь знаком.
- Ребята, не подскажете ли тему урока?
- А какие цели будем преследовать на уроке? /Повторить и сравнить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними/
- Предлагаю вам посмотреть интересное видео, все внимательно смотрите и слушайте:
https://www.youtube.com/watch?v=ST1mOPI7-CM
3. Выявление места и причины затруднения.
- Итак, мы будем сопоставлять разделительные ъ и ь знаки.
Чтение стихотворения. Инсценирование.
-Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку ь промолвил ъ.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-
Знак ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным – давно пора, как букву ять ,
тебя из азбуки изъять!
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-
Услышав этот спор, сказала буква А.-
Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Что общего у этих букв, чем они интересны? В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.
- Вспомните, какую «работу» выполняет мягкий знак в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки)
- Как связан с правописанием разделительных ъ и ь звук «Й»?
- Если после согласного звука перед гласным есть «Й», то в слове пишется ь или ъ.
4. Работа с учебником.
- Работаем на стр. 116-117:
- анализируем слова на стр. 117, перед правилами;
- читаем и запоминаем правила в табличке на стр. 117;
- Возьми на заметку…..читаем, запоминаем.
- Упр. № 123, письменно по заданию.
5. – Это задание выполняем устно.
6. Работа с табличкой.
7. Задание выполняем устно.
8. Задание выполняем письменно.
:
стр.116-121, выучить правила, упр.126, вставленные буквы подчеркнуть.