Доповідь "Інтернет-ресурси в моїй педагогічній практиці"

Про матеріал
Доповідь для виступу на районному методичному об'єднанні істориків "Інтернет-ресурси в моїй педагогічній діяльності"
Перегляд файлу

Интернет-ресурсы в моей педагогической практике

Когда я начинала свою педагогическую деятельность, то не могла представить себе, что люди будут вести персональные блоги, общаться по скайпу, писать друг другу электронные письма, просматривать видео и фото информацию, совершать  покупки в Интернет–магазинах, а также работать совместно в сети, находясь в разных уголках земного шара. Однако сейчас это реальность!

Интернет сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни. Cовременные школьники отлично ориентируются в социальных электронных сетях. Следует отметить и тот факт, что родители учащихся – это в основном молодое поколение, для которых, как и для их детей, виртуальный мир знаком. А значит, время и современные условия диктуют для нас учителей новые требования и предоставляют новые возможности. Современному педагогу необходимо быть активным пользователем Интернета. Более того, уметь использовать это пространство в воспитательных и учебных целях. Используя для взаимодействия с родителями и детьми электронные ресурсы, учитель может организовать работу по информированию родителей быстро, эффективно и продуктивно.

 

Каждый из нас является носителем уникального жизненного и педагогического опыта, который можно передавать, создав открытое информационное пространство новых педагогических технологий. Если раньше  учили обучающихся запоминать  информацию, а теперь надо учить их ее находить, анализировать и сортировать. Современные обучающиеся нуждаются в обучении реальным интеллектуальным навыкам. Они живут жизнью, отделенной от мира взрослых, говорят и пишут по сотовым телефонам, общаются в скайпе. Ну а педагоги, чтобы быть понятыми молодому поколению, должны сменить концепцию обучения,  используя новые педагогические технологии.

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Информационно – коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Реальность такова, что всё в большей степени учителя становятся исследователями, строя свою работу с детьми на основе последних достижений педагогической и психологической наук. Приходится также осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каждому ребёнку, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учебную познавательную творческую деятельность на уроках и во внеклассных занятиях.
 

Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.


Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.


Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

 

 Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
 

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию

 

 При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

 

Преимущества использования ИКТ:
• возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
• интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
• этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
• освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
 

 

 

 

От теории к практике. Что для меня является важным в практической деятельности?

1. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЗНО.

 

2. В моем кабинете нет компьютера, мультимедийной или интерактивной доски, зато есть телевизор, с помощью которого можно демонстрировать видеофильмы, воспроизводить музыкальные произведения и демонстрировать слайды. Чаще всего я использую телевизор для просмотра видео. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны видео на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий. Однако здесь необходимо учитывать некоторые аспекты: видео должно быть коротким (5-7 минут), содержательным, без посторонней смысловой нагрузки (более-менее объективным) и не должно выступать на уроке как развлечение. Мои учащиеся чётко знают, что перед просмотром видео перед ними ставиться определенный вопрос и после просмотра, мы к нему всегда возвращаемся. Это позволяет активизировать внимание учащихся, переключиться на еще дин вид деятельности и развивать критическое мышление. При подготовке к уроку приходится просматривать огромное количество роликом, чтобы определить, какой именно можно показать учащимся. За период работы мною была создана видеотека весом около 120 ГБ, что существенно облегчает работу в данном направлении.

Однако хочу заметить, что хотя сейчас и появляются видео для уроков в свободном доступе (канал Ютуб, например – уроки питона Каа, инфоуроки по истории), по некоторым темам очень сложно найти краткий, емкий, хорошо выполненный материал для показа учащимся. Например, по истории Украины 9 класса. Таких материалов очень и очень мало. А вот, например, тема казачество в последний год неплохо раскрыта благодаря циклу передач «Звитяга».

 

3. Использование презентаций на уроке, мне, к сожалению, недоступено в силу того, что кабинет не оборудован мультимедийным проектором, а телевизор «читает» не все форматы. Но в качестве домашнего задания для учащихся 9-11 классов я использую этот вид работы. Мои учащиеся знают, что нельзя прислать чужую работу, и что каждую работу необходимо защитить (или на практическом занятии, или на дизе).

 

4. Электронная почта – незаменимый помощник в общении с учащимися (выслать положение конкурса и конкурсной работы, задать вопрос учителю – всегда иду на контакт и отвечаю на письма учащихся). Старшие классы знают адреса моей электронной почта и свободно могут обратиться ко мне с вопросом, переслать презентацию, реферат, сообщение или видео. Незаменима электронная почта и в общении с учащимися дистанционной формы обучения (их в нашей школе на сегодня 104, в 5-11 классах – 87).

 

5. Создание видео – задача не из простых, однако тоже вполне решаема при использовании, например, программы Windows Movie Maker. В этом случае мне на помощь приходит то, что в нашей школе 10-11 классы информационно-технологического профиля, и я, опираясь на их знания, и используя меж предметные знания, могу дать задание смонтировать видео. Не все видео бывают удачными, мы с учащимися обсуждаем их, говорим о достоинствах и недостатках. Некоторые работы учащихся вполне можно использовать как видео для урока, например «Сальвадор Дали»

(Ольга Полтавская, 2015 год) или «Расстрелянное возрождение» (Коршик Ева ,2017г)

 

6. Незаменимый Word: отчеты, планы, документы и т.д.

7. Интерактивная доска – только появилась, не могу мказать про нее ничего хорошего или плохого.

 

 Очень бы хотелось использовать в своей практике работу с интернет-ресурсом на уроке, он-лайн тестирование, заполнять исторические кроссворды, собирать пазлы, выполнять поисковую работу и работу с историческими документами. Однако для этого необходимо наличие в кабинете компьютеров, ноутбуков или планшетов с доступом к Интернету хотя бы для работы в парах.

Анализируя опыт использования ИКТ в  школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

 

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, и личность самого учителя. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Інтернет-ресурси  для  вчителів  історії

www.history.org.ua

Інститут історії Національної Академії наук України

www.nbuv.gov.ua

Національна бібліотека України ім. І.І. Вернадського

www.memory.gov.ua

Український інститут національної пам’яті

www.7wonders.synnegoria.com

Сім чудес світу

www.historic.ru

«Познаємо людину через її історію»  (енциклопедії, довідники, історичні  мапи)

www.vivl.ru

Всесвітня історія в особах

ancienthistory.spb.ru

Електронний підручник з історії стародавнього світу (Російська Федерація)

www.ostu.ru/personal/nikolaev

Історичні мапи

www.history.rin.ru

Історична інформація, мапи, цікаві факти

www.pero-maat.ru

Історія Давнього Єгипту

www.ellada.spb.ru

Історія Давньої Греції

www.ancientrome.ru

Історія Давнього Риму

www.mythology.sgu.ru/mythology/ant

Антична міфологія

www.his.1september.ru/urok

Я йду на урок історії (методичні розробки та рекомендації з викладання суспільних дисциплін) 

www.tgorod.ru

Матеріали з історії середньовічного міста

www.bukvaa.narod.ru

Проект «Бібліотека хрестоносця»

www.britannica.com

Он-лайн енциклопедія «Британіка»

www.uk.wikipedia.org

Україномовна версія он-лайн енциклопедія «Вікіпедія»

history.vn.ua

Книги та підручники з історії України та всесвітньої історії

www.nsta.org

NSTA (Британське наукове співтовариство вчителів) 

www.cossackdom.com

Історія українського козацтва

www.prostir.museum

Музейний простір України

www.louvre.historic.ru

Російськомовний переклад офіційного сайту музею Лувр (Франція, Париж)

www.hermitagemuseum.org

Офіційний сайт музею «Державний Ермітаж» (Російська Федерація)

Інтернет-ресурси  для  вчителів  правознавства:

www.president.gov.ua

Офіційне  інтернет-представництво  Президента  України

www.rada.gov.ua

Верховна  Рада  України

www.kmu.gov.ua

Кабінет  Міністрів  України

www.ccu.gov.ua

Конституційний  Суд  України

www.scourt.gov.ua

Верховний  Суд  України

www.arbitr.gov.ua

Вищий  Господарський  Суд  України

www.ombudsman.kiev.ua

Уповноважений  Верховної  Ради  України  з  прав  людини

www.rainbow.gov.ua

Рада  національної  безпеки  та  оборони  України

www.minjust.gov.ua

Міністерство  юстиції  України

www.mvs.gov.ua

Міністерство  внутрішніх  справ  України 

www.mon.gov.ua

Міністерство  освіти  і  науки  України

www.vru.gov.ua

Вища  рада  юстиції  України

www.gp.gov.ua

Генеральна  прокуратура  України

www.cvk.gov.ua

Центральна  виборча  комісія  України

www.nbuv.gov.ua

Національна  парламентська  бібліотека  України  ім. В.І. Вернадського

www.golos.com.ua

Газета  Верховної  Ради  України  «Голос  України»

www.ukurier.gov.ua

Газета  центральних  органів  виконавчої  влади  України  «Урядовий  кур’єр»

www.pravo.biz.ua

Електронна  бібліотека  з  правознавства

www.pravo.org.ua

Центр  політико-правових  реформ

www.uapravo.org

Правовий  Інтернет – журнал  «UApravo»

www.nau.kiev.ua

Нормативні  акти  України – законодавство  для  практиків

www.legality.kiev.ua

Інститут  проблем  законодавства  ім. Ярослава  Мудрого

www.kphg.org

Харківська  правозахисна  група   

www.pension.kiev.ua

Пенсійна  реформа  в  Україні

www.helsinki.org.ua

Українська  Гельсінська  спілка  з  прав  людини

 

docx
Додано
8 жовтня 2019
Переглядів
546
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку