Фрагмент урока природоведения"Кровеносная система. Бережное отношение к сердцу."

Про матеріал
Использование на уроке "лего" при изучении темы "Кровеносная система. Бережное отношение к сердцу" поможет формировать представление о системе кровообращения человека, коммуникативную компетентность учащихся, развивать тактильно-ассоциативные ощущения детей, умения обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы, логически мыслить, развивать образное восприятие мира, самостоятельность, увлеченность, творческую активность.
Перегляд файлу

 

                        Фрагмент  урока природоведения

Класс  3-А                                        

Учитель: Путятова Оксана Анатольевна

 

Тема: Кровеносная система. Бережное   отношение  к  сердцу.

 

Цель:  обобщение и систематизация знаний о работе органов кровообращения;

- формировать представление о системе кровообращения человека, о работе сердца, кровеносных сосудов;

- формировать коммуникативную компетентность учащихся:

- развивать тактильно-ассоциативные ощущения  учащихся, умения     обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы, логически мыслить:

- расширять и обогащать словарный запас учащихся.

- воспитывать образное восприятие мира, самостоятельность, увлеченность, творческую активность. 

                                          

Оборудование:1. Презентация « Кровообращение человека»

2. Карточки с заданиями по группам.

3. Карточки с  терминами. 

4. Учебник «Природоведение» (автор Ирина Грушинская) , тетрадь

5. Конструктор « Лего», цветные карандаши, альбомные листы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная,  моделирование.

 

План    урока

        I. Настраивание.  Человека изучаем,

                                        Быть здоровыми желаем.

 

 Учитель.  Как хорошо, что мы сегодня вместе. Я рада видеть ваш любознательный взгляд, ваши жизнерадостные лица и хочу поделиться вместе с вами энергией, которая поможет нам сегодня на уроке открыть новое знание. Потрите свои ладошки, поделитесь своей энергией друг с другом! А я вам посылаю свою энергию! Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду.Злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

 

         II. Мотивация учебной деятельности. 

   1.Проверка изученного материла.

2.Стратегия «Предвидения  по  загадке»

        3. Стратегия « Ассоциативный куст».

         III.  Актуализация чувственного опыта учащихся.

     1.Постановка проблемы.

   2. Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня наш урок будет творческий, а результатом нашей деятельности        будет      моделирование кругов кровообращения, схемы сердечно-сосудистой системы.

             3.Рассказ  учителя.

             4. Просмотр презентации « Кровообращение человека»

             5.Работа с учебником.

        I V.Формирование умений и навыков.

1.Беседа учителя с детьми.

-Что поставляет всем клеткам все необходимое? (Ответы детей).

- Правильно, кровь. Кровь поступает во все уголки нашего организма по сосудам. С новыми порциями крови поступает и питание, и кислород.  Кровь тогда будет эликсиром, когда она не будет стоять на месте, а будет двигаться по организму. Отдав органу, через который она протекает, все необходимое и забрав шлаки (ненужные вещества), кровь оттекает, уступая место свежей крови. Так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, всю жизнь происходит кровообращение.

- Давайте кратко сформулируем, дадим определение, что же такое кровообращение?  Это движение крови в организме.

- Что же тогда это за органы - сердце и сосуды? ( Органы кровообращения.)

-  Для того, чтобы кровь обращалась, ее должно что-то двигать?  Что является двигателем крови?  (Сердце.)

- Что же представляет собой сердце? Сердце представляет собой мышечный орган. Стенки сердца образованы мощными мускулами почти с палец толщиной.

- А почему? Как вы думаете? (ответы детей).

- Правильно, сердце должно сокращаться. Сокращаясь, сердце выталкивает кровь в сосуды. Кровь все время поступает в сердце, и все время устремляется из него. Потому что сердце-это насос, заставляющий кровь циркулировать в теле. От сердца кровь несут артерии (термины прикрепить на доске). К сердцу – вены. Потому кровь, обогащённая кислородом называется артериальной, а кровь в которую из органов поступил углекислый газ и шлаки называют венозной.

1. Работа в группах.

 I группа.   Отгадайте кроссворд. Ответьте на вопрос: «Что такое сердце?». Докажите.

  1. Прозрачная  желтоватая  жидкость в организме человека.
  2. Мельчайшие кровеносные сосуды.  
  3. Ненужные вещества в организме. 
  4. Мельчайшие клетки организма, которые называют бляшками.
  5. Кровеносный сосуд по которому кровь движется от сердца.

                         

                                   плазма

                          капилляры

                                           шлаки

                               тромбоциты

                                            артерия

Ученики. Сердце - это мышца. А что делают мышцы? Мышцы сокращаются и расслабляются, вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется, поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди. Мышцы сердца с силой выталкивают кровь и заставляют её двигаться по кровеносным сосудам. Сокращение и расслабление мышц называют пульсациями. Толчки крови в сосудах – пульс. Его можно ощутить пальцами на запястьях рук, в основании шеи, на висках. Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс. литров крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.

 

    II группа.  Отгадайте кроссворд. Ответьте на вопрос: « Что является носительницей жизни в организме человека?»  Докажите .

           1.Опора организма человека.

           2. Центральный насос нашего организма..

           3.Чем мы питаем мозг.

           4.Пучок нервных волокон.

           5. По­ка­за­те­ль рит­ми­че­ских со­кра­ще­ний серд­ца.. 

                                         скелет

                                        сердце

                                   кислородом

                                       нерв

                                       пульс

Ученики.  Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни. Прежде всего, каждую клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Кровь разносит по всему нашему телу питательные вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела.

Кровь разносит по всему телу воду и тепло.

 

III группа.  ( работа с деформированным текстом) Дайте ответы на вопросы:

Что такое артерия? Какую роль артерии играют в организме? Каким цветом на рисунке изображают артерии?

 Ученики. Артерии (артериальные сосуды) похожи на трубочки разного диаметра с более толстыми стенками. Артерии называются так, потому что по ним от сердца течет артериальная кровь, то есть кровь богатая кислородом. Скорость циркуляции крови по артериям очень большая (несколько метров в секунду). На рисунке артерии изображаются красным цветом.

 

IVгруппа. ( работа с деформированным текстом) Дайте ответы на вопросы:Что такое вены? Какую роль вены играют в организме? Каким цветом на рисунке изображают вены?

 Ученики.  Вены это кровеносные сосуды, по которым течет венозная кровь, то есть кровь с низким содержанием кислорода. По венам кровь возвращается от органов к сердцу. Как и артерии, вены бывают разного диаметра. По венам кровь течет медленно (несколько сантиметров в секунду). На рисунке вены показаны синим цветом.

 

Vгруппа. ( работа с деформированным текстом) Дайте ответы на вопросы:   Что такое капилляры. Какую роль они выполняют?

Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды нашего тела. Диаметр капилляров измеряется несколькими микронами, что сравнимо с диаметром клеток крови человека. Стенки капилляров чрезвычайно тонкие. Через стенки капилляров происходит обмен газами и питательными веществами между кровью и тканями нашего тела т.е. в капиллярах происходит обмен кислорода на углекислый газ. Скорость течения крови по капиллярам минимальна.

 

Вывод: Сердце - это мышца. Кровь -является носительницей жизни в организме человека. Кровеносные сосуды можно разделить на три группы-артерии, вены, капилляры.

 

       

 

        V.Обобщение и систематизация знаний и умений.

1. Обобщение .

Учитель. Как мы с вами выяснили, кровь непрерывно движется в теле человека. Такой процесс называется кровообращением. Капля крови, проходя по сосудам нашего организма, описывает « восьмерку». При этом она два раза проходит через сердце, находящее в центре « восьмёрки». Сначала кровь уходит к лёгким, где обменивает углекислый газ на кислород, потом снова возвращается в сердце. Это часть пути называется малым кругом кровообращения. Во второй раз кровь проходит по сосудам большого круга кровообращения к органам, чтобы раздать клеткам кислород и собрать в них углекислый газ. Потом кровь возвращается в сердце, чтобы начать свой путь сначала.

2. Работа в группах.

-  Представьте, что вы ученики медицинского училища.

 

 I группа   получает задание  смоделировать большой круг кровообращения. C:\Users\User\Desktop\IMG_0408.JPG

 II группа   получает задание смоделировать  малый круг кровообращения C:\Users\User\Desktop\IMG_0404.JPG

 III группа   получает задание составить схему сердечно-сосудистой системыC:\Users\User\Desktop\IMG_0405.JPG

 

 IVгруппа.   Составить памятку  «Полезные советы»:

1. Почаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.

2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.

3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.

4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!

5. Тренированное сердце – залог крепкого здоровья и долголетия. Остерегайся перегрузки сердца! Контролируй  пульс!

C:\Users\User\Desktop\IMG_0426.JPG    C:\Users\User\Desktop\IMG_0422.JPG

 

 

 

Vгруппа. Соберите пословицы, поговорки, высказывание мудрецов.

 

Гигиена сердца предполагает                    добрые дела…

Сердце добра                                               сеет вокруг себя здоровье, улыбку…

Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением.                            И сердце будет расти в этом упражнении добра.

Гнев человеку                                                сушит кости и рушит сердце.

 

 

Учитель. На основании слов мудрецов скажите, что еще кроме физкультуры и спорта укрепляет сердце? (Доброта, добрые дела, добрые слова, положительные эмоции укрепляют сердце, здоровье человека.

3. Стратегия «Микрофон».

C:\Users\User\Desktop\школа (3).JPG

 

        VII . Рефлексия .

        1.Беседа учителя.

- Какое задание вам было интересно выполнять на уроке?

- Какое задание вам  было сложно выполнять на уроке?

- Где эти знания вам  пригодятся в жизни?

- Что является главным органом кровообращения? ( Сердце)

           - Какое у вас сердечко?  Нарисуйте его.

C:\Users\User\Desktop\IMG_0430.JPG C:\Users\User\Desktop\IMG_0431.JPG C:\Users\User\Desktop\IMG_0432.JPG

2. Притча.

Учитель.

         Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

         Он ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

    А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

Учитель. Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

 

C:\Users\User\Desktop\IMG_0444.JPG C:\Users\User\Desktop\школа (2).JPG

 

Всем спасибо за творческую работу на уроке!

 

 

docx
Додано
15 лютого 2022
Переглядів
951
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку