Фрагмент урока природоведения
Класс 3-А
Учитель: Путятова Оксана Анатольевна
Тема: Кровеносная система. Бережное отношение к сердцу.
Цель: обобщение и систематизация знаний о работе органов кровообращения;
- формировать представление о системе кровообращения человека, о работе сердца, кровеносных сосудов;
- формировать коммуникативную компетентность учащихся:
- развивать тактильно-ассоциативные ощущения учащихся, умения обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы, логически мыслить:
- расширять и обогащать словарный запас учащихся.
- воспитывать образное восприятие мира, самостоятельность, увлеченность, творческую активность.
Оборудование:1. Презентация « Кровообращение человека»
2. Карточки с заданиями по группам.
3. Карточки с терминами.
4. Учебник «Природоведение» (автор Ирина Грушинская) , тетрадь
5. Конструктор « Лего», цветные карандаши, альбомные листы.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, моделирование.
План урока
I. Настраивание. Человека изучаем,
Быть здоровыми желаем.
Учитель. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Я рада видеть ваш любознательный взгляд, ваши жизнерадостные лица и хочу поделиться вместе с вами энергией, которая поможет нам сегодня на уроке открыть новое знание. Потрите свои ладошки, поделитесь своей энергией друг с другом! А я вам посылаю свою энергию! Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду.Злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Мотивация учебной деятельности.
1.Проверка изученного материла.
2.Стратегия «Предвидения по загадке»
3. Стратегия « Ассоциативный куст».
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
1.Постановка проблемы.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня наш урок будет творческий, а результатом нашей деятельности будет моделирование кругов кровообращения, схемы сердечно-сосудистой системы.
3.Рассказ учителя.
4. Просмотр презентации « Кровообращение человека»
5.Работа с учебником.
I V.Формирование умений и навыков.
1.Беседа учителя с детьми.
-Что поставляет всем клеткам все необходимое? (Ответы детей).
- Правильно, кровь. Кровь поступает во все уголки нашего организма по сосудам. С новыми порциями крови поступает и питание, и кислород. Кровь тогда будет эликсиром, когда она не будет стоять на месте, а будет двигаться по организму. Отдав органу, через который она протекает, все необходимое и забрав шлаки (ненужные вещества), кровь оттекает, уступая место свежей крови. Так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, всю жизнь происходит кровообращение.
- Давайте кратко сформулируем, дадим определение, что же такое кровообращение? Это движение крови в организме.
- Что же тогда это за органы - сердце и сосуды? ( Органы кровообращения.)
- Для того, чтобы кровь обращалась, ее должно что-то двигать? Что является двигателем крови? (Сердце.)
- Что же представляет собой сердце? Сердце представляет собой мышечный орган. Стенки сердца образованы мощными мускулами почти с палец толщиной.
- А почему? Как вы думаете? (ответы детей).
- Правильно, сердце должно сокращаться. Сокращаясь, сердце выталкивает кровь в сосуды. Кровь все время поступает в сердце, и все время устремляется из него. Потому что сердце-это насос, заставляющий кровь циркулировать в теле. От сердца кровь несут артерии (термины прикрепить на доске). К сердцу – вены. Потому кровь, обогащённая кислородом называется артериальной, а кровь в которую из органов поступил углекислый газ и шлаки называют венозной.
1. Работа в группах.
I группа. Отгадайте кроссворд. Ответьте на вопрос: «Что такое сердце?». Докажите.
плазма
капилляры
шлаки
тромбоциты
артерия
Ученики. Сердце - это мышца. А что делают мышцы? Мышцы сокращаются и расслабляются, вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется, поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди. Мышцы сердца с силой выталкивают кровь и заставляют её двигаться по кровеносным сосудам. Сокращение и расслабление мышц называют пульсациями. Толчки крови в сосудах – пульс. Его можно ощутить пальцами на запястьях рук, в основании шеи, на висках. Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс. литров крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.
II группа. Отгадайте кроссворд. Ответьте на вопрос: « Что является носительницей жизни в организме человека?» Докажите .
1.Опора организма человека.
2. Центральный насос нашего организма..
3.Чем мы питаем мозг.
4.Пучок нервных волокон.
5. Показатель ритмических сокращений сердца..
скелет
сердце
кислородом
нерв
пульс
Ученики. Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни. Прежде всего, каждую клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Кровь разносит по всему нашему телу питательные вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела.
Кровь разносит по всему телу воду и тепло.
III группа. ( работа с деформированным текстом) Дайте ответы на вопросы:
Что такое артерия? Какую роль артерии играют в организме? Каким цветом на рисунке изображают артерии?
Ученики. Артерии (артериальные сосуды) похожи на трубочки разного диаметра с более толстыми стенками. Артерии называются так, потому что по ним от сердца течет артериальная кровь, то есть кровь богатая кислородом. Скорость циркуляции крови по артериям очень большая (несколько метров в секунду). На рисунке артерии изображаются красным цветом.
IVгруппа. ( работа с деформированным текстом) Дайте ответы на вопросы:Что такое вены? Какую роль вены играют в организме? Каким цветом на рисунке изображают вены?
Ученики. Вены – это кровеносные сосуды, по которым течет венозная кровь, то есть кровь с низким содержанием кислорода. По венам кровь возвращается от органов к сердцу. Как и артерии, вены бывают разного диаметра. По венам кровь течет медленно (несколько сантиметров в секунду). На рисунке вены показаны синим цветом.
Vгруппа. ( работа с деформированным текстом) Дайте ответы на вопросы: Что такое капилляры. Какую роль они выполняют?
Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды нашего тела. Диаметр капилляров измеряется несколькими микронами, что сравнимо с диаметром клеток крови человека. Стенки капилляров чрезвычайно тонкие. Через стенки капилляров происходит обмен газами и питательными веществами между кровью и тканями нашего тела т.е. в капиллярах происходит обмен кислорода на углекислый газ. Скорость течения крови по капиллярам минимальна.
Вывод: Сердце - это мышца. Кровь -является носительницей жизни в организме человека. Кровеносные сосуды можно разделить на три группы-артерии, вены, капилляры.
V.Обобщение и систематизация знаний и умений.
1. Обобщение .
Учитель. Как мы с вами выяснили, кровь непрерывно движется в теле человека. Такой процесс называется кровообращением. Капля крови, проходя по сосудам нашего организма, описывает « восьмерку». При этом она два раза проходит через сердце, находящее в центре « восьмёрки». Сначала кровь уходит к лёгким, где обменивает углекислый газ на кислород, потом снова возвращается в сердце. Это часть пути называется малым кругом кровообращения. Во второй раз кровь проходит по сосудам большого круга кровообращения к органам, чтобы раздать клеткам кислород и собрать в них углекислый газ. Потом кровь возвращается в сердце, чтобы начать свой путь сначала.
2. Работа в группах.
- Представьте, что вы ученики медицинского училища.
I группа получает задание смоделировать большой круг кровообращения.
II группа получает задание смоделировать малый круг кровообращения
III группа получает задание составить схему сердечно-сосудистой системы
IVгруппа. Составить памятку «Полезные советы»:
1. Почаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.
2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.
3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.
4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!
5. Тренированное сердце – залог крепкого здоровья и долголетия. Остерегайся перегрузки сердца! Контролируй пульс!
Vгруппа. Соберите пословицы, поговорки, высказывание мудрецов.
Гигиена сердца предполагает добрые дела…
Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку…
Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.
Гнев человеку сушит кости и рушит сердце.
Учитель. На основании слов мудрецов скажите, что еще кроме физкультуры и спорта укрепляет сердце? (Доброта, добрые дела, добрые слова, положительные эмоции укрепляют сердце, здоровье человека.
VII . Рефлексия .
1.Беседа учителя.
- Какое задание вам было интересно выполнять на уроке?
- Какое задание вам было сложно выполнять на уроке?
- Где эти знания вам пригодятся в жизни?
- Что является главным органом кровообращения? ( Сердце)
- Какое у вас сердечко? Нарисуйте его.
2. Притча.
Учитель.
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?
Он ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас
это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.
Учитель. Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Всем спасибо за творческую работу на уроке!