Година спілкування за темою:
«Бути медіаграмотним- це модно!!!»
В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают нормы и ценности. Школа обеспечивает систематическое образование, готовит к жизни в обществе, способствует становлению ребенка как гражданина. Общество сверстников формирует среду общения, которая не зависит от контроля взрослых и нередко противоречит ему, тем самым создавая школьникам, особенно подросткам, привлекательные условия пребывания в ней. СМИ и другие каналы массовой коммуникации открывают детям «взрослый» мир, с которым они мало соприкасаются непосредственно, а также значительно расширяют их коммуникативную среду. Характер внутримедийных процессов, в свою очередь, оказывает немалое воздействие на развитие и воспитание детей. Нестабильность медиасистемы с одновременным усилением влияния СМИ как агента социализации сформировали принципиально новые условия для развития и воспитания будущих поколений.
Медиаграмотность — необходимый навык в век цифровых технологий. Это умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Дети сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ, к которым привыкли их родители (телевидение, радио, газеты и журналы). Это ещё и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Но все медиаресурсы объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности.
Медиаграмотность необходима, чтобы:
- научиться мыслить критически.
Сейчас создавать медиа может каждый. Поэтому стало труднее узнать, кто автор того или иного сообщения и можно ли ему доверять. Критическое мышление позволит не попасть в ловушку. Дети также должны уметь самостоятельно оценивать разные средства коммуникации, определять, насколько адекватный в них контент, почему была включена та или иная информация, насколько полно раскрыта тема, каковы основные идеи медиасообщения. Кроме того, дети учатся самостоятельно использовать разные примеры, которые помогут им сформировать собственное мнение по разным вопросам на основе информации, которую они уже знают.
- потреблять информацию с умом.
Медиаграмотность помогает детям определять, действительно ли то или иное ифнормационное сообщение заслуживает их доверия. Она также позволяет им распознавать специальные методы, которые используют маркетологи в рекламе, чтобы убедить людей купить товар.
- распознавать точку зрения автора.
У каждого есть своё мнение по тому или иному вопросу. Понимание позиции автора помогает детям уважать разные взгляды на мир. Кроме того, такой подход к информации структурирует сведения, которые дети уже знают.
- ответственно создавать медиасообщения.
Залог эффективной коммуникации — признавать собственную точку зрения, оценивать, что и как вы говорите, понимать, что каждое ваше сообщение оказывает то или иное влияние.
- осознавать роль медиа в нашей культуре.
От сплетен про знаменитостей на обложках журналов до мемов — средства массовой коммуникации постоянно рассказывают нам что-то, что формирует наше понимание мира и даже заставляет нас действовать или мыслить определённым образом.
- понимать цели автора.
Является ли сообщение чисто информативным, или автор пытается поменять ваше мнение, а может, рассказывает вам новые идеи, о которых вы никогда не слышали? Когда дети понимают, какое влияние на них может оказать то или иное медиа, понимая его истинную цель, они могут сделать осознанный выбор.
Видеоролик автор: Учитель біології Запорізького колегіуму №98 Антоніна Міщук зповіла про власний досвід впровадження медіаосвіти.