Готический стиль (готика) – (от итал. gotico, буквально – готский, т.е., относящийся к германскому племени готов),художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства Наиболее подходящие название – «стрельчатый стиль»устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,каркасная система и ребристый свод,ажурный декор, живопись светом, витражи.
Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.
Главные архитектурные сооружения готического стиля. Городская ратуша. Кафедральныйсобор. АРХИТЕКТУРА ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДАРатуша - здание городского самоуправления – представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города. Собор - модель мироздания, символ Вселенной и своего рода свод знаний о ней, весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.
Готическая архитектура -воплощенная идея торжества духа. Нервюры- арки стрельчатой формы. Аркбутаны- связующие открытые полуарки. Контрфорсы- вертикальные выступы стен. Вимперг- ажурный фронтон. Пинакли- остроконечные башенки. Роза – круглое окно с каменным переплётом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка.
В готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь — на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам(наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей.
Химеры- скульптура в образе фантастического животного. Горгульи – скульптуры-водостоки. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или скульптур-водостоков — горгулей.
Модные веяния средневековой Европы Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному.