Материал данного урока предполагает более глубокое знакомство со сказкой Х.К.Андерсена «Снежная королева». При планировании урока опиралась на формирование у учащихся нравственных ценностей, что является одной из важнейших составляющих педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Для их реализации выбирала интерактивные приемы обучения.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя.
Х.К.Андерсен
1805-1875
Тема. Ханс Кристиан Андерсен: краткие сведения о датском сказочнике. «Снежная королева». Знакомство с главными героями.
Цель: ввести учащихся в особую атмосферу жизни и творчества великого датского сказочника, познакомить с главными героями сказки, расширять словарный запас школьников, совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать кругозор учащихся, образное и ассоциативное мышление, умение импровизировать, различать доброе и злое; воспитывать стремление быть верным в дружбе, нести людям добро.
Компетенции: поликультурная, деятельностная, творческая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок с элементами театральной деятельности
Наглядность: информационно-компьютерные технологии, детские рисунки.
Аннотация
Материал данного урока предполагает более глубокое знакомство со сказкой Х.К.Андерсена «Снежная королева». При планировании урока опиралась на формирование у учащихся нравственных ценностей, что является одной из важнейших составляющих педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Для их реализации выбирала интерактивные приемы обучения.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
- Какой жанр литературных произведений мы сейчас изучаем?
- Что такое сказка?
- Чем литературная сказка отличается от народной?
«Сказка о рыбаке и рыбке»(А.С.Пушкин), «Золушка»(Ш.Перро), «Красная шапочка»(братья Гримм), «Снежная королева»(Х.К.Андерсен).
ІІІ. Объявление темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Перу Х.К.Андерсена принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835-1872 годах. Знаете ли вы, что Андерсен за свою жизнь написал более 170 сказок? Наверняка многие из них знакомы вам.
Ребята, а давайте представим, что из далеких времен, из северной страны Дании к нам на встречу пришел сам сказочник.
ІV. Работа над темой урока.
Эхе-хе, ребятки. Ну здравствуйте! Долго же я добирался к вам, устал. Но я умею читать ваши мысли, и потому понимаю, что вам очень хочется побольше обо мне узнать. Честно признаюсь, меня это радует.
Ну что ж? Начнем!
Родился я в великой стране Дании в 1805г. Там есть небольшой городок – Оденс, это моя родина.
Дед мой был искусным резчиком, мать – прачкой, а отец – башмачником. Жил я, как видите, в бедной семье. Но я не унывал и не роптал на судьбу. Я был горд тем, что в доме всегда была чистота, а особую прелесть ему придавали цветы, высаженные в деревянных ящиках. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, дробью барабанщиков, свистом флейты бродячего музыканта. Весело было!
Вся эта атмосфера помогала мне придумывать невероятные истории. Первым их слушателем был старый кот по имени Карл.
Затем было невероятное увлечение театром. На сцене разыгрывались такие чудеса, которые могли происходить только в сказках.
В Оденсе был свой театр, но чтобы посещать его, не было денег. И я заменил подлинные спектакли воображаемыми. И в этом мне помогли афиши. Дома я мог мечтать сколько угодно – и позднее из моих фантазий родились сказки. А насколько они известны вам, я и хочу проверить.
«Наконец затрещала скорлупа и самого большого яйца. «Пи! пи-и!» - и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки и куры.»
«Солдат взял и отрубил старухе голову. Ведьма повалилась мертвая, а он завязал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.»
«На эту постель и уложили принцессу на ночь. Утром ее спросили, как она почивала.
- Ах, очень дурно! Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чем-то твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто беда!»
«Странное дитя была эта русалочка: такая тихая, задумчивая. Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля.»
«И вот король шествовал по улицам под роскошным балдахином, а люди, толпившиеся, чтобы на него посмотреть, говорили:
- Ах, какое красивое это новое платье короля! Как чудно сидит! Какая роскошная мантия!
Ни единый человек не сказал, что ничего не видит, никто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своем месте.»
« Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви – он и сам не знал. Краска с него слезла, он весь полинял. Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко, с ружьем на плече.»
-Как можно конкретизировать жанр сказки «Снежная королева»? (сказка-приключение, сказка-путешествие)
-Из каких композиционных элементов состоит сказка?
-А как начинается сказка «Снежная королева»? Что необычного в таком начале?
Тролль – в германо-скандинавской мифологии сверхъестественное существо, великан или карлик, волшебник, обычно враждебное людям. Живет чаще всего под землей.
-Какой волшебный предмет фигурирует в сказке?
-Что в нем особенного? (Выборочное чтение первой сказки).
Объясните выражения: «разбилось вдребезги», «ледяное сердце», «хохотал до колик».
- В каких литературных сказках тоже действует Зеркало?(«Королевство кривых зеркал» Олеши, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина)
а) рассказ ученика об их дружбе на основе сказки второй;
б) чтение учителем отрывка со слов «Вечером, когда Кай был уже дома… до слов …промелькнуло что-то похожее на белую птицу».(с.118-119 учебника)
в) работа над изобразительными средствами языка данного отрывка (эпитеты, сравнения);
г) рассматривание ученических рисунков с изображением главных героев сказки.
- Ребята, если бы кому-нибудь из вас случилось бы в этот момент оказаться рядом с Каем, что бы вы сказали ему?
Определение волшебных элементов (превращение снежных хлопьев в больших белых куриц, необычный поцелуй королевы); выяснение роли пейзажных зарисовок.
V. Рефлексия
-Какие герои этой сказки вам нравятся? Почему?
VІ. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя. Оценивание деятельности учащихся.
VІІ. Домашнее задание
Всем – прочитать сказки третью, четвертую, пятую. Выполнить задания по уровням: средний уровень - пересказать одну из историй путешествия Герды;
достаточный уровень – составить монолог от лица Герды;
высокий уровень – подготовить мини-сценку с элементами костюмов (Герда и хозяйка цветника, Герда и маленькая разбойница).