Игра-квест «Знатоки русского языка»

Про матеріал
Для проведения мероприятия выбрана технология образовательного квеста, во время которого участники выполняют различные задания интеллектуального характера, связанные с русским языком. В процессе мероприятия обучающиеся определяют путь поиска, решают промежуточные задачи, которые являются частью основного задания – поиск букв ключевого слова. Такая форма итогового занятия достаточно быстро привлекает внимание детей? обеспечивает у обучающихся развитие универсальных учебных действий: - познавательных; - регулятивных; - коммуникативных; - личностных способностей.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

по русскому языку в 5 классе

Игра-квест «Знатоки русского языка»

 

 

 

 

 

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа№1» города Ждановки

 Вербицкая Светлана Геннадиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Для проведения мероприятия выбрана технология образовательного квеста, во время которого участники выполняют различные задания интеллектуального характера, связанные с русским языком. В процессе мероприятия обучающиеся определяют путь поиска, решают промежуточные задачи, которые являются частью основного задания – поиск букв ключевого слова. Такая форма итогового занятия достаточно быстро привлекает внимание детей? обеспечивает у обучающихся развитие универсальных учебных действий:

- познавательных;

- регулятивных;

- коммуникативных;

- личностных способностей.

 

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
  4. Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся.
  3. Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
  2. Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Оборудование:  карточки с заданий, карточки с буквами для составления ключевого слова, ручки, маркеры, ИКТ.

Формы работы:   групповая, индивидуальная

 Форма проведения:  игра-квест

 Место проведения: школьные кабинеты.

Этапы работы

 На каждом этапе дети получают карточку-подсказку для ориентирования в школе, с помощью которой будут искать спрятанную букву. После того, как обучающиеся находят букву, для того, чтобы получить следующую карточку-подсказку, школьникам необходимо выполнить интеллектуальное задание.

Станции игры:

1. «Народная мудрость» - библиотека

2. «Фонетические пропорции» - кабинет воспитательной работы

3. «Собери слова» - кабинет информатики

4. «Родственные слова» - школьный музей «Хранитель времени»

5. «Лингвистический блиц-опрос» - кабинет психолога

6. «Занимательная фразеология» - лингафонный кабинет

7. «Синтаксический марафон» - кабинет русского языка и литературы

8. «Собери текст» - актовый зал

Ход игры

Участники игры: обучающиеся 5 класса.

Правила игры:

  1. В команде должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Своё несогласие высказывать вежливо.
  5. Если не понял, переспроси.

 

Вступительное слово учителя

- Добрый день, дорогие ребята. Наша игра-квест стартует.   Вы объединились в 4 команды. Вы сегодня должны показать  знания по основным разделам  русского языка, умение разгадывать мудрые языковые загадки.  Конечно, успех  каждой команды будет зависеть от  знаний конкретного участника и от сплоченности вашей группы. Квест – это поиск. Искать вы будете буквы, с которых составите ключевое слово. Желаю удачи всем командам!

 

Задания  для команд

 

1. «Народная мудрость»

Учитель зачитывает начало пословицы, а команда должна продолжить.

(За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

 

2. «Фонетические пропорции»

Разгадать принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решить их. Чего не хватает?

(За каждый правильный ответ – 1 балл).

1)      А / Я = О / ? (Ё)

2)      М / М’ = Р / ? (Р’)

3)      В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4)      ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5)      ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (Дополнительный балл).

*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

 

3. «Собери слова»

Собрать слова, которые спрятались в других словах.

(За каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

 

4. «Родственные слова»

Прочитать первое стихотворение В. Берестова («Луноход»)  и сказать, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик?

 

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово – 1 балл).

 

5. «Лингвистический блиц-опрос»

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6.      Неопределённая форма глагола (инфинитив).

7.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

9.      Часть слова без окончания (основа).

10.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

11.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

12.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

 

6. «Занимательная фразеология»

Объяснить значение фразеологизмов.

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык – заставить говорить.

Находить общий язык – договариваться.

Прикусить язык – замолчать.

Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык – замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.

Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык – заставляют молчать.

Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.

Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

 

Назвать свои пословицы и фразеологизмы со словом «язык». (Дополнительный балл).

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

 

7. «Синтаксический марафон»

Составить предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

 

8. «Собери текст»

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

  

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

 

Ответы

Текст №1

1.      Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2.      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3.      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4.      Голова сказала: «Разойдемся!».

5.      И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6.      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 

Текст №2

1.      У одного отца было два сына.

2.      Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3.      Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4.      Они пошли судиться к соседу.

5.      Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6.      Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7.      Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8.      Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

 

 

 

Рефлексия

 Вы прошли все станции, собрали все буквы и составили из них ключевое слово КАНИКУЛЫ.

 

Награждение победителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОТОКОЛ

квест-игры «Знатоки русского языка»

 

Название конкурса

5-А

6-А

6-Б

«Народная мудрость»

 

 

 

 

«Собери слова»

 

 

 

 

«Родственные слова»

 

 

 

 

«Лингвистический блиц-опрос»

 

 

 

«Занимательная фразеология»

 

 

 

«Свои пословицы и фразеологизмы»

 

 

 

«Синтаксический марафон»

 

 

 

 

«Собери текст»

 

 

 

 

Дополнительные баллы за буквы

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
29 вересня 2020
Переглядів
6126
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку