Материал в презентации включает в себя алгоритмы правил, задания в игровых формах, познавательный материал. Упражнения на обобщение и закрепление темы. В связи с тем, что нужно писать пятиклассникам, презентация рассчитана на два урока
Урок-обобщение «Ь и Ъ знаки в разных частях речи » 5 класс
Номер слайду 2
Цель: Знать условия употребления Ъ и Ь в разных частях речи и верно писать соответствующие слова.
Номер слайду 3
Как можно озаглавить текст? Какова идея? В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита. В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ - ер Ь - ерь. . Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира. В современном русском алфавите 33 буквы. Буквы ЕР и ЕРЬ выглядят в нём так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому.*Какая информация для тебя новая? Какова роль этих знаков в современном письме?
Номер слайду 4
ТЕОРИЯ. Рассмотри таблицу, прочитай примеры ,составь свой алгоритм по данной теме.
ТЕОРИЯ. Расскажи о правописании Ь и Ъ знаков в разных частях речи.
Номер слайду 11
Практика. Нужен ли ь вместо ?День был хорош? и погож?, а Митя был пригож?. Вышел он из дома и побежал вскач? мимо дач?, есть калач?. А бабушка уж и печ? топила. Для дорогого гостя и ворота настеж?! Невтерпёж? Мите. Горяч? и жгуч? калач?. ,,Спешиш?, обожжеш?ся,- предостереч? его бабушка хочет,- намаж? хоть вареньем”. ,,Еш?, еш?,- приговаривает она,- матушка- рож? кормит всех сплош?”. Съел Митя весь калач?, лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч? на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёш?ся! Береч?ся надо: гром трескуч?, лес дремуч?. Подумал Митя и решил леч? на печ?, пока солнца луч? ноч? не сменит.
Номер слайду 12
Проверь! День был хорош и погож, а Митя был пригож. Вышел он из дома и побежал вскачь мимо дач, есть калач. А бабушка уж и печь топила. Для дорогого гостя и ворота настежь! Невтерпёж Мите. Горяч и жгуч калач. ,,Спешишь, обожжешься,- предостеречь его бабушка хочет,- намажь хоть вареньем”. ,,Ешь, ешь,- приговаривает она,- матушка- рожь кормит всех сплошь”. Съел Митя весь калач, лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёшься! Беречься надо: гром трескуч, лес дремуч. Подумал Митя и решил лечь на печь, пока солнца луч ночь не сменит. 30балла
Номер слайду 13
Теория и Практика. Ться и тся в глаголах Прежде чем глагол писать что делает? Учится!Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, что делать? учит. Ься. То в глагол его вноси. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.1 Друзья познают(?)ся в беде.2 Трус своей тени боит(?)ся.3 Всякий человек в деле познает(?)ся.4 У него из рук валит(?)ся.5 Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.6 За все брат(?)ся- ничего не сделать. 6 баллов
Номер слайду 14
Помечтай!Сочинение миниатюра. Представьте себе, что вы превратились в какой либо предмет( компьютер, автомобиль, куст сирени...)Опишите, что вы чувствуете, о чём думаете, о чём мечтаете. ,в своем сочинении употребите слова с Ь и Ъ знаками..
Номер слайду 15
Рекомендации к презентации: Можно работать в парах, можно индивидуально, можно1 балл считать за каждое правильно выполненное слово, баллы по разделу « Практика» консультанты могут проверять вместе с учителем. За теорию дополнительные баллы. Всего «Практика» 76 баллов. Сколько ставить баллы за теорию каждый учитель может решить сам . Я ставила отдельную оценку. Работа сложная , рассчитана на 2 урока, материал в учебнике на нескольких страницах. Скорость письма разная , поэтому ребята привыкают писать и внимательно , и быстро. Творческое задание можно предложить как домашнее.