Тема: Речевая тема: «Моя малая родина. На родных просторах» Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных.

Про матеріал
Розробка з теми: Речевая тема: «Моя малая родина. На родных просторах» Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных.
Перегляд файлу

5 клас

 

            

 Тема:  Речевая тема: «Моя малая родина. На родных просторах»

             Имя существительное  как часть речи. Род  и  число имен существительных.

Цель: -закрепить знания учащихся , полученные в начальной школе об особенностях имени существительного как части речи,

           -выработать умения находить имя существительное среди  других частей речи,

           -отрабатывать навыки  определения отличий имен существительных от других  частей речи,

           -повторить понятия: род и число имен существительных, закрепить  умения и навыки определения данных категорий,

           -повторить учебный материал по теме «Фонетика»,

           -развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас по  заданной теме,

           -учить рассуждать, анализировать, делать выводы, умозаключения,

           -воспитывать любовь к родному краю.

 

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент (проверка подготовки учащих-

ся к уроку: наличие тетрадей, учебников, дневников)

  1. Повторение. Фонетика.

 

  1.  Что изучает фонетика?

        2.  Каких звуков в русском языке больше: гласных или согласных?

  1.  Сколько гласних букв, а сколько гласных звуков? Почему? Объсните на конкретном примере. 
  2. Приведите примеры слов, чтобы они состояли из:

- 4 букв – 3 звуков                                          пень, день, лень

- 2 букв – 3 звуков                                              яр, як

- 3 букв – 4 звуков                                              юла, яма

      5.Произнесите звуки, из которых состоят слова , в обратном по рядке, чтобы получить

           -из слова лен  - цифру     (ноль)

           -из слова лей  - название дерева (ель)

           -из слова ток – домашнее животное (кот

           -из слова шел – неправду (ложь))

      6.Какие два значения имеет каждое слово?           (грамматическ и лексическое)

  1. В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова?
  2. Какой раздел русского языка мы должны знать, чтобы правильно определить грамматическое значение слова?(Грамматика состоит из словообразования, морфологии, синтаксиса,- мы должны знать эти разделы)

 

У ДОСКИ:  написать фонетическую транскрипцию слов, расставить ударение.

один -                                   трава -                           взяла  -     

село -                                    часы –                            алфавит-

библиотека-                        украинский-                  поняла-

                                                                            

  1. Речевая тема ( учебник: Н.Ф. Баландина ,..Русский язык,

5 класс)                                             

  1. Учитель читает текст:  стр. 162.
  2. Словарная работа : стр. 163.
  3. Упр. 357 (перевод с украинского языка на русский).
  4. Упр. 358( прочитать за учителем опорные слова и выражения).
  5. ОТВЕЧАЙТЕ: вопросы к тексту, стр. 163.
  6. Иллюстрация картины Левитана И. «Вечерний звон» -
    • чтение стихотворения «Левитан» стр. 161 – учитель,
    • упр. 363 – самостоятельно ( молча).

        

           ИТОГ: отвечаем на вопросы к  иллюстрации

  

     7. Учитель предлагает учащимся  свой вариант сочинения-описания картины.

     В суете, в вечных заботах, спешке мы не замечаем порой красоту родных мест, природу, которая делает нашу жизнь, нас духовно богаче.

     А именно пейзажная живопись заставляет остановиться, проникнуться красотой окружающего мира.

     Картина  Исаака Левитана « Вечерний звон» заключает в себе образ, необыкновенно упоительный, завораживающий в своем спокойствии вечера, уходящего дня, прославляющий родную, близкую сердцу русского человека природу, маленький уголок родного края.

     Закат… Лучи заходящего солнца касаются верхушек деревьев, золотят купола церкви. Аллеющее небо отражается в спокойном течении реки. По ней плывет лодка, на которой вырисовывается еле заметная,  одинокая фигура человека.

     Кажется, что в этом маленьком мирке царят согласие, благополучие, о которых вещает размеренный звон колоколов.

     Заканчивается день, все замирает в предвкушении сна, отдыха, чтобы завтра с новыми силами продолжить движение, а значит – жизнь.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 

  1. Фонетическая разминка ( переход к  изучению языковой темы урока)

                  1

     Заяц косой сидит за осокой –травой.

                      2                                  3

Смотрит косой, как девушка с косой

                             4

Косит траву косой.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1.   Научиться различать имена сущ.

                            2.    Уметь определять род им. сущ.

                            3.    Уметь определять число  им. сущ.

 

 

  1. Учащиеся повторяют, отрабатывают произношение звуков.

2. Если вы заметили , к какой группе слов относятся слова косой (заяц) и косой(девичья) –ОМОНИМЫ ( 2,3,4).

  1. Определим , какой частью речи является слово « косой» в позициях-1,2.  Как мы определяем часть речи?

-определяем общее значение,

      -вопрос, на который отвечает,

      -способ изменения или неизменения,

      -синтаксическая роль.

В 5 классе мы з вами повторяем, углубляем ваши знания о частях реч, не разбирая их синтаксическую роль.

Итак, задаем вопрос. Какой?

 Косой заяц.    Имя прилагательное.

Обозначает признак.   (1)

 

(2) Кто это?      Косой.

Обозначает предмет.

 

ВЫВОД: (2) – имя существительное.

 

  1. Закрепим Ваши умения определять, находить имена существительные.

ДОСКА:

  • Образуйте имена сущ.

     Высокий - …высота, добрый - …доброта, белый - …белизна, ясный-…ясность, точный - … точность, двигаться - …движение, читать -…чтение, организовать - …организация.

  • Запишите:

Цветы - … фиалка, роза, подснежник.

Деревья-…дуб, осина, береза.

Животные-…слон, олень, собака.

Металлы -…медь, железо, цинк.

Чувства -… радость, печаль, огорчение.

Действия - … прыжок, бег, переворот.

 

ИТАК: Дайте определение имени сущ. как части речи!

 

ПРОВЕРИМ по ученику : стр. 175 ( читаем определение)

 

  1. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ РОД – подтвердим это  конкретными примерами.

!!! Карточки для наблюдений учащимся с высоким уровнем познавательной активности.

ЗАДАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА.

КАРТОЧКА №1.

Определите род имен существительных:  умница, забияка, плакса, тихоня.  ( Имена сущ. общего рода)

Валя – большая умница

Петя – большая умница

 

КАРТОЧКА №2

Определите род имен существительных: врач, директор, завуч, инженер.          ( Имена  сущ.  М.р.)

Врач Петрова

Врач Іванов

 

  • Всем учащимся: ДОСКА:

    Біль      м.р    - боль  ж.р.             

    Степ   м.р.   – степ ж.р.

    Підпис м.р. – попись ж.р.

    Тополя ж.р. – тополь м.р.

    Президія ж.р. – президиум м.р.

   Ярмарок м.р. – ярмарка ж.р.

             

  -УПР. 390 ( стр. 176)

           

   - ДОСКА: определите род имен сущ. – в 3 столбика (В ТЕТРАДЬ)

Герой, боль, грусть, жужжание, пыль, инженер, тополь, трюмо, поэт, чучело, знамя, картофель, шаль.

 

  1. ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ЗАДАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА.

КАРТОЧКА №1

Определите число имен сущ.

Сахар, мука, красота, соль, чистота, железо, Днепр.

                                                    ( Только в ед. ч.)

КАРТОЧКА №2

Определите число имен сущ.

Всходы, брюки, весы, дрова, выборы, вилы, каникулы.

                                                  ( Только во мн. ч.)

  • Всем:

Распределите в колонки:

 

В обох числах                                   Т в ед.ч                Т.во мн.ч

 

халат                                               бархат           ворота

вокзал                                               малина            носилки

учитель                                           порох               чернила

костюм                                           прохлада         детвора

 

Ш. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

 

1У. ОЦЕНИВАНИЕ.

 

У.  Дом. задание.

1. Составить рассказ « Вид из окна»

2.Повторить по тетради.

3.Составить 5 предложений

 ( 3 – с именами сущ. м.р., ж.р., ср.р)                                                  

 ( 2 – с именами сущ. ед. ч. и мн. ч.)

 

 

 

 

doc
Додано
29 жовтня 2020
Переглядів
386
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку