Имя существительное как часть речи

Про матеріал
Урок з російської мови для 6-го класу на тему "Іменник як частина мови": морфологічні ознаки, синтаксична роль. Іменники у фразеологізмах та віршах російсих поетів.
Перегляд файлу

Криворізька  загальноосвітня  школа  І – ІІІ ступенів № 21

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект уроку  російської  мови
в 6 класі

«Имя существительное как часть  речи»

 

 

Підготувала

вчитель  російської  мови

Клічнікова  Тетяна  Вікторівна

 

 

 

м. Кривий  Ріг

2020 рік

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Урок русского языка в 6 классе.

      Ф.И.О. учителя: __Кличникова  Т. В._________________________________

      Класс: 6

      Тема урока:        Имя существительное как часть речи.

      Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в теме «Имя существительное».

  Цели урока:

Образовательные: формировать умение определять имена существительные, отличать их от других частей речи, повторить грамматические признаки существительных.

Развивающие: развивать  умение формулировать проблемный вопрос, развивать умение  учащихся составлять кластеры,  развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою учебную деятельность, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

 

 Планируемые результаты.

Предметные: научиться выявлять грамматические признаки имени существительного по алгоритму выполнения лингвистической задачи

УУД:

коммуникативные: 

владеть монологической и диалогической формами речи  в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

регулятивные:

 проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи.

Форма урока: комбинированный урок

Тип урока: урок рефлексии

Образовательные технологии: здоровье сбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, самоанализа и коррекции действий, информационно – коммуникационных технологий, речевого критического мышления.

Дидактическое пространство урока:

- карточки «Светофор»,

- презентация  в программе «Microsoft PowerPoint »     

Оборудование:  экран, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тетради, учебники, листы А-4, фломастеры

Примечания:

П – предметные результаты; М – метапредметные результаты(УУД – универсальные учебные действия – регулятивные, познавательные, коммуникативные); Л – личностные результаты.

 

Ход урока

Комментарии, результаты по ФГОС

1.Организационный момент. Приветствие.

Проверка подготовленности к уроку.

Оформить в тетради запись числа, классной работы.

Определение настроя на урок. Слова ободрения.                                   (слайд 1)

УУД: Р - организационные умения - формирование навыков самоорганизации, самодисциплины.

Л: аккуратность, ответственность, доброжелательность.

УУД: К – общение.

2.             Вызов:

Актуализация знаний.

Визуалам - определите, какие слова вы видите на слайде? Кинестетикам - откройте коробки у вас на столах, запишите названия предметов, которые нашли в них.

Предметы одинаковые в коробках, на слайде, но на слайде есть слова «дружба», «радость».

Аудиалам -  все слова  проговорить вслух. Почему на слайде слов больше, чем в коробке, что можно сказать о последних двух словах? Будут ли они обозначать предмет? (сравнение: конкретные и отвлеченные)

Какая часть речи обозначает предмет? (существительное)

Следовательно, о какой части речи мы будем говорить на последующих уроках? (существительное)

Что необходимо сделать, чтобы мы были готовы к изучению новых сведений по теме «Имя существительное»? (повторить материал)              (слайд 2, 3)

УУД: П – анализ, синтез, абстрагирование.

УУД: К – усвоение информации с помощью компьютера.

Л: воображение, быстрота действий.

   3.Самоопределение к деятельности.

Постановка целей  и задач деятельности.

Дети формулируют цели урока:

1.Повторить сведения о существительном, которые были изучены в 5 классе.

2.Научиться отличать существительные от других частей речи.

3.Научиться определять и ликвидировать пробелы в своих знаниях по теме.       (слайд 4)

Надпредметные: целеустановка, планирование, умение формулировать учебные задачи.

  1. Повторение сведений о существительном.

Прием РКМЧП «мозговая атака»

Вспомните все, что вы знаете о существительном, запишите на листке,

все сведения выносятся на доску при общем обсуждении, разногласия не критикуются, а выясняются. Несогласия обсудить.

Получили необходимый набор сведений, которым владеют обучающиеся до начала работы.

 

УУД: П - анализ, обобщение.

УУД: Р – умение общаться, уважать чужую точку зрения.

П: повторение сведений о существительном.

Л: самодисциплина, принципы правильного проведения.

  1.    Осмысление содержания:

Практическая работа

Составление кластера в парах.

Работа с теорией на странице      учебника, определите, все ли мы учли в своем кластере? Дописать информацию в кластере.

На листочках на доску вывесить все варианты, обсудить все, с помощью документ камеры спроецировать на доску лучшие. Записать в тетрадь-справочник лучшие кластеры.

Возможный вариант.

 

 

Автор и источник заимствования неизвестен

 

 

УУД: П – обобщение, моделирование.

УУД: К – умение вести диалог.

УУД: Р – выбор способов деятельности

Л: воображение, быстродействие.

П: сведения о существительном.

  1. Пропедевтика.

Работа по карточкам:

Определите падеж имен существительных в словосочетаниях: спуститься в метро, стоять перед метро, иду к  метро. Разный ли падеж  существительного – метро. Меняется ли форма слова при этом? Как они могут называться?

Это несклоняемые имена существительные. Пометим их  место в кластере. Где их место?

Посмотрите на следующие темы в своем учебнике, назовите их, какое место на схеме они могут занять? Определите для себя, с какими темами мы будем знакомиться дальше?

Физкультминутка                                 (слайд 5)

 

П: формирование умение определять логическое распределения теоретического материала по темам.

УУД: Р – выбор способов деятельности.

УУД: П – классификация, моделирование, обобщение.

УУД: К – общение в сотрудничестве.

Л: воображение, инсайт (интуиция).

 

УУД: формирование рефлексии.

 

  1. Работа с учебником.

Стр.    Упражнение    . Какие новые сведения о существительном почерпнули? Чем они вам интересны? Как  и где мы ими можем воспользоваться? Для чего можно использовать?

Упражнение    . Какие новые сведения  о собственных и нарицательных существительных узнали?

Беседа о личностной заинтересованности в успешной профессиональной деятельности обучающихся с выводом:

-Можно предположить, что если кто из вас вырастет и изобретет какой – нибудь полезный для всего человечества предмет, то и ваше имя останется навсегда в памяти благодарных потомков, хотя и станет нарицательным.

 

Л: самостоятельность.

УУД: Р – аккуратность, внимательность.

 

 

 

 

 

 

Л:  любознательность ученика, личностная заинтересованность в успешной профессиональной деятельности.

 

  1. Рефлексия:

Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? Что вы запомнили лучше всего?

Какие новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?

Где могут пригодиться вам эти сведения?

Определите каждый для себя, что из повторенного материала вызывает у вас затруднение? Запишите это на своих листочках.

Л: оценка, самооценка.

УУД: П – сравнение, систематизация, анализ.

 

  1.  Домашнее задание:

Прочитайте упражнение     . Что необходимо повторить, чтобы выполнить это упражнение. (Таблицу падежных окончаний на странице      учебника). Упр.     . выполнить письменно.

Добавьте в свое домашнее задание, что вам необходимо выучить те сведения, о которых вы себе написали в листе затруднений.      (слайд 6)

УУД: Р – выбор способов деятельности.

Л: внимание, активность.

  1. Оценивание:

На доске карточки: красные, зеленые, желтые.

Подойдите к карточкам и возьмите себе карточку.

Если оцениваете свою работу на высший балл – зеленую, если вы считаете, что над многим нужно еще поработать – желтую, если вы недовольны и собой и своей работой – красную. Объясните выбор.                                    (слайд 7)

Л: самодисциплина, самоуважение, самооценка.

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005.№4.
  2. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП.// газ. «Русский язык», 2009, №7.
  4. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.
  5. Трунцева Т.Н. Рабочая программа по русскому языку. 6 класс ФГОС. – М.: ВАКО, 2013.
  6. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ (М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. редактор Н.М. Шанский). – 4 изд. – М. : «Просвещение», 2014.

 

      Интернет ресурсы:

  1. http://adalin.mospsy.ru/

   

 

 

 

 

 

 

КУБИК

 

КАРАНДАШ

 

ЛОШАДЬ

 

КРУЖКА

 

КУБИК

 

КАРАНДАШ

 

ЛОШАДЬ

 

КРУЖКА

 

 

 

 

 

 

ВИЗУАЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

КИНЕСТЕТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИАЛЫ

 

 

 

1

 

doc
Додано
6 квітня 2020
Переглядів
841
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку