Интегрированный урок
(природоведение и изобразительное искусство)
Природоведение. Домашние животные.
Изобразительное искусство. Анималистический жанр и его особенности. Рисунок животного «Верные друзья человека».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о домашних животных;
познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их
особенностями; совершенствовать знания о анималистическом
жанре и его особенностях;
развивать устную (монологическую) речь и обогащать
словарный запас; формировать коммуникативные навыки
общения;
воспитывать любовь к домашним животным, ответственность
за них и бережного отношения к ним.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: презентация, слайд-шоу «Наши питомцы», карточки-схемы.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
1. Приветствие.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все красиво дружно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
2. Минутка синоптика
- Слово синоптику сегодняшнего дня.
- Сегодня, _____. Состояние неба _____, осадки ______, температура воздуха ___, ветер ______, другие явления природы________.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о братьях наших меньших.
3. Работа в группах
- Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам объединиться в группы и отгадать загадки, а отгадки записать в кроссворд.
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Пятый хвост,
Шестая грива. (Лошадь)
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
А хвост – закорючкой. (Собака)
|
|
|
|
4 |
2 |
|
|||
1 |
|
|
||
к |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- О ком были все загадки? (О животных)
- Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (Кошки)
- Скажите, с кем кошки часто ссорятся? (С собаками)
- Так, кто сможет нам сказать, какую тему мы будем продолжать изучать?
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
V. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
4. Знакомство с анималистическим жанром
- Ребята, на уроках изобразительного искусства мы с вами говорили о разных жанрах. Какие это жанры, давайте вспомним.
Если видишь на картине
Hарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Hазывается – пейзаж
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Hазывается - портрет.
- Ребята, как вы думаете, кого или что раньше всего люди стали изображать? - Изображение животных- тема в искусстве, пожалуй, самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов и сцены охоты. Первобытный человек охотился на животных, животные для него были источником жизни. Поэтому, наблюдая за поведением и повадками животных, люди могли изображать их достаточно похожими.
Анималистический жанр —изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.
- Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?
6. Чтение информации о кошках
- А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.
7. Знакомство с породами кошек
- До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
- Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
- Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
8. Творческая работа «Мой питомец»
- Дети подготовили рассказ о своём питомце.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
9. Знакомство с породами собак
Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку.
- А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец
. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.
Всех собак можно разделить на три большие группы:
- Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе.
- Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом?
- А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет?
- Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
- И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
10. Творческая работа «Мой питомец»
- А сейчас дети расскажут о своих питомцах - собаках.
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
11. Проблемный вопрос
- Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?
- Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.
- Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.
- Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.
12. Практическая работа
- Я предлагаю вам нарисовать своего домашнего питомца.
- Рассмотрите пошаговую схему рисунка кота и собаки. (На столе у каждого ученика лежит карточка-схема).
- Приступайте к работе.
VIII. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
13. Выставка работ учащихся.
14. Самооценивание
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Подготовить информацию о разных породах кошек и собак.